_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 355/359+378
Жаксылыков Руслан Фатихович
Кандидат педагогических наук, Главнокомандующий Национальной гвардией Республики Казахстан, [email protected], Республика Казахстан, Астана
Мухамедина Эльвира Жумабековна
Преподаватель кафедры военной педагогики и психологии, Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, [email protected], Республика Казахстан, Петропавловск
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления системы профессиональной подготовки военных преподавателей в условиях глобализации и интеграции в мировое образовательное пространство. Главной целью профессионального образования является приведение содержания и качества подготовки офицеров в соответствие с требованиями времени, обеспечение гарантированного и устойчивого комплектования Национальной гвардии Республики Казахстан квалифицированными военными кадрами.
Меняются взгляды на место и роль образованного, мобильного и компетентного военного преподавателя, подготовленного к жизнедеятельности в условиях нестабильности, изменчивости окружающей обстановки. Решающими факторами в достижении успешности образовательной деятельности военных учебных заведений, в подготовке высококвалифицированных офицеров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан являются системность и качество педагогической подготовки преподавателей военных вузов. Фундаментом успешной педагогической деятельности является основательная педагогическая подготовка, педагогическая компетенция, педагогическая культура и мастерство, знания теории и методики профессиональной педагогики.
Ключевые слова: система профессиональной подготовки, военный преподаватель, Национальная гвардия Республики Казахстан, содержание и качество профессиональной подготовки.
Современный этап развития высшего военного образования, становление системы послевузовской подготовки военных кадров характеризуется стремительно разворачивающимися научно-инновационными процессами. Условием конкурентоспособности Казахстана в условиях интеграции и глобализации, наряду с военно-силовой мощью государства, становится качество научно-педагогической подготовки офицеров, охраняющих безопасность нашей республики.
В этой связи изменяется взгляд на место и роль образованного, мобильного и компетентного военного преподавателя, подготовленного к жизнедеятельности в условиях нестабильности, изменчивости окружающей обстановки.
Система высшего образования, в частности военного, находится в процессе непростого поиска путей выхода из переходного состояния, возникновения условий для интеграции в мировое образовательное пространство. В стратегическом плане на будущее в военном образовании предпола-
гается переход на новые гуманистические парадигмы, а также самообеспечение страны кадровым потенциалом нового качества, обладающим самостоятельным, творческим мышлением [5].
К сожалению, мы не можем сказать, что процесс преобразования военного образования проходит гладко, однако данный процесс носит, несомненно, положительную динамику. Изменения, происходящие в воспитательно-образовательной системе военно-учебных заведений, применительно к потребностям современного общества имеют свои особенности. По мнению исследователя А. А. Корабельникова, система военного образования является частью общей системы образования, но вместе с тем имеет свою предысторию и специфическую логику развития [5].
На сегодняшний день в системе высшего образования Республики Казахстан в целом и военного образования в частности идет конструктивная трансформация, сущность и направленность которой определяются
необходимостью интеграции в мировую образовательную систему. Данный процесс находит свое отражение в организации и реализации новейших позиций.
В своих работах мы ранее отмечали, что на сегодняшний день центром внимания является личность военнослужащего и формирование совершенно нового отношения к ней - не как к объекту, а как к субъекту. Поэтому военным вузам предстоит выполнение сложной задачи по выявлению потенциала армии, сохранению традиций и воспитанию поколения военных специалистов, ориентированных на личностный рост и профессиональное развитие [4].
Особое место в таком реформировании занимает высшее и послевузовское военно-профессиональное образование. Главная цель его состоит в том, чтобы привести содержание и качество подготовки офицеров в соответствие с требованиями времени, обеспечить гарантированное и устойчивое комплектование Национальной гвардии Республики Казахстан квалифицированными военными кадрами. Система военного образования должна стать достаточно гибкой и эффективной, отвечать не только потребностям и задачам войск правопорядка, но и реальным экономическим возможностям государства.
В соответствии с развитием современной модели образования, требующей развития системы непрерывного образования, на базе Национального университета обороны Министерства обороны Республики Казахстан была открыта докторантура. В соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования Республики Казахстан, предшествующий минимальный уровень образования лиц, желающих освоить образовательные программы докторантуры, - магистратура, адъюнктура (аспирантура), высшее военное (академическое) образование. Порядок приема граждан в докторантуру устанавливается в соответствии с типовыми правилами приема.
С выходом нового закона «О науке» в докторантурах будет осуществляться подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени докторов философии (PhD), докторов по профилю, и их присуждение лицам, освоившим профессиональные образовательные программы докторантуры по
соответствующим специальностям и защитившим диссертацию [3].
Система подготовки офицерских кадров в Национальной гвардии, включающая уровни военного образования «тактический - оперативно-тактический - оперативно-стратегический», органично и логично вписывается и успешно адаптируется и не противоречит требованиям Болонской системы, выраженной в триаде «бакалавриат - магистратура - докторантура». Она, как и в целом казахстанское военное образование, проходит период глубоких преобразований и вступает в период, когда видятся звенья законченной цепи образования офицеров, отвечающей мировой тенденции ее непрерывности - образование через всю жизнь. Этим же целям служит и система курсовой подготовки и повышения квалификации офицеров Национальной гвардии.
Структура образовательной программы докторантуры содержит два равнозначных компонента: учебный и научный. При этом объем учебной работы определяется перечнем изучаемых дисциплин. Научный компонент формируется из научно-исследовательской работы слушателя, научных публикаций и написания диссертации.
Что же касается содержания послевузовского образования и охвата в этой системе всех представителей офицерского состава, то даже при беглом анализе очевидно, что в магистратуру и докторантуру поступают единицы из многих сотен, представляющих современный офицерский корпус. Остальные офицеры, как известно, уровень своей квалификации повышают в системе непрерывной профессиональной подготовки офицеров [2].
Актуальность этой проблемы обретает особую значимость на фоне нарастания сложности профессиональных задач, решаемых военнослужащими Национальной гвардии по защите конституционных прав и свобод граждан, предотвращению терроризма, охране особо важных объектов и объектов пенитенциарной системы. Решение этих задач связано с подготовкой военных профессионалов, образованных и разносторонне развитых людей, способных креативно мыслить и действовать, самостоятельно принимать решения, умело работать с людьми, гордящихся службой в Национальной
гвардии, стремящихся к преумножению ее славных служебно-боевых традиций.
В связи с этим приоритетными задачами военного образования по решению проблем подготовки офицеров Национальной гвардии являются: разработка перспективных направлений подготовки и повышения квалификации военных преподавателей, обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта между военными вузами; выявление всего ценного и адаптация к современным реалиям; анализ и обобщение опыта в системе военного образования за рубежом; повышение научной квалификации профессорско-преподавательского и командного состава, совершенствование научной работы и ее стимулирование.
Исследуя проблемы подготовки кадров для Национальной гвардии, выделим еще одну актуальную для ведомственного образования Национальной гвардии проблему - подготовка педагогических и научных кадров, преподавателей для Военного института Национальной гвардии. В этой связи обратимся к работе А. В. Ведерниковой «Развитие профе ссионально-лично стного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования». Автор отмечает: «Модернизация педагогического образования предопределила существенные изменения в профессиональной подготовке педагогов. В связи с этим актуальным является становление будущего педагога как субъекта профессионально-педагогического образования и его профессионально-личностное развитие» [1, с. 75].
В данной статье автор раскрывает основные средства, способы и условия профессионально-личностного развития педагога. Профессионально-личностное развитие педагога понимается нами как непрерывный процесс и результат сознательного, качественного изменения себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности и становления профессионально-личностного потенциала.
Профессионально-личностный потенциал - это перспектива личности в овладении средствами проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию [1].
Вышесказанное актуально для становления системы профессиональной подготовки
военных педагогов.
Анализ образовательной деятельности ряда военно-учебных заведений России и Казахстана позволяет нам выделить некоторые пути совершенствования педагогической подготовки преподавательского состава: военно-профессиональное и педагогическое совершенствование; повышение научной квалификации и уровня информационной подготовки; формирование духовно-патриотических ценностей.
Профессиональная подготовка преподавателей военного учебного заведения проводится в целях дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической подготовки, повышения их теоретического уровня, военно-технических и специальных знаний, педагогических и методических навыков, усиления влияния личной подготовки на эффективность и качество учебного процесса.
В частности, в Военном институте Национальной гвардии Республики Казахстан план профессиональной подготовки преподавателей военного учебного заведения разрабатывается на учебный год. Он включает общие и по предметам обучения методические указания, расчет учебного времени по предметам подготовки и месяцам.
Занятия по профессиональной подготовке организуются и проводятся в масштабе военного института, кафедры, факультета (учебного подразделения) под руководством непосредственных начальников.
В целях повышения профессионального и методического мастерства каждому преподавателю определяется индивидуальное задание по разработке методических материалов, научных рефератов по вопросам службы и тактики, боевого применения вооружения и техники, внедрению перспективных форм и методов обучения.
Ведущая роль в педагогическом формировании преподавателя и достижении им высокого уровня педагогического мастерства принадлежит его методической подготовке.
Для деятельности преподавательского состава характерна широта диапазона творческой работы. Преподаватель обучает и воспитывает курсантов, ведет научные исследования и методическую работу. Следовательно, для качественного исполнения своих служебных обязанностей преподава-
телю необходимы широкий кругозор, глубина знания предмета и разносторонний опыт практической работы.
Одной из важных задач повышения квалификации преподавателей является совершенствование педагогического мастерства преподавательского состава и офицеров учебных подразделений. Владея педагогическим мастерством, преподаватель способен сохранять, приумножать и передавать обучаемым специализированные знания, организовывать творческий поиск и развивать активное аналитическое мышление [3; 4; 9; 10].
Следует отметить, что «проверка и оценка знаний, умений и навыков, военно-профессиональных позиций, психологических особенностей и морально-боевых качеств является важной составляющей процесса обучения будущих офицеров. Она позволяет установить уровень подготовленности офицеров к выполнению функциональных обязанностей, оценить навыки в освоении техники и вооружения, своевременно оказать моральную и методическую помощь, устранить имеющиеся недостатки» [3, с. 85].
Сегодня перед военными преподавателями стоят новые задачи, и добиться их выполнения способен лишь преподаватель, имеющий не только теоретические знания по преподаваемому предмету, но и использующий на практике психолого-педагогические закономерности их усвоения.
Надо отметить, что у большинства преподавателей образование второй половины прошлого века, и за период службы в войсках они были далеки от системы непрерывного образования, да и повышение квалификации проходили эпизодично. В педагогической практике ими воспроизводится модель репродуктивно-сообщающего обучения, в основе которого лежит сообщение курсан-
там готового «знания», в форме просвещен-чества, вне организации деятельности, его производящей. Указанные обстоятельства, с негативной установкой к овладению теорией обучения, отрицательно влияют на процесс профессиональной подготовки преподавателя и качество преподавания. В преодолении такого положения дел призвана сыграть свою роль система повышения квалификации преподавателей [6]. Однако нельзя констатировать, что на сегодняшний день она успешно реализует эту задачу.
Одной из причин такой ситуации является сложившаяся система повышения квалификации преподавателей, которая не дает наиболее важной подготовки в области возрастной психологии, педагогики, дидактики, теории воспитания, адаптации курсантов, в решении задач коммуникации, социальных взаимодействий в группе и с группой, не знакомит с современными активными методами.
Таким образом, проблема подготовки преподавателей высших военных учебных заведений относится к числу наиболее актуальных в системе военного образования страны.
Системность и качество педагогической подготовки преподавателей военных вузов являются одними из решающих факторов в достижении успешности образовательной деятельности военных учебных заведений, в подготовке высококвалифицированных офицеров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
Фундаментом успешной педагогической деятельности является основательная педагогическая подготовка, педагогическая компетенция, педагогическая культура и мастерство, знания теории и методики профессиональной педагогики.
Библиографический список
1. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С 75-78.
2. Жаксылыков Р. Ф. Особенности организации повышения квалификации офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 16. - С. 226-229.
3. Жаксылыков Р. Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.
4. Жаксылыков Р. Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.
5. Корабельников А. А. Еще один взгляд на систему подготовки военных специалистов // Во-
енная мысль. - 2004. - № 6. - С. 4.
6. О науке [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан. - Астана, Акорда, 18 февраля 2011 года, № 408-IV 3PK. - URL: http://nao.kz/ blogs/view/2/104 (дата обращения: 15.12.2015).
7. Скибицкий Э. Г., Ахметова Э. Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений. -Новосибирск: САФБД, 2012. - 227 с.
8. Стамбеков Т. М. Проектирование профессиональных стандартов для системы военно-профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. - Алматы, 2006. - 173 с.
9. Argyle M., Furnham F., Graham J. A. Social situations: Cambrige University press., 1981. -168 p.
10. Harre R. Social being. - Oxford: Bleckwell, 1979. - 438 p.
Поступила в редакцию 21.12.2015
Zhaksylykov Ruslan Fatihovich
Cand. Sci. (Pedag.), Commander-in-chief of the National guard of the Republic of Kazakhstan, [email protected], Republic of Kazakhstan, Astana
Mukhamedina Elvira Zhumabekovna
Teacher of the Pedagogy and Psychology Department of the Military Institute of the National Guard of the Republic of Kazakhstan, [email protected], Republic of Kazakhstan, Petropavlovsk
PECULIARITIES OF DEVELOPING A MODERN SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING FOR THE MILITARY TEACHING STAFF
Abstract. The article deals with the peculiarities of forming the professional training system for the military teaching staff under conditions of globalization and integration into the world education sphere. The main goal of professional training is matching the contents and quality of officer training with the requirements of the time, ensuring guaranteed and steady staffing of the National Guard of the Republic of Kazakhstan.
Views on the role and place of a well-educated, mobile and competent military instructor, who is ready for life and service in conditions of instability and altering situations, are changing. The key factors in achieving success for military institutions of higher education, as well as in training highly-competent officers for Armed Forces, other troops and military formations of the Republic of Kazakhstan are systemacy and quality of training the teaching staff for military institutions of higher education. The basis for successful pedagogical activities lies in substantial pedagogical preparation, pedagogical competence, pedagogical culture and skill, the knowledge of the theory and methods of professional pedagogy.
Keywords: professional training system; military instructor; National Guard of the Republic of Kazakhstan, contents and quality of professional training.
References
1. Vedernikova, L. V., 2015. Razvitije profes- 3. Zhaksylykov, R. F., 2015. Pedagogicheskie us-sionalno-lichnostnogo potentsiala budushego peda- lovija podgotovki ofitserskich kadrov dlja Natsion-goga v uslovijah modernizatsiji pedagogicheskogo alnoj gvardiji [Pedagogical Preconditions of Officer obrazovanija [Development of Professional and Per- Training for the National Guard]. Sibirskij peda-sonal Potential of a Prospective Teacher under Con- gogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], ditions of Teacher Training Modernization]. Sibirskij 4, pp. 81-85 (in Russ., abstr. in Eng.). pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Jour- 4. Zhaksylykov, R. F., 2012. Rol i mesto vo-nal], 5, pp. 75-78. (in Russ., abstr. in Eng.). jennogo obrazovanija i vojennoj nauki v stroitel-
2. Zhaksylykov, R. F., 2015. Osobennosti orga- stve vooruzhennyih sil gosudarstva [The Role and nizatsiji povyishenija kvalifikatsiji ofitserov Nat- Place of Military Education and Military Science in sionalnoj gvardiji Respubliki Kazahstan [Peculi- Forming State Armed Forces]. Sibirskij pedagog-arities of Organizing Professional Development icheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, of Officers of the National Guard of the Republic of pp. 108-111 (in Russ., abstr. in Eng.). Kazakhstan]. Teorija i praktika obshestvennogo raz- 5. Korabelnikov, A. A., 2004. Jeshjo odin vzgljad vitija [Theory and Practice ofSocial Development], 16, na sistemu podgotovki vojennyih spethialistov [An-pp. 226-229 (in Russ.). other Viewpoint on the System of Military Specialist
Training]. Vojennaja myisl [The Military Thought], 6, pp. 4 (in Russ.).
6. O nauke [On science]. Law of the Republic of Kazakhstan. Astana, Akorda, February 18 2011. No 408-IV ZRK [online]. Available at: http://nao.kz/ blogs/view/2/104 (Accessed 12.15.2015) (in Russ.).
7. Skibickij, E. G., Akhmetova, E. Zh., 2012. Te-orija i praktika pedaqoqicheskoj podqotovki prepo-davatelej vyschyih uchebnyih zavedenij [Theory and practice of pedagogical training of teachers of higher military educational institutions]. Novosibirsk:
SAFB, 227 p. (in Russ.).
8. Stambekov, T. M., 2006. Projektirovanije pro-fessionalnyh standartov dlja sistemyi vojenno-pro-fessionalnoj podgotovki [Designing Professional Standards for the System of Military Professional Training]. Dr. Sci. (Pedag.). Almaty, 173 p. (in Russ.)
9. Argyle, M., Furnham, F., Graham, J. A., 1981. Social Situations. Cambridge: Cambridge University press, 168 p.
10. Harre, R., 1979. Social Being. Oxford: Blackwell, 438 p.
Submitted 21.12.2015