Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России'

К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная подготовка / современные угрозы / сотрудник органов внутренних дел / специальная тактическая подготовка. / specialized training / modern threats / an employee of the internal Affairs / special tactical training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Львович Гросс, Алексей Михайлович Старцев

Рассмотрены некоторые аспекты организации и специфики совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки на фоне возникающих современных угроз. Авторы проводят анализ и делают выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF METHODS OF TEACHING SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Discusses some aspects of the organization and the specifics of upgrading techniques of teaching special training against the background of emerging modern threats. The authors analyze and draw conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России»

© И.Л. Гросс, А.М. Старцев, 2018 УДК 378 ББК 74

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Игорь Львович Гросс,

профессор кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент; Алексей Михайлович Старцев, начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты организации и специфики совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки на фоне возникающих современных угроз. Авторы проводят анализ и делают выводы.

Ключевые слова: специальная подготовка, современные угрозы, сотрудник органов внутренних дел, специальная тактическая подготовка.

Для цитирования: Гросс И.Л., Старцев А.М. К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):285-8.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF METHODS OF TEACHING SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Igor' L. Gross,

Professor of the Department of Special Tactics of the Educational and Scientific Complex for Special Education Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, doctor of pedagogical sciences, associate professor;

Aleksey M. Startsev,

Head of the Department of Special Tactics of the Educational and Scientific Complex for Special Education Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. Discusses some aspects of the organization and the specifics of upgrading techniques of teaching special training against the background of emerging modern threats. The authors analyze and draw conclusions.

Keywords: specialized training, modern threats, an employee of the internal Affairs, special tactical training.

Намеченная Правительством Российской Федерации широкая программа повышения народного благосостояния, охватывающая самые различные стороны жизни нашего общества, включает в себя воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. В

период реформирования государственного устройства, развития демократических принципов деятельности традиционных институтов в Российской Федерации, внутренняя и внешняя безопасность всецело зависят от успешного и оперативного решения сложных задач, стоящих перед различными службами органов внутренних дел, а так же от уров-

ня профессионализма, правовой и нравственно-этической компетенции их сотрудников. Состояние преступности в стране на современном этапе является одним из дестабилизирующих факторов общественного развития, а ее масштабы в ряде регионов Российской Федерации представляют реальную угрозу развития российской государственности, успешному осуществлению социально-экономических реформ, модернизации материально-технического потенциала страны.

Анализ литературных источников показал, что аналогичное положение дел характерно и для многих развитых и развивающихся государств, даже, с устоявшейся экономической и политической системой.

Следовательно, оттого, насколько отлажена система деятельности правоохранительных органов, во многом зависит безопасность функционирования политической, социально-экономической и иных сфер деятельности современного государства. Именно с учетом этих обстоятельств, работе правоохранительных органов и специальных служб уделяется пристальное внимание со стороны государства и общества. Поэтому, на современном этапе развития нашей страны вопросам отбора, подготовки, переподготовки и последующие системное повышение квалификации сотрудников различных служб органов внутренних дел является чрезвычайно актуальной задачей.

Известно, что служебная деятельность сотрудников полиции предъявляет повышенные требования к их общей и специальной подготовке, и прежде всего правильным и эффективным действиям в ситуациях по пресечению правонарушений и преступлений. Результаты оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников полиции и гражданского населения, случайно оказавшегося в местах проведения спецопераций, свидетельствует о том, что в ряде случаев боеготовность личного состава органов внутренних дел еще не в полном объеме отвечает предъявленным требованиям. Анализ практической деятельности ОВД свидетельствует о том, что в ряде случаев сотрудники полиции еще недостаточно подготовлены для эффективного использования всего арсенала приемов и средств обезоруживания преступников с целью пресечения их

противоправных действий. Об этом также свидетельствует нерешительное применение табельного оружия, и боевых приемов борьбы, а также неумение правильно тактически действовать в различных экстремальных [1]. Важность и ответственность задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов, обуславливает необходимость совершенствования системы профессионально-прикладной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Известно, что пути совершенствования специальной тактической подготовки сотрудников ОВД изучались рядом авторов (Ю.Ф. Подлипняк, 1986—2010; В.В. Яншин, 1989; В.А. Шлыков, 1995; П.П. Михеев, 1997; В.П. Вдовиченко, 2001;И.Л. Гросс, 2002; А.И. Щипин, 2004; Д.Г. Сафонов, 2010), которые в своих работах убедительно доказали необходимость постоянного совершенствования учебного процесса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и внедрения в него наиболее эффективных технологий выработки профессионально-прикладных навыков сотрудников полиции.

Под специальной тактической подготовкой нами понимается комплексный, педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, совершенствование приобретенных навыков стрельбы из боевого оружия и эффективным тактико-техническим действиям при решении оперативно-служебных задач. Это единство проявляется в той или иной степени при проведении спецопераций, и прежде всего, в экстремальных условиях служебной деятельности оперативных сотрудников полиции [2, с. 85]. Наряду с этим в теории и методике профессионального образования разрабатывались направления, основанные на обучении курсантов и слушателей специальным и прикладным дисциплинам, характеризующим различные направления специальной тактической подготовки. Однако, технологии, объединяющие эти учебные дисциплины в единый учебный процесс, позволяющие осуществлять комплексное междисциплинарное обучение курсантов, в настоящее время не разработаны и в научно-исследовательском плане не исследованы. В то же время существующая практика подготовки курсантов образовательных организаций МВД России свидетельствует о необходимости научно-

го обоснования системы специальной тактической подготовки, ее междисциплинарной интеграции с другими учебными дисциплинами.

Необходимость разработки основ данной педагогической системы обуславливается противоречиями между:

• существующей практикой обучения курсантов и слушателей в системе дисциплин специальной подготовки с учетом многообразия особенностей и специфики их будущей профессиональной деятельности;

• значительным объемом требуемых к освоению курсантами знаний, двигательных умений и навыков, ограниченными возможностями материально-технической базы и задач прочного закрепления, полученных знаний при существующих программах, сроках и методах обучения;

• наличием инновационных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс специальной тактической подготовки в образовательных организациях МВД России и отсутствием разработанных научно-обоснованных подходов и технологий, их обеспечивающих;

• возможностью конверсии существующих современных образовательных технологий в теорию и практику специальной тактической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать существующую проблему исследования и, в частности, определить ее теоретико-методологические основы, принципы и условия использования педагогических технологий сопряженного воздействия в междисциплинарном взаимодействии учебных дисциплин специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Для этого, в качестве основной гипотезы предполагаемого исследования в этой области можно было бы выдвинуть предположение о том, что разработка теоретических и методологических основ использования технологии сопряженного воздействия, позволит повысить уровень интеграции междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, что

должно способствовать определению общего уровня специальной тактической подготовки, и прежде всего готовности обучающихся к действиям в экстремальных условиях служебной деятельности.

В качестве объекта проводимых исследований целесообразно выбрать педагогический процесс специальной тактической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также контингент практических работников различных служб ОВД.

При формировании основной цели проводимого исследования, необходимо, прежде всего, руководствоваться положениями о том, что на основе теоретико-методологических и экспериментальных исследований необходимо разработать педагогическую систему интеграции междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин в специальной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования необходимо решать следующие основные задачи:

• исследовать современное состояние проблем использования различных педагогических технологий в общей системе образования высшей школы;

• изучить состояние и уровень сформированности основных компонентов комплексных знаний, умений и навыков по обеспечению общей боеготовности курсантов образовательных МВД России и практических сотрудников различных служб ОВД;

• разработать комплекс педагогических средств и методов обучения специальной тактической подготовки с целью формирования необходимых навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России;

• экспериментально обосновать отдельные характеристики (нормативные требования) по специальной тактической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников различных служб ОВД.

Помимо этого, необходимо было бы научно обосновать методику формирования профессионально важных качеств, характеризующих специальную тактическую подготовку курсантов и

слушателей образовательных организаций МВД России.

В исследовании необходимо разработать и экспериментально апробировать систему сопряженного воздействия в специальной тактической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников различных служб ОВД с учетом возраста и пола.

Для этого необходимо разработать и научно обосновать методику сопряженного воздействия, позволяющую формировать необходимые профессионально-значимые качества курсантов образовательных учреждений МВД России и развивать требуемые умения и навыки.

При решении этих задач методологической и теоретической основой исследования может стать:

• фундаментальные работы в области философии образования, психологии и педагогики, методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, В.С. Ильин, I. Lamer);

• теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (В.Я. Кикоть, В.Ф. Родин, А.П. Тряпи-цина);

• современные подходы и направления в области новых информационных, педагогических технологий, программированного и автоматизированного обучения (В.П. Беспалько, В.М. Герасимов, Н.Д. Никандров);

• теория и методика физической и боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и сотрудников ОВД (Ю.Ф. Под-липняк, А.А. Горелов, В.Г. Колюхов);

• теории междисциплинарного взаимодействия и сопряженного подхода (Н.А. Бернштейн, В.М. Дьячков, В.М. Зациорский, Н.В. Зимкин,

0. Кульштейн, D.Braun);

• методологические подходы на основе интеграции научных знаний В.Г. Левина; концепция активизации познавательной деятельности с учетом межпредметных связей Л.В. Занкова; системного подхода и интеграции наук, А.Н. Аверьянова, В. Гмурмана,

1. Jefferson.

Для разработки научно-педагогических основ системы специальной тактической подготовки в условиях образовательных организаций МВД России, следовало бы раскрыть сущностную характеристику специальной тактической подготовки; определить ее основные функции и особенности; выявить ее роль и место в общей системе подготовки; обосновать систему критериев отбора абитуриентов, оценку функционального и физического состояния курсантов и слушателей с учетом различных этапов обучения; разработать теоретическую концепцию процесса обучения специальной тактической подготовки, обосновать ее основные компоненты и комплексные формы; экспериментально проверить различные варианты исследования с учетом применения различных педагогических средств и методов, комплексное применение которых является основой оптимизации учебно-воспитательного процесса курсантов; учитывая требования к их будущей профессиональной деятельности, обосновать систему показателей эффективности специальной тактической подготовки, раскрыты формы ее научного управления и наметить дальнейшие пути ее совершенствования.

Результаты исследования могут быть положены в основу разработки системы программно-нормативных требований по комплексным дисциплинам специальной подготовки.

Литература

1. ГроссИ.Л., ОвчинниковВ.А., Агафонов А.И., Ленева Ю.Б. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел технике ударов руками и ногами в рамках проведения секционных занятий по рукопашному бою в высших образовательных организациях МВД России / И.Л. Гросс, В.А. Овчинников, А.И. Агафонов, Ю.Б. Ленева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152).

2. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников УМВД России по Белгородской области, направляемых в служебные командировки в Северо-Кавказский регион / И.А. Гросс, Б.Л. Клименко // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Пу-тилина. 2017. № 1. Проблемы правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.