Научная статья на тему 'Особенности кадрового потенциала военно-образовательной системы как элемента военно-научного комплекса'

Особенности кадрового потенциала военно-образовательной системы как элемента военно-научного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ НАУКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / MILITARY-SCIENTIFIC COMPLEX / MILITARY EDUCATION / MILITARY SCIENCE / HUMAN RESOURCES / TRAINING OF OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлова Екатерина Николаевна, Курбанов Артур Хусаинович

Статья посвящена особенностям военных образовательных учреждений как источника пополнения кадрового потенциала военной науки. По мнению авторов, механизм военно-научного кадрового заказа нуждается в совершенствовании. Авторы указывают на необходимость формирования в военном ведомстве благоприятной среды для закрепления ученых и их творческой научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POTENTIAL OF THE MILITARY EDUCATIONAL SYSTEM AS A PART OF THE MILITARY-SCIENTIFIC COMPLEX

The article is devoted to peculiarities of military educational institutions as a source of personnel for military science. According to the authors, the mechanism of military-scientific personnel order needs to be improved. The authors point out the necessity of creation of favorable environment to consolidate scientists and their scientific-pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Особенности кадрового потенциала военно-образовательной системы как элемента военно-научного комплекса»

to Meet the Challenge / Abstracts for The XVII NATE - Russia international annual conference «New Times - New Songs: elt after 2010» National Association of Teachers of English; Kaliningrad Association of Teachers of English; Immanuel Kant Baltic Federal University. 2011. C. 32-34.

19. Chafe W. Discourse: Overview. In W. Bright (ed.) (1992)/2003) W. Frawley (ed.) (2003), International Encyclopedia of Linguistics. New York: Oxford University Press. 2003. - Vol. 1, Pp. 356-358.

20. Makhova V.V, Zanina O.N. Introduction of a New Innovative Method of Foreign Language Competences Formation in the Field of Professional Communication (for the students of nonlinguistic universities) / SGEM CONFERENCE ON PSYCHOLOGY & PSYCHIATRY, SOCIOLOGY & HEALTHCARE, EDUCATION. International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts: Conference Proceedings. 2014. C. 757-764.

21. Scovel Th. Psycholinguistics. // Oxford Introductions to Language Study / Series ed. H.G. Widdowson. - Oxford University Press, 2004. - 135 p.

22. Stubbs M.W. Text and Corpus Analysis. Oxford: Blackwell, 1996. URL: https:// www.unitrier.de/fileadmin/fb2/ANG/Linguistik/Stubbs/stubbs-1996-text-corpus-ch-1. pdf

23. Widdowson H.G. Text, Context, Pretext: Critical Issues in Discourse Analysis. Blackwell Publishing, 2004, - 185 p.

Карлова E.H., Курбанов A.X.

особенности кадрового потенциала военно-образовательной системы как элемента военно-научного комплекса1

Важнейшим элементом военно-научного комплекса является система военно-учебных заведений (в более широком смысле - система военного образования) [4]. Она представляет собой составную частью системы профессионального образования Российской Федерации и служит основным

1 Подготовлена при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».

16

источником комплектования Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов офицерами, имеющими уровень образования и квалификацию, подтверждённые дипломом государственного образца, и отвечающими установленным для них специальным требованиям. Система военного образования построена по ведомственному принципу, подготовка офицеров запаса и для службы по контракту осуществляется также на военных кафедрах и в учебных военных центрах гражданских высших учебных заведений.

Кадровая проблема в военной науке прямо связана с подготовкой специалистов в высшей школе. Наука и высшая школа, научно-образовательный комплекс - это единый организм, в котором указанные составляющие не могут существовать и развиваться друг без друга.

Высшая школа, кроме того, является одним из существенных каналов, связывающих науку с экономикой, духовной и культурной сферой и обществом в целом. Поэтому деградация науки незамедлительно скажется на качестве подготовки специалистов в высшей школе и через это на социально-экономическом развитии страны в целом и на её безопасности в частности. Соответственно падение качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях будет напрямую влиять на судьбу отечественной науки.

Следует отметить, что, несмотря на трудности, даже в послевоенные годы наука и образование активно развивались. Это в полной мере относится к подготовке военных кадров, развитию военной науки. Благодаря этому были созданы новые системы оружия (в том числе ракетно-ядерное), а также технологии, многие из которых продолжают использоваться и в настоящее время. К началу 90-х годов прошлого века в нашей стране только в Министерстве обороны функционировало более 100 высших военных образовательных учреждений, десятки военных и гражданских НИИ, обеспечивающих военную безопасность государства. Они дали стране и миру таких учёных, как С. П. Королёв, А. Н. Туполев и много других блестящих имён [1].

В настоящее время подготовка офицерских кадров в Министерстве обороны осуществляется в военных учебно-научных центрах, военных академиях, военном университете и военных институтах. Однако процесс реформирования системы военного образования продолжается. Подготовка учащихся по стандартам среднего общего образования производится в кадетских корпусах и училищах, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах. В них проходят обучение учащиеся школьного возраста в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования с профессиональной ориентацией по военно-учетным специальностям.

Военным академиям, с учетом почти трехсотлетней традиции, отведено ведущее место среди военно-учебных заведений. Они являются системообразующими вузами, ведущими учебно-методическими и научными центрами Вооруженных сил. Основное предназначение академии - готовить офицеров с высшим военным образованием, в них может осуществляться также подготовка офицеров с высшим военно-специальным образованием. Военные

академии и военные университеты обладают наиболее мощным научно-педагогическим потенциалом. Адъюнктура и докторантура этих вузов несут основную нагрузку по воспроизводству научно-педагогических и научных кадров не только в системе военного образования, но и в Министерстве обороны в целом. В больших масштабах ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования, организованы переподготовка и повышение квалификации офицерского состава.

Военные институты - основной источник пополнения Вооруженных сил молодыми офицерами с высшим военно-специальным образованием. В институтах может организовываться адъюнктура и военная докторантура, а при наличии соответствующей лицензии - подготовка офицеров со средним военно-специальным образованием.

Филиалы являются обособленным структурным подразделением головного вуза. Преобразование ряда относительно низкоэффективных училищ в филиалы ведущих вузов имеет большое принципиальное значение. Оно позволило коренным образом повысить уровень научно-методического руководства филиалами, улучшить их информационное и методическое обеспечение, решить проблему укрепления их научно-педагогических коллективов.

Следует отметить, что система военного образования неоднократно реформировалась. Одним из направлений её трансформации в рамках преобразований Вооруженных сил Российской Федерации и формирования их нового облика было создание на базе ряда военных академий, институтов и научно-исследовательских организаций военных учебно-научных центров -системообразующих вузов, интегрирующих на основе головного вуза учебные структурные подразделения (филиалы), научные подразделения (отделы центры), подразделения обеспечения учебного процесса [2].

С осени 2010 года, в связи с проведением военной реформы, набор курсантов в высшие военные учебные заведения был приостановлен. Это решение не могло не сказаться на системе подготовке военных кадров и, по всей вероятности, будет носить долгосрочные последствия, несмотря на то, что с 2013 года прием обучающихся в военные учебные заведения был частично восстановлен.

Проблема подготовки высококвалифицированного офицера принадлежит к числу актуальных педагогических проблем. Современная деятельность офицера связана с применением знаний, умений в области эксплуатации, диагностики и прогнозирования ресурса современной военной техники, организации её безопасной и эффективной работы, разработки тактических задач и управления боевыми подразделениями. Сложный характер деятельности офицера при выполнении боевой задачи, качественное усложнение его обязанностей требуют творческого типа мышления, более широкого комплекса знаний и умений и в конечном итоге более высокого уровня профессиональной подготовки, что, в свою очередь, предполагает не только совершенствования учебных планов и программ, но и требует пересмотра ценностных основ военного образования в сторону фундаментальной подготовки [5].

Наши командные кадры должны готовиться не только к действиям по принципам сетецентрических войн, в которых мы вряд ли в обозримом будущем сможем преуспеть, но и к ассиметричным действиям в условиях такого поведения противника. Однако это предполагает еще более разностороннюю и фундаментальную, чем в других странах (например, США, Германия, Великобритания), подготовку офицеров, прежде всего, в управленческих аспектах. Выполнима ли такая задача в настоящее время?

По всей вероятности, препятствиями к её реализации являются: отсутствие четкого системного подхода к организации военного образования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего содержания, а в некоторых случаях и недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей.

Повышение уровня военного образования невозможно без привлечения на должности профессорско-преподавательского состава высококвалифицированных специалистов, имеющих ученые степени и ученые звания. В военных вузах и научно-исследовательских организациях перед назначением на научные должности и должности профессорско-преподавательского состава необходимо производить тщательный отбор (на конкурсной основе с испытательным сроком).

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в военных учебных заведениях организована в системе послевузовского профессионального образования, которая включает военные докторантуры и адъюнктуры. Кроме того, подготовка докторов и кандидатов наук осуществляется путем соискательства, а также переводом преподавателей на должности старших научных сотрудников для завершения работы над докторской диссертацией. Для защиты диссертационных работ в вузах функционируют диссертационные советы.

Наиболее серьезной проблемой для отечественного военно-научного комплекса, касающейся воспроизводства научных кадров, является идентификация (отбор), дополнительная подготовка и организация труда молодых ученых. В настоящее время ни в Министерстве обороны, ни в других силовых министерствах нет специальных вузов (факультетов), которые бы осуществляли подготовку научных сотрудников (если не брать в расчет подготовку научно-педагогических кадров в системе послевузовского образования в адъюнктуре и докторантуре). Нет также и методики, которая бы позволяла выявлять наиболее способных курсантов (студентов), которых сразу после выпуска (либо по прошествии какого-то времени) следовало бы назначать для дальнейшего прохождения военной службы в научные организации Министерства обороны.

Несмотря на наличие системы подготовки военных кадров, повышается значение военно-профессиональной подготовки в гражданских вузах [7]. Подготовка некоторых военных специалистов на базе гражданских вузов показывает, что этот подход оправдан, так как он позволяет наиболее полно реализовать требования формирования специалиста, обладающего компетенцией как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-

профессиональной подготовки. Отличительной особенностью её организации в условиях гражданского вуза является получение военно-специальных знаний одновременно с подготовкой по основной гражданской специальности. Однако в современной практике организации военно-профессиональной подготовки в гражданских вузах имеются и определенные недостатки. Так, например, в ФГОС третьего поколения часы для военной подготовки не предусмотрены, что затрудняет подготовку студентов; присвоение воинского звания «лейтенант» производится при получении студентом диплома магистра, а обучение на военной кафедре начинается с третьего курса, когда студент точно не может определить, на какую степень он будет учиться (бакалавр или магистр); кадровый потенциал военных кафедр используется недостаточно (имеется возможность повышения их эффективности и организации подготовки специалистов не только для Вооруженных сил, но и для других силовых структур и кадровому обеспечению предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Кроме того, следует признать тот факт, что ни один гражданский вуз не выработает у будущего офицера идеологии службы и воинской этики.

Таким образом, целью системы высшего профессионального образования является подготовка специалистов высшей квалификации в различных областях. Деятельность таких специалистов может быть весьма разнообразной: менеджмент, экспертиза и обслуживание оборудования, научные исследования и проч. Выпускникам военного вуза, согласно результатам исследований, проведенных в конце ХХ века, могут потребоваться навыки и умения, позволяющие им заниматься четырьмя основными видами деятельности: организационно-управленческая (командная, командно-штабная); военно-техническая; коммуникативная деятельность; исследовательская деятельность (характерна для небольшой группы выпускников) [3].

Рассматривая кадровую проблему в науке, мы должны помнить о том, что наука, как сложный специфичный социальный организм, развивается в соответствии с определенными закономерностями. Так, например, науковедами доказано, что развитие науки в любом обществе подчиняется закону Ципфа, суть которого состоит в эффекте концентрации и рассеивания в науке. Данный эффект заключается в том, что основная часть научной продукции (знания) производится только малым числом ученых. Однако для устойчивого функционирования науки (или её отдельной отрасли) нужна избыточность -вокруг «реально производящих» ученых необходим «фон» менее продуктивных ученых. Стремление сужать круг ученых за счет отбора и концентрации одних талантов, согласно закону Ципфа, в общем случае не повысит эффективность науки.

В свете отмеченного, совершенно несостоятельными выглядели требования высокопоставленных чиновников от науки «оптимизировать» структуру научной сферы в России в несколько этапов путем сокращения сотрудников и научных учреждений ввиду наличия так называемого балласта.

Проблема сохранения и развития человеческого капитала отечественного

военно-научного комплекса в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Её правильное решение имеет существенное значение для отечественной экономики. Так, например, по некоторым оценкам, одним из основных факторов, сдерживающих развитие отечественного ОПК в настоящее время, является недостаток в кадровом ресурсе [6].

Несмотря на различный состав и принципы организации военно-научной деятельности иностранных государств, а также систему руководства военной наукой в целом, единой мировой тенденцией в настоящее время является интеграция военной науки, с одной стороны, с предприятиями-производителями вооружения, военной и специальной техники, с другой, - с военно-образовательными учреждениями.

При этом данная интеграция выражена не в объединении различных, зачастую разноведомственных структур, а в организации эффективной и слаженной кооперации при решении конкретных задач. В условиях инновационного вектора развития науки в России, требований коммерциализации и внедрения научных результатов имеет смысл обратить внимание на опыт некоторых зарубежных стран.

Российская военная наука имеет глубокие исторические традиции, дала миру множество классических работ, причем не только в военной области, но и в естественных науках, в технической сфере. В дореволюционные годы самыми высокооплачиваемыми государственными служащими в Российской империи были преподаватели военных академий, в советское время им также уделялось большое внимание. Сегодня преподавательский состав практически нигде не готовится, а его статус последние 20 лет не соответствовал важности задач, стоящих перед ним. Ситуация в данном вопросе за последние несколько лет изменилась кардинально. В настоящее время быть преподавателем военного вуза престижно. Как следствие, к ним предъявляются довольно высокие требования.

Система подготовки военных кадров - достаточно хорошо изученная область военной педагогики, социологии и психологии. В настоящее время имеется достаточное количество исследований, посвященных как концептуально-методологическим, так и прикладным вопросам рассматриваемой предметной области.

Анализ исторического развития и современного состояния кадровой политики военно-научного комплекса, а также особенности кадрового потенциала позволяют сделать некоторые выводы.

Во-первых, поле военной науки не является автономным, независимым от социально-политического окружения, более того, состояние военной науки и ее кадрового потенциала напрямую связано с политическим заказом. Горизонтальная академическая мобильность локализована ограниченным числом ведомственных исследовательских и образовательных организаций. В отношении военно-научного комплекса можно говорить о существовании внутреннего рынка труда, когда подготовка научных кадров и их трудоустройство осуществляются в рамках закрытой системы организаций Министерства обороны.

Во-вторых, наличие статуса военнослужащего у военных ученых накладывает отпечаток на характер организации и содержание научной работы, обусловливает определенные отношения в исследовательском коллективе и влияет на выбор той или иной карьерной траектории. Можно говорить об особом военно-патриотическом этосе и военно-научной идентичности ученых, занимающихся проблемами обороны и безопасности.

В-третьих, ведомственная принадлежность и государственная важность решаемых научных проблем обусловливают необходимость разработки специальной методики оценки эффективности работы военных ученых.

литература

1. Викулов С. Ф. Проблемы подготовки военно-научных кадров // Независимое военное обозрение. 2012. № 46. С. 6 - 7.

2. Гаврилов А. Д., Митрофанов Д. Г. Военное образование на заключительном этапе реформ // Военная наука в России и за рубежом: первая всероссийская межведомственная научная конференция (Москва, 24 апреля 2013 г.): сб. статей / под ред. И. Е. Сойкина и В. А. Аваткова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, воен. кафедра. - МГИМО-Университет, 2013. 189 с.

3. Гореликов С. Н. Интеллектуальная культура офицеров: основные противоречия и механизм их разрешения: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 09.06.01 / Гореликов Сергей Николаевич. - М., 1992. 20 с.

4. Добровольский В., Овечкин А. Вопросы формирования государственной военно-образовательной политики // Высшее образование в России. № 4. 2005. С. 71.

5. Логинова Л. А. Комплексное дифференцированное обучение как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис. . канд. педагогич. наук: 13.00.08 / Логинова Людмила Анатольевна. - Челябинск, 2002. 28 с.

6. Самарин И. В. Состояние кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса // Вестник академии военных наук. 2013. № 4 (45). С.117 - 124.

7. Симоненко И. В. Военно-профессиональная подготовка специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов: автореф. дис. . канд. педагогич. наук: 13.00.08 / Симоненко Иван Владимирович. - Санкт-Петербург, 2012. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.