Научная статья на тему 'Когнитивный механизм формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности'

Когнитивный механизм формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутлыев Юрий Владимирович

В статье представлена структура когнитивного механизма формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности. Автор считает, что эффективность формирования готовности личности офицера к профессиональной деятельности основана на комплексном использовании трех компонентов когнитивного механизма когнитивно-целевого, перцептивного и мнемического. Основное внимание уделяется реализации когнитивного механизма в подготовке курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе интеграции междисциплинарных знаний; в качестве интегрированного курса предлагается спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России». Выявляется роль спецкурса в развитии компетенций курсантов, необходимых для формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутлыев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный механизм формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4

Polotsk State University. Series E. Pedagogy), 2015, no. 7, pp. 22-25.

10. Petruchak L. A. Problemy ponyatiya i struktury pravo-voy kultury (Problems of notion and structure of legal culture). Lex Russica (Lex Russica), 2009, vol. L XVIII, no. 5, pp. 1056-1075.

11. Granat N. L. Pravosoznanie ipravovaya kultura (Legal consciousness and legal culture). Yurist (Lawer), 1998, no. 11-12, pp. 2-8.

12. Khutoryanskaya T. V Tekhnologicheskie priemy sotrudnich-estva uchitelya s sem'ey mladshego shkolnika (Techniques

of cooperation between teacher and schoolchild's family). Nachalnaya shkola (Primary School), 2010, no. 4, pp. 3-5.

13. Makhinin A. N. Problema effektivnosti formirovaniya rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti u starsheklass-nikov (Problem of formation of upper-form pupils' Russian civil identity). Vestn. Kostrom. gos.un-ta. im. N.A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sot-sialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika (Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Sociokinetics), 2011, vol. 17, no. 2, pp. 11-15.

Please cite this article in press as:

Kirilenko N. P. Formation of Civil Identity Among the Younger Generation: Importance, Structure, Aqe Features. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 471-476. DOI: 10.18500/18197671-2016-16-4-471-476.

УДК 378.147.88

КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кутлыев Юрий Владимирович - подполковник внутренних войск МВД России, адъюнкт, Саратовский военный Краснознамённый институт внутренних войск МВД России. E-mail: [email protected]

В статье представлена структура когнитивного механизма формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности. Автор считает, что эффективность формирования готовности личности офицера к профессиональной деятельности основана на комплексном использовании трех компонентов когнитивного механизма - когнитивно-целевого, перцептивного и мнемиче-ского. Основное внимание уделяется реализации когнитивного механизма в подготовке курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе интеграции междисциплинарных знаний; в качестве интегрированного курса предлагается спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России». Выявляется роль спецкурса в развитии компетенций курсантов, необходимых для формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: когнитивный механизм формирования готовности личности к профессиональной деятельности, междисциплинарная интеграция, профессиональные компетенции курсантов военных вузов.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-4-476-479

Следуя М. И. Дьяченко, И. А. Зимней, В. А. Крутецкому, В. А. Сластенину и другим исследователям, мы определяем готовность

как устойчивую характеристику личности, как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. Такая трактовка подразумевает возможность использования специальных образовательных средств для формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности. Исходя из уже устоявшихся представлений [1] о структуре феномена «готовность к профессиональной деятельности», мы предлагаем три механизма формирования готовности: когнитивный, метакогнитивный и мотивационный. В настоящей работе мы исследуем условия применения когнитивного механизма формирования готовности к профессиональной деятельности в системе подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, получающих образование по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Содержание образовательной программы по этой специальности, реализуемой в Саратовском институте внутренних войск МВД России, указывает на специфику будущей профессиональной деятельности курсанта внутренних войск МВД России. Профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России характеризуется постоянным усложнением и интеллектуализацией, что предъявляет к проектированию и реализации этой специ-

© Кутлыев Ю. В., 2016

альности особые требования. Выпускник вуза МВД России должен быть готов использовать в своей профессии интегративный сплав междисциплинарных знаний, умений и навыков, т.е. интегративная сущность и содержание образовательной программы специальности обусловлена структурой профессиональной деятельности будущего офицера.

Среди механизмов формирования готовности личности будущих офицеров к профессиональной деятельности мы, в первую очередь, выделяем когнитивный механизм, как один из основных факторов активации познавательной деятельности. Целенаправленная подготовка курсанта к выполнению конкретного вида деятельности предполагает не только выявление заложенных в нем от природы задатков, но и их максимальное развитие, которому должно способствовать обучение в вузе МВД.

Результативность применения когнитивного механизма формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности зависит от эффективности реализации его компонентов: когнитивно-целевого, перцептивного и мнемического.

1. Реализация когнитивно-целевого компонента направлена на усвоение курсантами содержания учебного материала, на развитие навыков использования информационных технологий с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности.

2. Перцептивный компонент призван мотивировать деятельность курсантов на более глубокое, самостоятельное овладение информационными технологиями с целью их использования для решения профессиональных задач.

3. Мнемический компонент связан с развитием памяти, с доведением до автоматизма действий, позволяющих оперативно использовать информационные технологии в сложных условиях профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что реализация механизмов формирования готовности личности будущих офицеров к профессиональной деятельности, в том числе и когнитивного, окажется успешной, если ввести в образовательный процесс военного вуза интегративный спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России».

В педагогических исследованиях под интеграцией обычно понимают процесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятельности. Следуя концепции А. В. Букушевой [2], среди основных функций

интеграции содержания образования выделим методологическую функцию профессиональной направленности, систематизирующую, функцию целостности, политехническую, функцию про-блемности и организационную. Под интегрированным курсом понимается такой, который вбирает в себя взаимосвязанные объекты, темы, методы различных самостоятельных дисциплин, отобранные по определенным педагогическим основаниям в соответствии с задачами внутренней и внешней дифференциации обучения [1].

Спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России», с одной стороны, уточняет и дополняет содержание различных дисциплин, традиционно преподаваемых в военном институте. С другой стороны, этот курс служит углублению связей между предметами; систематизирует и обобщает знания о профессиональной деятельности офицера внутренних войск. Формируя и развивая целостность профессионального мышления за счет решения познавательных и практических задач, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин, этот спецкурс служит для подготовки будущих офицеров к оптимально рациональному поведению в условиях неопределенности.

При проектировании спецкурса «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России» мы исходили из того, что это интегративно-обобщающий курс, воспроизводящий содержательные связи ряда военно-профессиональных и юридических дисциплин, а также логики и информатики. Спецкурс базируется на знаниях, полученных в процессе изучения, с одной стороны, криминалистики и криминологии, а с другой - логики и информатики, способствуя их расширению и углублению. Целью спецкурса является формирование у курсантов логического мышления, логических знаний из различных областей логики и умений применять эти знания на основе использования информационных технологий в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Для достижения поставленной цели мы выделили основные задачи спецкурса:

формирование у будущих офицеров умений и готовности применять средства вычислительной техники для решения служебно-боевых задач в сфере профессиональной деятельности;

формирование у будущих специалистов умений и навыков целесообразной организации практической деятельности на основе

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4

использования современных информационных технологий;

знакомство курсантов с теми видами своей будущей профессиональной деятельности, задачами и методами работы, в которых применение информационных технологий наиболее эффективно.

Проектирование интегративного спецкурса осуществлялось на основе проблемно-комплексной теории отбора содержания образования, которая обеспечивает связь обучения с реальной действительностью, умением ориентироваться в ней, с выработкой технологий разрешения профессиональных проблемных ситуаций.

Ядром интеграции содержания образования в рамках разработанного нами спецкурса являются понятия, изучаемые в таких дисциплинах, как логика, информационные технологии, дисциплины правового цикла.

Включение в содержание спецкурса элементов гуманитарных дисциплин - логики и юриспруденции - позволяет создать широкое образовательное поле, в котором курсант может получить целостное представление о месте и роли профессиональной деятельности офицера внутренних войск в системе общественных отношений, выделить существенные особенности этой деятельности и соответствующие им качества личности, что в целом может способствовать формированию в дальнейшем индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Поставленные задачи потребовали построения определенной логики изложения спецкурса, в котором мы выделили три основных раздела, составляющих программу спецкурса.

Первый раздел «Элементы прикладной логики» предполагает знакомство курсантов с методами и средствами логики, являющимися главными инструментами в решении прикладных задач. При построении курса мы исходим из положения, что логическая готовность является составной частью общей готовности будущего офицера к профессиональной деятельности и представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из следующих компонентов: мотивационного (направленность на формирование логического мышления, интерес к логическим аспектам профессиональной деятельности), когнитивного (логические знания и умения, их подвижность), рефлексивного (осознание необходимости развития логической готовности, самооценка своей подготовленности к профессиональной деятельности).

В математической логике разрабатываются методы, использующиеся для анализа различных

процессов, в том числе и информационных, с помощью специализированных компьютерных программ. Деонтическая логика используется для моделирования логической структуры правовой нормы. Моделирование и анализ правовых норм достигается на основе формализации языка права с привлечением экспертных систем. Изучение деонтической логики развивает способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства. Правильное оформление юридических и служебных документов, квалифицированное применение нормативных правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности также является предметом изучения деонтической логики.

Второй раздел «Информационные технологии в юриспруденции» направлен на подготовку курсантов к использованию информационных технологий в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Процесс информатизации, связанный с внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, приводит к необходимости создания, внедрения, анализа и сопровождения информационных систем в профессиональной деятельности офицеров МВД России.

Третий раздел «Информационные технологии в профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России» призван вооружить курсантов инструментом, необходимым для решения с использованием информационных технологий различных служебных задач: работы в локальной и глобальной компьютерных сетях, самообучения в современных компьютерных средах, организации автоматизированного рабочего места, использования методов и средств обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации, навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики, работы с геоинформационными, информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности.

Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод, что введение дисциплины «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих

478

Научный отдел

офицеров внутренних войск МВД России» в учебный план специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемой в Саратовском институте внутренних войск МВД России, является важным условием решения задач интеграции и оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Список литературы

1. Беловолов В. А., Левин Е. М. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление // Сибир. пед. журн. 2010. № 9. С. 41-50.

2. Букушева А. В. Проектирование и реализация системы логической подготовки будущего информатика-юриста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2008. 23 с.

Образец для цитирования:

Кутлыев Ю. В. Когнитивный механизм формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 476-479. БО!: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-476-479.

Cognitive Mechanism of Forming an Officers'

to Be to Personality Readiness to Professional Activity

in the Interior Ministry Troops

Y. V. Kutlyev

Saratov Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia 152, Moskovskaya str., Saratov, 410023, Russia E-mail: [email protected]

The article represents the structure of cognitive mechanism of forming an officers' to be personality readiness to professional activity in the Interior Ministry troops. According to the author's idea the efficiency of forming an officer's readiness to professional activity is based on a complex usage of three cognitive mechanism components - cognitive component having a special purpose, perceptual and mnemonic ones. The main consideration is given to a cognitive mechanism realization during the process of students' training at The Interior Ministry troops institutes of higher education on the basis of interdisciplinary skills integration. The article represents the integrated course as a special course "Logics and informational technologies in professional activity of Interior Ministry troops officers to be. It describes the role of

special course in development of students' competencies during the process of forming an officers' to be readiness to professional activity. Key words: cognitive mechanism of forming a readiness to professional activity, interdisciplinary integration, professional competency of students of institutes of higher education.

Reference

1. Belovolov V. A., Levin E. M. Gotovnost budushchego ofitsera k professionalnoy deyatelynosti kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie (Willingness of the officer-to-be to professional activity as the psychologic-pedagogical phenomenon). Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal (The Siberian Pedagogical Journal), 2010, no. 9, pp. 41-50.

2. Bukusheva A. V. Proektirovanie i realizatsiya sistemy logicheskoy podgotovki budushchego informatika-yurista: avtoref. dis... kand. ped. nauk (Design and implementation of a system of logical preparation of future Informatics-lawyer: abstract of thesis of the candidate of ped. sciences). Saratov, 2008. 23 p.

Please cite this article in press as:

Kutlyev Y. V. Cognitive Mechanism of Forming an Officers' to Be to Personality Readiness to Professional Activity in the Interior Ministry Troops. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 476-479. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-476-479.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.