Научная статья на тему 'О формировании модели подготовки военных научно-педагогических кадров высшей квалификации в Республике Казахстан'

О формировании модели подготовки военных научно-педагогических кадров высшей квалификации в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБОРОНЫ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Л. И.

Рассматриваются основные подходы к формированию модели подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в условиях военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашенко Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF TRAINING MODEL FOR MILITARY SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL OF HIGHEST QUALIFICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article reflects basic approaches to the formation of training model for military scientific and pedagogical personnel of highest qualification in conditions of military educational institution.

Текст научной работы на тему «О формировании модели подготовки военных научно-педагогических кадров высшей квалификации в Республике Казахстан»

поддержки молодых педагогов, программ сопровождения выпускников в первые годы их профессиональной деятельности. Определенных успехов членам кластера удалось добиться в деле формирования открытого дискуссионного пространства педагогов региона посредством поддержки и развития общественных педагогических сообществ. Сплоченность регионального педагогического сообщества, согласованность ценностно-этических основ профессиональной деятельности - резерв повышения качества образования в регионе на всех уровнях: от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, можно утверждать, что решению этих задач будет содействовать применение в качестве основы деятельности на этом этапе рефлексивных и психологически ориентированных моделей, обладающих потенциалом для развития профессиональной культуры педагогов, их самореализации в профессии.

Подводя итоги, отметим, что построение и реализация кластеров в педагогическом образовании дает новый импульс в повышении качества образовательных услуг, повышает мобильность обучающихся и педагогических работников, позволяет осуществить действенную профессиональную ориентацию учащихся старших классов. В итоге это создает условия для повышения конкурентоспособности молодого поколения в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках кластера в процессе совместной работы целенаправленно формируется не

просто группа профессионалов, а значимое сообщество вузовских и школьных преподавателей, работников дополнительного профессионального образования, представителей администрации - людей, думающих, находящихся в постоянном развитии и понимающих какие результаты подготовки сегодня необходимы каждой из заинтересованных сторон.

1. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин и др. М.: Логос, 2006. 208 с.

2. Беленов О. Н., Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 144 с.

3. Судьбы, связанные с Омским педагогическим: сб. биограф. информации / Ом. гос. пед. ун-т; сост. С. А. Тала-лаева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. 187 с.

4. Муниципальные лидеры образования: сб. ст. / сост. и отв. ред. З. А. Халюта. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. 144 с.

5. В Омской области учителей будут готовить со школьной скамьи // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/ news/16496 (дата обращения: 01.11.2015).

© Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б., 2015

УДК: 378.14

О ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рассматриваются основные подходы к формированию модели подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в условиях военного вуза.

Ключевые слова: военное образование, Национальный университет обороны, подготовка офицерских кадров, научно-педагогические кадры, высшая квалификация, профессиональная подготовка, моделирование, образовательный процесс.

fl. M. ManaweHKO L. I. Malashenko

ON THE FORMATION OF TRAINING MODEL

FOR MILITARY SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL OF HIGHEST QUALIFICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article reflects basic approaches to the formation of training model for military scientific and pedagogical personnel of highest qualification in conditions of military educational institution.

Keywords: military education, National Defense University, preparating of officer shots, scientific and pedagogical personnel, highest qualification, professional training, modelling, educational process.

Сегодня, в условиях, сопряженных с обострением военно-политической и военно-стратегической обстановки в целом ряде регионов, развитием и возникновением новых кризисных ситуаций, возрастает роль Вооруженных сил как стабилизатора международного паритета защитника территориальной целостности и суверенитета государств мира. Соответственно растет и востребованность офицеров как руководителей военных структур и органов управления всех степеней от тактического до стратегического уровней. Исто-

рически сложившийся стереотип формирования офицерского корпуса как оплота армии сохраняет свою актуальность, но с учетом развития общества, глобальных экономических и интернациональных процессов требуется его трансформация и совершенствование.

Особое место в офицерском корпусе страны занимают военные специалисты высшей квалификации - это офицеры, владеющие современными методами управления войсками, обеспечения, разрешения военных конфликтов как

с применением военной силы, так и другими, нетрадиционными способами, которые сегодня все чаще приобретают «гибридный характер». Способность умело совмещать военные и невоенные методы обучаемые должны приобретать в военных вузах и соответственно развивать в дальнейшей профессиональной деятельности.

История свидетельствует, что множество войн, в которых противники взаимно истощали свои силы, могли быть менее разрушительными, если в свое время руководители противоборствующих сторон могли бы быть более рассудительными в плане ограничения военных действий, уменьшения людских и материально-технических потерь. Большие войны людских ресурсов не жалели. Статистика фиксировала безвозвратные потери сотнями, тысячами, миллионами погибших. История войн знает немало примеров неоправданных потерь, когда целые части и соединения целенаправленно бросали на уничтожение противника, чтобы развивать успех и достигать цели операции. Ресурсов было много, с потерями не считались.

Время изменилось. Ресурсы иссякают, пополняются слабо. Армии все больше формируются на профессиональной основе, когда качество преобладает над количеством. «Забрасывание шапками» давно ушло в историю. Военный руководитель мыслит иначе, он должен беречь ресурсы: людские, материальные, духовные. Он должен быть дипломатом и в то же время командиром, рассудительным и требовательным, уметь совмещать искусство дипломатическое с искусством оперативным.

Доставшийся Казахстану при распаде СССР «кусок» системы военного образования включал в себя два военных вуза: общевойсковое и пограничное училища. Эти вузы могли и реально обеспечивали качественную подготовку специалистов, но только по двум указанным направлениям. Охватить потребность других направлений военной подготовки они не могли. За сравнительно короткий исторический период была расширена сеть военных учебных заведений: открыта военная академия, военные институты сил воздушной обороны и радиоэлектроники, кадетский корпус и школа по подготовке младших специалистов. Тем самым была налажена подготовка офицеров новой формации [1, с. 2]. Национальный университет обороны как ведущий военный вуз страны, военные институты накопили определенный опыт организации образовательного процесса, совершенствование которого продолжается с учетом развития его научной составляющей.

Научно-исследовательская деятельность постоянного и переменного составов вузов направляется на оптимизацию учебного процесса, внедрение новых образовательных и информационных технологий, последних достижений в области военной педагогики и военной психологии.

Следует выделить главную задачу этого процесса, которая видится в отборе самого нужного и ценного из необъятного потока современной информации, а также в определении объема знаний, умений и навыков, приобретаемых офицерами в процессе обучения и применяемых ими в дальнейшей профессиональной деятельности. Научный подход к формированию образовательного процесса становится важнейшим условием обеспечения качества подготовки офицеров в военных вузах [2, с. 7; 3, с. 4].

При этом следует ориентироваться на корректировку старого принципа «учить тому, что нужно на войне»: «учить нужно так, чтобы выпустить способного и перспективного военного специалиста высшей квалификации». Исторический опыт показывает, что привычные способы боевых действий, оправданные в войнах XX столетия, сегодня требуют существенной корректировки. Все большее значение приобретает термин «специальный»: специальные войска, специальные операции, специальные задачи, специальное назначение [4, с. 3]. Возрастает необходимость взаимодействия войск регулярной армии с другими войсками и воинскими формированиями, в том числе с силами территориальной обороны.

В этих условиях следует критически применять положения действующих руководящих документов по ведению боевых действий.

Современная военная наука уже опровергает такие устоявшиеся понятия, как, например, признание основными видами боя наступление и оборону. Противник давно «поумнел», он не ходит в лобовые атаки и не бросается наперерез танкам с импортными противотанковыми ружьями, он сидит в засаде и ждет пока танк выйдет на открытое место и превратится из мощного огневого средства в удобную мишень. Стирается и четкое определение фронта. Фронт теперь везде или его нет вообще, противник повсюду, наступать некуда и не на кого. Его (противника) надо найти и обезвредить. Поэтому и рассматриваются наряду с классическими нетрадиционные, непрямые, невоенные методы разрешения вооруженных конфликтов.

Вместе с тем исторический опыт учит не разрушать, а совершенствовать и развивать старые, испытанные методы ведения и обеспечения боевых действий. Это подтверждается и практикой кампаний федеральных сил на Северном Кавказе, что было учтено при составлении учебных программ специальных военных дисциплин, а также при открытии новых кафедр Национального университета обороны: сил воздушной обороны, ракетных войск и артиллерии, материально-технического обеспечения [5, с. 64].

Стратегический анализ типового высшего военного учебного заведения, характерного для Казахстана, России и других стран Организации договора о коллективной безопасности, показывает, что военный вуз сегодня должен стать не только и не столько межведомственным, а и международным образовательным центром. Сила любого государства заключается в его способности отстоять свои национальные интересы, обеспечить национальную безопасность и, как показывает современная обстановка, одну из ее важнейших составляющих - военную безопасность - основную сферу ответственности Вооруженных сил.

Любое государство не может существовать в современном мире, не создав условий для экономического и социального развития. В политическом аспекте это политика долговременного совершенствования государственной системы [6, с. 5]. Планировать защиту государства должны офицеры высшего звена, основными задачами подготовки которых являются: знание тенденций развития современных способов вооруженной борьбы, тактических приемов, особенностей информационного обеспечения боевых действий;

умение применять современные информационные технологии для эффективного планирования и применения войсковых формирований, воздействия на информационную среду противника.

В зависимости от современных задач подготовки офицерского состава корректируется миссия военного вуза, которая, с одной стороны, заключается в подготовке военных управленцев, способных принимать эффективные решения и оптимально их реализовывать, обладающих государственным мышлением, владеющих методикой проведения анализа военно-политической и военно-стратегической обстановки, прогнозирования их развития, умеющих мобилизовать личный состав на выполнение задач в любых условиях, знающих несколько иностранных языков и военную науку. С другой стороны, - в подготовке военных научных кадров, владеющих методикой проведения научных исследований, умеющих правильно формулировать научные проблемы и задачи, знающих современные технологии решения научных задач, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом выпускник военного вуза совмещает в себе военную подготовку и научную квалификацию.

На основе миссии современного военного вуза можно сформулировать его цель: формирование эффективной системы подготовки военных научно-педагогических и командных кадров высшей квалификации, базирующейся на принципе интеграции образовательной и научной деятельности; создание условий для формирования научных школ с целью развития фундаментальных и военно-прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, научно-технических и технологических разработок с практической реализацией результатов деятельности.

Задачи военного вуза: формирование у обучаемых необходимых компетенций; организация и проведение научных и научно-технических исследований по военной и военно-технической тематике; обеспечение целевой подготовки магистров и докторов PhD; внедрение новой модели подготовки научно-педагогических кадров; выполнение требований, определенных присоединением страны к Болонскому процессу; организация взаимодействия военного вуза с ведущими зарубежными военными вузами; проведение активной кадровой политики; создание общевузовского информационного ресурса.

Таким образом, современный военный вуз должен соответствовать единому образовательному пространству, обеспечивать внедрение передовых технологий обучения и проведения военно-прикладных исследований, обеспечивать устойчивое комплектование высококвалифицированными специалистами согласно потребности Вооруженных сил. Военный вуз должен стать интеллектуальным, инновационным органом (мозговым центром) армии и обладать достаточным научным потенциалом.

Научная работа в военном вузе строится в два уровня: научно-исследовательская работа, выполняемая постоянным составом, и научно-исследовательская работа, выполняемая магистрантами и докторантами.

Международное сотрудничество военного вуза осуществляется в целях расширения международных связей, обмена опытом и вхождения в мировое рейтинговое образовательное пространство.

Для достижения должного уровня военного вуза необходимо решить проблемы, имеющие место быть на сегодняшний день: профильная магистратура военного вуза в ряде стран ОДКБ решает те же образовательные задачи, что и «видовые академии»; темы магистерских и докторских диссертаций не в полной мере соответствуют наиболее острым проблемам вооруженных сил и направлены, как правило, не на развитие военной науки, а на простоту их защиты; с учетом современных реалий требуют расширения спектры подготовки военных кадров магистратуры, адъюнктуры и докторантуры; фонды военных вузов не позволяют в полной мере создать полноценную лабораторную базу; оставляет желать лучшего уровень укомплектованности военных вузов учеными современного склада (в вузах, как правило, работают ученые старшего поколения); профессорско-преподавательский состав слабо владеет иностранными языками, не опирается на зарубежный опыт применения новых технологий обучения; отсутствуют тесные связи с ведущими зарубежными вузами; формирование профессиональных компетенций выпускника военного вуза не связывается с развитием его конкурентоспособности на международном уровне.

В качестве основных направлений решения названных проблем можно выделить: введение новых специальностей обучения, увеличение объема курсовой подготовки, создание дополнительных специализированных кафедр, формирование научно-экспериментальной базы.

Разработка модели подготовки офицеров высшей квалификации основывается на социальном заказе общества, а также особенностях организации образовательного процесса. В ней отражаются суть и содержание подготовки военного специалиста, которому кроме изучения базовых дисциплин обязательного компонента предоставляется право определения дополнительных предметов компонента по выбору. Это способствует развитию творческой личности, приобретению умения принимать самостоятельные решения, что является необходимым в будущей профессиональной деятельности военного специалиста.

Создание модели позволит достичь ожидаемых результатов (рис. 1).

Данная модель предполагает желаемое приближение к идее, согласно которой обучаемый одновременно овладевает учебным материалом и способами его освоения. Модель построена с опорой на опыт самих слушателей с учетом особенностей совершенствования профессиональной подготовки офицера, ее сущностных признаков и специфики (рис. 2).

Целостность и эффективность процесса подготовки военного специалиста достигается благодаря взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих элементов модели, предопределенных понятием профессиональной подготовки офицера высшей квалификации, а также с учетом влияния различных факторов деструктивного характера. В представленной модели содержание выступает в качестве системообразующего фактора. Основа модели подготовки военных кадров высшего звена базируется на ее составляющих элементах, которые, являясь равнозначными, в комплексе предопределяют повышение эффективности самой системы обучения, а также развитие высших военных учебных заведений.

Результаты подготовки офицеров высшей квалификации

В академическом плане В научном плане В международном плане

— Наиболее полный учет потребностей специфики подготовки управленческих кадров для всех видов ВС, родов войск и родов специальных войск, других войск и воинских формирований — НИИ военного вуза станет центром, объединяющим научный и научно-технический потенциал военных научных организаций — Устройство действенной системы партнерских отношений с ведущими зарубежными военными вузами и научными учреждениями для получения и внедрения передового мирового опыта в сфере военного образования и науки

Сформируются научные школы по направлениям военной науки

Получение базового военного образования по оперативно-тактическому уровню и курсовая подготовка Выпускники магистратуры и докторантуры, готовящиеся к научно-педагогической деятельности, в процессе их обучения будут закрепляться на кафедрах военного вуза в качестве ассистентов Привлечение для работы в военном вузе ведущих зарубежных ученых и преподавателей

— Привлечение к учебному процессу высококвалифицирован ных зарубежных преподавателей — С учетом передового международного опыта переработка программ подготовки в военных вузах для приведения их в соответствие с мировыми стандартами высшего

Будет создан банк информационных ресурсов для проведения научных исследований в военном вузе

— Образовательные программы всех специальностей помимо специализированной подготовки в соответствующей области будут иметь научно-методологическую направленность

- Для получения информации и изучения материалов по темам исследования будет создана база знаний по военной науке и налажена связь с отечественными и зарубежными источниками информационных ресурсов — Академическая мобильность, повышение квалификации ППС и научные стажировки обучаемых в вузах-партнерах

— Будет отработан механизм научной стажировки в зарубежных военных вузах — Получение доступа к информационным ресурсам библиотек ведущих зарубежных вузов и научных центров

Внедрение действенных механизмов стимулирования научной работы,обеспечение оптимального баланса между обучением, исследовательской деятел ьностью и получением научной информации для проведения НИР

Формирование программ докторантуры на основе принципа оптимальности обучения, научно-исследовательской работы, методологической подготовки

— Налаживание совместной исследовательской деятельности с ведущими учеными и научными органами в области военных технологий

Рис. 1. Ожидаемые результаты подготовки офицеров высшей квалификации

ПЕДАГОГИКА

Государственный заказ

Государственный общеобязательный стандарт образования

Национальный университет обоооны

Подготовка военных научно-педагогических кадров высшей квалификации

Магистратура

Докторантура

Факультет Генерального штаба

Профессиональная подготовка

Базовые дисциплины

Профильные дисциплины

ИГ—

Компоненты

Обязательный

I

По выбору

Педагогическая система

Учебные занятия

Самостоятельная работа

Научное руководство

0.

УМТБ

Дополнительные виды обучения

Конференции, выставки

Комплексные задачи, учения

Профессиональная практика

Разработка магистерской (докторской) диссертации

Выпускник университета - военный специалист высшей квалификации

Рис. 2. Модель подготовки военных научно-педагогических кадров высшей квалификации

Усовершенствованный военный вуз - модель не только современного образовательного учреждения, но и центра научных исследований и разработок во всех направлениях обеспечения военной безопасности страны, включая исследования в области военного искусства, разработок перспективных видов вооружения, военной и специальной техники, информационно-разведывательно-ударных систем для формирования платформы, позволяющей проводить масштабные, превентивные, сетецентрические операции и военные действия группировками войск (сил) в военных конфликтах современности.

В результате Вооруженные силы получат военного специалиста, способного на научной основе решать вопросы совершенствования военной организации государства.

1. Тасбулатов А. Б. Совершенствование учебного процесса - необходимое условие улучшения качества подготовки военных специалистов для Вооруженных Сил // Вестник Карагандинского государственного университета. 2005.

2. Положение о высших военно-учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы, 1996.

3. Круглов В. В. О вооруженной борьбе будущего // Военная мысль. 1998. № 5.

4. Александров В. И., Малашенко Л. И. Некоторые аспекты управления коалиционными группировками войск (сил) в современных операциях // Вестник Национального университета обороны Республики Казахстан. 2012. № 2.

5. Жаксылыков Р. Ф. Научно-педагогические основы подготовки офицеров высшей квалификации для Внутренних войск МВД Республики Казахстан: дис. ... канд. пед. наук. Астана, 2010. 135 с.

6. Жаксылыков Р. Ф. Совершенствование военного образования в свете современных реалий // Философия образования (Астана). 2012. № 4 (43).

© Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.