УДК 355/359+378
Жаксылыков Руслан Фатихович
Кандидат педагогических наук, Главнокомандующий Национальной гвардией Республики Казахстан, [email protected], Республика Казахстан, Астана
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя ПОДГОТОВКИ
офицерских кадров для национальной гвардии
Аннотация. В данной статье рассматривается совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии, в свете современного военного строительства, выработки военной политики и с ориентацией на качественные параметры Вооруженных Сил Республики Казахстан. В работе дается анализ сущности понятия педагогических условий и их компонентов. Представленные педагогические условия в комплексе с факторами, оказывающими непосредственное влияние на образовательный процесс, позволят выявить потенциал армии, сохранить традиции и воспитать поколение военных специалистов, ориентированных на личностный рост и профессиональное развитие, а также обеспечить эффективность подготовки будущих офицеров различных звеньев к результативной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: офицерские кадры, Национальная гвардия Республики Казахстан, педагогические условия, компоненты педагогических условий.
На сегодняшний день глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет не только кардинально меняют мир и условия жизнедеятельности, но и ставят перед ним глобальные задачи, которые еще более обостряют проблему образования. Подготовка и квалификация кадров не должны отставать от бурного развития средств информатизации (совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств и различного вида обеспечения). Работник должен обладать высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Само творчество как приоритетный вид труда превращается в мощную силу научно-технических и социально-экономических преобразований.
Вышеназванные проблемы затрагивают и военную отрасль, так как Вооруженные Силы страны и Национальная гвардия Республики Казахстан в частности являются неотъемлемой частью нашего общества. В условиях современного военного строительства, наряду с материально-техническим оснащением войск, их комплектованием, выработкой военной политики, ориентацией на качественные параметры Вооруженных Сил Республики Казахстан, особое значение приобретают проблемы, связанные с повышением уровня профессиональной подготовки офицерских кадров к управлению воинскими частями, выполняющими служебно-боевые задачи на собственной территории среди соотечественников [3].
Следовательно, в современном военном образовании одной из важных проблем является развитие личности и профессиональное становление военного специалиста. В настоящее время центром внимания является личность военнослужащего и формирование совершенно нового отношения к ней - не как к объекту, а как к субъекту. Поэтому военным вузам предстоит выполнение сложной задачи по выявлению потенциала армии, сохранению традиций и воспитанию поколения военных специалистов, ориентированных на личностный рост и профессиональное развитие [6].
Совершенствование профессиональной подготовки офицеров обеспечивается на основе выявленных и обоснованных педагогических условий, способствующих решению этой задачи. Педагогические условия организации воспитательно-образовательного процесса (далее - ВОП) явились предметом изысканий многих ученых.
В рамках нашего исследования под педагогическими условиями профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии мы понимаем совокупность необходимых внешних требований, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата.
Исследование данной проблемы позволило нам разработать следующую совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной
подготовки офицеров для Национальной гвардии:
1) актуализация морально-психологических качеств офицера;
2) практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки офицера к выполнению служебно-боевых задач;
3) формирование профессиональных умений офицера, обеспечивающих результативность выполнения служебно-боевых задач;
4) обогащение воспитательно-образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и слушателей (офицеров);
5) создание педагогически полезного дидактического обеспечения (ДиО) профессиональной подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии;
6) разработка модели профессиональной подготовки офицеров для Национальной гвардии.
За последнее десятилетие в статусе Национальной гвардии Республики Казахстан, а также в характере выполнения офицерами служебно-боевых задач, содержании и специфике их деятельности произошли некоторые изменения, обусловленные преобразованиями во всех сферах деятельности государства. Ранее войска, в основном, выполняли охранные функции, и в воспитании и обучении офицеров формировались соответствующие будущей служебно-боевой деятельности качества, а в настоящее время задачи имеют несколько иной характер [7], а именно:
- охрана важных государственных объектов и специальных грузов при перевозке;
- охрана исправительных учреждений;
- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;
- участие (совместно с органами внутренних дел) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, правового режима антитеррористической операции, участие в проведении антитеррористической операции, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф);
- выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;
- борьба с незаконными вооруженными формированиями;
- пресечение особо опасных правонарушений, диверсий, актов терроризма, вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
- решение других задач, возложенных на Национальную гвардию законодательством Республики Казахстан.
Специфика задач, решаемых офицерами, нахождение в их подчинении личного состава, строгая регламентация военного уклада жизни требуют соответствующих личностных качеств военных специалистов. Подготовка офицеров Национальной гвардии в наиболее существенной своей части предполагает выполнение специальных требований. Во-первых, постоянное отслеживание динамики изменения требований военно-профессиональной деятельности к личности и качествам офицеров на всех этапах их профессионального становления. Во-вторых, разработка специальных мероприятий и организационных норм для объективной оценки уровня развития профессионально значимых личностных качеств военного специалиста. В-третьих, создание научно-методического аппарата для оценки и прогнозирования того, насколько система личностных качеств слушателей, уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков адекватны требованиям военно-профессиональной деятельности, требованиям и потребностям общества в целом [4].
Анализ руководящих документов и содержания, характера военно-профессиональной деятельности офицеров позволяют уточнить ее конечную цель - подготовка к результативной практической деятельности. Прежде всего, акцентируется внимание на овладении целостной системой знаний с их междисциплинарными и межцикловыми связями, обобщенными и частными умениями в области военно-профессиональной деятельности, широким переносом их в различные военно-служебные ситуации. Ядром военно-профессиональной подготовки является личностный потенциал военного специалиста.
К основным видам деятельности офицера Национальной гвардии относятся: организационно-управленческая, учебно-воспитательная, социально-правовая, администра-
тивно-хозяйственная. Рассмотрим кратко их содержание.
Организационно-управленческая деятельность офицера обусловлена тем, что он организует, регулирует и обеспечивает общую служебно-боевую деятельность подчиненных, ставит задачи и координирует их выполнение.
Социально-правовая деятельность требует от офицера знания законов всех отраслей права, особенно сейчас, когда принимается большое количество новых законов и других нормативно-правовых актов, непосредственно регламентирующих деятельность офицеров Национальной гвардии или затрагивающих их интересы посредством определения параметров правового пространства, в котором они действуют. Офицер должен четко ориентироваться в любой ситуации служебно-боевой деятельности и принимать юридически обоснованные управленческие решения, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Особенно это важно в регионах со сложной оперативной обстановкой.
Важнейшей обязанностью офицеров Национальной гвардии является учебно-воспитательная деятельность. Она имеет свои особенности, обусловленные содержанием служебно-боевой деятельности:
- деятельность осуществляется в сложных условиях постоянного воздействия правонарушителей в районе чрезвычайного положения и ведения боевых действий;
- организация, содержание, методы и формы учебно-воспитательной деятельности офицера находятся в прямой зависимости от характера выполняемых служебно-боевых задач, вида войскового наряда, особенностей оперативной обстановки и решения старшего командира.
Важнейшей составной частью профессиональной деятельности командиров является административно-хозяйственная деятельность, которая влияет на качество выполняемых задач. Уставные обязанности требуют от командиров подразделений правильного хранения и сбережения боевой и другой техники, умения организовать размещение людей, следить за правильным содержанием и эксплуатацией всех помещений, своевременно обеспечивать личный состав всеми видами довольствия, осуществлять руководство войсковым хозяйством, обеспе-
чивать меры безопасности при проведении различных работ, осуществлять контроль эксплуатации вооружения, боевой техники и других материальных средств [5].
Формирование адекватного образа будущей военно-профессиональной деятельности происходит на протяжении всего периода обучения слушателей в вузе. Оно реализуется на основе использования комплекса методов, средств и организационных форм воспитания и обучения и является важным условием профессиональной самореализации офицера. Основным условием, обеспечивающим формирование потребности офицеров в профессиональной самореализации личности, является связь теории с практикой [1].
Исследователь А. Г. Бабакин отмечает, что «...проводившаяся в конце 90-х гг. подгонка программ военных вузов под общеобразовательный стандарт (двойное образование) себя не оправдала - в войска пришли тысячи малограмотных офицеров с дипломами о высшем образовании, где указаны военные и гражданские профессии» [2, с. 36]. Вопрос подготовки военных кадров в центре внимания и казахстанских специалистов. Во многих работах красной нитью проходит мысль о необходимости сохранения высокого уровня профессиональной подготовки военного специалиста в высших учебных заведениях при внедрении общеобразовательных стандартов.
В этой связи, на наш взгляд, подготовка военных специалистов для казахстанской армии должна приоритетно осуществляться по концепции и методике военных учебных заведений Российской Федерации с учетом выполняемых военно-профессиональных задач. Это обуславливается двумя факторами: исторической связью между нашими странами и схожестью взглядов, методов, форм и способов обучения военных специалистов для ведения боевых действий в современных условиях.
А. А. Корабельников отмечает, что военное образование не должно полностью отвечать государственным общеобразовательным стандартам, интегрируясь с гражданскими вузами. Тем более недопустимо, «подчинившись требованиям этих стандартов, свести к минимуму боевую и эксплуатационную подготовку военных специалистов» [7, с. 36]. Он подчеркивает, что
вся система военного образования должна входить отдельно в «государственный образовательный стандарт своей специальностью, своим направлением», что «позволит поднять на более высокий уровень боевую подготовку войск, военное планирование, военную науку и эффективно решать другие вопросы военного дела» [7, с. 36].
С учетом современных достижений высшей школы Республики Казахстан и опыта организации ВОП за рубежом целесообразно вводить дифференциальное обучение как по направлениям, так и по уровням подготовки, опираясь на конкурсный отбор, проводимый на ключевых этапах обучения. На каждой ступени подготовки обеспечивается завершенность образования и тем самым определенный статус выпускника, что, по нашему мнению, будет активно способствовать профессиональному становлению и росту офицера [9].
Анализ и обобщение исторического опыта и состояния современной системы профессиональной подготовки военных специалистов позволяют структурно представить процесс профессионализации в виде ряда взаимообусловленных и взаимосвязанных блоков. Кратко рассмотрим их содержание.
Блок формирования базового образования дает фундаментальную основу мировоззрения специалиста, его профессиональной компетентности, что позволяет обеспечивать непрерывное развитие как личности, так и специалиста, способного к результативной профессиональной деятельности на длительном отрезке времени. Базовое образование развивается от уровня к уровню путем целенаправленного самообразования, повышения квалификации и подготовки к выполнению должностных обязанностей.
Блок подготовки к первичной должности актуализирует знания и умения базового образования специалиста для замещения им первичной должности в определенной области труда, которая создана в конкретных условиях среды, с конкретным составом функциональных задач.
Блок подготовки к очередной должности обеспечивает воспроизводство знаний базового образования, овладение ими по должности, формирование исходных умений и других личностно-профессиональных качеств, которые позволяют успешно решать
комплексы функциональных задач. Этот блок обязательно должен включать в себя испытание и оценку знаний офицеров, позволяющих проводить проверку умений решать задачи по очередной должности.
Блок повышения квалификации по специальности в системе всесторонней подготовки позволяет не допустить снижения уровня профессионализма специалиста, вооружать его современными знаниями и опытом эффективных действий, обеспечивать ему целенаправленное продвижение (при наличии необходимых данных) к замещению очередной должности.
Блок переподготовки специалиста решает важную задачу формирования новых блоков знаний, не предусмотренных непрерывным профессиональным образованием. Переподготовка может охватывать различные группы специалистов: руководящий состав, среднее звено специалистов, младшее звено. С помощью этого блока можно гибко учитывать изменение направлений деятельности, смену средств осуществления деятельности, смену технологий и др.
Блок саморазвития и самосовершенствования военнослужащего обеспечивает развитие и поддержку на требуемом уровне знаний, умений и навыков офицеров, необходимых для результативного выполнения должностных обязанностей.
На наш взгляд, квалификация любого профессионала, как правило, возрастает адекватно приобретенному им опыту.
Стиль обучающей деятельности преподавателей военных вузов, содержание их требований в значительной степени влияют на весь процесс становления и развития у офицеров готовности к выполнению служебно-боевых задач. Если с первых дней обучения в военном учебном заведении активно поддерживать профессиональные стремления слушателей, помочь осознать ему, что трудности службы и учебы - необходимый этап овладения военной профессией, то он воспримет этот этап как определенный рубеж, который надо преодолеть [10].
Становление военно-профессиональной направленности личности осуществляется успешно при отсутствии у слушателей противоречий между потребностями, мотивами, целями, стремлениями и установками. Поэтому формировать у слушателей готов-
ность к выполнению служебно-боевых задач можно лишь в комплексе с формированием общей военно-профессиональной направленности личности, воспитывая у них твердые мировоззренческие позиции, интерес к военной профессии, с одной стороны, а с другой - формируя соответствующие цели и установки будущей профессиональной деятельности.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков, военно-профессиональных позиций, психологических особенностей и морально-боевых качеств является важной составляющей процесса обучения будущих офицеров. Она позволяет установить уровень подготовленности офицеров к выполнению функциональных обязанностей, оценить навыки в освоении техники и вооружения, своевременно оказать моральную и методическую помощь, устранить имеющиеся недостатки.
Таким образом, совершенствование военного образования связано с необходимостью улучшения планирования и организации всей системы учебно-воспитательной работы в военном вузе, объединения усилий педагогических коллективов различных силовых структур; более активным и широким внедрением информационных технологий и телекоммуникационных средств; повышением качества всех проводимых занятий. При этом положительный результат будет обеспечен путем интеграции военных и специальных учебных заведений различных силовых структур.
Выявленные педагогические условия позволят обеспечить эффективность подготовки будущих офицеров различных звеньев к результативной профессиональной дея-
тельности, если они будут использоваться в комплексе с учетом всех факторов, оказывающих влияние на данный процесс.
Библиографический список
1. Абдувалиев К. И. Опыт зарубежных стран по подготовке военных специалистов // Вестник Национального университета обороны МО Республики Казахстан. - 2006. - № 3. - С. 34-37.
2. Бабакин А. Г. Военно-учебный провал // Военная мысль. - 2000. - № 2. - С. 34-36.
3. Военная наука. Теоретический труд / под ред. И. Н. Родионова. - М.: ВАГШ, 1992. - 191 с.
4. Елубаев Б. Ы. Состояние и некоторые направления совершенствования в системе военного образования в Республике Казахстан // Актуальные проблемы и направления развития образования и совершенствования учебного процесса в военном вузе: материалы межведомственной научно-практической конференции 28 мая 2009 г. - Алматы, 2009. - С. 4.
5. Жаксылыков Р. Ф. Командир полка: учебник. - Астана, 2009. - 315 с.
6. Жаксылыков Р. Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.
7. Корабельников А. А. Военно-учебные заведения России. Военная академия им. Фрунзе. -М.: Воениздат, 1995. - 156 с.
8. Кусаинов А. К. Развитие образования в Казахстане и Германии. - Алматы: Еылым, 1997. -210 с.
9. О Национальной гвардии Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан. - URL: base.spinform.ru>show_doc. fwx?rgn=72359 (дата обращения: 17.04.2015).
10. Harre H. Rom. Social being: a theory for social psychology. - Oxford, GB: Blackwell, 1979. - 438 р.
Zhaksylykov Ruslan Fatikhovich
Cand. Sci. (Pedag.), Commander-in-chief of National guard of the Republic of Kazakhstan, [email protected], Republic of Kazakhstan, Astana
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF OFFICER STAFF FOR NATIONAL GUARD
Abstract. In this article set of the pedagogical conditions providing efficiency of vocational training of officers for National guard is considered. In work the analysis of essence of concept pedagogical conditions, components of pedagogical conditions is given. The presented pedagogical conditions will allow to provide efficiency of training of future officers of various links for productive professional activity if are used in a complex taking into account all factors having impact on this process.
Keywords: officer staff, National guard of the Republic of Kazakhstan, pedagogical conditions, components of pedagogical conditions.
Поступила в редакцию 20.05.2015