А. В. Курилов
(Санкт-Петербург)
Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России
с применением дидактической системы инженерной
подготовки
В статье поднимается проблема профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России, раскрываются направления повышения их профессионализма в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности с применением дидактической системы инженерной подготовки
Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел России участвуют в выполнении служебно-боевых задач по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, участвуют в территориальной обороне Российской Федерации и борьбе с терроризмом, а также в обеспечении правового режима контртеррористической операции, охраняют важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях. Кроме того, они должны быть постоянно готовы к оказанию содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы Российской Федерации [1].
В условиях выполнения задач, связанных с антитеррористической деятельностью внутренних войск, в ходе проведения внутренними войсками специальных операций по пресечению деятельности бандгрупп и незаконных вооруженных формирований тактические действия подразделений внутренних войск обеспечиваются инженерными подразделениями.
Способность воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России самостоятельно выполнять основные задачи и мероприятия инженерного обеспечения слу-жебно-боевой деятельности составляет основу качественного выполнения поставленных задач.
Как следствие этого возросли требования к уровню профессиональной подготовленности и курсантов в вопросах инженерного обеспечения действий подразделений внутренних войск, а также боевого применения инженерных средств. В связи с этим подготовке военнослужащих, выполняющих зада-
чи инженерного обеспечения, уделяется особое внимание.
Анализ выполнения подразделениями внутренних войск поставленных задач показывает необходимость повышения качества проведения занятий с подразделениями внутренних войск по инженерной подготовке и повышения требований к готовности личного состава к выполнению служебно-боевых задач.
Модернизация вооружения и военной техники и применение современных интеллектуальных систем предъявляет все более высокие требования к профессионализму офицера-выпускника. Офицер должен не просто быть подготовлен технически, но и постоянно совершенствовать свои знания, владеть современными технологиями обработки информации, интеллектуальными системами, применяемыми в сфере военно-профессиональной деятельности.
Его боевой дух и морально-деловые качества должны позволять с высокой эффективностью выполнить боевую задачу в ходе профессиональной деятельности. При этом выполнение этих задач может сочетаться с деятельностью в экстремальных условиях, сочетающихся с риском для жизни, ограниченным временем и высоким уровнем ответственности, что, безусловно, требует от него высокой военно-профессиональной подготовки. Качественная подготовка будущих офицеров внутренних войск - основная задача военных вузов.
В военных институтах внутренних войск МВД России основы инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск курсанты изучают на занятиях по дисциплине «Инженерное обеспечение слу-
Курилов А. В. Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением дидактической системы..
жебно-боевой деятельности внутренних войск». Целями освоения дисциплины - подготовить офицера внутренних войск, знающего табельные инженерные средства воинских частей и подразделений, порядок их применения, владеющего навыками в организации инженерного обеспечения действий подразделений внутренних войск в соответствии с их служебно-боевым предназначением при выполнении служебно-боевых задач в повседневной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, в районах чрезвычайного обстоятельства и чрезвычайного положения, участия в проведении КТО и локализации внутреннего вооружённого конфликта. Умеющего практически организовать и контролировать выполнение основных задач инженерного обеспечения в различных условиях обстановки. Знающего основы инженерного обеспечения при подготовке и ведении различных видов боевых действий вооружённых сил РФ [2, 3].
Одним из основополагающих направлений развития курсантов, направленных на повышение профессионализма и развитие нового качества подготовки будущих офицеров в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск, является применение реформированной дидактической системы инженерной подготовки курсантов с учетом изменений современных условий.
В условиях ограниченного времени применение дидактической системы инженерной подготовки курсантов существенно повышает уровень профессиональной подготовленности будущих офицеров. При этом основной упор в обучении курсантов делается на практическую отработку вопросов инженерного обеспечения в соответствии с тематикой занятий, современные педагогические технологии, в том числе направленные на развитие компетенций, которые представлены в работах Н. Н. Суртаевой [4, 5].
Эффективность дидактической системы инженерной подготовки курсантов в целом во многом будет определяться подготовленностью руководителя занятия, в ходе которого он умело и правильно применяет скомпонованные в эту систему формы и методы обучения, правильно использует имеющуюся учебно-материальную базу.
В этой связи необходимо максимально приблизить обучение курсантов военно-ин-
женерному делу к реальным условиям боевой обстановки, научить личный состав находить правильные грамотные решения различных инженерных задач и мероприятий, используя при этом имеющуюся учебно-материальную базу, в том числе и макеты современных инженерных средств, а также подручные материалы.
Одним из основных принципов дидактической системы инженерной подготовки процесса обучения курсантов является принцип активности. Это обусловлено тем, что на современном этапе в огромном потоке информации преподавателю сложно довести до обучаемых самую необходимую информацию для качественной подготовки курсантов по инженерной подготовке. Влияние научно-технического прогресса на образовательный процесс привело к тому, что приходится не только заменять устаревшие взгляды новыми и перерабатывать программы учебных дисциплин, но и внедрять новые технологии обучения, при этом объем изучаемой информации увеличивается, а сроки на их изучение периодически сокращаются. Однако происходит это далеко не пропорционально темпам роста общеобразовательного уровня обучаемых. Поэтому жизненно необходимо разрабатывать технологии, активизирующие деятельность преподавателей и курсантов и позволяющие за минимальные сроки обучения получить максимальный объем знаний, навыков, умений.
В настоящее время попытки активизировать учебный процесс, установить плотное взаимодействие преподавателей с курсантами предпринимаются в основном в рамках традиционных технологий обучения. Однако эта модификация не обеспечивает успешное решение новых задач, причем нередко в силу известных недостатков они перестали решать и свойственные им задачи. Стремление максимально подчинить учебный процесс целям повышения профессионального уровня привело к появлению новых методов, которые стали называть активными.
Применение активных методов в дидактической системе инженерной подготовки курсантов при определенных условиях способствует достижению поставленной цели обучения.
Активные методы обучения - это методы, при которых деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый ха-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015
209
Педагогические исследования
рактер. Интенсивные методы обучения означают организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов (игры, решение проблемных задач, анализ ситуаций и др. [6].
Поскольку компьютеризированные учебные занятия в методическом отношении относятся к числу активных методов, необходимо определить, какие основные требования следует учитывать при их проведении, без которых подобные занятия из активных методов превращаются в «пассивные».
Таким образом, дидактическая система инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск имеет существенное значение в их подготовке к выполнению задач и мероприятий инженерного обеспечения внутренних войск МВД России, при которой особое значение имеет правильная организация и методика обучения инженерной подготовки. Дидактическая система представляет-
ся как система, состоящая из совокупности взаимосвязанных дидактических элементов, включающих - переструктурирование содержания с акцентом на дифференциацию знаний, организацию совместной деятельности субъектов обучения, в которой существенная роль отводится самостоятельной деятельности курсантов, иные способы оценки уровней обученности, предполагающие выход на оценку компетенций, обозначенных в ФГОС нового поколения, включение разнообразных педагогических технологий, позволяющих увеличивать время на самостоятельную деятельность, в том числе за счет включения курсантов в различную проектную деятельность, включение активных методов обучения, в том числе и с информационно-коммуникативными технологиями, системообразующим при этом вступают современные требования к инженерной подготовки специалистов в военной сфере.
Литература
1. Федеральный Закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О внутренних войсках Министерства Внутренних дел Российской Федерации» // Референт : правовая система [Электронный ресурс]. - URL: https://www.referent.ru/1/66942
2. Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22 // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http:// base.garant.ru/
3. Основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
4. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. - Омск : ИРООО, 2009. - 187 с.
5. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. - Тюмень : ТОГИРРО. - 2014. - 78 с.
6. Технологии профессионально-ориентированного обучения : курс лекций. - М.: ВИУ, 2001.