ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаев, В.М. Спортивная подготовка студентов вузов на основе комплексных многоборий : дис. ... канд. пед. наук в виде науч. докл. / Ермолаев В.М. - Малаховка, 1997. - 24 с.
2. Заикин, И.О. Структура соревновательной деятельности в зимнем полиатлоне // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 3. - С. 57-59.
3. Кейно, А.Ю. Методика подготовки зимних полиатлонистов в годичном цикле тренировочного процесса / А.Ю. Кейно, Е.С. Ильиных // Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2001. - Т. 6. - Вып. 1. - С. 116-117.
4. Криво, В.М. Полиатлон / В.М. Криво // Физическая культура в школе. - 2003. -№ 2. - С. 58-63.
5. Трифонова, Н.Н. Планирование тренировочных нагрузок квалифицированных полиатлонисток на этапах годичного цикла / Н.Н. Трифонова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 10. - С. 39.
6. Установка Scatt (СКАТТ) - электронный стрелковый тренажер. Тренировка на SCATTe [электронный ресурс] // URL : http://www.shooting-ua.com - Дата обращения 06.06.2013.
REFERENCES
1. Ermolaev, V.M. (1997), Sports training university students in an integrated combined events, dissertation, Malakhovka, Russian Federation.
2. Zaikin, I.O. (2008), “The structure of competitive activity in the winter polyathlon”, Journal of Sports Science, No. 3, pp. 57-59.
3. Keyno, A.Yu. and Ilinykh, E.S. (2001), “Methods of preparing winter poliatlonists in the annual cycle of the training process”, Journal of the Tambov University, No. 1, pp. 116117.
4. Krivo, V.M. (2003), “Polyathlon”, Physical education at school, No. 2, pp. 58-63.
5. Trifonova, N.N. (2007), “Planning training loads qualified poliatlonists at stages of the annual cycle”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 39-42.
6. Setting Scatt (SCATT) - electronic shooting simulator. Training on SCATT, available at: http://www.shooting-ua.com (accessed 06 June 2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2013.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МУЖЕСТВА У КУРСАНТОВ
ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Анатолий Петрович Шарухин, профессор, доктор педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, Виталий Викторович Ефимов, старший преподаватель,
Пермский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Сложившаяся система подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России не позволяет в полной мере решить задачи по формированию навыков мужественного поведения в напряженных ситуациях военно-профессиональной деятельности. Отзывы на выпускников вузов внутренних войск МВД России показывают, что многим молодым офицерам в условиях выполнения служебно-боевых задач недостает уверенности в своих силах, смелости, решительности, тер-
пения, стойкости, выдержки, самообладания. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний о сущности феномена мужество и способов его самовоспитания.
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической модели воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России, а также проверке педагогических условий ее реализации. Проведенное исследование свидетельствует, что внедрение разработанной модели и создание педагогических условий ее реализации приводит к росту эффективности процесса воспитания мужества у курсантов.
Ключевые слова: мужество; педагогическая модель воспитания; педагогические условия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p172-176
PEDAGOGICAL MODEL OF EDUCATION OF COURAGE AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS REALIZATION
Anatoliy Petrovich Sharukhin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, Vitaliy Viktorovich Efimov, the senior teacher,
Perm Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
The developed system of preparation of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia doesn't allow solving to the full the problem of formation of skills of courageous behavior in intense situations of military professional activity. Responses on graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia show that many young officers in the conditions of performance of office and fighting tasks do not have enough confidence in the forces, courage, determination, patience, firmness, endurance, self-control. Deficiency of the psychology-pedagogical knowledge of essence of the courage phenomenon and ways of its selfeducation is obvious.
Results of the researches on justification of the efficiency of pedagogical model for the education of courage among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been presented in the article, and also the check of the pedagogical conditions of its realization. The conducted research testifies that introduction of the developed model and creation of the pedagogical conditions of its realization leads to growth of efficiency of process of education of courage at the cadets.
Keywords: courage, pedagogical model of education, pedagogical conditions.
Современные вооруженные конфликты требуют от выпускников вузов внутренних войск МВД России не только соответствующей военно-профессиональной подготовленности, но и проявления мужества как интегрального морально-боевого качества военнослужащего. Поэтому в современной высшей военной школе проблема совершенствования профессионально-важных личностных качеств у курсантов занимает особое место [1,
2, 3, 5].
Проблема воспитания мужества у будущих офицеров внутренних войск МВД России в учебно-воспитательной деятельности требует специального исследования, что обусловлено потребностями общества в эффективном обучении и воспитании курсантов.
Сложившаяся система подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России не позволяет в полной мере решить задачи по формированию навыков мужественного поведения в напряженных ситуациях военно-профессиональной деятельности. Отзывы на выпускников вузов внутренних войск МВД России показывают, что многим молодым офицерам в условиях выполнения служебно-боевых задач недостает уверенности в своих силах, смелости, решительности, терпения, стойкости, выдержки, самообладания. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний о сущности феномена мужество и способов его самовоспитания.
Таким образом, воспитание мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России является важной практической задачей, которая требует научного решения.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что, несмотря на значительную востребованность, вопросы, рассматривающие феномен мужества, не находят должного отражения в публикациях. Речь идет о сущности, психологической структуре самого качества, педагогической модели воспитания мужества, о критериях оценки эффективности формирования и развития данного качества, хотя поведенческий аспект достаточно широко представлен в художественной литературе. В связи с этим в данной статье представлены понятие и структурные компоненты мужества курсантов, разработанные на основе идей [1-5].
Как показывает изучение данного качества, оно представляет собой интегральное образование, отражающее определенный настрой личности военнослужащего и характеризующее его поведение. Речь идет в первую очередь о том, что это морально-боевое качество военнослужащего, которому присущи смелость, решительность, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства и долга. Выражается в способности военнослужащего действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной, сложной и напряженной ситуации.
Без целенаправленного воспитательного влияния сформировать данное качество невозможно.
Для выявления наиболее ценных характеристик мужества, способов его развития, был проведен опрос 228 человек из числа профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений, курсантов 1-5 курса Пермского военного института внутренних войск МВД России, изучено более 50 литературных источников, как научного, так и художественного характера. Из проведенного исследования выявлено, что мужество проявляется:
- в осознании долга перед Отечеством, чести и достоинства российского офицера;
- в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных служебнобоевых задач;
- в активности, всемерном проявлении инициативы и творческого подхода к делу, настойчивости, полной отдаче сил и энергии в ходе выполнения поставленных задач; в эмоционально-волевой устойчивости, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в сложной обстановке; в компетентности; в высокой работоспособности.
Исходя из структуры мужества, модель воспитания данного качества у курсантов будет включать: субъектов, задачи, содержание, технологии, этапы и критерии оценки результата.
К субъектам относятся преподаватели и командиры курсантских подразделений, осуществляющие воспитательную деятельность и управляющие личностным развитием будущих офицеров, курсанты, осуществляющие планомерную познавательную деятельность и деятельность по личностному саморазвитию под руководством командиров и преподавателей.
Воспитательные задачи состоят в развитии интеллектуально-познавательной сферы, ценностно-смысловых и целевых установок обучающихся на мужественное поведение в ходе решения служебно-боевых и повседневных задач; выработку умений и привычек вести себя в соответствии с высоким званием российского офицера, для которого характерно чувство долга, ответственности, чести и личного достоинства; формирование эмоционально-волевой устойчивости, профессионализма и творческого подхода к решению поставленных задач.
Среди технологий следует, прежде всего, выделить: убеждающе-стимулирующие, педагогической поддержки, личного примера, развивающего и проблемного обучения,
интерактивные, контрольно-оценивающие, проектные, контекстные и др.
Этапы процесса развития мужества у курсантов:
- адаптационно-ориентационный, завершающийся развитием у курсанта ценностных ориентаций с четким определением среди них места и значения мужества, формированием стремления к саморазвитию личностных составляющих, обеспечивающих проявление мужественного поведения (1-2 семестр);
- профессионально-базовый, приводящий к формированию и развитию умений реализации качества мужества в служебной и повседневной деятельности, развитие и закрепление умений саморегуляции, развитие мотивационной сферы личности будущего выпускника (3-10 семестры).
Результат развития мужества может быть определен по параметру готовности к осуществлению мужественного поведения (функционально-психологическое состояние личности, характеризующееся настроем на полную самоотдачу при выполнении поставленных задач, саморегуляцией поведения, мастерским владением способами выполнения поставленных задач).
Большое значение при реализации модели отводится разработке педагогических условий, способствующих воплощению модели в жизнь:
- реализации воспитательного потенциала внеучебного времени в целях развития мужества у курсантов;
- проектированию индивидуальной траектории развития мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России.
Сущность реализации воспитательного потенциал внеучебного времени в целях развития мужества у курсантов и совершенствования полученных знаний, навыков и умений мужественного поведения в системе аудиторных занятий практически неисчерпаем. Во многом это связано со свободным выбором курсантами видов внеучебной деятельности и соответственно более высокой мотивацией в занятиях ею. Из всего спектра внеучебной деятельности вуза внутренних войск МВД России в нашем исследовании рассмотрена эффективность воспитательного потенциала спортивно-массовой работы, как основы практической деятельности, воздействующей на эмоционально-волевой и поведенческий компонент воспитания мужества у курсантов вуза. Выстроенная система форм и методов спортивно-массовой работы в интересах воспитания мужества, основывается на преобладании в ней привлекательных для курсантов подвижных занятий и воспитательном влиянии спортивного руководителя и применение технологий: убеждающе-стимулирующей, педагогической поддержки, личного примера, развивающего и проблемного обучения при выполнении военно-прикладных упражнений.
Свободный выбор курсантами видов внеурочной деятельности предполагает проектирование индивидуальной траектории развития мужества, содержание (модуль) которой предусматривает направления, виды и формы деятельности курсантов. Технологическая структура проектирования индивидуальной траектории развития мужества у курсантов вуза представлена: уровнями, этапами, принципами и направленностью педагогической поддержки.
Первый уровень проектирования осуществляется самим курсантом на втором проводиться обсуждение модуля индивидуальной траектории развития. Этапами проектирования необходимо считать: а) определение мотивов и потребностей; б) постановка реальных целей; в) определение условий для достижения целей; г) разработка модуля индивидуальной траектории развития; д) определение направлений педагогической поддержки курсантов; е) обсуждение результатов и корректировка.
К основным принципам относятся: а) учить тому, что необходимо в военнопрофессиональной деятельности; б) целенаправленное комплексирование средств, и методов из различных специальных, военно-прикладных и физических упражнений; в) повышение правосознания курсантов и усиления их ответственности за качественное осво-
ение учебной программы. Направленность педагогической поддержки осуществляется при: а) создании положительного эмоционально-волевого настроя в принятии решения перед выполнением упражнений и действий повышенной трудности; б) стимулировании способом одобрения и поддержки при преодолении трудностей связанных с элементами оправданного риска.
Выявленные теоретическим и эмпирическим путем педагогические условия реализации в процессе обучения модели воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России дает позитивные результаты образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин, И. А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации : учебное пособие / И.А. Алехин. - М. : Изд-во Воен. ун-та, 2003. - 377 с.
2. Андрощук, В.А. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях (исследование на материалах вузов войск связи) : дис. ... канд. пед. наук / Андрощук В.А. - М., 2000. - 259 с.
3. Барабанщиков, А.В. Педагогические основы обучения советских воинов : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Барабанщиков А.В. - М., 1968. - 39 с.
4. Шарухин, А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания : монография / А. П. Шарухин. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. воен. ин-та внутр. войск МВД РФ, 2002. - 97 с.
5. Салтрукович, Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебного заведения внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях / Н.Е. Салтрукович. - Пермь : Изд-во Перм. воен. ин-та, 2001. - 84 с.
REFERENCES
Alekhin, I. A. (2005), Theory and practice of education of the military personnel, publishing house Moscow Military University, Moscow.
Androshchuk, V.A. (2000), Education of a military duty at cadets of higher education institutions in modern conditions (Research on materials of higher education institutions of armies of communication), dissertation, Moscow.
Barabancshikov A.V. (1968), Pedagogical bases of training of the Soviet soldiers, dissertation, Moscow.
Sharukhin, A.P. (2002), History of formation and development of the Russian school of military education, publishing house St. Petersburg Military Institute of ITroops of the MIA Internal Affairs of Russia, St. Petersburg.
Saltrukovich, N. E. (2001), Psychological preparation of cadets of military school of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for office and fighting activity in special conditions, publishing house Perm Military Institute, Perm, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2013.
УДК 371:796.011.3
ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Представлена практика осуществления гуманитарного преобразования физкультурно-