Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования подготовки военных инженеров'

Основные направления совершенствования подготовки военных инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛАРУСЬ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бровка Г. М., Крицков И. Г.

Рассмотрены проблемы профессиональной подготовки военно-обученного резерва и создания эффективной системы подготовки кадровых офицеров на военно-техническом факультете БНТУ с учетом рационального использования накопленного в стране потенциала обучения высококвалифицированных специалистов. Даны основные направления по совершенствованию качества подготовки военных инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS IN IMPROVEMENT OF MILITARY ENGINEER TRAINING

The paper considers problems of professional training of military-taught reserve and creation of efficient system for training regular officers at Military Engineering Faculty of the Belarussian National Technical University with due account of rational application of the accumulated potential for teaching highly-qualified specialists. The main directions in improvement of military engineer training are given in the paper.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования подготовки военных инженеров»

УДК 378:358.2(476)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Канд. пед. наук, доц. БРОВКА Г. М., соиск. КРИЦКОВ И. Г.

Белорусский национальный технический университет

Становление и развитие инженерных войск связано с созданием Петром I регулярной армии. 21 января 1701 г. указом Петра I была основана специальная школа, цель которой -учить инженерному делу [1]. Дата учреждения этой школы считается днем инженерных войск [2].

Уровень развития инженерных войск [3] напрямую зависит от результатов научно-технического развития и промышленного потенциала Республики Беларусь. Сложность и специфичность, достаточно большой объем выполняемых задач инженерными войсками отражены на рис. 1 .

С обретением государственности Республика Беларусь начала строительство собственных Вооруженных Сил, их реформирование, одна из основных задач которого - обеспечение высокой профессиональной подготовки военных специалистов и создание эффективной системы подготовки военно-обученного резерва [4]. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2003 г. № 775 воен-

ная кафедра БНТУ была реорганизована в военно-технический факультет (ВТФ) [5]. Подготовка офицеров для Вооруженных Сил организована с учетом рационального использования накопленного в стране потенциала обучения высококвалифицированных специалистов.

Интеграция военного образования в общенациональную систему образования дала возможность использовать научную, учебную и лабораторную базу высших учебных заведений республики. Благодаря этому нет необходимости открывать новые военные учреждения образования, но есть возможность повысить эффективность подготовки военных инженеров.

В современных условиях военная наука и военные знания - не просто важнейший источник эффективного решения оборонных задач, но и движущая сила фундаментальных преобразований военной организации государства. Сегодня на ВТФ БНТУ осуществляется многоуровневая подготовка военных кадров по про-

Рис. 1. Структура задач, выполняемых инженерными войсками

граммам младших командиров, офицеров запаса [6] (рис. 2).

Рис. 2. Структура подготовки военно-обученного резерва (специалистов запаса) на ВТФ БНТУ

После поступления в БНТУ студенты второго курса на конкурсной основе обучаются в течение одного учебного года по программе младшего командира, а затем, опять-таки на конкурсной основе, в течение двух лет обучаются по программе подготовки офицера запаса. При этом структура подготовки военнообученного резерва (специалистов запаса) на ВТФ БНТУ реализуется методом военного дня, что позволяет сохранить качественный уровень подготовки, достигнутый в результате исторического развития этой подсистемы образования, и соответствует модели подготовки военных инженеров согласно общественно-политическим и социально-экономическим условиям. Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре и адъюнктуре.

В отличие от подготовки военно-обученного резерва (специалистов запаса) структура подготовки кадровых офицеров [7] (рис. 3) на ВТФ БНТУ осуществляется после получения гражданином Республики Беларусь среднего образования (школы, гимназии, техникума, суворовского училища и т. п.) и поступления на ВТФ БНТУ в течение пяти лет на дневной форме обучения. Подготовка по программе младшего командира осуществляется в течение первого учебного года, а затем четыре года

обучение проходит по программе подготовки кадровых офицеров в соответствии с Государственным образовательным стандартом, законодательными и нормативно-правовыми актами Министерства обороны и Министерства образования, определяющими основное содержание учебного процесса для Вооруженных Сил, Государственного комитета Пограничных войск, Внутренних войск МВД и других силовых ведомств Республики Беларусь. Такая структура позволяет за пять лет осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов. Предполагается, что наиболее подготовленные смогут продолжить обучение в адъюнктуре учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь». Вопрос об открытии адъюнктуры на ВТФ БНТУ к настоящему времени не прорабатывался.

10 лет 9 лет 8 лет 7 лет 6 лет Кандидат технических наук (аспирантура, соискательство) Направление на дальнейшее обучение (высшее военное оперативно-тактическое образование и государственное и военное управление)

5 лет 4 года 3 года 2 года Подготовка специалиста с выс-тттим образованием по специальности Подготовка специалиста с высшим военно-специальным образованием

1 год Подготовка младшего командира

Довузовская подготовка

Гражданское образование Военное образование

Рис. 3. Структура подготовки кадровых офицеров на ВТФ БНТУ

Условием качественного образования военных инженеров является обеспечение непрерывной подготовки, в ходе которой по специальности подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование по направлению подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (управление подразделениями инженерных войск), на изучение социально-гуманитарных дисциплин отводится 1666 ч учебного времени, общенаучных и профессиональных дисциплин - 2715 ч, специальных дисциплин - 1855 ч, общевоенных дисциплин - 500 ч, военно-

10 лет Направление на дальнейшее обучение (высшее военное оперативно-тактическое образование и государственное и военное управление) Кандидат технических наук (аспирантура, соискательство)

9 лет

8 лет

7 лет

6 лет Подготовка специалиста с высшим образованием по специальности

5 лет

4 года Подготовка офицера запаса

3 года

2 года Подготовка младшего командира

1 год

Довузовская подготовка

Военное образование Гражданское образование

специальных и военно-технических дисциплин - 900 ч. Всего на блок специальных, общевоенных, военно-специальных и военно-технических дисциплин отводится 3255 ч [8].

Такая система позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.

Опыт работы военно-инженерной кафедры ВТФ БНТУ по подготовке военных инженеров свидетельствует о большой эффективности совместной деятельности с заказчиком (управление инженерных войск Генерального штаба Вооруженных Сил), что позволяет интегрировать в учебный процесс как кадровые, так и научные ресурсы заказчика. Система работы управления инженерных войск Генерального штаба Вооруженных Сил по руководству учебно-воспитательным процессом на военноинженерной кафедре ВТФ БНТУ [9] представлена на рис. 4.

На подготовительном этапе вырабатывались квалификационные требования к военным инженерам и на их основе - учебные планы и учебная программа. На основном этапе осуществляется подготовка курсантов и студентов, обучающихся по программам младших командиров и офицеров запаса. На этапе анализа результатов обобщаются отзывы, поступающие из воинских частей, на основе которых выраба-

тываются предложения и вносятся изменения в квалификационные требования, учебные планы и программу.

Подбор абитуриентов, разработка учебных планов и программ ведутся военно-инженерной кафедрой также под руководством заказчика. Для обеспечения кафедры высококвалифицированными специалистами осуществляются повышение квалификации преподавателей, их переподготовка и обучение в аспирантуре (адъюнктуре).

На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса на ВТФ БНТУ выделим следующие направления по совершенствованию качества подготовки военных инженеров:

• экономическая оптимизация процесса подготовки военных кадров в общегосударственном масштабе;

• ликвидация подготовки близких по профилю специалистов, предназначенных для различных министерств и ведомств;

• формирование ранее не существующей национальной школы подготовки офицеров по отдельным специальностям;

• более широкое использование потенциала профессорско-преподавательского состава высшей квалификации гражданских учебных заведений для подготовки военных кадров.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Подготовка курсантов

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год

обучения обучения обучения обучения обучения

Воинские

части

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Подготовка студентов, обучающихся по программам младших командиров

и офицеров запаса

Анализ

отзывов

Обобщение

отзывов

Выработка

предложений

Постановка задач и внесение изменений

Рис. 4. Этапы учебно-воспитательного процесса

В Ы В О Д

Реализация данных направлений деятельности военно-технического факультета Белорусского национального технического университета будет способствовать повышению эффективности подготовки военных инженеров для Республики Беларусь, а также стран Содружества Независимых Государств и заинтересованных зарубежных государств.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Аганов, С. Н. Инженерные войска Советской Армии, 1918-1945 / С. Н. Аганов. - М., 1985. - С. 10.

2. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь № 8 от 5 февраля 1999 г. - С. 11 (Указ Президента Республики Беларусь № 50 от 21.01.1999).

3. Пляскин, В. Я. Инженерное обеспечение общевойскового боя / В. Я. Пляскин. - М., 1972. - С. 12.

4. Мальцев, Л. С. Вооруженные Силы Республики Беларусь: история и современность / Л. С. Мальцев. -М., 2003. - С. 105.

5. О военных факультетах в учреждениях образования Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2003 г. № 775. -Минск, 2003.

6. Рабочая программа подготовки офицеров запаса из числа студентов Белорусского национального технического университета; Рабочая учебная программа подготовки младших командиров из числа студентов высших учебных заведений. - Минск: ВТФ, 2004.

7. Базовая учебная программа подготовки офицеров. - Минск: ВТФ, 2004.

8. Рабочий учебный план. Белорусский национальный технический университет: учебный план 1-36 11 01-04. -Минск: ВТФ, 2004.

9. Мальцев, Л. С. Деятельность органов военного управления по поддержанию воинской дисциплины / Л. С. Мальцев. - Минск, 2002. - С. 45.

Поступила 26.06.2006

УДК 330.332.01 (476)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОГО РИСКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Асп. ВЛАСЕНКО О. В.

Белорусский национальный технический университет

В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов, с точки зрения поставленных предпринимателем целей, учитывать риск при принятии и реализации хозяйственных решений.

Наиболее наглядное представление о риске дает графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня (так называемая кривая распределения вероятностей потерь, или кривая риска). В основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь. Упрощенная методика ее построения на примере финансовых результатов

работы одного из промышленных предприятий Республики Беларусь приведена в [1, 2].

Чтобы установить вид кривой вероятности потерь, необходимо рассмотреть прибыль как случайную величину и, в первую очередь, построить кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли [2]. Наиболее надежным, простым и наглядным методом представляется статистический (хотя некоторые авторы, в частности У. Шарп, утверждают, что информация о прошлом - ненадежный проводник в будущее, а оценка вероятности по прошлым тенденциям не может быть всецело объективной), думается, что данный способ получения прогнозов более объективен и обоснован, чем, например, метод экспертных оценок. Кроме того, статистический способ основывается на достоверных отчетных данных, в то время как при использовании прочих методов качество информации, на основе которой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.