Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях'

Междисциплинарный подход к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ / СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нимировский Валерий Петрович, Сивак Александр Николаевич, Щеголев Валерий Александрович

В статье раскрываются результаты экспериментального обоснования междисциплинарного подхода к комплексному использованию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях. Полученные данные свидетельствуют о возможности значительного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе целенаправленного междисциплинарного комплексирования средств образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нимировский Валерий Петрович, Сивак Александр Николаевич, Щеголев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approach to integrated management of means of vocational training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations

The article reveals the results of experimental justification of interdisciplinary approach to the integrated management of the means of vocational training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations. The obtained data testify to possibility of substantial increase of efficiency of the process of vocational training of the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations on the basis of the purposeful interdisciplinary integrated management of means of the educational process.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях»

4. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во Русско-Британского ин-та управления, 2010. -316 с. - ISBN 978-5-91394-039-1.

REFERENCES

1. Naydanova, Yu. (2014), "Mobile person trained as a scientific concept", Bulletin of South Ural State University. A series of "Education. Pedagogical sciences", Vol. 6, No. 2, pp. 40-47.

2. Serikov, G.N. (2005), Pedagogy. Book 1. The Object of Research, VLADOS, Moscow.

3. 3. Skatkin, M.N. (1986), Methodology and Methods of Educational Research: To Help the Novice Researcher, Pedagogics, Moscow.

4. Yakovlev E.V. Yakovleva N.O. (2010), Pedagogical Research: Content and Presentation of Results, publishing house Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk.

Контактная информация: julianaidanova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.10.2015

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К КОМПЛЕКСИРОВАНИЮ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Валерий Петрович Нимировский, начальник института, Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника

института по научной работе, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрываются результаты экспериментального обоснования междисциплинарного подхода к комплексному использованию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях. Полученные данные свидетельствуют о возможности значительного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе целенаправленного междисциплинарного комплексирования средств образовательного процесса.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, междисциплинарный подход, комплексирова-ние, средства профессиональной подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p203-207

INTERDISCIPLINARY APPROACH TO INTEGRATED MANAGEMENT OF MEANS OF VOCATIONAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS

Valery Petrovich Nimirovsky, the chief of institute, Alexander Nikolaevich Sivak, the doctor ofpedagogical sciences, deputy chief of institute on

scientific work,

St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military institute of physical culture, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the results of experimental justification of interdisciplinary approach to the integrated management of the means of vocational training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations. The obtained data testify to possibility of substantial increase of efficiency of the process of vocational training of the

cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency situations on the basis of the purposeful interdisciplinary integrated management of means of the educational process.

Keywords: emergency situations, interdisciplinary approach, integrated management, means of vocational training, cadets, higher education institutions of internal troops of the MIA of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема реализации междисциплинарного подхода в образовательном процессе вузов внутренних войск Министерства внутренних дел России является одной из ключевых проблем военно-педагогической науки. Попытки решения данной проблемы в теории и методики военно-профессионального образования предпринимались рядом уче-ных[1; 3-8], однако вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки, курсантов вузов внутренних войск к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе междисциплинарного подхода пока не получили должного развития. Целью настоящего исследования является экспериментальное обоснование междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный педагогический эксперимент по обоснованию эффективности междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях проводился на базе Северо-Кавказского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 116 курсантов 4-го курса, которые были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) - 58 чел. и контрольную (КГ) - 58 чел.

В эксперименте участвовали преподаватели трех кафедр («Тактики», «Служебно-боевого применения внутренних войск» и «Физической подготовки») в количестве 18 человек, имеющие опыт службы в экстремальных условиях, а также сотрудники медицинской службы института. Кроме того, на разных этапах экспериментальной работы к участию в ней привлекались офицеры - командиры курсантских подразделений, офицеры частей внутренних войск, в которых курсанты проходили войсковую стажировку -всего 55 человек.

Экспериментальное исследование проводилось по типу вариативного: КГ занималась по традиционной учебной методике, принятой в вузе, ЭГ - по авторской экспериментальной методике подготовки будущих офицеров внутренних войск к чрезвычайным ситуациям в условиях горной местности.

Целью констатирующего эксперимента было оценить уровень исходной подготовленности курсантов к проведению экспериментальной работы, определить учебные группы в качестве контрольной и экспериментальной.

По среднестатистическим показателям обе выборки не имели достоверных различий ни с генеральной совокупностью переменных профессиональной подготовленности, ни между собой, т.е. на момент начала педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы по профессиональной подготовленности были равноценными.

Психологические и социальные качества курсантов этих групп были оценены экспертами (командирами курсантских подразделений) на основании специальной анкеты. Результаты экспертных оценок показали, что из большинства курсантов - 56% ЭГ и 59% КГ имели средний уровень развития психологических и социальных качеств, а низкий только у 12% в ЭГ и 10% в КГ. Это позволило нам более объективно оценить психологические качества курсантов и, сопоставив полученные результаты с оценкой экспертов, оценить объективность экспертных оценок. Таким образом, констатирующий экспери-

мент показал, что отобранные учебные группы имеют в основном средний уровень развития изучаемых качеств, что позволило провести формирующий эксперимент по типу вариативного.

Целью формирующего эксперимента было внедрение в образовательную практику междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск. Процесс внедрения междисциплинарного подхода осуществлялся на примере военно-прикладных учебных дисциплин, а также дисциплины «Физическая подготовка», так как они являются, основными в рамках подготовки курсантов вузов внутренних войск к чрезвычайным ситуациям.

Основными приёмами реализации разработанного междисциплинарного подхода стали следующие:

1. Обеспечение высокой личной подготовленности преподавателей к обучению курсантов действиям в чрезвычайных ситуациях.

В ходе учебно-методических сборов перед началом учебного года, были проведены специальные занятия с преподавателями на полигоне военного института, выбраны и изучены маршруты подготовки курсантов, а также меры безопасности при отработке умений передвижения на них. Основными требованиями предъявляемыми к преподавателям, участвующим в эксперименте были следующие: они сами должны выполнять основные приёмы и действия в экстремальных условиях на высоком уровне, просто и доходчиво объяснять суть заданий, создавать доброжелательную обстановку на занятиях, уметь слушать и понимать курсантов. На наш взгляд, преподаватель, не отвечающий этим требованиям, научить курсантов действиям в чрезвычайных ситуациях, когда выполняемые приёмы зачастую связаны с угрозой для жизни, не сможет [5].

2. Уметь формировать у курсантов положительную мотивацию и способность к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из вышесказанного, приёмами обеспечения положительной мотивации курсантов вузов внутренних войск к освоению умений и навыков служебно-боевой деятельности в чрезвычайных ситуациях выступают: формирование положительных моти-вационных установок, обеспечение курсантов системой знаний об особенностях действий в чрезвычайных ситуациях и потребностей в получении необходимых умений и навыков. Актуализация потребностей курсантов ВУЗов внутренних войск в формировании необходимых им качеств достигалось путём создания различных чрезвычайных ситуаций, в которых будущему офицеру нужно будет решать служебно-боевые задачи [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные результаты эффективности предложенного междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуаций были проверены нами в ходе формирующего педагогического эксперимента и представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели динамики физической подготовленности испытуемых _ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (Х±т)_

Контрольные упражнения и нормативы До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

Марш-бросок на 5 км в составе подразделения (мин, с) 40.12±0.22 40.11± 1.18 37.21±1.12 39.36±1.48

Передвижение на местности с преодолением естественных препятствий (мин, с) 5.13±0.13 5.14±1.18 4.05±0.06 4.52±1.12

Метание гранат на оборудованном участке (кол-во попаданий в цель) 9,9±0,4 10±0,2 13,4±0,5 10,8±0,3

Рукопашный бой (балл) 3,7±0,6 3,8±0,4 4,8±0,2 3,9±0,8

Контрольное упражнение на горно-штурмовой полосе препятствий по элементам (мин, с) 38.37±1.5 38.31±1.2 37.41±1.14 37.57±1.34

Примечание: выделенные клетки таблицы указывают на достоверность различий (Р<0,05).

Таблица 2

Показатели динамики подготовленности испытуемых ЭГ и КГ по нормативам

различных дисциплин учебного плана в ходе педагогического эксперимента (XX ±ш)

Контрольные упражнения и нормативы (мин. с) До эксперимента после эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

№ 29 (ТСБПВВ) Блокирование рубежа (участка местности) до 5000 м на открытой местности 25,2±0,11 25,5±0,12 24,38±0,08 25,37±0,13

№ 4 (ТСП) Преодоление водной преграды вплавь (50 м с занятием рубежа до 25 м) 4,30±0, 4 4,27±0,6 3,26±0,18 3, 44±0,22

№ 1 (ВИП) Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата (лежа) 21,31±0,28 21,35±0,26 18,39±0,12 19,28±0,21

№ 14 (ОП) Укладка полного боевого комплекта в БМП-2 32,34±0,32 32,52±0,23 30,31±0,22 31,48±0,25

№ 6 (Тех. подготовка на автомобилях) Замена одного из колес КамАЗ-4310 27,36±0.12 27,41±0,15 25,14±0.33 26,47±0,31

№ 5-б (СП СПн) Действия по обезвреживанию террористов в автобусе (до окончания спецоперации) 34,6±0,18 33,3±0,15 30,2±0,11 32,6±0,12

Примечание: выделенные клетки таблицы указывают на достоверность различий (Р<0,05).

Из таблиц 1 и 2 следует достоверное преимущество показателей экспериментальной группы по всем контрольным тестам, которое свидетельствует о выраженной эффективности разработанного подхода. Выявленные в ходе педагогического эксперимента показатели, позволяют утверждать о том, что реализация междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России для действий в чрезвычайных ситуациях, позволяет достичь такого уровня профессиональной подготовленности, который обеспечивает эффективное решение служебно-боевых задач в экстремальных условиях [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные экспериментального исследования свидетельствуют о том, что эффект реализация междисциплинарного подхода к комплексированию средств профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД к действиям в чрезвычайных ситуациях выражается: в увеличении совокупного объема времени, отводимого на освоение учебной программы; повышении плотности и интенсификации занятий; моделировании и целенаправленном применении специальных учебно-тренировочных ситуаций, адекватных задачам и экстремальным условиям воинской деятельности.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента в целом подтвердили наше предположение о возможности значительного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе целенаправленного междисциплинарного комплексирования средств образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабаев, И.Е. Факторы горной местности, воздействующие на выполнение служебно-боевых задач военнослужащими внутренних войск МВД Российской Федерации / И.Е. Кабаев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 1. -С. 47-58.

2. Нимировский, В.П. Специальная и физическая подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России для выполнения служебно-боевых задач в горно-лесистой местности : учебно-методическое пособие / В.П. Нимировский, И.Е. Кабаев. - Владикавказ : [б. и.], 2011. -109 с.

3. Новожилов, В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных институтов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей : монография / В.Ю. Новожилов. - М. : Новости, 2012. - 216 с.

4. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.

5. Сивак, А.Н. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Н. Сивак, А.Э. Болотин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

6. Щеголев, В.А. Методика комплексирования средств горной и физической подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевым действиям в горно-лесистой местности / В.А. Щеголев, И.Е. Кабаев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 4. - С. 209-215.

7. Организация физической подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России командного профиля к служебно-боевым операциям / В.А. Щеголев, В.Б. Колгин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2015. - № 1. - С. 84-90.

8. Щеголев, В.А. Влияние физкультурно-спортивного опыта курсантов вузов внутренних войск МВД России на характер протекания их военно-профессиональной социализации / В.А. Щеголев, П. А. Солдатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111) . -С. 187-192.

REFERENCES

1. Kabayev, I.E. (2013), "Factors of the mountain district influencing performance of office and fighting tasks by the military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special preparation ofpower structures, No. 1, pp. C. 47-58.

2. Nimirovsky, V.P. and Kabayev, I.E. (2011), Special and physical training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for performance of office and fighting tasks in the mountain and woody district, publishing house SKVI Interior Ministry Troops of the Russian Federation, Vladikavkaz.

3. Novozhilov, V.Yu. (2012), Improvement of educational process of military institutes of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: integration of interdisciplinary communications, News, Moscow.

4. Sivak, A.N. (2012), "Psychology and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp.135-138.

5. Sivak, A.N. and Bolotin, A.E. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting problems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 92, pp. 30-35.

6. Shchegolev, V.A. and Kabayev, I.E. (2013), "Methodic of integrated management of means of mountain and physical training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for office military operations in the mountain and woody district", Actual problems ofphysical and special preparation ofpower structures, No. 4 (22), pp. 209-215.

7. Shchegolev, V.A. and Kolgin, V.B. (2015), "Organization of physical training of future officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of a command profile for office combat operations", Medical and biological and social and psychological problems of safety in emergency situations, No. 1, pp. 84-90.

8. Shchegolev, V.A. and Soldatov, P.A. (2014), "Influence of sports and sports experience of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on nature of course of their military and professional socialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 187-192.

Контактная информация:shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.