А. В. Курилов
(г. Москва)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
INNOVATIVE APPROACHES TO TRAINING OF CADETS OF NATIONAL GUARD TROOPS UNIVERSITIES OF RUSSIA
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются направления повышения их профессионализма в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности войск. Предложены пути повышения качества их обучения с применением искусственного интеллекта в дидактической системе инженерной подготовки.
Ключевые слова: инженерная подготовка, дидактическая система, искусственный интеллект, курсанты, обучение
The article raises the problem of professional training of cadets of universities of national guard troops of the Russian Federation. The trends of increasing their professionalism in the field of engineering service and combat activity of troops are revealed. Ways to improve the quality of their education with the application of artificial intellect in the didactic system of engineering training are suggested Keywords: engineering training, didactic system, artificial intellect, cadets, education
Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии], выполняя служебно-боевые задачи при обострении международных отношений, связанных с антитеррористической деятельностью, активизацией применения террористическими группами дис-танционно-управляемых взрывных устройств и террористов-смертников, предъявляют к специалистам инженерной службы, участвующим в специальных операциях по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, все более высокие требования [1; 7].
Проведенный анализ действий террористических групп и объектов минирования показал, что терроризм не знает жалости ни к старикам ни к детям. Террористы минируют объекты, где возможно скопление больших и малых групп людей, они действуют в аэропортах, вокзалах и в транспорте. Создают центры по подготовке взрывников. Подготавливают к широкому применению самодельные взрывные устройства.
Эти и другие обстоятельства требуют тщательной подготовки специалистов инженерной службы по обезвреживанию взрывоопасных объектов и действиям в условиях минной опасности, а также по предотвраще-
нию гибели личного состава, участвующего в специальных операциях по пресечению действий бандгрупп и незаконных вооруженных формирований.
В настоящее время для борьбы с терроризмом в военной промышленности ведутся разработки средств инженерного вооружения, имеющих в своем составе искусственный интеллект. Широко используются роботизированные комплексы, беспилотные летательные аппараты, специальные мины.
Благодаря высокой технической оснащенности войск современным модернизированным вооружением, поступающим на снабжение в войска, неуклонно возрастают и закономерно усложняются объёмы задач инженерного обеспечения войск и, следовательно, к военнослужащим, выполняющим эти задачи, предъявляются требования, которые соответствуют тенденциям современного общества [3].
Как следствие этого, ставится задача повышения уровня профессиональной подготовленности курсантов вузов войск национальной гвардии - будущих командиров подразделений, которые вскоре будут руководить личным составом, действующим в различных условиях обстановки, где они должны разбираться в вопросах боевого примене-
ния инженерных средств войск национальной гвардии [10].
Модернизация вооружения и военной техники предъявляет к все более высокие требования к профессионализму офицера-выпускника, его боевой дух и морально-деловые качества должны позволять ему с высокой эффективностью выполнить боевую задачу. В ходе его профессиональной деятельности. При этом выполнение этих задач может сочетаться с деятельностью в экстремальных условиях, сочетающихся с риском для жизни, ограниченным временем и высоким уровнем ответственности, что, безусловно, требует от него психологической устойчивости и высокой военно-профессиональной подготовки. Качественная подготовка будущих офицеров войск национальной гвардии -основная задача военных вузов.
При изучении вопросов инженерного обеспечения в вузах войск национальной гвардии для освоения дисциплины «Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии» курсантами ставятся цели: подготовить офицера, знающего табельные инженерные средства, поступающие в войска, порядок их применения; владеющего навыками в организации инженерного обеспечения действий подразделений войск национальной гвардии, в том числе и при участии в проведении контртеррористических операций и локализации внутреннего вооружённого конфликта, умеющего практически организовать и контролировать выполнение основных задач инженерного обеспечения в различных условиях обстановки [8; 9].
Необходимость повышения эффективности учебного процесса побуждает искать новые пути оптимизации обучения. В современной педагогике при обучении курсантов применяются различные методы обучения, к их числу относятся и инновационные.
Наряду с широким внедрением инновационных технологий и поиском эффективных форм и методов обучения курсантов одним из основополагающих направлений их обучения, направленных на повышение профессионализма и развитие нового качества подготовки будущих командиров в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии, является применение дидактической системы инженерной подготовки курсантов [2].
В условиях ограниченного времени на познание большого объема информации дидактическая система инженерной подготовки существенно повысит качество обучения курсантов. При этом основной упор в обучении делается на практическую отработку вопросов инженерного обеспечения в соответствии с тематикой занятий.
Эффективность дидактической системы инженерной подготовки курсантов в целом во многом будет определяться подготовленностью руководителя занятия, в ходе которого он умело и правильно применяет скомпонованные в этой системе формы и методы обучения, правильно использует имеющуюся учебно-материальную базу.
В этой связи необходимо максимально приблизить обучение курсантов военно-инженерному делу к реальным условиям боевой обстановки, научить личный состав находить грамотные решения различных инженерных задач и мероприятий, используя при этом имеющуюся учебно-материальную базу.
Влияние научно-технического прогресса на образовательный процесс привело к тому, что приходится не только заменять устаревшие взгляды новыми, но и внедрять новые технологии обучения, при этом объем изучаемой информации увеличивается, а сроки на изучение постепенно сокращаются. Поэтому очень важно разрабатывать технологии, активизирующие деятельность как преподавателей, так и курсантов и позволяющие за минимальные сроки обучения получить максимальный объем знаний, умений и навыков.
Применение активных методов в дидактической системе инженерной подготовки курсантов при определенных условиях способствует достижению поставленной цели обучения. Одной из целей такого обучения является выработка у курсантов навыков в решении ситуаций, с которыми в будущем им, возможно, придется встретиться в слу-жебно-боевой деятельности.
Успешное использование метода разбора и анализа ситуаций привело к интенсивным поискам новых разновидностей активных методов, способных решать специфические учебные задачи, и, в частности, к появлению наиболее сложных занятий с применением компьютерных технологий, имеющих в своем составе искусственный интеллект.
Искусственный интеллект - способность компьютера выполнять действия, обычно считающиеся прерогативой человеческого интеллекта. Например, принятие решений и самообучение [6].
Применение искусственного интеллекта в дидактической системе инженерной подготовки курсантов дает возможность создавать обучающие программы, позволяющие курсантам принимать правильные решения для действий в моделируемой обстановке в условиях неопределенности.
Концепция моделирования и планирования операций по управлению и принятию решений при выполнении инженерных задач реализуется на основе интеллектуальной системы обучения.
Применение интеллектуальной системы - компьютерной программы, вырабатывающей рекомендации и способной принимать решение в определенной области знаний [4], реализует интеллектуальные технологии обучения курсантов на базе высокопроизводительных вычислений.
Реализация интеллектуальных технологий осуществляется на основе информационной модели, обеспечивающей оперативный контроль отрабатываемой ситуаций. Модели контроля ситуации разрабатываются в рамках нечеткого базиса и формализованных методов анализа и прогноза поведения курсанта [4].
Искусственный интеллект позволяет сформировать оптимальный подход к проектированию компьютерных систем для обучения курсантов, обеспечивая взаимодействие
методов, закономерностей, понятий и средств обучения. Позволяет будущим командирам освоить на практике методы оптимального принятия решений для выполнения служебно-боевых задач, а также повысить уровень знаний, умений и навыков, развить логическое мышление.
В настоящее время развитие искусственного интеллекта осуществляется интенсивной интеграцией разнообразных взглядов, методов и концепций.
Схема интерпретации ситуаций на примере действий инженерно-разведывательного дозора (ИРД) при выполнении служебно-боевых задач в экстремальной ситуации приведена на рисунке 1.
Моделирование действий войск даёт возможность оптимизировать принятые решения и эффективно использовать современные средства инженерного вооружения, средства обнаружения, подавления каналов радиоуправления взрывными устройствами и их уничтожения. Задача, которая стоит перед преподавателями - творчески подходить к составлению программ моделирования обстановки, а также развивать творческий подход в принятии решений.
Из рисунка 1 видно, что структурная схема интегрированной среды моделирования действий ИРД включает следующие основные компоненты: оценку параметров внешнего воздействия, оценку действий ИРД, математическое моделирование текущей ситуации, построение моделей системы, выработку практических рекомендаций, анализ альтернатив и принятие решений.
Рис.1. Структурная схема интегрированной среды моделирования действий ИРД в экстремальной ситуации
Процедуры интерпретации текущих ситуаций построены в рамках парадигмы обработки информации в мультипроцессорной вычислительной среде [8] и достижений в области интеллектуальных технологий XXI века [5;10].
Применение элементов системы искусственного интеллекта включено в дидактическую систему инженерной подготовки в целях повышения общей эффективности учебного процесса. При этом наибольшей эффективности проведения занятия можно достичь при обеспечении тщательной подготовки к занятию как со стороны преподавателя, так и со стороны курсантов.
В обучении курсантов искусственный интеллект может применяться в моделировании обстановки и действий противника, незаконных вооруженных формирований, а также участников массовых беспорядков.
На основе модели действий противника формируется решение на его подавление или уничтожение путем создания в каждом конкретном случае модуля, который включает в себя силы обнаружения, прикрытия, задержания, сопровождения и др.
На учебных занятиях курсанты в роли командиров подразделений оценивают обстановку и принимают решения на проведение специальных операций по пресечению деятельности бандгрупп. Эти решения оформляются на картах, производится расчет сил и средств каждого модуля.
Такие упражнения позволяют курсантам более качественно осваивать учебные программы на определённом этапе и приобретать навыки комплексного подхода к решению задач. Данная методика с применением искусственного интеллекта развивает творческий подход к решению задач, дает возможность повысить знания, умения и навыки в применении средств инженерного вооружения, развить тактическое мышление и даёт возможность преподавателю всесторонне оценить действия обучаемых на занятии.
Таким образом, применение искусственного интеллекта в дидактической системе инженерной подготовки повысит уровень профессиональной подготовленности курсантов войск национальной гвардии к выполнению задач и мероприятий инженерного обеспечения при выполнении служебно-бое-
вых задач и борьбе с терроризмом. При этом особое значение имеет применение новейших технологий в организации и методике обучения курсантов инженерной подготовке,
при которой курсанты, используя искусственный интеллект, приобретают знания, умения и навыки и оперативно принимают решения в моделируемой боевой обстановке.
Литература
1. Вопросы Федеральной Службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51648/ (дата обращения: 25.06.2016).
2. Курилов А.В. Совершенствование профессиональных качеств курсантов вузов внутренних войск МВД России / http://elibrary.ru/item.asp? id=22710547.
3. Курилов А.В. Современные требования, предъявляемые к качеству инженерной подготовки курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 2. с.190-192. ISSN 1997-2911.
4. Нечаев Ю.И., Лютин А.В. Интеллектуальная система, функционирующая на основе мультиагентных технологий // Искусственный интеллект. - 2009. - № 3.
- с. 413-422.
5. Нечаев Ю.И. Математическое моделирование в бортовых интеллектуальных системах реального времени // Труды 5-й Всероссийской научно-технической конференции «Нейроинформатика-2003» - М.: МИФИ, 2003. Лекции по нейроинформатике - Ч.2 - С. 119-179.
6. Нечаев Ю.И., Петров О.Н. Непотопляемость судов: подход на основе современной теории катастроф: Моногр. - СПб.: Арт-Экспресс, 2014. - С. 354.
7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ. URL: https: //rg.ru/2016/07/06/gvardia-dok.html (дата обращения: 07.07.2016).
8. Основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
9. Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22.
10. Системы искусственного интеллекта в интеллектуальных технологиях XXI века.
- СПб.: Арт-Экспресс, 2011.