Научная статья на тему 'Становление военного образования в Республике Казахстан'

Становление военного образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1748
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ НАУКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБОРОНЫ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыспаев А. Н., Мухамеджанова С. Ш., Серкпаев М. О., Мартынов А. А.

Рассматривается эволюция системы военного образования в Республике Казахстан, начиная с 1992 г., т. е. с обретения независимости. Основное внимание уделено развитию Национального университета обороны. Акцентируется взаимосвязь военного образования и военной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF MILITARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The evolution of the system of military education in the Republic of Kazakhstan from 1992, the period of independence recovering, is considered. The main attention is paid to the development of the National Defense University. The interrelation between military education and military science is emphasized.

Текст научной работы на тему «Становление военного образования в Республике Казахстан»

2. Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 17-23.

3. Капранова М. Н. К проектной деятельности в школе надо подготовиться. URL: http://vio.uchim.info/Vio_124/cd_ site/articles/art_4_5.htm (дата обращения: 25.12.2016).

УДК 378.6

СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рассматривается эволюция системы военного образования в Республике Казахстан, начиная с 1992 г., т. е. с обретения независимости. Основное внимание уделено развитию Национального университета обороны. Акцентируется взаимосвязь военного образования и военной науки.

Ключевые слова: военное образование, военная наука, Национальный университет обороны, диссертационные советы, международные связи.

С обретением независимости Казахстаном главой государства Н. А. Назарбаевым 7 мая 1992 г. было принято решение о создании собственных Вооруженных Сил. В эти годы руководство Вооруженными Силами страны столкнулось с проблемой нехватки военных кадров всех специальностей, а научный потенциал военных учебных заведений практически отсутствовал.

Следует отметить, что подготовка военных научных кадров в советский период велась централизованно в основном в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и т. д. На момент создания собственных Вооруженных сил в Республике было всего несколько кандидатов военных наук, а о докторах военных наук оставалось лишь мечтать. Из военных учебных заведений Министерства обороны на территории Казахстана функционировало алматинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И. С. Конева. Решение задачи укрепления обороноспособности государства всецело зависело от подготовки высококвалифицированных военных кадров в военных учебных заведениях, а также в создании и развитии собственной передовой военной науки.

В течение 25 лет существования независимой Республики Казахстан и ее Вооруженных сил была создана система военного образования по подготовке военных специалистов всех уровней, соответствующих современным международным требованиям, налажена подготовка научных и научно-педагогических кадров (рис. 1).

В системе военного образования последовательно реализуются программы среднего, средне-специального, высшего и послевузовского образования, а также программы дополнительного военного образования для подготовки офицерского состава, сержантского корпуса, подготовки и переподготовки военно-обученных резервов.

4. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2006. № 2. С. 45-49.

© Одинцова С. А., Аксинович Т. В., 2016

ESTABLISHMENT OF MILITARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The evolution of the system of military education in the Republic of Kazakhstan from 1992, the period of independence recovering, is considered. The main attention is paid to the development of the National Defense University. The interrelation between military education and military science is emphasized.

Keywords: military education, military science, National Defense University, Thesis Board, international links.

На сегодняшний день высшее военное образование в Республике Казахстан представлено шестью военными вузами, в числе которых Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, флагман военного образования и военной науки, в котором осуществляется послевузовская подготовка по программам магистратуры и докторантуры для выпускников высших военных учебных заведений и воинских формирований Республики Казахстан.

Национальный университет обороны (НУО) свою историю ведет с 1997 г., когда в целях подготовки офицерских кадров и развития военной науки Указом Президента Республики Казахстан 11 февраля 1997 г. № 3353 Алматинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И. С. Конева было преобразовано в Военную академию Вооруженных сил Республики Казахстан [1].

В 2002 г. в целях дальнейшего развития Военная академия Вооруженных сил РК была передислоцирована в г. Щу-чинск Акмолинской области [2]. В последующем в соответствии с Указом Президента РК № 1173 от 21 августа 2003 г. «О мерах по совершенствованию системы военного образования» Военная академия Вооруженных сил РК была преобразована в государственное учреждение «Национальный университет обороны». В этот сложный период руководству Национального университета обороны удалось достичь серьезных результатов в области образования и стать лидером в Центрально-Азиатском регионе осуществляя подготовку военных кадров для государств-участников ОДКБ. Решением данной организации от 30 октября 2005 г. Национальный университет обороны включен в перечень учебных заведений по совместной подготовке военных кадров для Вооруженных сил государств - членов ОДКБ. В настоящее время в университете проходят обучение офицеры из Республики Армения, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

А. Н. Рыспаев, С. Ш. Мухамеджанова, М. О. Серкпаев, А. А. Мартынов A. N. Ryspaev, S. Sh. Mukhamedzhanova, М. О. Serkpaev, А. А. Martynov

Национальный университет им. Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации

Военный институт сухопотных войск Военный институт СВО им. Дважды Героя Советского Союза Т. Бигельдинова Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи

кадетский корпус им. Ш. Уалиханова

Республиканская школа «Жас Улан» им. генерала С. К. Нурмагамбетова республиканская школа «Жас Улан» им. Бауржана Момышулы республиканская школа «Жас Улан» им. Т. Я. Бигельдинова

Военные кафедры при вузах

Республиканская школа «Жас Улан» им. Героя Советского Союза с. рахимова

Рис. 1 Система военного образования Вооруженныйх сил Республики Казахстан

Комплекс объектов Национального университета обороны включает учебно-лабораторные, научные и жилые корпуса общей площадью более 107 тыс. кв. м. Учебно-лабораторная и научная база университета оснащена современными, инновационными средствами обучения и позволяет решать сложные научные проблемы. Учебные корпуса Национального университета обороны состоят из групповых и лекционных аудиторий, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, конференц-залов и кинозалов, что позволяет разместить одновременно более 1100 слушателей.

Национальный университет обороны осуществляет послевузовскую подготовку военных кадров для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, подготовку научных и научно-педагогических кадров для военно-учебных заведений и научных учреждений.

Основными направлениями деятельности Национального университета обороны являются:

1) подготовка военных специалистов стратегического и оперативно-стратегического звена управления по учебным программам магистратуры;

2) подготовка военных специалистов оперативно-тактического звена управления и военных научно-педагогических кадров по учебным программам магистратуры;

3) подготовка военных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по учебным программам докторантуры;

4) переподготовка и повышение квалификации военных кадров (курсовая подготовка);

5) проведение фундаментальных и прикладных военно-научных исследований.

Следует отметить, что с 1 сентября 2006 г. в соответствии с международными стандартами обучения Национальный университет обороны одним из первых в системе военного образования Казахстана перешел на Болонскую (кредитную) систему обучения с присвоением выпускникам

академической степени «магистр», а с 2011 г. ученой степени «доктор PhD».

Университет реализует программы магистратуры по специальностям военного и государственного управления: командно-штабная, воспитательной и идеологической работы, военно-воздушных сил, противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии, материально-технического обеспечения, инженерных войск, радиационной, химической и биологической защиты и Национальной гвардии.

Реализация образовательных программ магистратуры осуществляется университетом в тесном сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными организациями образования и науки.

Учебный процесс магистратуры организуется на факультетах и кафедрах университета (см. рис. 2).

Факультет по подготовке слушателей (магистрантов) функционирует с момента образования Национального университета обороны и является одним из основных структурных подразделений университета по подготовке офицеров для командного состава Вооруженных сил Республики Казахстан.

При Национальном университете обороны также функционирует факультет специальной подготовки.

В 2011 г. в университете был открыт факультет военного и государственного управления (с 2014 г. факультет Генерального штаба), который занимается подготовкой военных кадров стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления.

Выпускники данного факультета проходят службу на командных и штабных должностях высшего офицерского состава в стратегических, оперативно-стратегических, оперативно-тактических звеньях органов управления Вооруженными силами, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Кроме того, они могут привлекаться в качестве советников по вопросам обороны и безопасности.

Рис. 2. Структура Национального университета обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации

Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав факультета Генерального штаба имеет ученые степени, обладает богатым жизненным и служебным опытом. Многие из преподавателей окончили академию Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ, факультеты Генерального штаба Военной академии Республики Беларусь и Генерального штаба Военной академии Вооруженных сил Республики Казахстан, являются кавалерами правительственных наград Республики Казахстан и иностранных государств.

В целях интеграции в военной сфере, изучения взглядов ведущих стран мира на ведение современных войн, а также для закрепления теоретических знаний и знакомства с практической деятельностью органов военного управления различного уровня, на факультете предусмотрены зарубежные стажировки и оперативно-полевые поездки.

Для подготовки офицеров оперативно-тактического звена управления для Национальной гвардии РК при Национальном университете обороны в 2011 г. создан факультет Национальной гвардии Республики Казахстан.

Выпускники данного уровня образования проходят службу на командных и штабных должностях высшего офицерского состава в оперативно-территориальном и оперативно-тактическом звеньях управления войсками Национальной гвардии Республики Казахстан.

Для осуществления систематической переподготовки и повышения квалификации военнослужащих Вооруженных сил РК в Национальном университете обороны создан факультет повышения квалификации. Повышение квалификации осуществляется по трем направлениям: повышение квалификации и переподготовка военных кадров оперативно-стратегического, оперативно-тактического и тактического звеньев управления.

В целом профессорско-преподавательский состав Национального университета обороны представлен ведущими докторами, кандидатами наук и докторами философии (PhD), имеющими многолетний служебный и боевой опыт.

Учебно-методическая работа направлена на дальнейшее повышение качества подготовки магистрантов и докторантов. С этой целью функционирует Центр мониторинга учебного процесса, который позволяет контролировать ход проведения занятий, посещаемость, методическую подготовку преподавателей, организацию самостоятельных работ магистрантов и докторантов. По итогам недели проводится анализ проведенного мониторинга в присутствии начальников кафедр и приглашенных преподавателей. Выдается ряд рекомендаций, направленных на повышение качества подготовки магистрантов и докторантов университета. Кроме того, существует система планового и внезапного контроля качества проводимых занятий.

Наряду со всеми видами методических занятий, с профессорско-преподавательским составом, докторантами и магистрантами университета проводятся лекции руководящим составом Министерства обороны РК, зарубежными специалистами и руководящим составом государственных органов.

В целях выполнения указаний главы государства о подготовке офицеров новой формации постоянно повышается уровень профессиональной подготовленности обучаемых и в соответствии с потребностями войск, в учебные программы магистрантов, докторантов вводятся новые дисциплины. Наряду с этим, для совершенствования профессиональных компетенций и педагогического мастерства, профессорско-преподавательский состав Национального университета обороны систематически проходит курсы повышения квалификации в Академии государственного

управления при Президенте РК. Также для профессорско-преподавательского состава организуются тренинги по ораторскому искусству; курсы по применению инновационных технологий в образовании.

В целях развития сотрудничества и обмена опытом, а также для повышения имиджа и привлекательности военной профессии в обществе Национальный университет обороны заключил меморандумы о сотрудничестве с ведущими казахстанскими вузами, учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья, в числе которых Академия государственного управления при Президенте РК; Казахский Национальный университет им. аль-Фараби; Казахский Национальный технический университет им. К. Сатпаева; Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева; Университет КИМЭП; Национальный университет обороны Республики Чехия; Национальный университет обороны Украины; Военная академия Республики Беларусь; Турецкая Академия юстиции и др.

В рамках заключенного меморандума с Омским государственным педагогическим университетом по программе магистратуры проходят обучение 99 офицеров из числа преподавательского состава высших военных учебных заведений Республики Казахстан. Согласно заключенному меморандуму о сотрудничестве с Университетом КИМЭП, на базе Национального университета обороны проводятся занятия с офицерами Министерства обороны РК.

С первых дней создания Вооруженных сил Республики Казахстан основным направлением строительства, наряду с подготовкой нормативно-правовой базы, оптимизацией структуры Вооруженных сил РК, являлось формирование системы научного обеспечения Вооруженных сил РК [3]. В решении данной проблемы ведущая роль была отведена Военной академии Вооруженных сил РК, в которой центром подготовки офицерских научных кадров стала адъюнктура, открывшаяся 27 августа 1997 г. Наряду с этим, издается Приказ министра обороны РК № 244 от 24 ноября 1997 г. «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в Министерстве обороны РК», позволивший надолго обеспечить жизнедеятельность адъюнктуры как основного звена подготовки военных научных кадров вплоть до 2010 г. Следует отметить, что в течении 13-ти лет функционирования, адъюнктура оставалась единственной формой послевузовской подготовки научно-педагогических кадров для военных вузов и научных кадров для военной науки Вооруженных сил РК.

В первые годы подготовка научных кадров высшей квалификации осуществлялась по следующим специальностям: 20.01.04 - Тактика общая, по видам Вооруженных сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обеспечения боя); 20.02.17 - Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение (в том числе по видам Вооруженных сил, тылу Вооруженных сил, родам войск и специальным войскам); 20.02.22 - Военная история. В 2000 г. в адъюнктуре Военной академии обучалось уже 29 адъюнктов [4], что стало движущей силой для создания в этом же году диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям: 20.02.17 - Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техни-

ческое обеспечение (в том числе по видам Вооруженных сил, тылу Вооруженных сил, родам войск и специальным войскам) и 20.02.22 - Военная история.

В целях подготовки кандидатов военных наук в 2000 г. параллельно создается объединенный диссертационный совет Военного института Комитета национальной безопасности (КНБ) и Военно-научного центра Министерства обороны РК по специальности 20.01.04 - Тактика общая, по видам Вооруженных сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обеспечения боя) на соискание ученой степени кандидата военных наук [5].

Постепенно диссертационные советы набирали опыт и вносили свой вклад в дело подготовки военных, научных кадров. Тем не менее отсутствие необходимого количества кандидатов и докторов военных наук в республике не позволяло продолжить работу диссертационных советов силами казахстанских ученых. Для решения этой проблемы были приглашены пять докторов военных наук из Российской Федерации. Привлечение иностранных ученых дало возможность вновь создать в ноябре 2005 г. приказом председателя Комитета по контролю и надзору в сфере образования МОН РК объединенный (совместно с Военным институтом КНБ РК) диссертационный совет при Национальном университете обороны на соискание ученой степени кандидата наук.

С открытием совета подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в адъюнктуре Национального университета обороны оживилась и стала осуществляться по следующим специальностям: военное искусство, военная история, вооружение и военная техника. К концу 2007 г. в объединенном диссертационном совете защитились 17 представителей Министерства обороны, Пограничной службы Комитета национальной безапаснос-ти, Внутренних войск МВД РК. В 2008-2010 гг. (в докторском совете) - 6 докторских и 23 кандидатских диссертаций для Вооруженных сил РК и Внутренних войск МВД РК. Тем самым был заложен прочный фундамент для развития военного образования и становления собственной военной науки в Республике Казахстан.

Подготовка первых, собственных казахстанских докторов военных наук по военному искусству, докторов по военной истории, кандидатов по военно-технической специальности свидетельствует о формировании и становлении в истории государства Республики Казахстан, в истории казахов новой отрасли науки - казахстанской военной науки. Данный факт открыл новые возможности для развития теоретических основ национальной казахстанской военной стратегии, оперативного искусства и тактики. Появление собственных военных ученых открыло перспективу создания в 2011 г. в Национальном университете обороны докторантуры PhD и формирования диссертационного совета по защите докторов философии (PhD) силами казахстанских военных ученых.

В 2011 г. в целях подготовки научных и научно-педагогических кадров нового поколения в Национальном университете обороны началась подготовка по программе послевузовского образования в докторантуре (PhD) по специальности «Военное дело и безопасность», включающая три образовательные программы: «военное искусст-

во», «вооружение и военная техника» и «военная история». Обучение в докторантуре завершается защитой докторской диссертации с присуждением степени доктора философии (PhD), где будущие военные ученые получают оперативно-стратегический уровень образования.

В 2014 г. состоялся первый выпуск докторантов. В связи с этим в марте 2014 г. был открыт диссертационный совет при Национальном университете обороны, в составе которого 18 человек, из них 9 докторов наук, 9 кандидатов наук. В диссертационный совет входят известные ученые, представители научно-исследовательских институтов и исследовательских центров, руководители учебных, научных организаций и военных предприятий Республики Казахстан. Таким образом, впервые диссертационный совет при Национальном университете обороны создан силами казахстанских военных ученых. В 2014 г. в данном совете прошла защита первых докторских диссертаций на соискание ученой степени доктора философии (PhD). С появлением первых докторов PhD по Болонской системе начался новый этап в развитии отечественной военной науки. Докторантура PhD является источником и надежным резервом подготовки научных и научно-педагогических кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК, что гарантирует дальнейшее развитие военной науки Республики Казахстан.

Развитием основных направлений военной науки занимается Научно-исследовательский институт (НИИ), ведущий свою историю с 6 мая 1998 г., с образования Военно-научного центра Министерства обороны РК. В 2014 г. Научный центр преобразуется в Научно-исследовательский институт. Одной из основных задач НИИ является формирование системы научных исследований современного уровня. Для этого институт обладает необходимым военно-научным и техническим потенциалом. Целесообразно отметить, что коллективом НИИ проведено достаточное количество научно-исследовательских работ, некоторые из них имеют практическое применение. Так, боевой легкобронированный автомобиль для проведения специальных операций «Сарбаз» успешно прошел войсковые испытания и неоднократно выставлялся на Международной выставке вооружения и военно-технического имущества «KADEX».

Согласно положениям военной доктрины, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 г. № 161, предписано проведение мероприятий по повышению эффективности деятельности научных и научно-технических организаций в интересах укрепления обороноспособности страны. В документе одной из основных задач развития военной организации государства определено ускоренное развитие и модернизация отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса для:

- производства высокотехнологичной военной продукции;

- создания производств высокотехнологичных видов вооружения;

- развития военной науки с учетом передового международного опыта, поскольку без науки невозможно создание высокотехнологичного производства.

Результаты научных исследований ученых, профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов печатаются на страницах отечественных и зарубежных научных изданий.

Системный подход в решении поставленных главой государства задач позволил руководству Министерства обороны в 2014 г. обеспечить создание университетом научно-экспериментальной базы в НИИ Национального университета обороны. Она ориентирована на несколько прорывных направлений с соответствующим оснащением. Это - инженерно-техническая лаборатория, использующая технологии прототипирования и прямого безинструментального (аддитивного) производства и центр научно-технической информации, по возможностям значительно превосходящий имеющиеся в Казахстане аналоги.

Таким образом, в настоящее время в Национальном университете обороны реализованы следующие лаборатории:

1. Лаборатория инженерно-технического профиля, которая предназначена для проведения научно-экспериментальных работ с целью поиска оптимального решения при модернизации вооружения и военной техники, стоящей на вооружении Вооруженных сил РК, включающей в себя проведение научных исследований, а также проведение практических экспериментов по модернизации устаревающего вооружения и техники, создание экспериментальных образцов технической продукции.

2. Центр научно-технической информации, предназначенный для записи и профессиональной обработки всех научно-технических программ мира, с целью создания реестра изобретений, разработок и рационализаторских предложений в интересах Министерства обороны.

Уже сейчас деятельность Центра выходит за рамки предполагаемого применения, возможности которого интересуют не только магистрантов, докторантов и научных работников, но и другие силовые ведомства Казахстана.

3. Лаборатория реконструкции исторических событий и геральдики, чья деятельность предназначена для проведения экспериментальных работ по созданию образцов военной символики Вооруженных сил РК с целью унификации единых требований создания казахстанского реестра, для полного контроля существующей военной символики. В лаборатории планируется проведение работ с разными материалами, а именно литье и ковка из металла, вышивка, термическое нанесение символики на материалы методом батик, вырезание. Воссоздание исторической военной символики с целью проведения научных исследований и военно-патриотической работы среди молодежи.

4. Лаборатория автоматизированных систем управления, основная цель которой, - создание новых информационно-коммуникационных технологий для проведения специальных операций в войнах нового поколения (автоматизированная система управления войсками и оружием).

Таким образом, создана система проведения научных исследований магистрантами и докторантами, позволяющая получать практический продукт с наименьшими временными и финансовыми затратами.

Национальный университет обороны издает два научных журнала: военно-теоретический журнал «Багдар - Ориентир», научно-образовательный журнал «¥КУ Хабаршысы -Вестник Национального университета обороны». Журналы включены в перечень научных изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

для публикации основных научных результатов. В журналах освещаются актуальные вопросы военного образования и военной науки, военной теории и практики, национальной безопасности, строительства и применения Вооруженных сил РК, информатизации Вооруженных сил, управления войсками, военной истории, воинского обучения и воспитания.

Для обеспечения качественно нового уровня доступности всех видов информации в Национальном университете обороны имеется научная библиотека, в которой внедрена открытая электронная система новых информационных сервисов, в том числе для взаимодействия с библиотеками других вузов. Библиотека вошла в состав Ассоциации библиотек вузов РК, заключила договор по использованию электронных фондов с Национальной Академической библиотекой РК. Ежегодно фонд библиотеки пополняется новыми наименованиями учебных изданий, разработанных силами профессорско-преподавательского состава ведущих кафедр университета. Кроме того, проводится плодотворная работа по созданию электронных версий книг с использованием программного обеспечения <^УрЬооктакег».

С момента образования Национального университета обороны значительно возросли авторитет и популярность данного учебного заведения как в странах СНГ, так и в дальнем зарубежье. Побывавшие в Национальном университете обороны высшие военные руководители СНГ, военные делегации из Китая, США, Германии, Турции, Индии, Пакистана, Иордании и Румынии высоко оценили уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, магистрантов и докторантов. Встречи представителей Вооруженных сил зарубежных стран с личным составом Национального университета обороны способствуют развитию сотрудничества, открывают большие возможности для взаимного обогащения процесса подготовки военных кадров, укрепления доверия.

Международное сотрудничество Национального университета обороны организуется и осуществляется в рамках целей партнерства Казахстана с НАТО, на многосторонней основе взаимодействия с государствами-членами организации Договора о коллективной безопасности, на двусторонней основе взаимодействия со странами Содружества независимых государств, по программе «Партнерство во имя мира», в том числе по «Дорожной карте», по «Индивидуальному плану действий партнерства», по «Плану анализа реализации целей партнерства», по Плану военных контактов между Вооруженными силами Республики Казахстан и Соединенных Штатов Америки.

В рамках интеграции в международную образовательную и научную среду 15 апреля 2015 г. университет вошел в состав Евразийской ассоциации университетов, которая объединяет 139 вузов СНГ. Следует отметить, что Евразийская ассоциация университетов - это влиятельная международная организация, объединяющая университеты Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Вхождение в состав данной организации предоставляет возможность интегрироваться в евразийское образовательное пространство, тесно сотрудничать по основным учебно-методическим вопросам совершенствования университетского образования.

Университет является единственным военным вузом, являющимся членом Евразийской ассоциации университетов. Кроме того, 15 декабря 2015 года Университет вошел в Оксфордский Академический союз (Великобритания). Это показатель высокой оценки научных исследований профессорско-преподавательского состава, показатель развития интеграции высокой военной науки и практики Университета.

Вопросы дальнейшего развития международного военного сотрудничества в области подготовки военных кадров, стимулирования образовательной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений, обмена опытом педагогической деятельности были обсуждены на заседании Совета министров обороны государств-участников СНГ, проведенном 3 июня 2015 г. в г. Чолпон-Ата Кыргызской Республики. Министерство обороны Республики Казахстан, по инициативе Университета, предложило создать Координационный совет руководителей военных учебных заведений государств-участников СНГ. Сотрудничество в этой области имеет позитивный опыт и играет большую роль в формировании единого образовательного пространства государств-участников СНГ.

Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан от 3 октября 2014 г. о повышении эффективности использования Национального университета обороны и от 24 октября 2014 г. о создании под эгидой Национального университета обороны единой системы военного образования проводится дальнейшая работа по проведению мероприятий международного, республиканского и межвузовского значения, направленных на формирование положительного имиджа Университета как межведомственного, международно-образовательного и научного центра.

Таким образом, Национальный университет обороны является военным учебным заведением нового образца, лидером в области внедрения инноваций в сферу военного образования и формирования интеллектуальной военной элиты, крупнейшим военным вузом Центрально-Азиатского региона, межведомственным учебно-методическим центром для всех военных учебных заведений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК.

Казахстанское военное образование и военная наука вносят достойный вклад в дело укрепления обороноспособности Республики Казахстан для отражения любой внешней агрессии, любого посягательства на территориальную целостность и независимость нашего государства.

Важно отметить роль Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева в становлении и развитии Национального университета обороны, как и военного образования и военной науки [6]. Они воистину являются детищем независимости и ее гарантов - Вооруженных сил и их Верховного главнокомандующего.

1. Тасбулатов А. Б. Развитие профессионального военного обучения в Республике Казахстан. Алматы: Б™, 2000. С. 176.

2. Директива МО РК от 2 мая 2002 г. №1/29/1/1248 «О проведении организационных мероприятий в военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Республики Казахстан».

3. Ермекбаев П. А. О научном обеспечении ВС // Военно-теоретический журнал «Багдар». 1999. № 1. С. 5-9.

4. Туганбаев И. Т. Подготовка научных и научно-педагогических кадров // Военная академия ВС РК - 30 лет. Алма-ты: Рауан, 2000. С. 68-69.

5. Мухамеджанова С. Ш. Некоторые проблемы военно-исторического образования и военно-исторической науки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Козыбаевские чтения - 2013». Петропавловск, 2013. С. 221.

6. Серкпаев М. О. Проблемы военно-учебных заведений Министерства обороны Республики Казахстан в организа-

УДК 37.02

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время уровень и качество жизни населения регионов и страны в целом в значительной части определяется уровнем образования и культуры, духовным развитием. В статье рассматривается роль образовательных учреждений высшего образования как базовых элементов в региональном социокультурном пространстве. Доказывается, что взаимовлияние учреждения высшего образования и общественности региона выступает одним из ведущих факторов регионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образовательные организации, интеграция, регион, развитие, потенциал.

Повышение вклада образовательных организаций высшего образования в развитие страны через последовательное и всестороннее развертывание научно-исследовательской и инновационной деятельности является целью современной политики государства в области высшего образования. Предполагается, что не только ведущие вузы страны, но и многие региональные высшие учебные заведения в той или иной мере превратятся в настоящие учебно-научно-инновационные комплексы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» под образовательным учреждением высшего образования понимается организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [1]. По данным Росстата на начало 2013/14 учебного года в России функционировали 969 образовательных организаций высшего образования, в том числе 578 государственных вузов. При этом численность студентов составляла 5646,7 тыс. чел. (из них 2618,8 тыс. чел. обучалось по очной форме) [2, с. 35]. К настоящему времени практически все регионы имеют свою локальную сеть университетов. На начало 2013/14 учебного года в России функционировало 1482 филиала образовательных организаций высшего образования (в том

ции учебного процесса: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы формирования позитивного имиджа военнослужащего и повышения престижа военно-профессиональной деятельности». Алматы: ВИ КНБ, 2004. С. 319327.

© Рыспаев А. Н., Мухамеджанова С. Ш., Серкпаев М. О., Мартынов А. А., 2016

В. М. Федоров V. M. Fedorov

INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A BASIC ELEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The current level and quality of life of the population of the regions and the country as a whole is considerably determined by the level of education and culture, as well as spiritual development. The article discusses the role of higher education institutions as the basic elements in the regional socio-cultural space. It is proved that the interaction between higher education institutions and the regional society is one of the leading factors of regional development.

Keywords: educational organizations, integration, region, development, potential.

числе - 949 государственных и 533 частных организаций) [3]. В рамках современной тенденции развития образования просматривается целесообразность, а иногда и необходимость интеграции вузов региона в региональные сети. Необходимо отметить, что значительная доля филиалов государственных университетов находится в стадии реорганизации. Среди образовательных организаций, находящихся в реорганизации, большинство составляют филиалы государственных вузов (290 единиц), далее - частные филиалы (44 единицы), государственные вузы (17 единиц) и, наконец, частные вузы (10 единиц) [4].

Регионализация высшего образования стала важнейшей частью национальной системы образования, выполняющей целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. На вузы государство возлагает социальную ответственность за развитие регионов, тем самым и стимулируя активное взаимодействие с органами местной власти, общественными организациями и промышленными предприятиями. В масштабах государства учреждения высшего образования выполняют роль хранителей, создателей и распространителей знания, способствуют обогащению (в широком смысле слова) людей и общества [5]. В масштабах региона вузы выступают в роли организации, которая вносит значительный вклад в развитие самого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.