Ефременко Максим Андреевич, преп., orurinst@rambler. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В.Лукьянова
EFFICIENCY OF USE OF EQUIPMENT OF BLO WS HANDS AND FEET STAFF
OF LA W-ENFORCEMENT BODIES
M.A. Efremenko
For control of offenses and administrative offenses, for detention, bringing of the persons who committed crimes for overcoming of counteraction to legal requirements, police officers can use physical force. In this regard effective use of equipment of blows hands and feet in activity of police officers is enough.
Key words: equipment of blows of hands and feet, use by employees of shock equipment.
Efremenko Maxim Andreevich, teacher, orurinst@rambler.ru, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukianova
УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОРЛОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ
ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА
А.В. Кириков
Комплексные практические занятия по физической подготовке включены в рабочую учебную программу по физической подготовке и проводятся в конце каждого семестра, предваряя зачет и подводя итоги работы в семестре. В статье показано примерное содержание и организация комплексных практических занятий по физической подготовке, критерии оценки их и работы преподавателей.
Ключевые слова: комплексные практические занятия, боевые приемы борьбы, физическая подготовка, учебные занятия, курсанты.
Комплексные практические занятия, это такие занятия, содержание которых состоит из упражнений, приемов и действий различных разделов физической подготовки.
Основой для внедрения комплексных практических занятий в учебный процесс явились результаты исследований эффективности предметного и комплексного методов обучения и тренировки, проведенных физиологами и педагогами. Изучение на каждом занятии различных по структуре, характеру и силе проявления физических качеств и упражнений, приемов и действий, с одной стороны, обогащает занимающихся большим объемом разнообразных двигательных навыков и
способствует комплексному развитию физических качеств, а с другой стороны, обеспечивая волнообразный характер нагрузки, способствует повышению подвижности нервных процессов. Переключение в одном занятии с одного вида деятельности на другой является важным моментом активного отдыха, способствующего повышению работоспособности организма и возможности интенсификации учебного процесса.
Процесс обучения курсантов и слушателей предполагает активизацию сознательного отношения к приобретению профессиональных умений, знаний, навыков, компетентности и эрудиции посредством новых методов и форм воспитания. Он заключается в системном чередовании в ходе образовательного процесса проведение предметных тематических и комплексных практических занятий в сочетании с участием курсантов и слушателей в учебных, тренировочных занятиях и соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта.
Однако содержание комплексных практических занятий должно соответствовать объему изученного программного материала и, соответственно, рабочему учебному плану. Отсюда следует, что в процессе обучения в первом и втором семестрах содержанием занятия должны включать в себя различные разделов физической подготовки:
1. Вариант «А» - легкая атлетика, преодоление препятствий, боевые приемы борьбы;
2. Вариант «Б» - боевые приемы борьбы, легкая атлетика, самозащита, преодоление препятствий, гимнастика;
3. Вариант «В» - гимнастика, легкая атлетика, боевые приемы борьбы.
Основная задача всех занятий - повышение общего уровня физической подготовки курсантов и слушателей.
Занятия следует проводить по трем вариантам и в каждом из них значительное время уделять совершенствованию боевым приемам борьбы, так как данное направление является важнейшей составляющей профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
В третьем и четвертом семестрах обучения практические занятия в обязательном порядке должны включать в себя упражнения из различных разделов физической подготовки.
Совершенствование боевых приемов борьбы должно проводиться в сочетании с преодолением полосы препятствий и упражнений на гимнастических снарядах, а также в беге на короткие дистанции и учебно-тренировочных схватках. Задача этого этапа обучения-поддержания уровня общей физической подготовки и совершенствования боевых приемов борьбы после физической нагрузки.
В ходе таких занятий курсанты и слушатели реализуют приобретенные умения и навыки, которые были прочно усвоены на предыдущих предметных практических занятиях. Преподаватель должен
обращать внимание курсантов и слушателей на допущенные ошибки после выполнения серии действий и всего задания. Замечания преподавателя должны быть кратки, конкретны, без подробного разбора ошибок в деталях.
В содержание комплексных практических занятий в пятом, шестом семестрах обучения включаются упражнения с учетом межпредметных и межкафедральных связей. На данном этапе обучения преподаватели кафедры должны тесно взаимодействовать с преподавателями других предметов и других кафедр. Главная задача преподавателей при определении содержания учебного занятия состоит в том, чтобы создать набор служебных ситуаций, определить тот программный материал, который дает возможность правильно разрешить их, разработать варианты алгоритмов правильных действии.
В ходе проведения занятий они также не вмешиваются в действия обучаемых при совершении ими мелких ошибок или неточных действий. Основная задача занятий на этом этапе обучения - проверить усвоение курсантами программного материала, умение применить свои теоретические знания на практике, умение грамотно и качественно выполнять боевые приемы борьбы, реакция сотрудника в чрезвычайной ситуации, проявление профессионально значимых психических качеств.
Содержание комплексных практических занятий в седьмом и восьмом семестрах обучения состоит из выполнения слушателями профессиональных двигательных действий работников подразделении органов внутренних дел в экстремальных ситуациях служебного характера. Цель преподавателя на данном этапе - контролировать уровень подготовленности обучаемых и вмешиваться только при нарушении ими мер безопасности. В то же время целесообразно организовывать и проводить деловые игры, учения. В них должны участвовать преподаватели из профилирующих кафедр, так как смысл их проведения состоит в проверке усвоения слушателями всего программного материала.
Для повышения эффективности профессионального обучения моделируются разнообразные условия профессиональной деятельности проведением занятий преимущественно на специализированной полосе препятствий для сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения. Эмоциональное напряжение создается за счет преодоления полосы препятствий в условиях соревнования с соперником, бегущим по соседней полосе препятствий. Учебные комплексные практические занятия проводятся с участием преподавателей профилирующих кафедр. Каждый из них занимает место на полосе препятствий с заданием по специальной подготовке и оценивает действия каждого курсанта исходя из требований этой дисциплины.
Цель преподавателей - определить уровень подготовленности обучаемых, поэтому в ходе занятий они контролируют действия
занимающихся и вмешиваются только при нарушении им мер безопасности или совершения грубой ошибки.
Примерное содержание комплексного задания.
Место проведения - загородная учебная база, включает в себя 200-метровую беговую дорожку, 100-метровую полосу препятствий, тир.
Форма одежды - повседневная (девушки в спортивной обуви).
Материальное обеспечение - гимнастические снаряды и сооружения на полосе препятствий; макеты ножей, палок, пистолетов; кобуры, учебные и боевые пистолеты Макарова (ПМ) и патроны, магазины ПМ, медицинское оборудование, наручники, защитное снаряжение для рукопашного боя.
Порядок выполнения задания:
1. Запоминание информации с ориентировками трех угнанных транспортных средств - 1минута (без записи), бег 50 метров.
2. Осмотр регистрационных номеров, определение признаков подделки (государственных номеров, кузова, двигателя, документов водителя), бег 30 метров.
3. Выполнить защиту от удара вооруженного или не вооруженного правонарушителя с использованием болевого приема, ускорение 20 метров.
4. Выполнение действий по оказанию до врачебной помощи пострадавшему.
5. Оформление схемы места дорожно-транспортного происшествия
(ДТП).
6. Извлечение из салона макета автомобиля «правонарушителя», оказывающего пассивное сопротивление.
7. Выполнить обезоруживание в ситуации угрозы применения правонарушителем огнестрельного оружия на близком расстоянии с последующим силовым задержанием, обыском, надеванием наручников или связывание ремнем.
8. Преодолеть полосу препятствий, в которую входят следующие снаряды: брусья, стена, «кочки», ров, лабиринт, бум, завал, ход сообщений.
9. Стрельба из ПМ в тире, из макета патрульной машины.
10. Сообщение по рации о преследовании транспортного средства, пытающегося скрыться с места совершения ДТП, бег 30 метров.
11. Единоборство с правонарушителем в течение 2-х минут по правилам рукопашного боя.
12. Воспроизведение информации об угнанных транспортных средствах.
Обучающая система, построенная на комплексных практических занятиях, направлена на сознательное восприятие изучаемого предмета слушателями. Для этого в ходе практических занятий используется батарея штатных ситуаций оперативно-служебного характера. В результате происходит воздействие на совершенствование интеллекта курсантов и слушателей, повышение их мотивации в освоении предлагаемого
материала, формирование навыков управления психическими процессами возбуждения и торможения, проявление волевых усилий.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № Э-ФЗ «О полиции». URL: http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html / сайт Российской газеты (дата обращения: 11.11.2014).
2. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б. Боевые приемы борьбы: учеб.-метод. пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2010.
3. Боевые приемы борьбы: учеб.-нагляд. пособие / В.Н. Лавров [и др.]. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.
4. Воронин Д.И., Камилов Р.Р. Средства и методы предупреждения травматизма при проведении занятий по физической подготовке с сотрудниками ОВД: учебн.-метод. пособие. Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2009.
5. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы: учебн.-метод. пособие / под общ. ред. А.В. Карасева. М.: ЦОКР МВД России,
2009.
6. Применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: хрестоматия / сост.: М.В. Барышников, Е.Г. Капустина. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.
7. Тактика применения боевых приемов борьбы: учебн.-метод. пособие / под общ. ред. А.В. Карасева. М.: ЦОКР МВД России, 2010.
8. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2010.
Кириков Александр Васильевич, ст. преп., orurinst@rambler. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В.Лукьянова
THE CONTENT AND ORGANIZATION OF COMPLEX PRACTICAL EXERCISES IN PHYSICAL TRAINING IN THE OREL LAW INSTITUTE OF MIA RUSSIA BEHALF
OF CENTURIESLUKYANOVA
A. V. Kirikov
Practical complex-training on physical preparation is included in the working training program on physical preparation and is carried out at the end of each semester, as if, preceding offset and summing up the work results in a semester. The approximate contents and the organization of a complex practical training for physical preparation, criteria of their assessment and work of teachers are shown in article.
Key words: complex practical, fighting methods of fight, physical preparation, studies,
cadets.
Kirikov Alexander Vasilyevich, senior teacher, orurinst@rambler.ru, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov