Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
совершенствование профессиональноприкладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций
мвд россии
perfection of the professionally-applied physical preparation of students and listeners educational organizations of mia of russia
УДК 796:378.6
А.Н. КУЛИНИЧЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) тел. (4722) 52-55-35
A.N. KULINICHEV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. ВОРОТНИК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) тел. (4722 )52-55-35
A.N. VOROTNIK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. кДНДАБДр
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) тел. (4722 )52-55-35
A.N. KANDABAR
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена совершенствованию профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Авторы раскрывают основные средства и методы, обеспечивающие эффективность процесса обучения. Приобретенный курсантами и слушателями на занятиях по физической подготовке арсенал профессионально-прикладных навыков способствует эффективности выполнения оперативно-служебных задач.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты, слушатели, оперативно-служебные задачи, физические качества, навыки, средства, методы, полоса препятствий, боевые приемы борьбы.
Abstract: the article is sanctified to perfection of the professionally-applied physical preparation of students and listeners of educational organizations of МВД of Russia. Authors expose the fixed assets and methods, providing efficiency of process of educating. Purchased by students and listeners on employments on physical preparation arsenal of the professionally-applied skills, will provide efficiency of implementation by them operatively-official tasks.
Keywords: professionally-applied physical preparation, students, listeners, operatively-official tasks, physical qualities, skills, facilities, methods, stripe of obstacles, battle receptions of fight.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
19
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Анализ статистических обзоров МВД России дает нам основание полагать, что современная преступность постоянно совершенствуется, применяя различные средства и способы для совершения преступления, не останавливаясь перед применением насилия в самых жестоких формах. Так, за период январь - апрель 2015 года зарегистрировано 736,5 тыс. преступлений, или на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 56 субъектах Российской Федерации. В результате преступных посягательств погибло 11 тыс. человек, здоровью 16,8 тыс. человек причинен тяжкий вред. За данный период зарегистрировано 533 преступления террористического характера (+62,5%) и 487 преступлений экстремистской направленности (+27,8%) [3].
Деятельность сотрудников правоохранительных органов носит весьма напряженный и экстремальный характер. От сотрудника полиции требуется умение действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психологических нагрузок. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса физической подготовки при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к предстоящей оперативно-служебной деятельности, с учетом сочетания общей физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки. Наличие арсенала навыков профессионально-прикладной физической подготовки обеспечивает эффективность выполнения стоящих перед полицейскими задач.
Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений, формирующих прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности сотрудника органов внутренних дел к успешной профессиональной деятельности.
Навыки преодоления различных препятствий во время преследования правонарушителей, грамотные действия в ситуациях, связанных с применением боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, выходят на первый план в противостоянии с преступником.
Определение средств и методов, направленных на повышение качества подготовки курсантов и слушателей по преодолению различных препятствий, применению боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечивает эффективность проведения занятий по физической подготовке, целями которых являются формирование профессионально-прикладных двигательных навыков.
Основными средствами физической подготовки являются физические упражнения. В зависимости от преимущественного значения упражнений для развития физических качеств они разделяются на развивающие силу, быстроту, ловкость и выносливость, а также формирующие профессионально-прикладные навыки ускоренного передвижения, преодоления препятствий, применения боевых приемов борьбы. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений.
Использование на занятиях по физической подготовке специализированных полос препятствий, моделирующих ситуации оперативнослужебной деятельности позволяет комплексно совершенствовать все основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость. В содержание занятий включаются упражнения на преодоление различных искусственных и естественных, горизонтальных и вертикальных препятствий, в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты и с оружием.
Для обучения основным способам преодоления препятствий и выработке у сотрудников физических и волевых качеств оборудуется специализированная полоса препятствий (рис. 1).
рис.1
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
20
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Длина полосы - 100 м. 1 - линия начала полосы; 2 - участок для скоростного бега; 3 - ров шириной по верху 2, 2.5 и 3 м; 4 - лабиринт; 5 - забор высотой 2 м с наклонной доской; 6 - разрушенный мост высотой 2 м; 7 - разрушенная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5 и 1.8 м; 8 - стенка высотой 1.1 м с двумя проломами; 9 - колодец и ход сообщения; 10 - траншея глубиной 1.5 м; 11 - беговая дорожка.
С большинством простейших приёмов преодоления препятствий обучающиеся обычно знакомы из школьной программы, однако навыки быстрых и сноровистых действий у них не закреплены. Это необходимо учитывать при организации процесса обучения. Следует учитывать и взаимосвязь структур двигательных действий на полосе препятствий и в других разделах физической подготовки. Например, техника ходьбы, бега, прыжков, применяемая на полосе препятствий, в своей основе аналогична технике этих действий при выполнении упражнений по ускоренному передвижению. Занятия по прикладной и атлетической гимнастике, проводящиеся с целью развития ловкости, силы и силовой выносливости, воспитания смелости и решительности, в содержание которых включаются упражнения на перекладине, брусьях, упражнения в лазании по канату, шесту, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, толчок (жим) гири, акробатические упражнения также являются базисом для формирования навыков преодоления препятствий.
Для совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки и качественной организации обучения необходимо определить наиболее целесообразные методы обучения. В принципе возможны два противоположных подхода к освоению структуры двигательных действий: без расчленения их на составные элементы и с расчленением.
В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе целостной структуры полосы препятствия. Ознакомление курсантов (слушателей) с полосой препятствий и объяснение её элементов должно быть кратким, четким и ясным. Прежде всего, на первом занятии преподаватель сообщает курсантам о элементах, составляющих полосу препятствий, последовательности и правилах их преодоления, затем идет показ порядка преодоления полосы препятствий.
Во втором случае - действие (или совокупность действий) подразделяют на составные
элементы и осваивают их поочередно, к примеру: преодоление рва; лабиринта; забора; разрушенного моста; разрушенной лестницы и т.д. В дальнейшем, когда курсанты (слушатели) полностью изучат технику преодоления всех элементов данной полосы препятствий, выполняется её целостное прохождение на время.
Выполнение преодоления полосы препятствий с изменениями условий упражнения предъявляют к организму обучающихся новые, сложнокоординационные двигательные требования, что, в свою очередь, увеличивает его функциональные возможности. Вариативность сложности и содержания полос препятствий достигается путем изменения параметров движения (скорости, темпа), смены способов выполнения заданий, изменения высоты препятствий, а также изменения последовательности, протяженности и количества этапов полосы.
Выполняя задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей [1].
Для подготовки курсантов и слушателей к действиям, связанным с применением боевых приемов борьбы, учебная дисциплина «Физическая подготовка» содержит раздел «Боевые приемы борьбы».
На каждом этапе изучения данного раздела определяется цель, соответствующая приоритетному развитию того или иного направления:
- этап базовой специализации - освоить технику выполнения боевых приемов борьбы до уровня умения;
- этап углубленной специализации - освоить технику выполнения боевых приемов борьбы до уровня навыка;
- этап индивидуального технико-тактического мастерства - выработать у каждого обучающегося стереотип технико-тактических действий, максимально используя его индивидуальные особенности;
- этап тактико-специальной подготовки - подготовить курсантов к действиям в усложненных, экстремальных ситуациях.
Подготовка курсантов и слушателей к выполнению оперативно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей с применением боевых приемов борьбы, в первую очередь должна основываться на формировании навыка выполнения быстрых и
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
21
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
четких защитных и атакующих действий. Здесь нужен такой подход, чтобы обучающийся понимал всю ситуацию боя и мог адекватно реагировать на действия правонарушителя.
Задачи, решаемые в процессе изучения раздела «Боевые приемы борьбы», позволяют осуществлять совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства; тактику действий в различных экстремальных ситуациях; вырабатывать способность к нахождению правильных решений выхода из различных экстремальных ситуаций; воспитывать тактическое мышление для эффективного решения ситуационных задач.
Использование методики комплексного применения средств физической подготовки, направленных на развитие координации и боевых приемов борьбы, позволяет формировать у курсантов навык быстрого ответного реагирования на действия противника.
Совершенствование тактико-технических действий применения боевых приемов борьбы рекомендуется с использованием следующих упражнений:
- И.П. - обучающийся и ассистент находятся спиной к спине; преподаватель визуально демонстрирует ассистенту задание (нападающие действия); по команде преподавателя обучающийся и ассистент разворачиваются лицом друг к другу - ассистент нападает, обучающийся выполняет защитные действия, применяя боевой прием борьбы, осуществляет 2-3 шага конвоирование.
- И.П. - обучающийся и ассистент находятся на расстоянии 5 метров спиной друг к другу; преподаватель визуально демонстрирует ассистенту задание (нападающие действия); по команде преподавателя обучающийся и ассистент разворачиваются лицом друг к другу - обучающийся выполняет 2 кувырка вперед и отражает нападение ассистента, применяя боевой прием борьбы, осуществляет 2-3 шага конвоирование.
- И.П. - обучающийся и ассистент находят-
ся на расстоянии 2 метров спиной друг к другу; преподаватель визуально демонстрирует ассистенту задание (нападающие действия); по команде преподавателя обучающийся и ассистент разворачиваются лицом друг к другу - обучающийся выполняет 10 вращений вокруг своей продольной оси, затем отражает нападение ассистента, применяя боевой прием борьбы, осуществляет 2-3 шага конвоирование.
Данные упражнения способствуют формированию навыков быстрой адаптации к изменяющейся обстановке, выполнению правильных технических действий применения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях, в условиях дефицита времени.
При проведении тренировок используются разнообразные методы, чаще всего используется повторный метод, наряду с которым для совершенствования быстроты простой реакции применяют расчлененный, сенсорный и идеомоторный методы тренировки.
Таким образом, совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки с целью формирования необходимых двигательных навыков, обеспечивающих успешность выполнения оперативно-служебных задач, целесообразно базировать на тесной взаимосвязи разделов физической подготовки. Комплексность в использовании средств и методов для проведения практических занятий по физической подготовке, в рамках которых предусматривается моделирование ситуаций служебной деятельности (преодоление полосы препятствий, отражение внезапного нападения с применением боевых приемов борьбы, проведение личного досмотра и конвоирование), позволяет формировать у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России устойчивые навыки грамотных профессиональных действий, обеспечивающих эффективность выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач.
Литература —
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. https://mvd.ru/reports/item/3489441 /
References
1 . Federal law of the Russian Federation of 7 February 2011. № 3-FZ “On police”.
2 . Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from March 31, 2015 № 385 “On approval of the Procedure for the organization of training for filling positions in bodies of internal Affairs of the Russian Federation”.
3. https://mvd.ru/reports/item/3489441 /
(Статья сдана в редакцию 01.07.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
22