И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
. ов. Это нестабильное финансирование отдельных мероприятий, изменение штатного количества преподавателей кафедры физической подготовки, исключение из концепции принципиальных позиций, влияющих на достижение цели и решения поставленных задач.
Для обеспечения реализации концепции формируется соответствующий механизм контроля, включающий в себя создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение поставленных задач.
Литература
1. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / И.С. Барчуков [и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИИ-ДАНА, 2007.
2. Лечебная физическая культура: учебник / С.Н. Попов [и др.]; под ред. С.Н. Попова. М., 2004.
3. ТуманянГ.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие. М., 2006.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М., 2001.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОВД
Е.А. НИКОНОРОВ,
кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Подлипняк
Аннотация. Обосновывается необходимость разработки комплексной научно-обоснованной системы междисциплинарного взаимодействия, позволяющей сформировать устойчивые профессиональные навыки слушателей вузов МВД России и повышения уровня боевой готовности.
Ключевые слова: боевая подготовка, профессиональная подготовка, деятельность органов внутренних дел, специальная тактика.
TACTICAL AND SPECIAL TRAINING AS A COMBAT TRAINING ELEMENT IN LAW-ENFORCEMENT BODIES
E.A. NIKONOBOV,
the candidate of law sciences, the doctoral candidate of faculty ofpreparation of scientific and pedagogical staff
of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article necessity of working out of the complex scientifically-proved system of the interdisciplinary interaction is proved, allowing to generate steady professional skills of listeners of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia and increase of level of alertness.
Keywords: combat training; vocational training; activity of law-enforcement bodies; special tactics.
В современных условиях преступность кардинально изменила и продолжает изменять не только свое внешнее выражение, но и содержание. Речь
идет о том, что преступный мир объединяет все большее количество профессионалов, людей имеющих определенный опыт, знания и умения. Зача-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -
стую, «руководят» такими «профсоюзами» разных уровней чиновники — коррупционеры, что создает благоприятные условия для укрепления организованной преступности.
Более того, уровень технической оснащенности организованной преступности намного превосходит уровень оснащенности правоохранительных органов. Это касается транспорта, оружия, средств связи и т.д. Чтобы противостоять этому необходимо иметь в своем арсенале более совершенные средства. Организованная преступность зачастую не имеет границ, ее действия не зависят от законов, уровень финансирования запределен, чего, к сожалению, нельзя сказать о правоохранительных органах.
Способность ОВД успешно выполнять возложенные на них важные государственные задачи в экстремальных ситуациях определяется состоянием системы управления, реальностью планирования, всесторонней обеспеченностью и главное — высокой профессиональной подготовкой всех категорий сотрудников [1]. Однако в действительности сотрудники ОВД в подобных ситуациях нередко оказываются в достаточной мере неподготовленными, в их действиях нет четкости, слаженности и оперативности.
Как всему этому могут противостоять правоохранительные органы, в частности, ОВД? Преданность своему делу, высокий уровень профессионализма, наличие необходимых знаний, навыков и умений, отличное владение оружием, специальными средствами — все это обеспечивается тактико-специальной подготовкой.
Еще в конце 1980-х гг. руководством страны была поставлена задача повышения профессионализма ОВД. В своем докладе Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев отмечал: «Главное что должно помочь нам решительно поднять уровень работы милиции, — это работа с кадрами, их политическое воспитание, юридическая подготовка и повышение профессионального мастерства»[2]. Основным направлением решения этой задачи является подготовка высококвалифицированных кадров в образовательных учреждениях МВД России, интенсификация служебной подготовки в ОВД. При этом больше внимания должно отводится тактико-специальной подготовке [1].
Тактико-специальная подготовка — составная часть боевой подготовки в ОВД, цель которой — обучение личного состава ОВД умелым действиям в экстре-
мальных ситуациях, заблаговременная подготовка руководящего и начальствующего состава к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени. В основе подготовки лежит разработка и изучение тактических способов и приемов действий в экстремальных ситуациях, применения оружия, боевой и специальной техники и специальных средств, боевых порядков, маневра силами и средствами, овладения руководителями и начальствующим составом методикой управления подчиненными силами.
Тактико-специальная подготовка представляет собой составную часть отрасли специальных знаний науки управления в сфере правопорядка, изучающей проблемы служебно-боевой деятельности системы МВД России, разрабатывающей специфические вопросы применения сил и средств ОВД и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время [3].
Особенности тактико-специальной подготовки обусловливаются особыми задачами и предметом. Тактико-специальная подготовка базируется на таких принципах, как целенаправленность, плановость, постоянная высокая боевая готовность, единоначалие.
В современных условиях роль тактико-специальной подготовки трудно переоценить. Она выступает важнейшей составляющей специальной подготовки ОВД, и одной из центральных учебных дисциплин в образовательных учреждениях системы МВД России.
В ходе тактико-специальной подготовки применяются разные формы обучения: тактико-строевые и тактико-специальные занятия, тактико-специальные учения, участие подразделений и частей специальных войск в учениях с войсками и в командно-штабных учениях. В комплекс тактико-специальной подготовки входят специальная тактика, гражданская оборона, военная топография. Специальная тактика — основа тактико-специальной подготовки [1, 4].
Особую значимость в профессиональной подготовке сотрудников ОВД специальная тактика приобретает ввиду того, что личный состав, поступающий на службу, в большинстве не проходивший службу в армии, оказывается менее профессионально адаптированным. Эта проблема существует и в других ведомствах, использующих в процессе подготовки кадров
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
т акико сгегга 1ьп\ю подготовку (например, УИС Минюста России).
Тактико-специальная подготовка входит в структуру компонента общепрофессиональных учебных дисциплин и является обязательной в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. Цель преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России — получение курсантами (слушателями) знаний, формирование умений и навыков, позволяющих им решать задачи ОВД в особых условиях.
Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативных правовых актов и федеральных органов исполнительной власти, положений и рекомендаций науки, передовой практики деятельности ОВД, внутренних войск МВД России и специальных подразделений других федеральных ведомств по обеспечению общественного порядка и безопасности в особых условиях. Во взаимодействии с другими дисциплинами тактико-специальная подготовка реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников вузов МВД России.
Тактико-специальная подготовка тесно связана со следующими дисциплинами, которые изучаются в образовательных учреждениях МВД России [1]:
• оперативно-розыскной деятельностью ОВД по вопросам организации и проведения оперативно-розыскных и разведывательных мероприятий в специальных операциях;
• административным правом и административной деятельностью ОВД по вопросам организационного построения и правовой основы деятельности ОВД по обеспечению особых административно-правовых режимов;
• криминалистикой, специальной техникой по вопросам проведения следственных действий, осмотра места происшествия, составления графических служебных документов, использования технических средств;
• уголовным правом по вопросам уголовно-правовой характеристики преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, основ конституционного строя и безопасности государства;
• теорией государства и права по вопросам соблюдения законности при выполнении оперативно-служебных задач;
• огневой и физической подготовкой по вопросам применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия в разных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
• психологией по вопросам обеспечения переговорного процесса с правонарушителями и морально-психологического обеспечения группировки сил и средств, привлекаемой к проведению специальной операции.
Цель подготовки кадров в системе ОВД — выпуск высококвалифицированных специалистов в области правопорядка. И сегодня, в период реформирования, преодоления негативных явлений в ОВД задача повышения профессиональной подготовки становится актуальной. Кроме того, первоначальный этап подготовки в вузе играет ведущую роль в становлении личности защитника правопорядка. При этом такая задача является приоритетной не только для МВД России, но и других силовых ведомств.
Учитывая специфику деятельности ОВД, необходимо отметить, что по многим аспектам профессиональная деятельность относится к числу экстремальных, что, в свою очередь, требует соответствующей подготовки. Это подтверждает необходимость комплексной разработки научно-обоснованной системы междисциплинарного взаимодействия, позволяющей сформировать устойчивые профессиональные навыки слушателей вузов МВД России и повышать уровень боевой готовности.
Литература
1. Боевая подготовка работников органов внутренних дел: учебник / под ред. И.А. Дворяка. М. 1991. С. 236—246.
2. Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М. 1988. С. 66.
3. Кашин Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД): автореф. ... канд. пед. наук. СПб, 2005.
4. Киселев А.М. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики: автореф. . канд. пед. наук. Рязань, 2001.