1УДК 378.14 ББК 74.58
ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКЕ
Ю. В. Кутлыев
Аннотация. В статье представлена технология интеграции гуманитарных и профессиональных знаний в процессе реализации профессиональной образовательной программы по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Показано, что использование в вариативной части образовательной программы учебной дисциплины «Правовая информатика» способствует интеграции междисциплинарных знаний как внутри одного, так и между разными образовательными циклами. Реализация основных принципов интеграции междисциплинарных знаний в образовательных организациях внутренних войск МВД России будет способствовать подготовке специалиста, обладающего системным мышлением, способного решать сложные профессиональные задачи.
Ключевые слова: внутренние войска МВД России, междисциплинарная интеграция, информационные технологии, правовая статистика.
INTEGRATION OF HUMANITARIAN AND PROFESSIONAL SKILLS OF CADETS IN THE MINISTRY OF THE INTERNAL TROOPS OF RUSSIA
Yu. V. Kutlyev
Abstract. The article represents the technology of integration humanitarian and professional skills during the process of professional educational program implementation (in the speciality 40.05.01. "Legal guarantee of national security"). It is considered that the usage of variation part of educational program of the subject "Legal information science" helps the integration of interdisciplinary skills inside one and several educational cycles. The realization of basic thesis of the interdisciplinary skills integration in the institutes of higher education in the Ministry of Internal troops of Russia will promote training of a specialist who has system thinking and is able to make complicated professional decisions.
Keywords: internal troops of Russia, national security, professional activity, Information technologies, legal statistics.
Предлагаемая работа посвящена педагогическим технологиям, применение которых в условиях интеграции междисциплинарных знаний является наиболее эффективным на пути достижения главной цели образовательной программы по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» - формированию у курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций.
Особое внимание в статье уделено технологиям, позволяющим развивать у курсантов
общекультурные и профессиональные компетенции в органическом единстве, в частности, в развитии информационно-прогностической компетентности.
Под междисциплинарной интеграцией понимают прежде всего такой процесс интеграции знаний, результатом которого является приобретение учащимися знаний нового качества в самом широком смысле. В настоящей работе, наряду с традиционным пониманием, мы вкладываем новый смысл в понятие междисциплинарной интеграции. А именно мы рассматриваем междисциплинарную интеграцию как педагогическую технологию, результатом ис-
пользования которой является развитие информационно-прогностической компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России. Информационно-прогностическая компетентность понимается нами как интегра-тивная характеристика личности офицера внутренних войск, отражающая готовность и способность офицера к принятию решения, эффективность которого определяется умением прогнозировать развитие ситуации на основе использования актуальных информационных ресурсов. Таким образом, педагогическая технология, названная нами в настоящей работе междисциплинарной образовательной технологией (МОТ), направлена на развитие информационно-прогностической компетентности курсантов военных вузов. То есть МОТ представляет собой систематизированную деятельность субъектов образовательного процесса военного вуза по выработке у курсантов знаний, умений и личностных качеств, необходимых для реализации управленческих функций в насыщенной информационно-коммуникационной среде.
Важной составляющей МОТ является проблемное обучение, предполагающее систематическое включение обучающихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера, ориентированных на изучение узловых положений одной учебной дисциплины на основе использования материала другой учебной дисциплины.
Использование в обучении МОТ предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей на основе выявленных междисциплинарных связей.
Исходя из анализа подходов, существующих в современной дидактике высшей военной школы, в качестве основных характеристик МОТ мы выделяем ее системность, научность, интегративность, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия и др.
В своих исследованиях мы опирались, в частности, на работы, посвященные развитию профессиональных компетенций курсантов военных вузов посредством интеграции междисциплинарных знаний [1-3].
Покажем, каким образом МОТ может быть представлена как технология интеграции гуманитарных и профессиональных знаний в процессе реализации профессиональной образовательной программы по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Основная образовательная программа высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данному направлению, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 г. № 39.
В рамках специальности осуществляется подготовка квалифицированных кадров органов внутренних дел в области юриспруденции, всестороннее развитие личности (воспитание) обучающегося, формирование общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Принципы практи-ко-ориентированного обучения позволяют сочетать фундаментальные знания с практическими навыками профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности специалистов включает: разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание. Объектами профессиональной деятельности обучающихся являются: события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка.
Специалист в области правового обеспечения национальной безопасности готовится к следующим видам профессиональной деятельности: правотворческой; правоприменительной; экспертно-консультационной; правоохранительной; организационно-управленческой; научно-исследовательской; педагогической.
Специалистом в данной области решаются следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
а) в области правотворческой деятельности: разработка нормативных правовых актов;
б) в области правоприменительной деятельности: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составлением юридических документов;
в) в области экспертно-консультационной деятельности: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
г) в области правоохранительной деятельности: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов; правовое обеспечение служебной деятельности; обеспечение реализации актов применения права; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности;
д) в области организационно-управленческой деятельности: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
е) в области научно-исследовательской деятельности: проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
ж) в области педагогической деятельности: преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных организациях, образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования; осуществление правового воспитания.
Образовательная программа по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемой в Саратовском институте внутренних войск МВД России, включает в себя, в частности, гуманитарный, социально-экономический, информационно-правовой и профессиональный циклы.
В базовую часть гуманитарного и социально-экономического циклов входят иностранный язык, логика, русский язык в деловой документации и культура речи, профессиональная этика и служебный этикет, а также другие традиционные для указанных циклов дисциплины. В вариативную часть в разных вузах МВД России добавляются военная педагогика, военная психология, военная история и история внутренних войск, организация морально психологического обеспечения и другие дисциплины. Информационно-правовой цикл включает в качестве базовых дисциплин информатику и информационные технологии в профессиональной деятельности. Вариативная часть цикла может включать математические методы в профессиональной деятельности, правовую статистику и некоторые другие дисциплины, выполняющие связующую роль между первыми двумя циклами и профессиональным циклом, традиционно включающим в себя теорию государства и права, историю государства и права зарубежных стран, историю государства и права России, конституционное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право и еще целый ряд дисциплин, среди которых особый интерес в контексте настоящей работы представляют криминалистика и криминология.
По мнению автора работы, результативность междисциплинарной интеграции знаний как педагогической технологии может быть достигнута на пути включения в вариативную часть профессионального цикла дисциплины «Правовая информатика». Грамотное проектирование интегрированного курса «Правовая информатика» позволит в процессе изучения курсантами информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в правовой сфере получить полное представление о своей будущей профессиональной деятельности, включающей разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание, управление подразделениями внутренних войск.
Такие объекты профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск
МВД России, как события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения и национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, вполне могут быть классифицированы как определенного свойства информационные процессы в правовой системе. Цель изучения информационных процессов в правовой системе определяется, с одной стороны, необходимостью эффективной организации изучаемых процессов во всех видах будущей профессиональной деятельности курсантов, а с другой стороны, выявлением их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.
Изучение курсантами правовой информатики позволит им познакомиться с некоторыми из родственных информатике дисциплин, в число которых входит, например, кибернетика - наука о закономерностях управления сложными динамическими системами, включающими технические системы, живые организмы и социальные сообщества. Нам представляется важным продемонстрировать связи разных разделов правовой информатики с видами и задачами будущей профессиональной деятельности курсантов. Изучение основ кибернетики поможет будущим офицерам в усвоении основных принципов правотворческой, правоприменительной и, что особенно важно, организационно-управленческой деятельности. Опыт развития информационных систем и сетей в правоохранительной деятельности представлен в книге О. А. Гаврилова [4]. В работах [5; 6] показано, как при проектировании образовательных программ учитываются особенности специальностей, интегрированных с информационными технологиями.
Остановимся более подробно на тех общекультурных и профессиональных компетенциях, формирование которых может быть осуществлено в рамках правовой информатики. На развитие способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения, а также на развитие способности креатив-
но мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях направлено изучение таких разделов информатики, как математическая логика и деонтическая логика. Знание логики помогает анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.
В математической логике разрабатываются методы, использующиеся для анализа различных процессов, в том числе и информационных, с помощью специализированных компьютерных программ. Деонтическая логика используется для моделирования логической структуры правовой нормы. Моделирование и анализ правовых норм достигается на основе формализации языка права с привлечением экспертных систем. Изучение деонтической логики развивает способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства. Правильное оформление юридических и служебных документов, квалифицированное применение нормативных правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности также является предметом изучения деонтической логики.
Для решения задач профессиональной области в современных условиях офицеру внутренних войск МВД России требуется владение современными информационными технологиями - справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации.
В активно формирующемся информационном законодательстве будущим офицерам МВД России предстоит осуществление правового регулирования новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объек-
тов, как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «компьютерные сети».
Правовая информатика дает в руки будущему офицеру системно-информационный метод исследования. Знание правовой информатики является важным фактором информационно-прогностической компетентности офицера внутренних войск МВД России.
Заключение. В работе представлена междисциплинарная образовательная технология интеграции гуманитарных и профессиональных знаний курсантов внутренних войск МВД России, целью которой является развитие информационно-прогностической компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России.
При проектировании дисциплины «Правовая информатика» осуществлена интеграция дисциплин трех циклов: цикл гуманитарных и социальных дисциплин представлен логикой, информационно-правовой цикл - информатикой и информационными технологиями в профессиональной деятельности и, наконец, профессиональный цикл представлен целым рядом правовых дисциплин. Интеграция гуманитарного и профессионального знания представляет, по существу, интеграцию логики, информационных технологий и правовых дисциплин. По мнению автора, проблема интеграции указанных дисциплин является на сегодняшний день чрезвычайно важной. В период обострения международных отношений, когда руководство страны неуклонно следует по пути укрепления суверенитета Российской Федерации, возникает необходимость воспитания офицеров внутренних войск МВД России, готовых к выполнению своего долга в условиях сложной информационной реальности. Именно интеграция гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе поможет будущему офицеру, опираясь на информационную поддержку, принимать в сложной обстановке верные и взвешенные решения.
Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод, что введение дисциплины «Правовая информатика» в вариативную часть учебного плана по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемой в Саратов-
ском институте внутренних войск МВД России, является важным условием решения задач интеграции и оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варенцов, М. А. Актуальные вопросы подготовки к реализации компетентностного подхода в военных вузах внутренних войск МВД России [Текст] / М. А. Варенцов, М. М. Гупалов // Вестн. С-Петерб. ун-та МВД России. - 2011. - № 2 (50). - С. 192-196.
2. Варенцов, М. А. Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России [Текст] / М. А. Ва-ренцов, М. П. Стародубцев // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 175-179.
3. Варенцов, М. А. Развитие профессиональных компетенций курсантов военных вузов посредством интеграции междисциплинарных знаний [Текст] / М. А. Варенцов // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113).
- С. 38-43.
4. Гаврилов, О. А. Курс правовой информатики [Текст]: учебник для вузов / О. А. Гаврилов.
- М.: НОРМА, 2002. - 432 с.
5. Букушева, А. В. Профессионально-ориентированная система логической подготовки информатика-юриста [Текст] / А. В. Букушева // Вестн. Саратовского госагроун-та им. Н. И. Вавилова. - 2006. - № 4, вып. 2. - С. 90-91.
6. Игошин, В. И. К вопросу о логической подготовке будущего информатика-юриста [Текст] / В. И. Игошин, А. В. Букушева // Вестн. Саратовского госагроун-та им. Н. И. Вавилова.
- 2006. - № 6. - Вып. 3. - С. 61-65.
REFERENCES
1. Varentsov M. A., Gupalov M. M. Aktualnye vo-prosy podgotovki k realizatsii kompetentnost-nogo podkhoda v voennykh vuzakh vnutren-nikh voysk MVD Rossii. Vestn. S-Peterb. un-ta MVD Rossii. 2011, No. 2 (50), pp. 192-196.
2. Varentsov M. A., Starodubtsev M. P. Integratsi-ya mezhdistsiplinarnykh znaniy kak osnova razvitiya kompetentsiy kursantov voennykh vu-zov vnutrennikh voysk MVD Rossii. Uch. zap.
un-ta a. n. P. F. Lesgaft. 2014, No. 5 (111), pp. 175-179.
3. Varentsov M. A. Razvitie professionalnykh kompetentsiy kursantov voennykh vuzov posredstvom integratsii mezhdistsiplinarnykh znaniy. Uch. zap. un-ta a. n. P. F. Lesgaft. 2014, No. 7 (113), pp. 38-43.
4. Gavrilov O. A. Kurs pravovoy informatiki: uchebnik dlya vuzov. Moscow: NORMA, 2002. 432 p.
5. Bukusheva A. V. Professionalno-orientirovan-naya sistema logicheskoy podgotovki infor-matika-yurista. Vestn. Saratovskogo gosa-groun-ta a. n. N. I. Vavilov. 2006, No. 4, Iss. 2, pp. 90-91.
6. Igoshin V. I., Bukusheva A. V. K voprosu o logicheskoy podgotovke budushchego informa-tika-yurista. Vestn. Saratovskogo gosagroun-ta a. n. N. I. Vavilov. 2006, No. 6, Iss. 3, pp. 61-65.
Кутлыев Юрий Владимирович, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии, Саратовский военный краснознаменный институт внутренних войск МВД России e-mail: [email protected]
Kutlyev Yury V., adjunct, military pedagogy and psychology Department, Saratov military Institute of internal troops of the MIA of Russia e-mail: [email protected]