Научная статья на тему 'Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов'

Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / CADETS / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / MILITARY PROFESSIONAL TRAINING / MATHEMATICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошина Надежда Михайловна

статья посвящена проблеме математического образования курсантов военного института внутренних войск МВД России. Перечислены профессиональные и военно-профессиональные компетенции, на формирование которых направлено изучение математических дисциплин. Подчеркнуто значение математических методов для освоения курсантами специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошина Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов»

Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов Игошина Н.М.

Игошина Надежда Михайловна / Igoshina Nadezhda Mihailovna - кандидат педагогических наук, доцент, профессор,

кафедра математики и информатики Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева

МВД России, г. Новосибирск

Аннотация: статья посвящена проблеме математического образования курсантов военного института внутренних войск МВД России. Перечислены профессиональные и военно-профессиональные компетенции, на формирование которых направлено изучение математических дисциплин. Подчеркнуто значение математических методов для освоения курсантами специальных дисциплин.

Abstract: this paper is devoted to the mathematical education of cadets of the Military Institute of the Interior Ministry of Russia. Listed professional and military professional competence, the formation of which is directed to study mathematical disciplines. Stressed the importance of mathematical methods for the development of the cadets of special subjects.

Ключевые слова: курсанты, профессиональная компетентность, компетенции, военно-профессиональная подготовка, математические методы.

Keywords: cadets, professional competence, competence, military professional training, mathematical methods.

В настоящее время в квалификационных требованиях к выпускникам вузов, в том числе и военных институтов внутренних войск, широко применяется термин «профессиональная компетентность». Рассматриваемая категория упоминается во многих стандартах для различных специальностей в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника», в котором сказано, что специалист должен обладать профессиональной компетентностью. Чаще всего «профессиональная компетентность» определяется как совокупность знаний, полученных при специальном обучении, сведений, накопленных в процессе трудовой деятельности, готовность к нестандартным решениям, набор личностных качеств, позволяющих человеку эффективно осуществлять профессиональную деятельность, то есть «приобретенный синтез: знаний гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных и специализирующих ... дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста» [1].

Одним из компонентов, составляющих категорию «профессиональная компетентность» является квалификационный компонент, представляющий собой систему приобретенных в вузе знаний с учетом их широты, глубины и объема, а также социальных функций специалиста. Компетентность предполагает их постоянное обновление, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях. Именно профессиональные знания создают направление формирования опыта, их наличие предоставляет возможность выполнения деятельности, способы ее осуществления в определенных условиях.

В научной литературе достаточно много работ посвящено также исследованию термина «математическая компетентность». Худякова М.А. определяет математическую компетентность как систему знаний, адекватность отражения, понимание мира, осознание закономерных устойчивых связей, систему интеллектуальных и нравственных качеств, мировоззренческих взглядов, интеллектуальные способности

[4].

Белянина Е.Ю. трактует математическую компетентность как часть профессиональной компетентности, определяя ее как систему умений и навыков, дисциплинированность ума, умение мыслить логически, алгоритмически, образно. Она понимает под математической компетентностью готовность личности к изучению математики, наличие глубоких и прочных математических знаний и умение их использовать в профессиональной деятельности [2].

В Пояснительной записке к примерной программе по дисциплине «Математика и информатика», представленной Министерством образования РФ для подготовки бакалавров и специалистов по специальности 521400 (Юриспруденция), отмечается, что «математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки специалиста. Развитие математической культуры студента должно включать в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений». На рынке интеллектуального труда требуются высоко квалифицированные специалисты, а это достигается в том числе и за счет высокого уровня естественнонаучного образования, составной частью которого является математика.

До недавнего времени в программу подготовки офицера внутренних войск по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Перевод и переводоведение» была включена дисциплина «Математические методы в профессиональной деятельности», которая изучалась в рамках вариативной части информационно-правового и информационно-аналитических циклов. Целью данной учебной

дисциплины является изучение математического аппарата, необходимого в военно-профессиональной деятельности; выработка первичных навыков исследования военно-прикладных вопросов с использованием математических методов, развитие логического мышления.

В соответствии с основными образовательными программами по указанным выше специальностям процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных и военно-профессиональных компетенций:

- способность принимать оптимальные управленческие решения;

- способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;

- способность быть образованным членом общества, иметь мировоззрение, соответствующее современному уровню гуманитарных, социальных, экономических, информационно-правовых и военно-профессиональных знаний, уметь диалектически мыслить, оценивать, исходя из интересов Отечества, исторические и современные процессы в мире и стране, понимать место и роль в нем Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России;

- способность анализировать состояние воинской дисциплины, причины преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков, вести учет дисциплинарных проступков в подразделении;

- способность подводить итоги боевой подготовки подразделения, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, а также безопасности военной службы.

В процессе изучения дисциплины курсанты получали теоретические знания и нарабатывали практические навыки, позволяющие в дальнейшем успешно решать задачи освоения других дисциплин и вопросы служебно-боевой деятельности офицера внутренних войск с использованием математических методов.

Изучение теории вероятности, например, позволяет применять математический аппарат для решения задач огневой подготовки. Использование математической статистики обеспечивает возможность грамотной обработки статистических данных в юридической практике и умение анализировать и формулировать научно обоснованные выводы. При изучении юридических наук (специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности») велик объем нормативно-правовой, уголовно-правовой и криминологической информации, анализ и исследование которой невозможны без математических методов. По мнению специалистов, интересующихся данной проблемой, современное юридическое образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности будущего специалиста, а на формирование нового мировоззрения, «основанного на понимании определяющей роли математизации и информатизации процессов в профессиональной деятельности»[3, с. 112].

В практике внутренних войск умелая и эффективно организованная система обработки статистической информации позволяет выйти на качественно более высокий уровень организации управленческой, следственной, оперативной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел, воинских частей и подразделений внутренних войск. На основе полученных результатов значительно повышается эффективность принятия управленческих решений. Такие решения позволяют существенно экономить людские, финансовые, материальные и иные ресурсы. А использование информационных технологий значительно снижает временные затраты на обработку информации.

Знания, полученные при изучении линейного программирования и теории игр, облегчают поиск оптимальных решений в задачах по тактической подготовке. Многие задачи, с которыми приходится иметь дело в тактике, являются многовариантными. Среди множества возможных вариантов решений приходится отыскивать наилучшие в некотором смысле при ограничениях, налагаемых на человеческие ресурсы, возможности вооружения и военной техники. Методы, позволяющие решать подобные задачи, объединяются под общим названием - математическое программирование. Методы математического программирования используются в организационных, военных и других системах для решения так называемых распределительных задач.

Теория игр, изучаемая курсантами в объеме дисциплины, является составной частью исследования операций и находит широкое применение в военном деле. В основе математического моделирования лежит описание каких-либо процессов и явлений символами математики. Необходимость применения этого метода возникает в случае, если ряд параметров, от которых зависит исход операции, не известны и нет никаких данных о том, какие их значения могут быть более вероятными, а какие менее вероятными. Подобные ситуации возникают всегда, когда в операции присутствует конфликт, сталкиваются противоречивые интересы, оказывается сознательное противодействие, в частности, военное противостояние и боевые действия.

Знание математических методов и прикладных возможностей математики как исследовательского инструмента для других наук обеспечит не только качественное улучшение подготовки будущего офицера, но и его развитие как образованной личности, что является основой формирования профессиональной компетентности. Логические рассуждения в процессе обучения, анализ и синтез являются методами математики как науки, поэтому ее изучение воспитывает логическое мышление, позволяет правильно устанавливать причинно-следственные связи, развивает важные качества военного специалиста и правоведа.

На наш взгляд, математическая подготовка курсантов в процессе их обучения, а также внедрение математических методов в профессиональную деятельность офицеров внутренних войск оказывает положительное влияние на организацию и выполнение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности внутренних войск, подготовке их и руководству ими при выполнении служебно-боевых задач. Новая программа обучения курсантов военных институтов ВВ МВД России, исключающая минимальную математическую подготовку будущих офицеров, несомненно снизит уровень профессиональной компетентности выпускников военных вузов. В современном обществе подготовка конкурентоспособного специалиста невозможна без овладения математическими и информационными технологиями, использования их во взаимосвязи со специальными дисциплинами.

Литература

1. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного педагогического образования учителя: Автореф. дис....д-ра пед. наук. Наук. Л.,1990.40 с.

2. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 22 с.

3. Иванова А.В., Прокопьев А.А. Междисциплинарная информационно-математическая компетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки юристов // Вестник СВФУ, т. 10, № 3, 2013. С. 111-115.

4. Худякова М.А. Повышение компетентности курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели: Автореф. дис. ... канд. пед наук. Пермь, 2000. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.