Научная статья на тему 'Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии'

Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ ОФИЦЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / AXIOLOGICAL ORIENTATIONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSION OF THE MILITARY OFFICER / NATIONAL GUARD / MILITARY COLLEGE / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются особенности военно-профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии, раскрывается ее просоциальный и деонтологический характер. Дается общая характеристика профессионально важных качеств офицеров национальной гвардии. Обосновывается центральное место системы ценностно-смысловых ориентаций личности в структуре ПВК офицеров национальной гвардии, детально характеризуются ее мировоззренческая, идентификационная и адаптационная функции. Выделяются и описываются конкретные терминальные и инструментальные ценности, отвечающие задачам деятельности офицеров национальной гвардии. Аргументируется приоритетная значимость формирования профессиональной системы ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе подготовки курсантов вузов национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF AXIOLOGICAL ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE NATIONAL GUARD MILITARY OFFICERS

This article discusses the features of the military professional activities of the National Guard military officers, reveals its prosocial and deontological nature. It also provides a general description of professionally important qualities of the National Guard military officers. Moreover, the article justifies the central place of axiological orientations' system of the individual in the structure of the professionally important qualities of the National Guard military officers, characterizes its worldview, identification and adaptive functions in detail. The article identifies and describes specific terminal and instrumental values that meet the objectives of the National Guard military officers' activities and reasons the priority significance of the formation of the individual axiological orientations' professional system in the process of training cadets of National Guard colleges.

Текст научной работы на тему «Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии»

МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

THE PLACE AND ROLE OF AXIOLOGICAL ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE NATIONAL GUARD MILITARY OFFICERS

A.A. Утюганов

A.A. Utyuganov

Ценностно-смысловые ориентации, профессионально важные качества, военно-профессиональная деятельность, профессия офицера, национальная гвардия, военный вуз, курсанты.

В статье рассматриваются особенности военно-профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии, раскрывается ее просоциальный и деонтологический характер. Дается общая характеристика профессионально важных качеств офицеров национальной гвардии. Обосновывается центральное место системы ценностно-смысловых ориентации личности в структуре ПВК офицеров национальной гвардии, детально характеризуются ее мировоззренческая, идентификационная и адаптационная функции. Выделяются и описываются конкретные терминальные и инструментальные ценности, отвечающие задачам деятельности офицеров национальной гвардии. Аргументируется приоритетная значимость формирования профессиональной системы ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе подготовки курсантов вузов национальной гвардии.

Axiological orientations, professionally important qualities, military professional activity, profession of the military officer, National Guard, military college, cadets.

This article discusses the features of the military professional activities of the National Guard military officers, reveals its prosocial and deontological nature. It also provides a general description of professionally important qualities of the National Guard military officers. Moreover, the article justifies the central place of axiological orientations' system of the individual in the structure of the professionally important qualities of the National Guard military officers, characterizes its worldview, identification and adaptive functions in detail. The article identifies and describes specific terminal and instrumental values that meet the objectives of the National Guard military officers' activities and reasons the priority significance of the formation of the individual axiological orientations' professional system in the process of training cadets of National Guard colleges.

Как известно, ценностно-смысловые ориентации личности формируются, трансформируются и выражаются в процессе реализации учебной или профессиональной деятельности. При этом, как справедливо отмечают М.С. Яницкий и А. В. Серый, ценностно-смысловые ориентации личности и осуществляемая ей деятельность тесно взаимообусловлены - как содержание деятельности определяет характер и направленность системы ценностно-смысловых

ориентации личности, так и личностные смыслы и ценностные ориентации, в свою очередь, оказывают воздействие на отношение к профессии, определяя особенности профессионального видения мира [Яницкий, 2008, с. 147].

Особым видом деятельности является воинская деятельность, и в частности военно-профессиональная деятельность офицеров войск национальной гвардии. По общему определению A.C. Калюжного, военно-профессиональная

<

m

Щ

$9

I %

tí и

о

ь

к к

W m н

сJ

Рч

<

о ^ О о

о Q

$ W

н S о

Рч W

0 §

к

1

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

деятельность - это «активность военнослужащего, проявляемая во взаимодействии со специфической (военной) средой, в которой он достигает сознательно поставленных целей, возникших в результате появления у него определенных военно-профессиональных потребностей» [Калюжный, 2004, с. 26]. По словам автора, в военной педагогике и психологии деятельность офицера рассматривается одновременно в двух различных аспектах: военно-специальном и военно-административном. В первом случае внимание акцентируется на выполнении тех или иных специфических военно-профессиональных функций, а во втором - на осуществлении руководящих, командирских обязанностей, включающих, в частности, воспитание и психологическую подготовку подчиненных [Там же, с. 27]. Очевидно, что деятельность офицера охватывает весьма широкий спектр должностных функций и, по существу, представляет собой сложную систему, объединяющую целый ряд самостоятельных видов военно-профессиональной деятельности.

Цель статьи - определить место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии.

Научная новизна заключается в обосновании системы ценностно-смысловых ориентаций в структуре ПВК офицеров войск национальной гвардии и описании ее мировоззренческой, идентификационной и адаптационной функций. Сформулированные положения определяют необходимость переориентации обучения курсантов в вузах войск национальной гвардии на освоение выделенных ценностно-смысловых основ и компонентов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» общей задачей национальной гвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности, а также защита прав и свобод человека и гражданина. В рамках выполнения этой задачи военно-служащие войск национальной гвардии осуществляют следующие основные функции: охрана общественного порядка; охрана важных

государственных объектов; противодействие терроризму и экстремизму; обеспечение режима чрезвычайного положения; участие в обороне Российской Федерации и т.д. [Федеральный закон ..., 2016]. Тем самым военно-профессиональная деятельность офицеров войск национальной гвардии включает большой круг достаточно разноплановых должностных обязанностей.

Теоретический анализ проблемы. Как показывают современные педагогические исследования, несмотря на своеобразие каждого из видов военно-профессиональной деятельности офицера, все они обладают рядом общих признаков [Левин и др., 2010]. К числу таких универсальных признаков наиболее часто относят совокупность характеристик, объединяемых понятием «особые условия деятельности». Так, В.В. Соболь-ников, говоря о деятельности сотрудников правоохранительных органов, по задачам направленной на обеспечение безопасности граждан, общества и государства, указывает на ее специфичность, вызванную особыми условиями, которые заключаются в ее осуществлении в экстремальных ситуациях и, соответственно, в формировании негативных функциональных состояний, таких как стресс и фрустрация [Собольников, 1997]. В.И. Осёдло, рассматривающий особые условия в качестве базовой особенности военно-профессиональной деятельности, также указывает на то, что они выступают факторами риска нарушения психических состояний и негативной трансформации личностных свойств офицера [Осёдло, 2015]. В этой связи личностная устойчивость к такого рода факторам выступает условием эффективности профессиональной деятельности офицера.

Другим общим признаком военно-профес-сиональной деятельности офицера выступает ее просоциальный характер и, соответственно, долженствование, высокая степень социальной регламентированности и нормативности, требование осознанного соблюдения установленных норм и правил деятельности [Левин и др., 2010]. Как указывают в аналогичном контексте В.А. Беловолов и соавторы, в современных социокультурных условиях деятельность офицера,

направленная на сохранение Российского государства и обеспечение безопасности его граждан, закономерно базируется на аксиологических, ценностных основаниях [Беловолов и др., 2015]. Д.И. Карабаш и Е.А. Щуров отмечают также, что профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов имеет целью, в частности, формирование гуманистического сознания отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом на основе индивидуальной системы ценностей [Карабаш, Щуров, 2014]. Соответственно, особой, отличительной характеристикой военно-профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии является ценностно-смысловая детерминированность и направленность, определяющая ее деонтологи-ческий характер.

Как известно, любая профессиональная деятельность реализуется на основе профессионально важных качеств личности. A.B. Карпов понимает под профессионально важными качествами (ПВК) индивидные и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации соответствующей деятельности. Им выделяются четыре группы ПВК, в совокупности определяющие профессиональную пригодность человека к выполнению рассматриваемой деятельности: абсолютные (минимально необходимые, обязательные, нормативные); относительные (желательные, «наднорматив-ные»); мотивационные (определяющие готовность к реализации профессиональной деятельности); «анти-ПВК» (абсолютные или относительные противопоказания к данной деятельности) [Общая психология, 2004]. Тем самым ПВК представляют собой сложную систему, имеющую организованный и упорядоченный характер.

С.Ю. Григоров, В.Б. Лукин, С.Н. Ставицкий рассматривают систему ПВК офицера как сложную иерархическую структуру, в которой приоритетное место, по мнению авторов, занимает «личностная составляющая», отражающая требования военно-профессиональной деятельности и определяющая ее результативность на конкретной воинской должности [Григоров, Лукин, Ставицкий, 2013]. По нашему мнению, наиболее

важное место в системе ПВК личности для различных профилей военно-профессиональной деятельности занимает психологическая готовность к действиям в экстремальной, критической ситуации. Как справедливо пишет Ф.Е. Ва-силюк, профессия, связанная с риском для жизни, когда «в критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни», предъявляет особые требования к личностным качествам, прежде всего к ценностно-смысловой и мотиваци-онной готовности к ее осуществлению [Василюк, 1984, с. 129]. Очевидно, что в современных условиях сказанное в полной мере касается и военно-профессиональной деятельности офицера, предъявляющей высокие требования не только к его собственно профессиональным, но и к личностным, духовным и нравственным качествам.

В этой связи вполне закономерно, что особую значимость в системе ПВК офицера сегодня приобретают ценностно-смысловые компоненты. Так, исследование Л.С. Шульдешо-ва, В.А. Родионова, Е.Г. Поршневой, направленное на выделение профессионально важных качеств офицера методом экспертного опроса, продемонстрировало отчетливую приоритетность ПВК, имеющих ценностно-смысловое содержание. Наибольшую значимость для офицера, по мнению экспертов, в настоящее время имеют такие качества, как верность присяге, патриотизм, профессионализм в своей области, ответственность и высокий моральный дух [Шульдешов, Родионов, Поршнева, 2016]. Анализ психологических характеристик, составляющих комплекс ПВК офицера, проведенный O.P. Соколиковым, позволил выделить сходный перечень универсальных ПВК, общих для различных профилей военно-профессиональной деятельности, куда вошли патриотизм, преданность военной профессии, целеустремленность, дисциплинированность, ответственность и активность [Соколиков, 2008]. В.Н. Ромашин выделяет в структуре ПВК офицера психофизиологические, социально-психологические и нравственные качества, относя к последним гуманистическое мировоззрение, общественные идеалы, чувство

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H

и

W

м

долга, офицерскую честь, ответственность, патриотизм, коллективизм и готовность к взаимопомощи [Ромашин, 2010]. Военный информационный ресурс http://shtab.su конкретизирует перечень подобных нравственных качеств, профессионально необходимых офицеру, классифицируя их следующим образом:

- проявляющиеся по отношению к Родине: преданность Отечеству, патриотизм, верность воинскому долгу, самоотверженность;

- проявляющиеся по отношению к воинской деятельности: самообладание, мужество, стойкость, выдержка, смелость, решительность, дисциплинированность, инициативность и т.д.;

- проявляющиеся по отношению к другим людям: коллективизм, общительность, доброжелательность, терпимость, требовательность, справедливость, правдивость, порядочность;

- проявляющиеся по отношению к себе: самокритичность, требовательность к себе, скромность, чувство собственного достоинства и, как интегральная характеристика, включающая в себя все перечисленные выше, - офицерская честь [Качества офицера...].

Таким образом, выделяемые различными авторами ПВК офицера имеют глубоко личностный, отчетливый смысложизненный и ценностно-нормативный характер. В.А. Беловолов, Е.М. Левин и С.П. Беловолова в этой связи справедливо отмечают, что профессиональная деятельность офицера требует не только наличия способности эффективно выполнять должностные обязанности, но и внутреннего принятия соответствующего мировоззрения, системы норм и ценностей [Беловолов и др., 2014]. Как показывает И.В. Шевченко на примере служебно-боевой деятельности офицера внутренних войск, военно-профессиональная деятельность, непосредственно направленная на защиту интересов общества и государства, в силу своего правоохранительного характера и высокой социальной ответственности еще в большей степени требует наличия сформированной системы ценностных ориен-таций [Шевченко, 1999]. Это связано с тем, что специфика деятельности офицера правоохранительных органов, как и национальной гвардии,

имеет выраженный деонтологический характер, определяющий значимость духовно-нравственных, морально-этических оснований его профессионально важных качеств.

В работах A.B. Серый убедительно доказывает, что в структуре ПВК специалистов деонтологи-ческого профиля, реализующих свою профессиональную деятельность в системе «человек - человек», ценностно-смысловые ориентации занимают центральное место, выступая их связующим, интегрирующим звеном [Серый, 1996]. Современные педагогические исследования в полной мере подтверждают данное положение применительно к системе ПВК офицеров войск национальной гвардии. В частности, Д.В. Рябков, С.П. Беловолова и В.А. Беловолов аргументируют точку зрения, что ценностные ориентации выступают «стержневой» профессиональной характеристикой личности офицера, обусловливая успешность его служебно-боевой деятельности [Рябков, Беловолова, Беловолов, 2016]. В.А. Беловолов и Р.В. Пивоваров, основываясь на концепции профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаева, также полагают, что «личностно-профессиональная развитость» офицера национальной гвардии основывается на ценностях и ценностных ориентациях, которые выступают устойчивыми ориентирами в его профессиональной деятельности [Беловолов, Пивоваров, 2016]. На основании приведенного анализа проблемы содержания и структуры профессионально важных качеств можно заключить, что сформированная и внутренне принятая система ценностно-смысловых ориентаций является интегрирующим и основным по значению компонентом в структуре ПВК офицера национальной гвардии, обеспечивая смысловое соответствие его жизненных целей и целей военно-профессиональной деятельности, определяя мотивационную готовность к ее реализации и итоговую эффективность.

Особое значение системы ценностно-смысловых ориентаций личности в эффективном осуществлении военно-профессиональной деятельности офицера национальной гвардии определяется выполняемыми ей функциями. В настоящее время является общепризнанным, что осо-

знанные и принятые личностью ценности выступают источником и регулятором ее активности и основой нормативности поведения [Пфетцер, Зеленин, Яницкий, 2014, с. 63]. Данная общая функция системы ценностно-смысловых ориентаций как основного социального регулятора активности личности обеспечивается выполнением ряда более частных функций. По нашему мнению, в военно-профессиональной деятельности система ценностно-смысловых ориентаций выполняет следующие наиболее важные функции: мировоззренческую, идентификационную и адаптационную, которые в целом соответствуют ценностям индивидуализации, социализации и адаптации в трехкомпонентной структурно-функциональной модели М.С. Яницкого, которые, согласно его концепции, отражают существование автономного, заимствованного и защитного уровней или «пластов» в индивидуальной ценностной системе, имеющих различное происхождение и значимость [Яницкий, 2012].

Мировоззренческая функция системы ценностно-смысловых ориентаций офицера войск национальной гвардии заключается в формировании на ее основе профессионального образа мира, профессионального самосознания и «образа Я», определяющих его отношение к себе, другим людям, обществу и государству. Как справедливо пишет в этой связи Е.А. Ти-макина, осознанные и принятые офицером ценности выступают основополагающим элементом его мировоззрения, системы отношений к миру, окружающим людям, профессии и к самому себе и тем самым регулируют его поведение в целом [Тимакина, 2003]. Можно сказать, что система ценностно-смысловых ориентаций личности задает общую систему координат, в том числе морально-этического характера, позволяющую соотносить собственные действия с требованиями офицерской чести и воинского долга.

Идентификационная функция связана с усвоением ценностей военно-профессиональной деятельности и осознанным принятием ценностей воинского коллектива и офицерской общности, формированием позитивной профессиональной идентичности. С.И. Рабазанов в данном контексте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говорит о формировании у будущих офицеров «ценностного отношения к профессиональной деятельности», под которым им понимается ин-тегративное психическое образование, представляющее собой результат интериоризации социальных и профессиональных ценностей, определяющее принятие специфики собственной профессиональной деятельности и осознание ее социальной значимости, обеспечивающее регуляцию поведенческих реакций в ситуации решения профессионально значимых задач [Рабазанов, 2011]. В.В. Ярцев в аналогичном ключе пишет о «ценностно-смысловой концепции профессиональной деятельности» офицера, которая формируется на основе ценностного отношения к различным явлениям социальной действительности и представляет собой динамическую систему профессионально-личностных смыслов и ценностей, задавая целенаправленность и интенсивность его военно-профессиональной деятельности [Ярцев, 2004]. Таким образом, осознавая и разделяя ценности своей профессиональной деятельности и профессиональной группы, офицер становится членом своего воинского коллектива и офицерского сообщества в целом.

Адаптационная функция определяется значением системы ценностно-смысловых ориентаций личности в формировании и включении адаптационных и копинговых механизмов, позволяющих совладать с негативными стрессогенными факторами профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии. Так, Е.С. Набойченко, Т.С. Вершинина указывают, что сформирован-ность мотивов и ценностно-смысловых ориентаций препятствует деструкции и профессиональному выгоранию личности офицера, формируя адаптивные поведенческие реакции в сложных и чрезвычайных ситуациях, и в итоге способствует профессиональной успешности [Набойченко, Вершинина, 2013]. Как показывает проведенное нами ранее исследование [Утюганов, 2013], система ценностно-смысловых ориентаций военнослужащего имеет важное значение в предупреждении посттравматических стрессовых расстройств - смысловое переживание психотрав-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

мирующих ситуаций военной службы, проявляющееся в изменении осмысленности прошлого, настоящего и будущего, выступает важным психологическим механизмом адаптации, эффективным способом совладания с травматическими последствиями боевого стресса, важным компонентом внутренней работы личности по интеграции экстремального боевого опыта в профессиональную картину мира, систему ценностей и отношений личности.

Итак, сформированная и интернализованная система ценностно-смысловых ориентаций личности занимает центральное место в структуре профессионально важных качеств офицера войск национальной гвардии, определяя готовность к осуществлению профессиональной деятельности и ее эффективность. Понятно, что в данном случае речь идет не только лишь о наличии системы ценностно-смысловых ориентаций личности, но и об ее содержательном, качественном наполнении - достаточно очевидно, что приоритетными для офицера должны быть ценности, соответствующие задачам и направленности его деятельности. Поэтому в рамках настоящего исследования представляется необходимым выделить и охарактеризовать конкретные ценности, являющиеся профессионально значимыми для офицера войск национальной гвардии.

Очевидно, что система ценностно-смысловых ориентаций личности включает в себя различные ценности, имеющие различное происхождение и сферу приложения. Так, Д.Е. Матвеев, говоря о содержании аксиологического компонента профессиональной готовности будущего офицера, выделяет по функциональному значению ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества [Матвеев, 2013]. Все эти ценности, в свою очередь, можно разделить на общечеловеческие, ценности своей социальной группы (в данном случае - офицерского корпуса) и собственно профессиональные ценности, специфичные для каждого профиля военно-профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно отдельно рассмотреть общие и особенные составляющие системы ценностей офицера войск национальной гвардии.

Как справедливо отмечает A.B. Кравец, ценности военной службы усваиваются через ценности более общего порядка, такие как семья, работа (служба), человеческая жизнь, благополучие, безопасность и т.д., присущие и обычному человеку [Кравец, 2009, с. 304], внутреннее принятие которых, соответственно, выступает основой формирования военно-профессиональных ценностей. В качестве общих ценностей воинской деятельности Н.П. Скрипкин и В.А. Беловолов выделяют, в частности, патриотизм, воинский долг, воинскую честь, воинскую дисциплину, самоотверженность, товарищество и др., которые они рассматривают как социально-педагогический феномен, т.е. в контексте их формирования в социальной и образовательной среде военного вуза [Беловолов и др., 2014]. Эти же ценности, несомненно, являются значимыми и для офицеров войск национальной гвардии. В то же время социально-детерминированный и правоохранительный характер их деятельности подразумевает наличие и ряда особых, специфических ценностей. Как указывается в статье 4 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», военнослужащие войск национальной гвардии «осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления» [Федеральный закон..., 2016], которые могут рассматриваться в качестве конкретных ценностно-смысловых оснований данного вида военно-профессиональной деятельности. Особое значение, по нашему мнению, в этом случае имеют формирование ценностно-смыслового отношения к правовым основаниям профессиональной деятельности, повышение значимости ценностей свободы, ответственности и соблюдения норм права. Д.В. Карабаш и Е.А. Щуров в данном контексте понимают под правом «ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса», направленность на которую выступает условием как действенности социального управления и нормального функционирования общества в целом, так и социальной активности, саморазвития и самореализации отдельной личности [Карабаш, Щуров, 2014].

Результаты теоретического анализа исследования. Как следует из проведенного нами теоретического анализа, характер и направленность профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии требует от него наличия и внутреннего принятия определенной иерархической системы ценностно-смысловых ориентаций. С учетом всего вышеизложенного мы полагаем возможным выделить следующие наиболее важные профессиональные ценности офицера войск национальной гвардии:

- терминальные (ценности-цели профессиональной деятельности) - патриотизм и преданность Отечеству; обеспечение безопасности государства и общества; защита прав и свобод граждан; соблюдение норм права и законности; верность присяге и воинскому долгу; товарищество и готовность к взаимопомощи; готовность к самопожертвованию;

- инструментальные (ценности-средства реализации профессиональной деятельности) - активность, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, требовательность, справедливость, смелость, решительность, самообладание и самоотверженность.

Осознание смысла и внутреннее принятие офицерами национальной гвардии данных ценностей переводит их в статус общих принципов, которыми они руководствуются в своей военно-профессиональной деятельности и жизни в целом, придавая им характер устойчивой системы ценностно-смысловых ориентаций личности. Такая система ценностно-смысловых ориентаций может и должна быть сформирована в ходе профессионального обучения. Так, по мнению В.А. Беловолова и Р.В. Пивоварова, основой формирования ПВК у будущих офицеров войск национальной гвардии являются особые ценности, поэтому целью профессиональной подготовки в данном случае «является не только способность эффективно выполнять служебно-боевые задачи, но и принятие соответствующих ценностей в процессе подготовки в военном вузе» [Беловолов, Пивоваров, 2016, с. 127]. Втоже время, как свидетельствуют результаты наших предыдущих исследований, проведенных на базе высших

учебных заведений внутренних войск, в настоящее время преобразованных в вузы национальной гвардии, реальная система ценностных ориентаций курсантов не в полной мере соответствует требованиям их военно-профессиональной деятельности.

Так, нами были выявлены следующие основные ценностные ориентации будущих офицеров войск национальной гвардии: военно-профессиональные (такие, как «умение управлять военной техникой»); корпоративные («офицерская честь», «войсковое товарищество», «воинские ритуалы и традиции», «форма одежды) и т.п.; познавательно-развивающие (связанные с установками в плане личностного роста, саморазвития и самореализации); меркантильные (денежное довольствие, «получение бесплатного образования», «овладение специальностью, востребованной в гражданских условиях» и т.д.). При этом последняя группа ценностных ориентаций сейчас, в связи с изменением социально-экономической ситуации в обществе, приобретает для будущих офицеров все более важное значение [Кравец, Утюганов, 2015]. Все это определяет необходимость и значимость определенной переориентации обучения курсантов в вузах войск национальной гвардии на освоение выделенных и охарактеризованных нами ценностно-смысловых основ и компонентов их профессиональных компетенций, обоснованно отраженных в современных образовательных и профессиональных стандартах.

Библиографический список

1. Беловолов В.А. и др. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, Е.М. Левин, Д.Е. Матвеев, Т.И. Султанбеков, А.И. Тимофеев, В.А. Шадрин // Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): методология оценки и значение для профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. межвуз. науч.-практич. конф. Новосибирск, 2015. С. 178-192.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

2. Беловолов В.А., Левин Е.М., Беловолова С.П. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 1 (13). С. 40-48.

3. Беловолов В.А., Пивоваров Р.В. Ценностные ориентации будущих офицеров войск национальной гвардии России в процессе профессиональной подготовки в военном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 125-131.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

5. Григоров С.Ю., Лукин В.Б., Ставицкий С.Н. Профессионально-личностные качества как показатель профессиональной компетентности офицера-воспитателя. Специальные образовательные технологии // ИнВестРеги-он. 2013. № 4. С. 77-80.

6. Калюжный A.C. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота: учеб. пособие. Н. Новгород: НГТУ, 2004. 39 с.

7. Карабаш Д.В., Щуров Е.А. Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 236-239.

8. Качества офицера. О личной примерности офицерского состава при выполнении служебных обязанностей [Электронный ресурс] // Документация вооруженных сил РФ. Военный информационный ресурс для обучения военному делу и изучения военной мировой истории. URL: http://shtab.su/konspekt/ogp/kachestva-oficera-o-lichnoj-primernosti-oficerskogo-sostava-pri-vypolnenii-sluzhebnyx-obyazannostej. html (дата обращения: 20.09.2016).

9. Кравец A.B. Проблемы офицерской идентичности в современной России: ценностно-нормативный подход // Научный портал МВД России. 2009. № 2. С. 100-104.

10. Кравец A.B., Утюганов A.A. Социальный институт военного образования в условиях глобализации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 303-306.

11. Левин Е.М., Беловолов В.А., Бунин C.B., Левин Е.М. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 21-31.

12. Матвеев Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2013. 23 с.

13. Набойченко Е.С., Вершинина Т.С. Влияние мотивов и ценностно-смысловых ориен-таций на профессиональную деятельность курсантов МЧС// Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 65-68.

14. Общая психология: учебник / под общ. ред.

A.B. Карпова. М.: Гардарики, 2004. 232 с.

15. Осёдло В.И. Теоретические основы профессионального становления офицера [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/ psyandlaw/2012/n2/52045.shtml (дата обращения: 22.09.2016).

16. Пфетцер С.А., Зеленин A.A., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 143 с.

17. Рабазанов С.И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 165 с.

18. Ромашин В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2010. 217 с.

19. Рябков Д.В., Беловолова С.П., Беловолов

B.А. Профессиональная деятельность офицера: аксиологический подход// Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 1 (6).

C. 102-105.

20. Серый A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.

21. Скрипкин Н.П., Беловолов В.А. Ценности военной службы как социально педагогический феномен // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практич. конф. Новосибирск, 2016. С. 190-193.

22. Собольников В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. Новосибирск, 1997. 419 с.

23. Соколиков О.Р. Сравнительная оценка комплексов профессионально важных качеств офицеров связи различных профилей деятельности [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 74-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnaya-otsenka-kompleksov-professionalno-vazhnyh-kachestv-ofitserov-svyazi-razlichnyh-profiley-deyatelnosti (дата обращения: 17. 10. 2016).

24. Тимакина Е.А. Возможности ценностного подхода в формировании профессионального самосознания курсантов - будущих юристов. (Теоретический аспект проблемы) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Сентябрь. 2003. Спец. вып.: Актуальные проблемы гуманитарных наук. С. 72-83.

25. Утюганов A.A. Особенности смысловой сферы военнослужащих внутренних войск МВД России, переживших боевой стресс. Новосибирск, 2013. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201607030007?index=l 7&rangeSize=l (дата обращения: 27.10.2016).

27. Шевченко И.В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России. Саратов, 1999. 98 с.

28. Шульдешов Л.С., Родионов В.А., Порш-нева Е.Г. Применение экспертного подхода для определения профессионально важных офицерских качеств [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human. snauka.ru/2016/02/14041 (дата обращения: 17.10.2016).

29. Яницкий М.С. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147-159.

30. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.

31. Ярцев В.В. Формирование ценностно-смысловых аспектов деятельности у курсантов вузов МВД России в процессе реализации личностно ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 151с.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.