УДК 378.6
РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Статья посвящена вопросам развития военной науки и военно-исторического образования в Республике Казахстан. Прослеживаются истоки становления военно-исторической науки Казахстана с середины XIX века. Большое внимание уделено советскому периоду. Основная часть статьи посвящена процессу формирования в течение 25 лет независимой Республики Казахстан системы военного образования и военной науки, в частности военной истории и военно-исторического образования. За непродолжительное время в Казахстане подготовлены профессиональные кадры военных историков, налажен процесс преподавания военно-исторических дисциплин во всех военных вузах. В Национальном университете обороны открыта кафедра военной истории, в докторантуре осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров по специальности «Военная история». Это свидетельствует о становлении и перспективах дальнейшего развития военной истории как науки и учебной дисциплины в научном и образовательном процессах Республики Казахстан.
Ключевые слова: военная наука, военно-историческое образование, военная история, подготовка военно-научных кадров, Вооруженные силы Республики Казахстан, адъюнктура, докторантура.
C. W. MyxaMedrnaHOBa S. Sh. Muhamedzhanova
THE DEVELOPMENT OF MILITARY HISTORY AND MILITARY-HISTORICAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN
The article is devoted to the development of military science and military-historical education in the Republic of Kazakhstan. The origins of the formation of the military-historical science of Kazakhstan are traced from the middle of the XIX century. Much attention is paid to the Soviet period. The main part of the article is devoted to the process of formation during 25 years of the independent Republic of Kazakhstan of military education system and military science, in particular, military history and military-historical education. For a short time professional cadres of military historians have been trained in Kazakhstan, the process of teaching military-historical disciplines in all military universities has been established. The Department of Military History was opened at the National Defense University, and the scientific and pedagogical staff is training in Doctoral Studies in the specialty «Military History». This indicates the formation and prospects for the further development of military history as a science and a discipline in the scientific and educational processes of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: military science, military-historical education, military history, training of military scientists, the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan, adjuncture, doctoral studies.
Военное образование, военная наука и ее составная часть - военная история - новые молодые отрасли образования и науки в Казахстане. Их становление и дальнейшее развитие напрямую связаны с созданием в 1992 г. собственных Вооруженных сил Республики Казахстан.
Рассматривая войну как общественное явление, решающее судьбы народов и государств, военная история справедливо выделяется в особую науку, которая по своей природе является одним из оснований духовности общества, её первостепенная задача - научить новые поколения любить свою родину, готовиться к ее защите. Если новые поколения по какой-то причине окажутся не способными принять эстафету подвижничества и героизма, они окажутся не способными противостоять военной агрессии [1, с. 22]. Военная история - это наука, которая изучает сущность, причины, характер войн, средства и способы их ведения в зависимости от изменения социально-экономических, политических и материально-технических условий жизни общества, а также опыт военной деятельности государства, великих полководцев прошлого и настоящего [2, с. 10].
Поскольку объектом изучения военной истории является военная область жизни общества, она, с одной стороны, выступает как часть исторической науки, а с другой - тесно и непосредственно связана с военной наукой, являясь исторической базой ее развития. Составными частями военной истории являются: история войн, которая изучает социальную сущность войны, раскрывает цели, причины и характер конк-
ретных войн, их ход, последствия и итоги; история военного искусства, изучающая развитие форм и способов вооруженной борьбы; история вооруженных сил, которая исследует возникновение и развитие родов и видов вооруженных сил; история военной техники; история военной мысли. Отраслями военной истории являются военная историография, военно-историческое источниковедение, военная археография, военная археология и военная статистика. В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все составные части и отрасли военной истории находятся в органическом единстве и руководствуются единой методологией.
Формирование военно-исторической науки начиналось с эпоса, других исторических памятников, пронизанных идеями борьбы народов против иноземных захватчиков, коими изобилует история всех народов в том числе и история казахского народа. Заметный след в развитии военной истории оставило документальное и мемуарное наследие XVIII столетия. Однако реальное становление науки относится к концу XVIII - первой четверти XIX века. Именно в этот период она постепенно оформляется как относительно самостоятельная отрасль знаний, оставаясь частью общей истории.
Находясь в составе Российской империи, на протяжении более полутора веков, Казахстан был в орбите ее духовной, культурной и научной жизни. В этот период свой вклад в развитие исторических знаний, о так называемой азиатской России внес блестящий офицер русской армии, разведчик, историк, этнограф, путешественник, ученый, действительный
член Русского географического общества, гениальный сын казахского народа Чокан Чингизович Валиханов.
Во второй половине XIX столетия развитие военно-исторической науки было во многом связано с созданием специальных центральных военно-исторических органов и научных учреждений. В частности, при преобразовании в сентябре 1863 г. Департамента Генерального Штаба в Главное управление этого штаба (ГУГШ) в составе последнего был учрежден особый Совещательный комитет, в который, наряду с прочими, вошел и военно-исторический отдел. В начале ХХ века изучением и обобщением военно-исторического опыта в армии и на флоте руководили в основном Генеральный и Главный штабы, а также Морской Главный штаб.
Определенный вклад в развитие военной истории внесло «Общество ревнителей военных знаний», возникшее в 1898 г. Помимо центрального отделения в Санкт-Петербурге, Военно-историческое общество имело филиалы на местах: от Москвы до Туркестана. В 1906 г. при главном Управлении Генерального штаба была создана Военно-историческая комиссия по описанию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Труды, подготовленные комиссиями, содержат богатый фактический материал по истории войны с Японией.
Новым этапом развития военно-исторической науки стало создание первых военно-исторических органов в Рабоче-крестьянской Красной армии. С 1918 г. в составе оперативного управления Всероссийского главного штаба начала функционировать Военно-историческая часть, на которую возлагалось руководство всей военно-теоретической работой в Красной армии. В декабре 1918 г. в состав отдела вошла и Военно-историческая комиссия (под названием «Комиссия по исследованию и использованию опыта войны 1914-1918 гг.»). С апреля 1924 г. руководство военно-исторической работой в Рабоче-крестьянской Красной армии осуществлял военно-исторический отдел Штаба РККА [3, с. 49]. В августе 1925 г. в качестве единого координационного центра военно-научных и исторических исследований была создана научно-исследовательская комиссия Центрального совета Военно-научного общества под председательством С. С. Каменева, которая объединила более 200 военных ученых. В составе комиссии работало несколько научных секций, в том числе секция военной истории военного искусства, возглавляемая В. Ф. Новицким. В 1930-е гг. началось издание «Истории Гражданской войны в СССР», а 29 августа 1939 г. вышел в свет первый номер «Военно-исторического журнала».
Великая Отечественная война открыла новый этап в развитии военно-исторической науки. На первый план выдвигается задача своевременного обобщения боевого опыта и внедрения его в практику обучения войск командных кадров и штабов. Для ее решения были созданы отделы в управлениях родов войск, в Генеральном штабе РККА - отдел по изучению и использованию опыта войны. При этом акцент делается на выявление новых тенденций и закономерностей в развитии военного искусства через анализ практики организации и ведения боевых действий и выработку на этой основе рекомендаций для войск. В военных журналах и сборниках массово публикуются статьи, раскрывающие накопленный опыт подготовки и проведения как оборонительных, так и наступательных боев, сражений
и операций, печатаются теоретические статьи по тактике и оперативному искусству.
После окончания Второй мировой войны, в 1946 г. в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР на базе военно-исторического отдела формируется Военно-историческое управление, на которое возлагается общее руководство военно-исторической работой в Советской армии. Ведется изучение истории Великой Отечественной войны, разработка и обобщение статистических материалов. Анализируются также материалы по операциям иностранных армий, ведется работа над учебниками по истории военного искусства для военных академий и военных училищ, выпускаются сборники тактических примеров из истории Великой Отечественной войны. Все это, без сомнения, значительно обогатило военно-историческую науку.
В послевоенные годы в советской военной науке особое место принадлежит герою войны, одному из ярких представителей знаменитой 8-й (316-й) гвардейской, Панфиловской дивизии, военному писателю, ученому Бауржану Момыш-улы. Будучи преподавателем Военной академии в Москве он читал неординарные лекции по психологии войны. Позже им была издана книга под одноименным названием «Психология войны», которая и сегодня не потеряла своего научного значения и практической ценности. В подготовке военнослужащих армии Израиля она широко используется как учебное пособие. В книге читатель увидел поведение людей в экстремальных ситуациях: полководцев, командиров, рядовых, пленных. Прочитав книгу Б. Момыш-улы, человек видит войну как спутницу человеческого бытия, как ремесло человека, ставит вопрос о цене которую платит народ за победу [4].
Новый подъем военно-исторической работы и исторических исследований наметился в середине 1960-х гг. Этому в первую очередь способствовало создание, в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 27 августа 1966 г., Института военной истории Министерства обороны СССР - головного научно-исследовательского учреждения страны в области военной истории.
5 ноября 1966 г. начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР - первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза М. В. 3ахаров подписал директиву о создании Института военной истории МО СССР, который с тех пор остается основным центром военно-исторической науки [5, с. 172-180].
В 1970-1990-е гг. появляются первые кандидаты военных, военно-техничеких, военно-исторических наук из числа офицеров-казахстанцев, военнослужащих советской армии. Это ныне известные военные ученые: доктор военных наук, профессор К. С. Серикбаев, доктор исторических наук, профессор К. А. Аманжолов, кандидат технических наук, профессор П. А. Ермекбаев, доктор педагогических наук, профессор А. К. Бакаев, доктор военных наук, профессор Р. Г. Каратаев, доктор военных наук, профессор А. Ю. Адаутов.
Развертывание военно-исторических исследований в Казахстане стало возможным также благодаря имеющемуся историографическому наследию так называемых «гражданских» ученых-обществоведов республики, изучавших вопросы военного дела древних кочевников, героического прошлого казахского и других народов, истории зарождения казахской государственности, национально-освободительного движения, истории казачества, войн и революций,
становления военной экономики, деятельности национальных воинских формирований, таких как М. Козыбаев, П. Бе-лан, Т. Балакаев, К. Алдажуманов, И. Златкин, М. Абдиров, С. Мажитов, Е. Валиханов, В. Галиев, Ю. Григорьев, Ж. Есе-нов, Ю. Романов, А. Кадырбаев.
На наш взгляд, первой научной публикацией, заявившей о зарождении молодой военно-исторической науки в Казахстане, стала статья, опубликованная на страницах «Казахстанской правды» коллективом авторов в лице М. Козыбаева, П. Белана, А. Тасбулатова, А. Коваля, А. Галиева. Данная статья фактически определила место военной истории в исторической науке Казахстана. Авторы отмечали, что многие в военной истории видят только часть общей истории, тогда как необходимо учитывать специфику военной истории. Специфика же ее такова - военная история не только дополняет и углубляет общую историю, а также, вскрывая причины возникновения и характер конкретных войн, исследуя развитие оружия и родов войск, форм их организации и обучения, закономерности хода и исхода вооруженной борьбы, процессы совершенствования морально-боевых качеств личного состава и военного искусства командиров, дает ценнейший аналитический материал как для военной науки, так и для всей исторической науки Казахстана.
В завершении статьи авторы предлагали рассмотреть вопрос о возможности введения с 1995/1996 учебного года во всех военных учебных заведениях и на исторических факультетах гражданских вузов курса по военной истории Казахстана, а также возможности подготовки преподавателей по этому курсу. Немаловажным авторы считали создание военно-исторической службы в Вооруженных силах Республики и изыскания средств финансирования для издания трудов по военной истории Казахстана [6].
С открытием в 1997 г. адъюнктуры по специальностям «Военное искусство», «Военная история», «Вооружение и военная техника» и докторантуры в 2011 г. в Национальном университете обороны идет непрерывный процесс формирования военно-исторического образования и военно-исторической науки Казахстана благодаря научным изысканиям, преподавательской деятельности и под руководством группы отечественных историков, таких как доктора исторических наук, профессора А. Б. Тасбулатов, ныне покойный К. Р. Аманжолов, С. Д. Дильманов, С. Ш. Мухамеджанова.
Огромную помощь в деле формирования казахстанской военной науки оказали военные ученые Российской Федерации, в числе которых были военные историки: доктора военных наук, профессоры В. К. Копытко, В. И. Орлянский, В. М. Захаров, А. А. Корабельников, А. Я. Качанов, А. И. Пономарев, доктора исторических наук, профессора В. М. За-рецкий, В. И. Милованов, а также доктора технически наук, профессора В. М. Булойчик, Н. И. Лисейчиков, С. Р. Гейстер из Республики Беларусь. Будучи членами первого Международного докторского диссертационного совета при Национальном университете обороны Республики Казахстан и научными руководителями, они совместно с казахстанскими учеными в период с 2008-2010 гг. подготовили 6 докторов наук, из них 4 - военных наук, 2 - военно-исторических наук, а также 23 кандидата наук, из них 6 кандидатов исторических наук. Данные остепененные кадры стали фундаментом военно-исторической науки Казахстана.
В целом в Национальном университете обороны с 1997 по 2011 г. в адъюнктуре и через институт соискательства были подготовлены кадры профессиональных военных историков - докторов и кандидатов наук, таких как доктора исторических наук, профессора Х. С. Муханбетка-лиев, М. О. Серкпаев, Т. М. Мухамадеев, кандидаты исторических наук А. С. Мартикьян, Б. И. Утепов, Р. Т. Тлеука-былова, Б. А. Толеева, Р. С. Альжанова, К. К. Косынтаев, О. Л. Сафонов, К. М. Кибатаев, Х. К. Абраимов, А. С. Маки-пов, кандидаты исторических наук, доценты А. К. Тогусова, Н. С. Искакова.
Накопленный кадровый потенциал позволил военной истории Казахстана сформироваться как новое направление казахстанской науки и как новая учебная дисциплина. Наличие «остепенных» кадров военных историков позволило уже в условиях перехода на трехуровневую Болонскую систему образования в 2011 г. открыть в докторантуре (PhD) специальность «Военная история».
На сегодняшний день, завершив обучение в докторантуре защитили диссертации 14 офицеров ВС РК, других войск и воинских формирований, в числе которых по специальности «Военная история» получили степень доктора философии (PhD) подполковник Н. Т. Асилов, полковник А. И. Рыскулбеков, подполковник Д. А. Кенжебаев, полковник К. К. Кусаинов.
В 2014 г. в Национальном университете обороны открыта кафедра «Истории войн и военного искусства», ныне кафедра «Военной истории и права», профессорско-преподавательский состав которой проводит занятия по ряду военно-исторических дисциплин в магистратуре и докторантуре. В 2015 г. авторским коллективом военных историков подготовлено и опубликовано солидное учебное пособие для докторантов «Военная история Казахстана», в котором впервые собраны сведения об истории военного искусства, истории строительства вооруженных сил, других войск и воинских формирований на территории Казахстана с древности до современности [7]. Сегодня в трех военных институтах, таких как Военный институт Сухопутных войск, Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи и Военный институт Сил воздушной обороны дисциплина «Военная история» в объеме 90 часов преподается на всех специальностях.
Таким образом, военная история Казахстана как составная часть отечественной истории, с одной стороны, и военной науки, с другой - состоялась в конце ХХ -начале ХХ1 вв. Подготовлены кадры профессиональных военных историков, открыта кафедра военной истории. В докторантуре продолжается подготовка научных и научно-педагогических кадров по специальности «военная история», что является основой воспроизводства профессиональных военных историков и позволяет сделать вывод о том, что военно-историческая наука и образование Республики Казахстан имеет все перспективы дальнейшего качественного развития.
Военная история как наука и как учебная дисциплина обогащает самосознание общества тем, что изучает закономерности возникновения, хода и исхода войн и вооруженных конфликтов; рассматривает военную деятельность в единстве всех ее сторон - экономической, социальной, политической и духовной. Военная история - это, по сути, история
государства, общества, теоретически осмысленный, выраженный в научных понятиях военный опыт народа.
Поскольку научные знания, в том числе и военно-исторические, являются одним из компонентов духовной жизни общества, постольку их уровень и степень развития определяют и уровень развития самого общества, и его способность решать задачи социального прогресса. Тем самым на первый план выступает познавательная функция военно-исторической науки.
Познание событий прошлого, которые не воспроизводимы экспериментальным путем, позволяет нам понять не только сущность военно-исторических событий и процессов, но и закономерностей, которыми они управляются, и форму их проявления. Так, военная история установили, что война как социальное явление возникла в далеком прошлом и, претерпев за тысячелетия значительнейшие количественные и качественные изменения, стала спутником человеческой цивилизации, каждый раз оказывая воздействие на характер и темпы политической, социальной и экономической жизни народов и государств. Любовь к родине, стремление отстоять независимость страны, не дать разорить свою землю, свой дом формировались веками. С началом Великой Отечественной войны патриотизм усилился. Дала свои плоды и воспитательная работа, в тяжелой боевой обстановке обострилось чувство личной ответственности за судьбу страны. Эта решимость, осознанная ответственность за судьбу земли предков укрепила душу советского человека.
Разные оценки нашего общественно-политического прошлого не являются основанием для отрицания героизма наших дальних и близких предков, нашей великой истории, в которой, как и в истории любой страны, переплетаются героическое и трагическое. Но несомненно одно - мы вправе, более того, обязаны помнить о героизме, проявленном советским народом, в числе которого были казахи, в годы Великой Отечественной войны, и гордиться им. К началу войны, после насильственной коллективизации и голода, в Казахстане казахов осталось из 6 млн около 4 млн человек. Из них были призваны в действующую армию, трудовую армию и рабочие батальоны 1 млн 700 человек, 450 тыс. -
УДК 3.37.378
ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ
В статье приводятся биографические данные выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Ключевые слова: И. Я. Яковлев, Чувашия, Симбирск, И. Н. Ульянов, А. В. Рекеев.
это безвозвратные потери, т. е. в той войне погиб каждый десятый казахстанец [8, с. 12].
Казахстан в годы Великой Отечественной войны стал одним из источников людких ресурсов в действующую армию, арсеналом фронта, тылом для эвакуированных, местом выживания для репрессированных. Западный регион Казахстана в период Сталинградской битвы, был прифронтовой полосой. Таким образом, вклад в Победу маленького народа - казахов - велик. Только непредвзятое осмысление прошлого, воспитание молодежи на его лучших традициях и идеалах способствует формированию чести и достоинства последующих поколений, их ответственности за судьбу своей родины.
Воссоздание объективной картины военно-исторического прошлого Казахстана является основой возрождения исторической памяти народа, одним из важнейших факторов формирования национального единства, воспитания патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое Родины и готовности к ее защите. В этом мы видим главное предназначение «Военной истории Казахстана» в науке и образовании.
1. Тюшкевич СА. В прошлом ищут не пепел - огонь. М. : Проспект, 2005. 186 с.
2. Военная история. М. : Воениздат, 1983. 376 с.
3. Западный В. А. Военно-историческая работа в Пограничной службе Советского государства 1917-1991 гг. // Военно-исторический журнал. 2006. № 6. С. 49-53.
4. Момыш-улы Б. Психология войны. Алматы : Казахстан, 1996. 258 с.
5. Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М. : Высш. шк., 1986. 399 с.
6. Казахстанская правда. 1994. 12 февраля.
7. Военная история Казахстана. Астана, 2015. 628 с.
8. Макипов А. С. Деятельность военных комиссариатов на территории Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Щучинск, 2010. 36 с.
© Мухамеджанова С. Ш., 2017
B. 5. noMenoB V. B. Pomelov
ENLIGHTENER IVAN YAKOVLEVICH YAKOVLEV
The article contains biographical data of the outstanding educator of the Chuvash people Ivan Yakovlevich Yakovlev (1848-1930). The characteristic of his contribution to the development of culture and enlightenment of the Chuvash people is given. I.Ya. Yakovlev created the Chuvash alphabet opened the Simbirsk Central Chuvash School. Friendly relations of I. Ya. Yakovlev with I.N. Ulyanov are shown.
Keywords: I.Ya. Yakovlev, Chuvashia, Simbirsk, I.N. Ulyanov, A.V. Rekeev.