Научная статья на тему 'Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением дидактической системы инженерной подготовки'

Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением дидактической системы инженерной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / VOCATIONAL TRAINING / DIDACTIC SYSTEM / ENGINEERING TRAINING / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилов Алексей Владиславович

В статье поднимается проблема профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России, раскрываются направления повышения их профессионализма в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности с применением дидактической системы инженерной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилов Алексей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching students in the universities of Internal Troops of the Ministry for Internal Affairs of the Russian Federation using a didactic system of engineering training

The article raises the problem of professional training of students of higher education institutions of internal troops of the Russian MIA, discovers ways to increase their professionalism in the field of engineering service and combat activity with the use of didactic system of engineering training.

Текст научной работы на тему «Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением дидактической системы инженерной подготовки»

А. В. Курилов

(Санкт-Петербург)

Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России

с применением дидактической системы инженерной

подготовки

В статье поднимается проблема профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России, раскрываются направления повышения их профессионализма в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности с применением дидактической системы инженерной подготовки

Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел России участвуют в выполнении служебно-боевых задач по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, участвуют в территориальной обороне Российской Федерации и борьбе с терроризмом, а также в обеспечении правового режима контртеррористической операции, охраняют важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях. Кроме того, они должны быть постоянно готовы к оказанию содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы Российской Федерации [1].

В условиях выполнения задач, связанных с антитеррористической деятельностью внутренних войск, в ходе проведения внутренними войсками специальных операций по пресечению деятельности бандгрупп и незаконных вооруженных формирований тактические действия подразделений внутренних войск обеспечиваются инженерными подразделениями.

Способность воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России самостоятельно выполнять основные задачи и мероприятия инженерного обеспечения слу-жебно-боевой деятельности составляет основу качественного выполнения поставленных задач.

Как следствие этого возросли требования к уровню профессиональной подготовленности и курсантов в вопросах инженерного обеспечения действий подразделений внутренних войск, а также боевого применения инженерных средств. В связи с этим подготовке военнослужащих, выполняющих зада-

чи инженерного обеспечения, уделяется особое внимание.

Анализ выполнения подразделениями внутренних войск поставленных задач показывает необходимость повышения качества проведения занятий с подразделениями внутренних войск по инженерной подготовке и повышения требований к готовности личного состава к выполнению служебно-боевых задач.

Модернизация вооружения и военной техники и применение современных интеллектуальных систем предъявляет все более высокие требования к профессионализму офицера-выпускника. Офицер должен не просто быть подготовлен технически, но и постоянно совершенствовать свои знания, владеть современными технологиями обработки информации, интеллектуальными системами, применяемыми в сфере военно-профессиональной деятельности.

Его боевой дух и морально-деловые качества должны позволять с высокой эффективностью выполнить боевую задачу в ходе профессиональной деятельности. При этом выполнение этих задач может сочетаться с деятельностью в экстремальных условиях, сочетающихся с риском для жизни, ограниченным временем и высоким уровнем ответственности, что, безусловно, требует от него высокой военно-профессиональной подготовки. Качественная подготовка будущих офицеров внутренних войск - основная задача военных вузов.

В военных институтах внутренних войск МВД России основы инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск курсанты изучают на занятиях по дисциплине «Инженерное обеспечение слу-

Курилов А. В. Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением дидактической системы..

жебно-боевой деятельности внутренних войск». Целями освоения дисциплины - подготовить офицера внутренних войск, знающего табельные инженерные средства воинских частей и подразделений, порядок их применения, владеющего навыками в организации инженерного обеспечения действий подразделений внутренних войск в соответствии с их служебно-боевым предназначением при выполнении служебно-боевых задач в повседневной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, в районах чрезвычайного обстоятельства и чрезвычайного положения, участия в проведении КТО и локализации внутреннего вооружённого конфликта. Умеющего практически организовать и контролировать выполнение основных задач инженерного обеспечения в различных условиях обстановки. Знающего основы инженерного обеспечения при подготовке и ведении различных видов боевых действий вооружённых сил РФ [2, 3].

Одним из основополагающих направлений развития курсантов, направленных на повышение профессионализма и развитие нового качества подготовки будущих офицеров в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск, является применение реформированной дидактической системы инженерной подготовки курсантов с учетом изменений современных условий.

В условиях ограниченного времени применение дидактической системы инженерной подготовки курсантов существенно повышает уровень профессиональной подготовленности будущих офицеров. При этом основной упор в обучении курсантов делается на практическую отработку вопросов инженерного обеспечения в соответствии с тематикой занятий, современные педагогические технологии, в том числе направленные на развитие компетенций, которые представлены в работах Н. Н. Суртаевой [4, 5].

Эффективность дидактической системы инженерной подготовки курсантов в целом во многом будет определяться подготовленностью руководителя занятия, в ходе которого он умело и правильно применяет скомпонованные в эту систему формы и методы обучения, правильно использует имеющуюся учебно-материальную базу.

В этой связи необходимо максимально приблизить обучение курсантов военно-ин-

женерному делу к реальным условиям боевой обстановки, научить личный состав находить правильные грамотные решения различных инженерных задач и мероприятий, используя при этом имеющуюся учебно-материальную базу, в том числе и макеты современных инженерных средств, а также подручные материалы.

Одним из основных принципов дидактической системы инженерной подготовки процесса обучения курсантов является принцип активности. Это обусловлено тем, что на современном этапе в огромном потоке информации преподавателю сложно довести до обучаемых самую необходимую информацию для качественной подготовки курсантов по инженерной подготовке. Влияние научно-технического прогресса на образовательный процесс привело к тому, что приходится не только заменять устаревшие взгляды новыми и перерабатывать программы учебных дисциплин, но и внедрять новые технологии обучения, при этом объем изучаемой информации увеличивается, а сроки на их изучение периодически сокращаются. Однако происходит это далеко не пропорционально темпам роста общеобразовательного уровня обучаемых. Поэтому жизненно необходимо разрабатывать технологии, активизирующие деятельность преподавателей и курсантов и позволяющие за минимальные сроки обучения получить максимальный объем знаний, навыков, умений.

В настоящее время попытки активизировать учебный процесс, установить плотное взаимодействие преподавателей с курсантами предпринимаются в основном в рамках традиционных технологий обучения. Однако эта модификация не обеспечивает успешное решение новых задач, причем нередко в силу известных недостатков они перестали решать и свойственные им задачи. Стремление максимально подчинить учебный процесс целям повышения профессионального уровня привело к появлению новых методов, которые стали называть активными.

Применение активных методов в дидактической системе инженерной подготовки курсантов при определенных условиях способствует достижению поставленной цели обучения.

Активные методы обучения - это методы, при которых деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый ха-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015

209

Педагогические исследования

рактер. Интенсивные методы обучения означают организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов (игры, решение проблемных задач, анализ ситуаций и др. [6].

Поскольку компьютеризированные учебные занятия в методическом отношении относятся к числу активных методов, необходимо определить, какие основные требования следует учитывать при их проведении, без которых подобные занятия из активных методов превращаются в «пассивные».

Таким образом, дидактическая система инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск имеет существенное значение в их подготовке к выполнению задач и мероприятий инженерного обеспечения внутренних войск МВД России, при которой особое значение имеет правильная организация и методика обучения инженерной подготовки. Дидактическая система представляет-

ся как система, состоящая из совокупности взаимосвязанных дидактических элементов, включающих - переструктурирование содержания с акцентом на дифференциацию знаний, организацию совместной деятельности субъектов обучения, в которой существенная роль отводится самостоятельной деятельности курсантов, иные способы оценки уровней обученности, предполагающие выход на оценку компетенций, обозначенных в ФГОС нового поколения, включение разнообразных педагогических технологий, позволяющих увеличивать время на самостоятельную деятельность, в том числе за счет включения курсантов в различную проектную деятельность, включение активных методов обучения, в том числе и с информационно-коммуникативными технологиями, системообразующим при этом вступают современные требования к инженерной подготовки специалистов в военной сфере.

Литература

1. Федеральный Закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О внутренних войсках Министерства Внутренних дел Российской Федерации» // Референт : правовая система [Электронный ресурс]. - URL: https://www.referent.ru/1/66942

2. Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22 // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http:// base.garant.ru/

3. Основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».

4. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. - Омск : ИРООО, 2009. - 187 с.

5. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. - Тюмень : ТОГИРРО. - 2014. - 78 с.

6. Технологии профессионально-ориентированного обучения : курс лекций. - М.: ВИУ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.