УДК 355.51 Е.А. Курочкин*
Проблемы военно-эстетического воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России
Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме военно-эстетического воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России. В ней предпринята попытка раскрыть сущность и содержание, а так же педагогические пути военно-эстетического воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: военная культура, образовательный процесс, военно-эстетическое воспитание, военно-эстетические ценности.
Е.А. Kurochkin*. The problems of military-aesthetic bringing of future officers of internal troops of the interior of Russia.
Article is devoted to an actual problem of military - aesthetic bringing of future officers of internal troops of the Interior of Russia. The author shows the concept and the contents as well as pedagogical ways of military - aesthetic bringing of future officers of internal troops of the Interior of Russia.
Keywords: military culture, educational process, military-aesthetic bringing, military-aesthetic values.
Военная профессиональная подготовка предполагает получение высококлассных специалистов, истинных носителей военной культуры. Одним из аспектов формирования всесторонне развитой личности будущего офицера внутренних войск МВД России является военно-эстетическое воспитание. В военной педагогике под военно-эстетическим воспитанием понимается целенаправленный процесс развития способности воспринимать и ценить прекрасное в военной службе, общественной жизни, природе, искусстве и дающий будущему офицеру установку на творчество в дальнейшей профессиональной деятельности. Важнейшей целью военно-эстетического воспитания будущих офицеров является обучение их жизни в мире красоты, чтобы они не могли жить и творить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в них самих[6, 53].
В настоящее время вопросы военно-эстетического воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России разработаны недостаточно полно. Основное внимание военно-эстетическому воспитанию будущих офицеров должно уделяться в период их обучения в вузе. Утвержденное приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 января 2005 г. № 22 Положение об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет одним из направлений воспитательной работы в системе морально-психологического обеспечения образовательного процесса эстетическое воспитание. Подтверждением этому служит одна из задач вуза: «... всестороннее и гармоничное развитие личности будущих офицеров, воспитание их в духе патриотизма, верности воинскому долгу, формирование у них высоких нравственных и профессиональных качеств, любви к избранной профессии» [5]. При этом воспитание будущих офицеров в вузе базируется на «общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях Российской армии и внутренних войск» [5], что само по себе предполагает воздействие на эмоционально-чувственную сферу будущих офицеров. В то же время утвержденное приказом главнокомандующего внутренними войсками от 22 марта 2007 г. № 106 Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации не выделяет военно-эстетическое воспитание как самостоятельное направление информационно-воспитательной работы с будущими офицерами. Исходя из этого, военно-эстетическое воспитание не планируется отдельным разделом в плане морально-психологического обеспечения образовательного процесса вуза, т.е. должного внимания возможностям воздействия на эмоционально-чувственную сферу будущего
* Курочкин Евгений Александрович, начальник отдела по работе с личным составом Пермского военного института внутренних войск МВД России, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. 614112, Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, (342) 273-23-26, мб 89127850589, E-mail [email protected] Научный руководитель: доктор педагогических наук О.Л. Поминова.
* Kurochkin Eugeny Aleksandrovich, the chief of a department on work with staff of the Perm military institute of internal troops of the Interior of Russia, graduate student of St.-Petersburg military institute of internal troops of the Interior of Russia. Perm, Gremjachy Log, 1, (342) 273-23-26, mb 89127850589, the Supervisor - the doctor of pedagogical sciences O.L. Pominova.
Педагогика
офицера в целостном образовательном процессе не уделяется, что, по мнению автора, снижает уровень общей и военно-профессиональной подготовки. При этом само морально-психологическое обеспечение, являясь составным элементом образовательной деятельности вуза, проводится с целью «...всестороннего и гармоничного развития личности военного специалиста...» [3], что как бы указывает на необходимость проведения всех видов мероприятий воспитательного характера с использованием элементов военно-эстетического воздействия на будущих офицеров, но не конкретизирует этого процесса. В самом содержании Наставления по морально-психологическому обеспечению имеются элементы воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности будущих офицеров в период их обучения в вузе. Например, к учреждениям и подразделениям морально-психологического обеспечения отнесены:
— Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, ансамбли песни и пляски оперативно-территориальных объединений и соединений;
— Федеральное государственное учреждение культуры Центральный музей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и его филиалы;
— культурно-просветительные учреждения (Дома офицеров, гарнизонные клубы и клубы воинских частей);
— Федеральное государственное учреждение Редакция журнала «На боевом посту» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— многотиражные газеты оперативно-территориальных объединений и соединений . ..»[3].
Это те учреждения и подразделения, результаты деятельности которых без развитого военно-
эстетического вкуса и навыка использовать в своей деятельности профессорско-преподавательский состав и командиры подразделений не смогут, а будущие офицеры, при отсутствии соответствующих военно-эстетических вкусов и потребностей не воспримут или воспримут неправильно. Средства морально-психологического обеспечения вуза также носят военно-эстетический характер, т.е. для их восприятия будущему офицеру необходима развитая эмоционально-чувственная сфера, формируемая в результате целенаправленного военно-эстетического воздействия. К таким средствам Наставление по морально-психологическому обеспечению относит здания и помещения, используемые для размещения комнат досуга подразделений и истории (боевой славы) воинских частей; культурно-досуговое имущество; книжные фонды библиотек; памятники военной истории, мемориальные сооружения; наглядные средства информации (наглядная агитация, стенная печать, походные комплекты наглядной агитации, элементы наглядно-художественного оформления интерьеров помещений и расположения воинских частей и подразделений); комнаты истории (боевой славы) воинских частей и досуга подразделений; информационные ресурсы в сети Интернет [3].
Единственное направление морально-психологического обеспечения образовательного процесса, где раскрыто решение вопросов военно-эстетического воспитания будущих офицеров, — культурно-досуговая работа. Одной из целей культурно-досуговой работы является «.удовлетворение эстетических и культурных потребностей» [3], а одним из направлений данной работы—«.организация взаимодействия с учреждениями культуры, творческими организациями и мастерами культуры в интересах эстетического воспитания военнослужащих» [3]. Для достижения данной цели предложены формы культурно-досуговой работы: клубные массовые и культурно-развлекательные мероприятия (вечера отдыха, чествования передовиков учебы, тематические утренники, выступления деятелей культуры и искусства, творческих коллективов по планам культурного шефства над внутренними войсками, викторины и т.д.); демонстрация кино, видеофильмов для будущих офицеров; занятия будущих офицеров в коллективах (кружках) художественного самодеятельного творчества; проведение читательских конференций, книжных обзоров, индивидуальная работа с читателями; смотры-конкурсы художественного самодеятельного творчества будущих офицеров, комнат досуга подразделений; экспонирование музейных и художественных выставок[3].
Воспитательные мероприятия в вузах сегодня организуются и проводятся в соответствии с Руководством по организации информационно-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России, которое, в свою очередь, также не выделяет военно-эстетическое воспитание как самостоятельное направление информационно-воспитательной работы. Но при планировании мероприятий воспитательного воздействия на будущих офицеров внутренних войск, по мнению автора, нельзя обойтись без использования средств военно-эстетического воспитания, т.е. воздействующих на эмоционально-чувственную сферу воспитуемого и вызывающих положительные, скажем точнее, необходимые воспитателю, эмоции. К примеру, первой задачей информационно-воспитательной работы является «воспитание у военнослужащих чувства верности Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, гордости за службу во внутренних войсках, неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, воинских уставов, выполнения приказов командиров» [4], что само по себе предполагает воздействие на эмоции и чувства будущего офицера, формирование такого эмоционального состояния, которое поможет проявить ему эти чувства. Здесь же мы видим и еще одну задачу информационно-воспитательной работы:
«...популяризация героических поступков, примеров мужества и отваги, самоотверженности, успешных действий внутренних войск, пропаганда опыта отличившихся военнослужащих, умело выполняющих служебно-боевые задачи» [4], которая предполагает непосредственное военно-эстетическое воздействие на будущего офицера с целью формирования в нем государственно-патриотических, воинских и нравственных качеств, т.к. они затрагивают его чувственную сферу. А значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти будущего офицера. Эмоции обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к любому виду деятельности или объекту познания[1].
Автор считает, что в общем объеме профессионально-образовательных задач, мероприятия военно-эстетического направления оказываются недостаточными для достижения уровня военно-эстетической воспитанности, который предъявляется к будущему офицеру в современных условиях. Военно-эстетическая составляющая должна стать неотъемлемой частью всей служебно-боевой деятельности вуза и жизни будущих офицеров. Необходимо использовать воспитывающий потенциал учебных дисциплин, быта и досуга будущих офицеров, войсковой стажировки и практики и всех других составляющих образовательной деятельности вуза. Так об этом говорил выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский: «Эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части . воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное влияние красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет» [6, 213].
Повышению качества военно-эстетического воспитания послужит взаимодействие педагогических путей и педагогических средств воздействия, имеющихся в современных вузах внутренних войск.
Важнейшим из средств военно-эстетического воспитания будущих офицеров является сам процесс воинской деятельности. Многие авторы отмечают, что беспорядок, нестройность, несогласованность рождают отрицательную реакцию, производят отталкивающее впечатление. И, напротив, порядок, стройность, согласованность оказывают положительное воздействие, вызывают благоприятное впечатление. Первым признаком красоты какого-либо предмета считается согласованность частей целого. Слаженность, организованность всех частей целого, соответствие внешнего облика предмета его внутренней сущности называется гармонией. Соответствие представлений будущего офицера о воинской деятельности (идеальное), сформированное обществом через семью, школу и средства массовой информации, существующему воинскому порядку в части и подразделении (реальное) вызывает в нем чувства восхищения и эмоционально-чувственного удовлетворения. И в то же время осознание будущими офицером возвышенных целей службы способствует формированию у него чувства гордости за то, что он является вооруженным защитником интересов личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств.
Многие военные профессии, в т.ч. и офицера внутренних войск, привлекают молодежь потому, что требует напряженной и творческой деятельности, высокого мастерства. Военно-эстетическое воспитание будущих офицеров будет проходить более успешно, если в процессе воинской деятельности поощряется творческое начало, поддерживаются передовые начинания. Борьба за повышение классности, достижение высокого профессионального мастерства, рационализация и изобретательство раскрывают творческие силы курсантов, дают возможность познать и переживать радость успехов в ратном труде, будят творческую мысль и вдохновляют на новые успехи.
Важное значение в процессе военно-эстетического воспитания будущих офицеров имеет образовательная деятельность. Обучение — основа профессиональной подготовки специалистов, важная часть процесса воспитания, в т.ч. военно-эстетического.
В процессе обучения имеются благоприятные возможности и условия для военно-эстетического воспитания будущих офицеров. Военно-эстетическое выражается в красоте и привлекательности как теоретической, так и практической деятельности обучаемых и обучающих, в красоте логического построения мысли, уровне знаний предмета преподавателем, каждого яркого и интересного занятия, каждого умного и тонкого педагогического приема. «Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.» [2].
Говоря о военно-эстетическом воздействии занятия, следует отметить не только специфику каждого предмета, но и влияние межпредметных связей. Именно благодаря многообразию и стройной последовательности изучаемых предметов, достигается глубокое единство научно-теоретического, военно-прикладного и военно-эстетического способов освоения действительности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, раскрывая военно-эстетические качества изучаемых предметов и явлений, всемерно способствовать развитию чувства красоты, позволяющего восхищаться и наслаждаться глубиной, стройностью и внутренней гармонией не только научных теорий и положений, но и изучаемых предметов и явлений.
Особую роль в военно-эстетическом воспитании будущих офицеров играет общественно-государственная подготовка, которая позволяет насыщать содержание других занятий следующими военно-эстетическими аспектами:
Педагогика
— воспитание умения руководствоваться теоретическими положениями при анализе любых явлений социально-политической жизни, а также в воинской службе и любой другой деятельности, формирование у будущих офицеров военно-эстетических отношений к воинской службе. Решение этой задачи неотделимо от развития у них ярких представлений и глубоких понятий о совершенном образе нашей воинской жизни, о прекрасном и возвышенном в защите Отечества, в выполнении воинского долга;
— раскрытие военно-эстетических аспектов любых общественных явлений. Здесь важно прививать будущим офицерам умение давать не только политическую оценку, но и военно-эстетическую оценку любым социальным явлениям и фактам;
— воспитание критического подхода к недостаткам и отрицательным явлениям в армейской действительности, личной недисциплинированности. Важно при этом воспитывать у будущего офицера такое отношение к проступкам, чтобы он избегал их не под страхом наказания, а потому что видит и понимает всю антиэстетичность воинских нарушений;
— формирование высоких морально-боевых качеств военно-эстетическими средствами, в первую очередь силой искусства, через литературные, художественные образы, используя требования одного из методов воспитания — метода примера;
— воспитание будущих офицеров на ярких примерах жизни и деятельности выдающихся русских полководцев, на боевых традициях Вооруженных сил и внутренних войск, на примерах подвигов солдат и офицеров в мирное и военное время. Именно здесь уместно разъяснение военно-эстетических категорий: «героическое», «трагическое», «возвышенное», «романтичное»;
— формирование отношения к учебе и труду как первейшей жизненной потребности, доставляющей моральное и эстетическое удовлетворение. В этом плане существенную помощь могут оказать и умело использованные примеры подвигов и героических поступков военнослужащих внутренних войск;
— привитие будущим офицерам навыков и умений говорить не только правильно, но и хорошо, красиво — ярко, ясно, четко, выразительно, увлеченно, эмоционально. Научить будущих офицеров высказывать и отстаивать свое мнение, вести полемику, деловой спор;
—отражение социальных проблем в литературе и искусстве, использование средств искусства в обучении;
— оказание помощи будущим офицерам в военно-эстетическом самообразовании и самовоспитании, а также руководство этим процессом. Целесообразно рекомендовать будущим офицерам прочитать то или иное произведение, просмотреть ту или иную телепередачу и т.д.
Одним из важных средств военно-эстетического воздействия на будущих офицеров является воинский быт. Жизнь будущего офицера не ограничивается служебно-боевой деятельностью. Он повседневно нуждается в удовлетворении самых различных материальных и духовных потребностей — в жилище, одежде, отдыхе, пище, коммунальном обслуживании, физическом развитии и т.д. Точное выполнение в быту уставных требований создает внутренний режим жизни подразделения (вуза), который и вызывает у них определенное военно-эстетическое отношение к нему. Взаимоотношения между военнослужащими, основанные на взаимном уважении, тактичность и вежливость в общении командиров и подчиненных, восхищают своей красотой. Образцовый порядок на территории части, в казармах и служебных помещениях, удобная и хорошая мебель в комнатах отдыха и досуга, клубах, библиотеках, комнатах боевой славы — все это воспитывает военно-эстетический вкус и личную дисциплинированность и ответственность. В то же время неуставные взаимоотношения, грубость, хамство вызывают у будущих офицеров разочарование, обиду и должны пресекаться и изживаться из воинской жизни.
Делу военно-эстетического воспитания служат различные воинские ритуалы. Организованные в соответствии с уставными требованиями, они воспринимаются будущими офицерами как возвышенное и красивое действо, как часть общего целого дела служения Отечеству. Ритуалы приведения к Военной присяге, подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации, вручения Боевого Знамени воинской части и др. своей эмоциональной силой, красотой и величием способны возбуждать истинные военно-эстетические чувства восхищения и сопереживания, вызывать гордость за принадлежность к внутренним войскам МВД России, к службе и учебе в своем вузе и подразделении.
Одной из сторон эстетики воинского быта является соблюдение правил ношения военной формы одежды. По внешнему виду будущего офицера часто можно судить о многих чертах его духовного облика. Хорошо подогнанная, аккуратно заправленная военная форма характеризует и подчеркивает высокий уровень нравственного и физического развития будущего офицера. Плохо подогнанная форма портит настроение, задевает его самолюбие, а неряшливая заправка и уродование военной формы одежды отдельными будущими офицерами в угоду «моде» свидетельствует о дурном вкусе и деформированном военно-эстетическом воспитании.
Важная роль в военно-эстетическом воспитании будущих офицеров принадлежит искусству. Отражая жизнь в живых художественных образах, искусство имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Эстетические чувства, возбуждаемые произведениями искусства, органически включены в комплекс высших человеческих способностей. Эти чувства связаны и с образами фантазии, и с деятельностью
интеллекта, и с волевыми стремлениями к совершенству, воплощенными в идеалах, и с игрой духовных сил будущего офицера, вызывающей необычайное наслаждение.
Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на будущего офицера в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно, и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить его к тому или иному конкретному поступку.
Наконец, важным средством военно-эстетического воспитания является самодеятельное художественное творчество. Это творчество проявляется в различных направлениях: коллективы художественной самодеятельности, кинолюбительство, изобразительное искусство, литературные объединения и др.
Участие в художественной самодеятельности воспитывает у будущих офицеров потребность в познании жизни, учит правильно понимать ее, открывать в ней то, что не замечалось раньше.
В целях активизации самодеятельного художественного творчества будущих офицеров регулярно организуются смотры художественной самодеятельности, выставки произведений живописи и художественного ремесла, публикуются литературные произведения. Этим достигается массовость и непрерывность творческой работы будущих офицеров, ее тесная связь с задачами частей и подразделений, повышается идейно-художественный уровень их творчества. Будущий офицер, обладающий военно-эстетическими потребностями и имеющий возможности их удовлетворять, способен качественно и на высоком уровне профессионализма выполнять поставленные перед ним задачи.
Автор считает, что работа по военно-эстетическому воспитанию будущих офицеров должна вестись в различных формах, многообразными средствами и приемами воздействия. Только тогда можно добиться перелома в военно-эстетическом воспитании, когда каждый элемент повседневной деятельности будущего офицера в служебное и внеслужебное время будет оказывать на него военно-эстетическое воздействие, формировать военно-эстетическое сознание и развивать его в военно-эстетическом отношении. Таким образом, военно-эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми сторонами целостного образовательного процесса, как бы пронизывает их, во многом определяя его эффективность.
Список литературы
1. Лурье, Л.М. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта: в 3 ч. Ч. 1. Знаково-символические системы образовательного процесса / Л.И. Лурье; ПТПУ. — Пермь, 2008.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
3. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22 марта 2007 г. № 106 «Об утверждении Наставления по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 декабря 2008 г. № 536 «Об утверждении Руководства и Образцов оформления документов по информационно-воспитательной работе во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 января 2005 г. № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД Российской Федерации».
6. Сухомлинский, ВА. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа, 1969.
Literature
1. Lurje, L.I. The Pedagogical activity in the field of aesthetic experience: in 3 p. P. 1. Sign-symbolical systems of educational process / L.I. Lurje; PGPU. - Perm, 2008.
2. Maklakov, A.G. General psychology. — St.-Petersburg, 2004.
3. The Order of the commander-in-chief of internal troops of the Interior of Russia, March, 22, 2007 № 106 «About the Assertion of Regulation on moral and psychological maintenance of military-fighting activity of internal troops of the Interior of Russia».
4. The Order of the commander-in-chief internal troops of the Interior of Russia, December, 31, 2008 № 536 «About the Assertion of Guidance and Samples in processing of papers dealing with information and educational work in internal troops of Interior of Russia».
5. The Order of the Minister of Interior of Russia, January, 14, 2005 № 22 «About the Assertion of Statement about the organization of activity of military educational establishment of the higher vocational training of internal troops of the Interior of Russia».
6. Suhomlinskiy, VA. I give my heart to children. — Kiev, 1969.