Научная статья на тему 'Особенности системы подготовки офицеров высшей квалификации для Национальной гвардии Республики Казахстан'

Особенности системы подготовки офицеров высшей квалификации для Национальной гвардии Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ / ОФИЦЕР НОВОЙ ФОРМАЦИИ / УРОВНИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYSTEM OF MILITARY STAFF TRAINING / OFFICER OF THE NEW FORMATION / LEVELS OF MILITARY EDUCATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксылыков Руслан Фатихович

Рассмотрены проблемы подготовки военных кадров, что особенно актуально при нарастании сложности профессиональных задач, решаемых военнослужащими, и связано с подготовкой офицера новой формации, способного компетентно осуществлять профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of military staff training, which is particularly urgent in difficulty increase of professional tasks solved by military people, and it is connected with training of an officer of the new formation, competent in professional work.

Текст научной работы на тему «Особенности системы подготовки офицеров высшей квалификации для Национальной гвардии Республики Казахстан»

Р.Ф. ЖАКСЫЛЫКОВ (Астана, Казахстан)

особенности системы подготовки офицеров высшей квалификации для национальной гвардии республики казахстан

Рассмотрены проблемы подготовки военных кадров, что особенно актуально при нарастании сложности профессиональных задач, решаемых военнослужащими, и связано с подготовкой офицера новой формации, способного компетентно осуществлять профессиональную деятельность.

Ключевые слова: система подготовки военных кадров, офицер новой формации, уровни военного образования, компетентность, профессиональная деятельность.

Постановка проблемы. Одна из основных целей современных преобразований в высшей школе - максимально приблизить образовательный процесс к запросам времени, чтобы обеспечить высококачественную профессиональную подготовку специалистов. В настоящее время для высшего военного образования актуальным является формирование системы профессиональной подготовки офицерских кадров, отвечающей новой структуре и современным задачам Национальной гвардии Республики Казахстан.

Для реализации этих задач требуется офицер новой формации с творческим стилем мышления, обладающий волевыми качествами и способный компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность. Таким образом, возникает несоответствие между потребностью войск в специалистах новой формации и недостаточным уровнем подготовки военных кадров. Эта проблема обретает особую актуальность на фоне нарастания сложности профессиональных задач, решаемых военнослужащими национальной гвардии по защите конституционных прав и свобод граждан, предотвращению терроризма, охране особо важных объектов и объектов пенитенциарной системы. решение этих задач связано с подготовкой военных профессионалов, образованных и разносторонне развитых людей, способных креативно мыслить и действовать, самостоятельно принимать решения,

умело работать с людьми, гордящихся службой в национальной гвардии, стремящихся к преумножению ее славных служебно-боевых традиций.

В связи с этим приоритетными задачами военного образования по решению проблем подготовки офицеров национальной гвардии являются: разработка перспективных направлений подготовки и повышения квалификации военных преподавателей, обобщение передового и новаторского педагогического опыта и распространение его между военными вузами; выявление всего ценного и адаптация его к современным реалиям; анализ и обобщение опыта в системе военного образования за рубежом; повышение научной квалификации профессорско-преподавательского и командного состава, совершенствование научной работы и ее стимулирование.

Анализ последних публикаций. На протяжении ряда лет подготовка офицеров национальной гвардии с образованием оперативно-тактического уровня проводится в Национальном университете обороны республики казахстан, в Общевойсковой академии, Военном университете, Академии тыла и транспорта и других учебных заведениях Вооруженных Сил России. Однако, по существу, такая подготовка проблему потребности войск в высококвалифицированных офицерах с высшим военным образованием решить не может. Доктор военных наук Ж.Х. Ахметов предложил пути решения проблемы подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии [1], которые нашли поддержку в МВД, Минобороны, Минобразования, Совете Безопасности и Правительстве РК. Так, уже реализованы предложения о создании факультета Национальной гвардии и кафедры «Тактика и оперативное искусство Национальной гвардии» при Национальном университете обороны.

В вопросах образования тактический и оперативно-тактический уровни военного образования не противоречат Болонской декларации, подписанной Казахстаном. Адаптация системы высшего образования Казахстана к новым условиям и потребностям страны не только не предполагает отказа от традиций национального образования, но и предоставляет замечательные возможности для самоидентификации и развития. Убедительно это доказывает опыт ведущих вузов нашей страны. Надо отметить, что в этом нашли себя и Национальный университет обороны, и военные инсти-

О Жаксылыков Р.Ф., 2015

туты Комитета национальной безопасности (КНБ) и МВД Республики Казахстан.

Структурно уровни военного образования офицеров Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований удачно вписались в уровни образования Болонского процесса. Можно заключить, что уровень бакалавриата - это тактический уровень подготовки офицеров, которая для Национальной гвардии осуществляется Военным институтом Национальной гвардии республики Казахстан, а по ряду специальностей - Военными институтами ВС и внутренних войск России.

В Военном институте в 2008 г. разработаны «Государственные общеобязательные стандарты образования Республики Казахстан» по группе специальностей 051061 -051067 - «Военное дело и безопасность» [2].

Второй уровень образования - магистратура, в сравнительном аспекте военного образования это оперативно-тактический уровень подготовки военных кадров.

Цель статьи - анализ системы подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии Республики Казахстан.

основной материал. Серьезную проблему в подготовке кадров для Национальной гвардии представляет подготовка офицеров с уровнем оперативно-тактического военного образования. Низкая их доля в звене «полк -бригада» существенно влияет на качество выполнения служебно-боевых задач в мирное время, а при организации служебно-боевой деятельности в условиях чрезвычайного или военного положения, организации и проведения специальных операций, боевых действий в военных конфликтах может серьезно затруднить выполнение служебно-боевых задач. Принимая это во внимание, образованию офицеров и подготовке их в звене «батальон - полк - бригада» необходимо придавать серьезное значение. В идеале командир батальона, учитывая особенности и характер вооруженных военных конфликтов, формы и способы выполнения боевых задач, должен быть подготовлен на оперативно-тактическом уровне. Такой командир будет способен обучать своих подчиненных офицеров и штаб батальона на уровне современных требований, вести подготовку подразделений к выполнению задач.

На сегодняшний день и на перспективу до 2020 г. подготовку офицеров Национальной гвардии целесообразно осуществлять в Национальном университете обороны Министерства обороны Республики Казахстан, в академиях и военных университетах Российской Федерации. Это обусловлено рядом факторов: 1) во-

енная безопасность Казахстана, задачи, изложенные в военной доктрине, которые выполняются в тесном взаимодействии всех элементов военной организации государства; 2) Национальная гвардия выделяет определенный военный контингент в состав коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, который участвует в совместном выполнении боевых задач; 3) в условиях военных конфликтов ряд задач выполняется в тесном взаимодействии и под руководством Объединенного командования, в интересах выполнения отдельных задач предполагаются взаимное придание и поддержка силами и средствами; 4) решения Совета Безопасности РК и совместных приказов руководителей силовых структур о совершенствовании военного образования и исключении дублирования в подготовке военных кадров.

В Национальном университете обороны разработан Государственный общеобязательный стандарт образования (ГоСо) РК в магистратуре по специальности 6№1008 - «Национальная гвардия РК. Военное и административное управление», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 октября 2005 г. №2 514. Настоящий стандарт согласован с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли и управлением военного образования департамента кадров Министерства обороны Республики Казахстан.

Анализ общих положений стандарта, характеризующих направления подготовки магистра, показывает, что квалификационные характеристики выпускника по данной специальности включают знания, умения и навыки, определяемые спецификой предназначения и выполняемыми Национальной гвардией задачами.

В ГОСО по специальности 6№1008 - «Национальная гвардия РК. Военное и административное управление» в качестве ключевых выделены следующие компетенции: планирование и проведение специальных операций при осложнении оперативной обстановки; организация морально-психологического обеспечения деятельности соединений и частей в различных формах служебно-боевой деятельности; планирование и организация в соединении (части) правовой работы, обеспечение и поддержание законности и правопорядка и др.

В аспекте подготовки кадров представляют интерес объекты и виды профессиональной деятельности магистров по данной специальности. В стандартах объектами професси-

ональной деятельности прописаны: при профильной подготовке - воинские части, соединения Национальной гвардии, вузы, органы управления, имеющие отношение к выпускникам данной специальности; при научно-педагогической подготовке - высшие (средние) учебные заведения (военные, гражданские), научно-исследовательские организации, а также органы управления, имеющие отношение к выпускникам данной специальности.

Важной составляющей подготовки военных кадров Национальной гвардии в магистратуре Национального университета обороны, выделенной ГОСО, является предназначение выпускника-магистра. Так, магистр по настоящей специальности может проходить службу в должностях командиров, начальников в соединениях, частях и органах управления Национальной гвардии, а также в качестве преподавателей высших (средних) военных и гражданских учебных заведений [3].

В этой связи нами разработаны программы по дисциплине «Тактика и оперативное искусство Национальной гвардии Республики Казахстан» по специальностям «Военное и административное управление», «Управление техническим обеспечением», «управление тыловым обеспечением», «Управление воспитательными и социально-правовыми процессами»; а также по дисциплине «Управление повседневной деятельностью Национальной гвардии Республики Казахстан» по специальности «Военное и административное управление».

Выделим еще одну актуальную для ведомственного образования Национальной гвардии проблему - подготовка педагогических и научных кадров, преподавателей для Военного института Национальной гвардии. Преподаватель был и остается ключевой фигурой процесса обучения и воспитания.

Основными задачами педагогической подготовки преподавателей, на наш взгляд, являются:

1) совершенствование знаний по основам военной науки и, в первую очередь, в области теории и практики военного искусства; основам государственного управления и формирования военной политики государственной власти; правовым положениям, связанным с основными концептуальными и док-тринальными взглядами по вопросам обороны страны и обеспечения национальной безопасности, функционированием системы выс-

шего профессионального военного образования в целом;

2) формирование умений: создавать творческую атмосферу образовательного процесса; использовать при изложении предметного материала взаимосвязь смежных дисциплин, представленных в учебном плане, а также научно-исследовательского и учебного процессов в вузе; применять знания о культурном наследии прошлого, современных достижениях науки и культуры в качестве средств воспитания курсантов и слушателей;

3) овладение: методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки; основами научно-методической работы; навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (структурирование и преобразование научного знания в учебный материал); основами учебно-методической работы в высшем профессиональном образовании, методами и приемами разработки задач, упражнений, тестов по различным темам; способами создания требовательно-доброжелательной обстановки в учебном процессе; методами формирования навыков организации самостоятельной работы, профессионально-аналитического мышления и развития творческих способностей обучаемых; культурой жизненного самоопределения, методами эмоциональной саморегуляции; основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах.

Анализ образовательной деятельности ряда военно-учебных заведений России и Казахстана позволяет нам выделить некоторые пути совершенствования педагогической подготовки преподавательского состава: военно-профессиональное и педагогическое совершенствование; повышение научной квалификации и уровня информационной подготовки; формирование духовно-патриотических ценностей.

Новые научные парадигмы, инновационные технологии обучения не позволяют преподавателю оставаться на достигнутом педагогическом уровне и требуют непрерывного образования и развития профессионально-личностных качеств. Решающую роль в этом процессе играет самостоятельная работа преподавателя.

Самостоятельная работа, наряду с другими формами педагогической подготовки, планируется и проводится с целью обеспечения высокого уровня обучения и воспитания слушателей при проведении всех видов занятий,

квалифицированного руководства процессом обучения в ходе преподавания своей дисциплины. Она является важнейшей повседневной обязанностью преподавательского состава, определяющим условием повышения качества обучения и воспитания слушателей. Ее основные задачи заключаются в приобретении новых знаний; совершенствовании навыков самостоятельного научного исследования актуальных вопросов военного искусства и тактики; повышении педагогического мастерства; изучении материалов по психологии и педагогике, теории и практике обучения, отечественного опыта обучения и воспитания в военных вузах, а также достижений зарубежной военной школы.

добиться ощутимых результатов самостоятельной работы можно при условии широкого использования дидактической и научной литературы, других внутренних и внешних источников информации. Успех самостоятельной работы определяется способностью преподавателей постоянно учиться. Важнейшими условиями успеха являются настойчивость и инициатива преподавателей, их повседневное стремление к самосовершенствованию [5].

Профессиональная подготовка преподавателей военного учебного заведения проводится в целях повышения их теоретического уровня, военно-технических и специальных знаний, педагогических и методических навыков, усиления влияния личной подготовки на эффективность и качество учебного процесса.

В частности, в Военном институте Национальной гвардии Республики Казахстан план профессиональной подготовки преподавателей военного учебного заведения разрабатывается на учебный год. Он включает общие и по предметам обучения методические указания, расчет учебного времени по предметам подготовки и месяцам.

Продолжительность учебного года в системе профессиональной подготовки преподавателей военного учебного заведения составляет 10 месяцев (с 1 сентября по 30 июня). Занятия по профессиональной подготовке проводятся два дня в месяц по 7 часов в день и на учебно-методических сборах по 5 дней. Кроме плановых занятий и сборов, на самостоятельную подготовку выделяется не менее 4 часов и на физическую подготовку - не менее 3 часов служебного времени еженедельно.

Занятия по профессиональной подготовке организуются и проводятся в масштабе военного института, кафедры, факультета (учеб-

ного подразделения) под руководством непосредственных начальников.

В целях повышения профессионального и методического мастерства каждому преподавателю определяется индивидуальное задание по разработке методических материалов, научных рефератов по вопросам службы и тактики, боевого применения вооружения и техники, внедрению перспективных форм и методов обучения.

Итоговые результаты профессиональной подготовки за каждый год заносятся в учетные листы профессиональной подготовки преподавателя, которые хранятся в их личных делах. Результаты ежегодно анализируются и учитываются при их аттестации, представлении к присвоению воинских званий, назначении на вышестоящие должности, направлении на обучение.

Ведущая роль в педагогическом формировании преподавателя и достижении им высокого уровня педагогического мастерства принадлежит его методической подготовке, основными задачами которой являются овладение основами педагогической психологии; познание дидактики как отрасли педагогической науки, занимающейся вопросами обучения; освоение передовых методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, в том числе с использованием средств информатизации и информационных технологий для решения дидактических задач.

Методическая подготовка преподавательского состава является основной частью методической работы, организуется и осуществляется в целях повышения уровня педагогического мастерства преподавателей и обеспечения высокой эффективности образовательного процесса.

Вопросы совершенствования методической подготовки преподавателей составляют основу работы учебно-методического совета вуза, который вырабатывает рекомендации по распространению и внедрению в учебный процесс передового опыта кафедр, лучших педагогов вуза, по организации и проведению методических занятий (открытых), повышению качества и эффективности учебного процесса в университете, проведению педагогического (методического) эксперимента и др.

для деятельности преподавательского состава характерна широта диапазона творческой работы. Преподаватель обучает и воспитывает курсантов, ведет научные исследования и методическую работу. Следовательно, для качественного исполнения служебных обязанностей преподавателю необходимы ши-

рокий кругозор, глубина знания предмета и разносторонний опыт практической работы.

Одной из важных специфических черт труда преподавателей военных учебных заведений является то, что качество и результаты его проявляются не сразу, а через определенное, чаще достаточно продолжительное, время. Например, первичная оценка качества работы преподавателя проводится на очередных семестровых экзаменах, более общая - при защите дипломных работ (проектов, задач) или сдаче государственных экзаменов, а окончательная - только в рамках практической работы выпускника как специалиста в войсках.

Педагогическая деятельность протекает в постоянном общении с курсантами и слушателями, преподавателями своей и других кафедр, представителями научных учреждений, воинских частей, предприятий оборонной промышленности, государственных и общественных организаций и требует от преподавателя умений устанавливать с людьми деловые отношения, уважать мнение других, отстаивать свое, быть принципиальным и последовательным, высоких организаторских навыков. Преподаватель как воспитатель будущих офицеров для Национальной гвардии должен быть активным участником общественной жизни военного института, примером в выполнении требований общевоинских уставов и законов.

Одной из важных задач повышения квалификации является совершенствование педагогического мастерства преподавательского состава и офицеров учебных подразделений.

Педагогическое мастерство представляет собой комплекс качественных характеристик преподавателя: глубокое знание предмета и закономерностей обучения (дидактики); широкий кругозор и активное участие в научной работе; умение увлечь обучающихся и организовать их мыслительную деятельность; постоянное самосовершенствование и стремление воспитать у слушателей потребность в непрерывном обновлении знаний.

Владея педагогическим мастерством, преподаватель способен сохранять, приумножать и передавать обучаемым специализированные знания, организовывать творческий поиск и развивать активное аналитическое мышление. Хорошей школой педагогического мастерства обычно являются действующие семинары и научно-методические конференции по обмену опытом учебно-методической работы, на которых заслушиваются доклады и сообщения о результатах исследований по проблемам военного образования, дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, по

вопросам внедрения новых технологий, методов и средств обучения. Материалы и рекомендации конференции или семинара обобщаются учебно-методическим советом, издаются и доводятся до преподавательского состава с целью изучения и внедрения в образовательный процесс.

Наряду с рассмотренными выше основными формами профессиональной подготовки (обучение на курсах повышения квалификации, система профессиональной подготовки, самостоятельная работа и др.) высокоэффективными являются стажировка преподавателей-военнослужащих в войсках, в других вузах и НИО; участие в учениях войск; участие в технических и государственных испытаниях образцов вооружения, техники и автоматизированных систем; повседневная деятельность преподавателей при выполнении основных служебных обязанностей.

Повышение уровня военно-профессиональных знаний и навыков преподавателя достигается также в ходе выполнения им основных служебных обязанностей: проведения различных видов занятий с курсантами и слушателями; участия в разработке учебных и методических материалов, руководства разработкой рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей и докладов по плану военно-научного общества слушателей; участия в выполнении научно-исследовательских работ и оперативных заданий вышестоящих органов военного управления, в написании военно-теоретических трудов и учебников; в военно-научных, научно-методических конференциях и семинарах, проводимых в вузе и на кафедрах, в других вузах и научно-исследовательских учреждениях министерств и ведомств.

Сегодня перед военными преподавателями стоят новые задачи, и добиться их выполнения способен лишь преподаватель, не только имеющий теоретические знания по преподаваемому предмету, но и использующий на практике психолого-педагогические закономерности их усвоения.

Надо отметить, что у большинства преподавателей образование второй половины прошлого века, и за период службы в войсках они были далеки от системы непрерывного образования, да и повышение квалификации проходили эпизодично. В педагогической практике ими воспроизводится модель репродуктивно-сообщающего обучения, в основе которого лежит сообщение курсантам готового «знания» вне организации деятельности, его производящей. Указанные обстоятельства вместе с не-

гативной установкой на овладение теорией обучения отрицательно влияют на процесс профессиональной подготовки преподавателя и качество преподавания. В преодолении такого положения дел призвана сыграть свою роль система повышения квалификации преподавателей. Однако нельзя констатировать, что на сегодняшний день она успешно справляется с этой задачей [5].

одной из причин такой ситуации является сложившаяся система повышения квалификации преподавателей, которая не дает наиболее важной подготовки в области возрастной психологии, педагогики, дидактики, теории воспитания, адаптации курсантов, в решении задач коммуникации, социальных взаимодействий в группе и с группой, не знакомит с современными активными методами.

Если касаться третьего уровня образования - докторантуры, то здесь спектр проблем обусловлен переходным периодом в связи с новым законодательством в сфере образования, который сегодня вопросов вызвал больше, чем решил. До этого мы имели ясность с подготовкой офицеров с научной квалификацией кандидата и доктора наук в адъюнктурах и через институт соискательства и осуществляли ее в военных учебных заведениях, в которых функционировали диссертационные советы: Национальный университет обороны МО и Военный институт КНБ Республики Казахстан, а также ведущие гражданские вузы страны.

С выходом нового закона «О науке» в докторантурах будут осуществляться подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени докторов философии (PhD), докторов по профилю и их присуждение лицам, освоившим профессиональные образовательные программы докторантуры по соответствующим специальностям и защитившим диссертацию [4].

выводы. Таким образом, система подготовки офицерских кадров для национальной гвардии РК, включающая тактический, оперативно-тактический и оперативно-стратегический уровни военного образования, не противоречит требованиям Болонской системы, выраженной в триаде «бакалавриат -магистратура - докторантура». Она, как и в целом казахстанское военное образование, переживает глубокие преобразования и вступает в период, когда видятся звенья всей цепи образования офицеров, отвечающей мировой тенденции ее непрерывности - образование через всю жизнь. Этим же целям служит и система

курсовой подготовки и повышения квалификации офицеров национальной гвардии.

список литературы

1. Ахметов Ж.Х. Концептуальные основы развития внутренних войск в условиях новых угроз безопасности Казахстана: дис. ... д-ра воен. наук: 20.01.02. Щучинск, 2010.

2. Государственные общеобязательные стандарты образования Республики Казахстан по группе специальностей 051061-051067 - «Военное дело и безопасность». Астана, 2008.

3. Жаксылыков Р.Ф. Научно-педагогические основы подготовки офицеров высшей квалификации для внутренних войск МВД Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Астана, 2010.

4. Закон Республики Казахстан «О науке». № 407-IV 3PK 18 февраля 2011 г. (любое изд.).

5. Скибицкий Э.Г., Ахметова Э.Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений. Новосибирск: САФБД, 2012.

* * *

1. Ahmetov Zh.H. Konceptual'nye osnovy razvitija Vnutrennih vojsk v uslovijah novyh ugroz bezopasnosti Kazahstana: dis. ... d-ra voen. nauk: 20.01.02. Shhuchinsk, 2010.

2. Gosudarstvennye obshheobjazatel'nye standarty obrazovanija Respubliki Kazahstan po gruppe special'nostej 051061-051067 - «Voennoe delo i bezopasnost'». Astana, 2008.

3. Zhaksylykov R.F. Nauchno-pedagogicheskie osnovy podgotovki oficerov vysshej kvalifikacii dlja vnutrennih vojsk MVD Respubliki Kazahstan: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Astana, 2010.

4. Zakon Respubliki Kazahstan «O nauke». № 407-IV ZPK 18 fevralja 2011 g. (ljuboe izd.).

5. Skibickij Je.G., Ahmetova Je.Zh. Teorija i praktika pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelej vysshih voennyh uchebnyh zavedenij. Novosibirsk: SAFBD, 2012.

Peculiarities of training system for higher qualification officers for National Guards of the Republic of Kazakhstan

There are considered the issues of military staff training, which is particularly urgent in difficulty increase of professional tasks solved by military people, and it is connected with training of an officer of the new formation, competent in professional work.

Key words: system of military staff training, officer of the new formation, levels of military education, competence, professional work.

(Статья поступила в редакцию 27.08.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.