Научная статья на тему 'Проблемы повышения профессионального уровня военных специалистов в современных условиях'

Проблемы повышения профессионального уровня военных специалистов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / QUALITY OF THE MILITARY SPECIALISTS’ EDUCATION / MILITARY EDUCATION / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE OFFICER / STATE COMPULSORY EDUCATIONAL STANDARDS / INTELLECTUAL AND PROFESSIONAL POTENTIAL / DEFENSE CAPABILITY / HIGH TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксылыков Руслан Фатихович

В статье рассматриваются проблемы качественной подготовки военных специалистов, возникающие на фоне развития высоких технологий в разработке вооружения и техники и новых способов ведения боевых действий. В исследовании затрагиваются вопросы сохранения уровня профессиональной подготовки военных специалистов в условиях внедрения государственных общеобязательных стандартов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаксылыков Руслан Фатихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE MILITARY SPECIALISTS’ PROFESSIONAL IMPROVEMENT UNDER THE CURRENT CONDITIONS

The article deals with issues of quality training of the military specialists in the context of high technologies development concerning weapon, techniques and manners of war fighting. The author considers questions of military specialists’ professional training under the conditions of state compulsory educational standards adoption.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения профессионального уровня военных специалистов в современных условиях»

УДК 355.23:378.141(574)

Жаксылыков Руслан Фатихович Zhaksylykov Ruslan Fatikhovich

кандидат педагогических наук, командующий Внутренними войсками МВД Республики Казахстан [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

PhD in Education Science, Commander of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan [email protected]

ISSUES OF THE MILITARY SPECIALISTS’ PROFESSIONAL IMPROVEMENT UNDER THE CURRENT CONDITIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы качественной подготовки военных специалистов, возникающие на фоне развития высоких технологий в разработке вооружения и техники и новых способов ведения боевых действий. В исследовании затрагиваются вопросы сохранения уровня профессиональной подготовки военных специалистов в условиях внедрения государственных общеобязательных стандартов образования.

Ключевые слова:

военное образование, качество подготовки военного специалиста, методологическая культура офицера, государственный общеобязательный стандарт образования, интеллектуальный и профессиональный потенциал, обороноспособность, высокие технологии.

Summary:

The article deals with issues of quality training of the military specialists in the context of high technologies development concerning weapon, techniques and manners of war fighting. The author considers questions of military specialists’ professional training under the conditions of state compulsory educational standards adoption.

Keywords:

military education, quality of the military specialists’ education, methodological culture of the officer, state compulsory educational standards, intellectual and professional potential, defense capability, high technologies.

С момента создания Вооруженных сил Республики Казахстан была проведена огромная работа по подготовке командных кадров. Как свидетельствует история, результатом глубоко продуманного, научно обоснованного решения командира (начальника) в боевой обстановке была победа, а в мирное время - высокие результаты в боевой и оперативной подготовке войск.

В условиях реформирования Вооруженных сил Казахстана особую актуальность получает творческое использование международного опыта подготовки офицерских кадров. Содержание фундаментальных ценностей в армиях развитых капиталистических стран трансформируется в связи с изменением осознания глобальных проблем воспитания человечества в современном мире, вызванных урбанизацией, технологизацией и глобализацией [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 34].

Новая техника интенсивно, бурно внедряется не только в производство, но и в военное дело, поэтому определяющим фактором принципов ведения военных действий и тактики вооруженной борьбы явится появление новых видов оружия. Главную роль в формировании принципов ведения современных войн и тактики боя, вероятно, будет играть высокоточное оружие (ВТО).

Значительное влияние на способы ведения боевых действий окажет оснащение войск роботизированными средствами, достигающими уровня «искусственного интеллекта». Создание «мыслящих» машин, способных «видеть», «слышать», резко повысит эффективность и ударную силу войск, автономность и мобильность их действий, а также значительно снизит боевые потери в живой силе. Эти средства найдут широкое применение в разведке, целеуказании и наведении средств поражения на объекты противника. Словом, боевые действия будут представлять электронно-роботизированное противостояние сторон.

Существенное влияние на развитие способов тактических действий войск, как показывает практика, оказывает автоматизированная система управления (АСУ) войсками и оружием с использованием современных компьютеров, оптической обработки информации. Она значительно сокращает время на организацию боя и руководство боевыми действиями войск. Значительное влияние на характер и способы ведения боевых действий войск связано также с разработкой и внедрением средств, основанных на геофизических принципах, оказывающих влияние на психику личного состава. Общепринятое трехмерное измерение боевых действий - ширина,

глубина и высота, как подчеркивается в источниках, претерпит изменение и пополнится новыми сферами боевого пространства: информационной, электронной и эфирной.

Очевидно, что все вышеизложенные средства вооруженной борьбы в первую очередь повлияют на характер и способы ведения боевых действий оперативного звена. Стало быть, потребуется принятие соответствующих мер в подготовке офицеров, обучающихся в Национальном университете обороны, то есть будущих командиров соединений (частей) и работников штабов видов и родов войск вооруженных сил. Здесь следует обратить внимание не только на углубление оперативно-тактического кругозора, знаний слушателей, но и, главным образом, на развитие у них «методологической культуры».

По мнению российских военных специалистов, под «методологической культурой офицера» следует понимать уровень освоения им методологии как теории, которая позволяет со знанием дела, сообразуясь с конкретными условиями, осуществлять выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных целей в основных сферах его профессиональной деятельности в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями, и не шаблонно, а эффективно их использовать.

Здесь следует согласиться с мнением российских коллег, которые рекомендуют понятие «методологический кругозор офицера» ввести в военно-педагогический оборот. При этом они подчеркивают, что офицер предстает перед воинским коллективом в двух ипостасях: как военный управленец (менеджер) и как педагог (руководитель и организатор учебно -воспитательного процесса) [2].

Исходя из вышеизложенного, совершенно очевидны задачи в подготовке курсантов, которым после окончания высших военных учебных заведений предстоит командовать взводами, ротами (батареями, эскадрильями), пограничными заставами и выполнять задачи по охране важных государственных объектов.

При сопоставлении подготовки зарубежных военных специалистов с уровнем обучения курсантов (слушателей) в казахстанских военных учебных заведениях, невольно возникает вопрос: отвечает ли уровень выпускников наших учебных заведений современным требованиям? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Скорее всего, подавляющее большинство молодых офицеров, вступив в должность, испытывают серьезные затруднения в исполнении своих функциональных обязанностей. Как показывает наблюдение и свидетельствует практика, это прежде всего связано со слабой подготовленностью этих офицеров как в теоретическом, так и в практическом плане. Высвечиваются две основные причины, оказывающие прямое влияние на качество подготовки военного специалиста в стенах учебного заведения. Каждая из этих причин включает несколько показателей.

Первая группа причин, которые можно назвать - внешнего порядка, то есть не зависящих от потенциала военного учебного заведения: снижение общеобразовательного уровня выпускников средних школ; недостаточная допризывная подготовка молодежи; формальная работа местных органов военного управления в подборе кандидатов для направления в военные вузы (далее по тексту ввуз); отождествление подготовки военных и гражданских специалистов, предопределяемое общеобразовательными стандартами без учета специфики и назначения военной службы.

Вторая группа причин - внутреннего порядка, то есть зависящих от организации учебного процесса в высшем военном учебном заведении: неукомплектованность преподавателями как в количественном, так и в качественном отношении; недостаточная методическая подготовленность преподавательского состава, особенно молодых преподавателей; неполная обеспеченность материально-техническими средствами обучения; снижение уровня полевой выучки и практических навыков обучаемых; ослабление связей учебных заведений с частями (органами) Вооруженных сил, других войск и воинских формирований.

В связи с этим пристального внимания заслуживают исследования, проведенные известными военными учеными других государств в целях поиска выхода из создавшегося, по их мнению, тупикового положения в системе подготовки офицерских кадров. Так, профессор А.Г. Баба-кин отмечает, что «...проводившаяся в конце 90-х гг. подгонка программ военных вузов под общеобразовательный стандарт (двойное образование) себя не оправдала - в войска пришли тысячи малограмотных офицеров с дипломами о высшем образовании, где указаны военные и гражданские профессии» [3, с. 36].

Вопрос подготовки военных кадров - в центре внимания и казахстанских специалистов. Во многих работах красной нитью проходит мысль о необходимости сохранения уровня профессиональной подготовки военного специалиста в высших учебных заведениях при внедрении общеобразовательного стандарта.

Вместе с тем, вновь возвращаясь к данной проблеме, хотелось бы подчеркнуть, что от всесторонней проработки этой темы в конечном счете зависит качество подготовки военных

профессионалов. Еще раз подчеркиваем сложность подготовки военных специалистов в связи с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования.

Так, например, в Военном институте Сухопутных войск (ВИ СВ) осуществляется подготовка курсантов по одиннадцати специальностям (базовые дисциплины). По окончании института выпускники получают диплом офицера со средним военным образованием и инженера с высшим образованием, поскольку в учебную программу ВИ СВ включены общеобразовательные дисциплины, аналогичные изучаемым предметам в Казахском национальном университете им. К. Сатпаева (КазНТУ), где готовят инженеров.

Доктор военных наук А.А. Корабельников отмечает, что военное образование, интегрируясь с гражданским, не должно полностью отвечать государственным общеобразовательным стандартам. Тем более недопустимо, «подчинившись требованиям этих стандартов, свести к минимуму боевую и эксплуатационную подготовку военных специалистов». Он подчеркивает, что вся система военного образования должна входить отдельно в «государственный образовательный стандарт своей специальностью, своим направлением», что «позволит поднять на более высокий уровень боевую подготовку войск, военное планирование, военную науку и эффективно решать другие вопросы военного дела» [4, с. 36].

На наш взгляд, подготовка военных специалистов для казахстанской армии должна приоритетно осуществляться по концепции и методике военных учебный заведений Российской Федерации. Это обусловливается двумя факторами: исторической связью между нашими странами и схожестью взглядов, методов, форм и способов обучения военных специалистов для ведения боевых действий в современных условиях.

Наряду с изложенным, для повышения качества подготовки военных кадров назрела необходимость укомплектовать военные учебные заведения преподавателями до штатной численности, назначая на эти должности офицеров, имеющих склонность к педагогической работе; стимулировать деятельность преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, путем оплаты не только степени, но и звания; приглашать офицеров запаса и в отставке, имеющих высшее военное образование и большой практический опыт службы в войсках и штабах (органах) на преподавательские должности; включить в нагрузку преподавателя время на научные исследования и стажировку в войсках, что повысит его квалификацию и соответственно уровень профессиональных знаний курсантов и слушателей. Кроме того, планомерно совершенствовать методическую подготовку преподавательского состава, организовать в каждом высшем военном учебном заведении соответствующие курсы для вновь назначенных преподавателей; усилить практическую направленность обучения курсантов и слушателей, обратив особое внимание на привитие им навыков по предстоящей офицерской должности путем повышения качества полевых (специальных) занятий, стрельб, вождения, полетов; обеспечить ввузы необходимой современной учебной материально-технической базой; сократить численность учебных взводов (групп) с 25-30 человек до 12-15 человек. Это позволит преподавателю более качественно проводить практические занятия и больше внимания уделять индивидуальной работе с курсантами, что в целом будет способствовать повышению качества их подготовки.

И, наконец, необходимо улучшить работу органов местного военного управления по подбору кандидатов для поступления в ввузы и пересмотреть критерии их отбора. Кроме единого тестирования, тестирования на профессиональную пригодность и экзамена по физической подготовке, которые дают только дополнительную информацию о кандидате, необходимо при зачислении кандидата в ввуз учитывать его успеваемость в школе и проводить с ним ряд бесед, по результатам которых оценивать мотивацию кандидата при выборе профессии офицера.

Таким образом, XXI век - век высоких технологий, внедрения нового вооружения и техники в военную сферу. Успешное освоение и умелое применение их в интересах защиты государства - Республики Казахстан - требует высокого интеллектуального и профессионального потенциала военных кадров Вооруженных сил, других войск и воинских формирований.

В связи с этим дальнейшее совершенствование системы подготовки и расстановки кадров является задачей государственной важности. Не отрицая, что военное образование представляет собой часть общей системы образования, следует учесть, что оно имеет свою специфику и особенности. Поэтому не следует отождествлять подготовку военного специалиста с подготовкой гражданского специалиста. А попытка полностью подчинить и растворить военное образование в общей системе государственного образования может привести к потере профессионализма военных, что чревато негативными последствиями для обороноспособности страны.

Ссылки:

1. Абдувалиев К.И. Опыт зарубежных стран по подготовке военных специалистов // Вестник Национального университета обороны МО Республики Казахстан. 2006. № 3. С. 34-37.

2. Потанин С.П. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера // Военная мысль. 1998. № 6. С. 41-46.

3. Бабакин А.Г. Военно-учебный провал // Военная мысль. 2000. № 2. С. 34-36.

4. Корабельников А.А. Военно-учебные заведения России. Военная академия им. Фрунзе. М., 1995. С. 35-40.

References (transliterated):

1. Abduvaliev K.I. Opyt zarubezhnykh stran po podgotovke voennykh spetsialistov // Vestnik Natsional'nogo universiteta obo-rony MO Respubliki Kazakhstan. 2006. № 3. P. 34-37.

2. Potanin S.P. O tvorcheskikh aspektakh upravlencheskoy deyatel'nosti ofitsera // Voennaya mysl'. 1998. № 6. P. 41-46.

3. Babakin A.G. Voenno-uchebniy proval // Voennaya mysl'. 2000. № 2. P. 34-36.

4. Korabel'nikov A.A. Voenno-uchebnie zavedeniya Rossii. Voennaya akademiya im. Frunze. M., 1995. P. 35-40.

л no

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.