Научная статья на тему 'Система педагогических условий для качественной военно-профессиональной подготовки офицеров Национальной гвардии Казахстана'

Система педагогических условий для качественной военно-профессиональной подготовки офицеров Национальной гвардии Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OFFICERS'' VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / VALUE ASPECT OF MILITARY EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH TO TRAINING / DIALOGICAL INTERACTION IN EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SUPPORT / MODEL OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксылыков Р.Ф.

В статье представлены результаты научного исследования, связанного с выявлением и обоснованием педагогических условий, необходимых для эффективной военно-профессиональной подготовки будущих офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан: актуализация морально-психологических качеств офицера, практико-ориентированная направленность, формирование профессиональных умений, обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов, дидактическое обеспечение и внедрение модели профессиональной подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS FOR QUALITATIVE MILITARY VOCATIONAL TRAINING OF THE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article presents the research results dealing with the definition and justification of educational conditions necessary for effective military training of future officers of the National Guard of the Republic of Kazakhstan. The author discusses the moral and psychological qualities of an officer, practice-focused activities, formation of professional skills, enrichment of educational process with dialogue interaction between teachers and students, educational support, and introduction of the model of officers' training for the National Guard.

Текст научной работы на тему «Система педагогических условий для качественной военно-профессиональной подготовки офицеров Национальной гвардии Казахстана»

УДК 355/359:378(574) Жаксылыков Руслан Фатихович

кандидат педагогических наук, главнокомандующий Национальной гвардией Республики Казахстан

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАЗАХСТАНА

Zhaksylykov Ruslan Fatikhovich

PhD in Education Science, Commander-in-chief of the National Guard of the Republic of Kazakhstan

EDUCATIONAL CONDITIONS FOR QUALITATIVE MILITARY VOCATIONAL TRAINING OF THE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация:

В статье представлены результаты научного исследования, связанного с выявлением и обоснованием педагогических условий, необходимых для эффективной военно-профессиональной подготовки будущих офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан: актуализация морально-психологических качеств офицера, практико-ориентирован-ная направленность, формирование профессиональных умений, обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием препода-вателей и курсантов, дидактическое обеспечение и внедрение модели профессиональной подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка офицерских кадров, педагогические условия, ценностный аспект военного образования, компетентностный подход к обучению, диалогическое взаимодействие в образовательном процессе, дидактическое обеспечение, модель профессиональной подготовки.

Summary:

The article presents the research results dealing with the definition and justification of educational conditions necessary for effective military training of future officers of the National Guard of the Republic of Kazakhstan. The author discusses the moral and psychological qualities of an officer, practice-focused activities, formation of professional skills, enrichment of educational process with dialogue interaction between teachers and students, educational support, and introduction of the model of officers' training for the National Guard.

Keywords:

officers' vocational training, pedagogical conditions, value aspect of military education, competence-based approach to training, dialogical interaction in educational process, educational support, model of vocational training.

В условиях глобализирующегося мира и динамичных качественных изменений в служебно-боевой и оперативно-служебной деятельности Национальной гвардии Казахстана актуализировано противоречие между потребностью государства в офицерских кадрах, способных совершенствовать свою профессиональную подготовку, самостоятельно принимать обоснованные решения в военно-профессиональной деятельности, и отсутствием фундаментальных и прикладных научных исследований профессиональной подготовки в теории и практике высшего военного образования.

Усиливает названное противоречие фактор консервативности системы подготовки офицеров для Национальной гвардии в сравнении со стремительно меняющимися потребностями образовательного рынка и вызовами глобализации. Немаловажно и мнение А.Г. Бабакина: «...проводившаяся в конце 90-х гг. подгонка программ военных вузов под общеобразовательный стандарт (двойное образование) себя не оправдала - в войска пришли тысячи малограмотных офицеров с дипломами о высшем образовании, где указаны военные и гражданские профессии» [1, с. 36]. Таким образом, традиционно обученный выпускник учебного заведения - носитель устаревшего знания, т. е. неконкурентоспособен на рынке труда.

В связи с этим задача достижения соответствия уровня военно-профессионального образования императивам развития общества, силовых структур Республики Казахстан и всей системы высшего образования страны становится стратегической и требует научно-междисциплинарного исследовательского поиска по определению концептуальных подходов к управлению качеством подготовки офицеров для Национальной гвардии, к его научно-методическому обеспечению и технологизации.

Подготовка офицеров для Национальной гвардии Республики Казахстан должна осуществляться на основе системно-комплексного подхода к обеспечению инновационного развития и конкурентоспособности ввуза и с учетом многогранной сущности профессиональной подготовки, процессов, протекающих во внешней среде, а также управления качеством образования и воспитания субъектов военно-образовательного процесса.

В условиях современного военного строительства, наряду с материально-техническим оснащением войск, их комплектованием, выработкой военной политики, ориентацией на качественные параметры вооруженных сил Республики Казахстан, особое значение приобретают проблемы, связанные с повышением уровня профессиональной подготовки офицерских кадров к управлению воинскими частями, выполняющими служебно-боевые задачи на собственной территории среди соотечественников.

В рамках исследования нами определены педагогические условия и требования к подготовке офицеров для Национальной гвардии тактического, оперативно-тактического уровней.

Под педагогическими условиями профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии мы понимаем «совокупность необходимых внешних требований, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата» [2]. Перечислим педагогические условия, установленные в ходе исследования:

1. Актуализация морально-психологических качеств офицера как ценностный и вместе с тем личностно-ориентированный аспект военного профессионального образования.

2. Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки офицера к выполнению служебно-боевых задач на основе компетентностного подхода к обучению.

3. Формирование профессиональных умений офицера, обеспечивающих результативность выполнения служебно-боевых задач.

4. Обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов.

5. Создание педагогически эффективного дидактического обеспечения профессиональной подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии.

6. Внедрение модели профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии.

Кратко охарактеризуем каждое из обоснованных нами педагогических условий.

1. Специфика задач, решаемых офицерами, нахождение в их подчинении личного состава, строгая регламентация военного уклада жизни требуют соответствующих личностных качеств военных специалистов. Подготовка офицеров Национальной гвардии предполагает следующее: а) постоянный мониторинг требований военно-профессиональной деятельности к качествам офицеров на всех этапах их профессионального становления; б) разработка специальных мероприятий и организационных норм для объективной оценки уровня развития профессионально значимых личностных качеств военного специалиста; в) создание научно-методического аппарата для оценки и прогнозирования того, насколько система личностных качеств слушателей, уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков адекватны требованиям военно-профессиональной деятельности, запросам общественной практики.

К ценностным качествам офицера относим самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.

Самосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о будущем офицере, на изучение способов военно-профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию функции целеобразования. Наиболее существенными признаками самооценки являются осознанность личных военно-профессиональных качеств и таких же качеств у других людей, сопоставление уровня военно-профессиональной оценки с оценкой других. Самооценка обеспечивает реализацию рефлексивной функции. Самоорганизация проявляется в соотнесенности усвоенных военно-профессиональных знаний с действительным отношением человека к себе и к окружающим, регуляции познавательных действий, целесообразности самопроявления в образовательной деятельности; оценке, контроле, корректировке будущего офицера как личности и субъекта деятельности. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия. Для самоуправления наиболее яркими признаками выступают прогнозирование результатов и рефлексия собственной военно-профессиональной деятельности. Развитие данного компонента связано с умением будущего офицера осознать свои специфические особенности, правила организации собственных действий и собственного отношения, в которых зафиксированы значимые для него ценности. Существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно. Самоуправление обеспечивает нормативную функцию, исходя из определенных норм и требований военной профессии.

2. Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки офицера к выполнению служебно-боевых задач предполагает ожидаемым результатом методологическую культуру.

По мнению российских военных специалистов, под «методологической культурой офицера» понимается степень освоения им методологии как теории, которая позволяет сознательно, сообразуясь с конкретными условиями, осуществлять оптимальный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных целей в основных сферах его профессиональной деятельности

в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями, и эффективно их реализовывать на практике.

Мы солидарны с мнением специалистов, рекомендующих ввести понятие «методологический кругозор офицера» в военно-педагогический оборот. При этом они подчеркивают, что офицер предстает перед воинским коллективом в двух ипостасях: как военный управленец (менеджер) и как педагог (руководитель и организатор воспитательно-образовательного процесса) [3]. Компетентностный характер профессиональной подготовки офицера предполагает интеграцию управленческих и педагогических умений и способностей на основе методологической культуры.

3. Анализ и обобщение исторического опыта и состояния современной системы профессиональной подготовки военных специалистов позволяют структурно представить процесс профессионализации в виде ряда взаимообусловленных и взаимосвязанных блоков. Рассмотрим кратко их содержание.

Блок формирования базового образования дает фундаментальную основу мировоззрения специалиста, его профессиональной компетентности, что позволяет обеспечивать непрерывное развитие как личности, так и специалиста, способного к результативной профессиональной деятельности на длительном отрезке времени. Базовое образование развивается от уровня к уровню путем целенаправленного самообразования, повышения квалификации и подготовки к выполнению должностных обязанностей.

Блок подготовки к первичной должности актуализирует знания и умения базового образования специалиста для замещения им первичной должности в определенной области труда, которая создана в конкретных условиях среды, с конкретным составом функциональных задач.

Блок подготовки к очередной должности обеспечивает воспроизводство знаний базового образования, овладение ими по должности, формирование исходных умений и других личностно-профессиональных качеств, которые позволяют успешно решать комплексы функциональных задач. Этот блок обязательно должен включать в себя испытание и оценку знаний офицеров, позволяющих проводить проверку умений решать задачи по очередной должности.

Блок повышения квалификации по специальности в системе всесторонней подготовки позволяет не допустить снижения уровня профессионализма специалиста, вооружать его современными знаниями и опытом эффективных действий, обеспечивать ему целенаправленное продвижение (при наличии необходимых данных) к замещению очередной должности.

Блок переподготовки специалиста решает важную задачу формирования новых блоков знаний, не предусмотренных непрерывным профессиональным образованием. Переподготовка может охватывать различные группы специалистов: руководящий состав; среднее звено специалистов; младшее звено. С помощью этого блока можно гибко учитывать изменение направлений деятельности, смену средств осуществления деятельности, смену технологий и т. д.

Блок саморазвития и самосовершенствования военнослужащего обеспечивает развитие и поддержку на требуемом уровне знаний, умений и навыков офицеров, необходимых для результативного выполнения должностных обязанностей.

Формировать у курсантов готовность к выполнению служебно-боевых задач можно лишь в комплексе с формированием общей военно-профессиональной направленности личности, воспитывая у них твердые мировоззренческие позиции, интерес к военной профессии, с одной стороны, а с другой - формировать соответствующие цели и установки будущей профессиональной деятельности.

4. Преподавателю важно сформировать понимание диалога с позиций философии образования. Так, необходимое осознание культуры незнания как культуры особой ответственности приводит к пониманию диалогической логики образовательного процесса. Процесс образования личности будущего офицера - это движение от незнания к знанию, а процесс самообразования - движение от знания к незнанию, сомнению, новому знанию.

Диалог возможен только тогда, когда его участники признают друг друга достойными собеседниками, испытывают чувство взаимного доверия и уважения.

Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. В соответствии с личностной парадигмой образования он предстает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой лич-ностно-ориентированной технологии обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из существенных характеристик учебного процесса, показателем перехода его на личностно-смысловой уровень.

5. Педагогически эффективное дидактическое обеспечение (ДиО) используется для организации профессиональной подготовки офицеров, ее контроля и коррекции, а также в качестве педагогической поддержки занятий [4].

При разработке ДиО мы ориентировались не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованную постановку целей и задач, отбор и систематизацию содержания образования, методов, средств организационных форм деятельности офицеров, создание комфортно-требовательных условий, непрерывный педагогический мониторинг, всесторонний анализ результатов процесса обучения и прогноза его развития.

6. Поиск путей совершенствования военно-профессиональной подготовки современных военных специалистов позволил нам выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы - моделирование подготовки офицеров.

Главная цель модели - обеспечение эффективности профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии. Она обеспечивается профессиональной направленностью процесса обучения, определением целесообразного содержания образования, видом технологии обучения, установлением стратегических и тактических целей подготовки офицеров (приобретение будущими офицерами знаний, умений, навыков, необходимых в профессиональной деятельности; поддержание целевой ориентации курсантов; формирование познавательной самостоятельности и активности в ВОП; ориентирование на самоорганизацию обучения; углубление управленческой готовности).

Модель подготовки офицеров состоит из двух контуров - внешнего и внутреннего. Внутренний контур модели состоит из целевого, содержательного, технологического, результативного и рефлексивного взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают ее функционирование. Внешний контур включает в себя принципы и педагогические условия. Элементы внешнего контура служат основой для построения модели. Все элементы находятся в диалектической взаимосвязи.

Таким образом, система выявленных педагогических условий обеспечивает эффективность подготовки будущих офицеров различных звеньев к результативной профессиональной деятельности, если она будет использована с учетом всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на данный процесс.

Ссылки:

1. Бабакин А.Г. Военно-учебный провал // Военная мысль. 2000. № 2. С. 34-36.

2. Бурдынская С.П. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.

3. Потанин С.П. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера // Военная мысль : журнал МО РФ. М., 1998. № 6. С. 41-46.

4. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21 -25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.