Научная статья на тему 'Педагогические условия необходимые для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести'

Педагогические условия необходимые для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Легаев Александр Павлович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогических условий необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести. В качестве основных педагогических условий, необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести респонденты отметили создание предпосылок для воспитания потребности у курсантов в осуществлении добросовестных действий, а также направленность воспитательных воздействий на формирование позитивных мировоззренческих установок по отношению к занятиям, преподавателям и командирам. Респонденты обратили внимание также на использование воспитательных средств, для создания ясного представления о характере учебных и служебных задач, а также способах их эффективного решения. Большое значение имеют планирование мероприятий для обеспечения моральной поддержки со стороны преподавателей, командиров и товарищей по добросовестному выполнению учебных задач, а также воспитание негативного эмоционального отношения к несоответствиям соблюдения норм и правил поведения требованиям морали. Важными условиями являются создание объективных критериев для оценки проявления инициативы, настойчивости, энергии курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса и направленность воспитательных воздействий на выработку способности у курсантов к выдержке и самообладанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Легаев Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for education among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of officer honor

Results of researches of authors on justification of the pedagogical conditions necessary for education at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of officer honor are presented in article. As the main pedagogical conditions necessary for education at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of officer honor, the respondents noted the creation of prerequisites for education of requirements at cadets for implementation of the conscientious actions, and also the orientation of the educational impacts on formation of the positive world outlook settings in relation to occupations, teachers and commanders. Respondents paid attention also to use of the educational means for creation of the fair idea of character of the educational and office tasks, and also ways of their effective decision. Great importance is given to the planning of the actions for ensuring the moral support from teachers, commanders and companions at conscientious performance of the educational tasks, and also education of the negative emotional attitude to the discrepancies of the observance of norms and rules of the conduct to requirements of morals. Important conditions are creation of the objective criteria for the assessment of manifestation of the initiative, persistence, and energy of cadets during the teaching and educational process and orientation of educational impacts on development of the ability to endurance and self-control at cadets.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия необходимые для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести»

подвижность нервных процессов и оценить силу возбуждения и внутреннего торможения. Увеличение неточных реакций, то есть количество ошибок, больших чем 16% от всего количества сигналов показывает снижение внутреннего торможения. Важной оценкой является реакция юного спортсмена на движущийся объект. Этот метод позволяет установить точность реагирования юного спортсмена на раздражитель и определить уравновешенность процессов торможения и возбуждения в коре его головного мозга. Для оценки результатов данного испытания высчитывается точность ответа (в % от общего количества реакций). Вычисляется средняя алгебраическая величина отклонений из 25 реакций. Мышечную силу кистей рук для вратарей можно оценивать методом динамометрией. Для чего можно использовать гидравлический динамометр.

Заключение. В ходе проведенного исследования определены значимые физические качества юных футболистов, наиболее информативные показатели функционального состояния организма и технико-тактической подготовленности, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности игроков. Выявлены особенности различных способов, определяющих физические качества, функциональные состояния и технико-тактическую подготовленность юных футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с. - ISBN 966-7133-29-Х.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Виноградов, Г.П. Специфика воздействия силовых видов физических упражнений на здоровье занимающихся / Г.П. Виноградов // Современные проблемы атлетизма : спортивные и рекреационные аспекты : сборник научных трудов / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2000. - С. 123-128.

4. Зеленцов, А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев : Альтерпресс, 1998. - 216 с.

REFERENCES

1. Volkov, N.I., Nesen E.N., Osipenko A.A. and Korsun S.N. (2000), Biochemistry of muscle activity, Olympic Literature, Kiev, ISBN 966-7133-29-X.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical preparation of athletes, Physical Education and Sports, Moscow.

3. Vinogradov, G.P. (2000), "Specificity of the impact of power kinds of exercise on health", Modern problems of athleticism: sports and recreational aspects: collection of scientific papers, St. Petersburg GAFK of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 123-128.

4. Zelencov, A.M. and Lobanovsky V.V. (1998), Simulation training in football, Alterpress, Kiev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2015.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ОФИЦЕРСКОЙ

ЧЕСТИ

Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор,

Александр Павлович Легаев, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогических условий необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицер-

ской чести. В качестве основных педагогических условий, необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести респонденты отметили создание предпосылок для воспитания потребности у курсантов в осуществлении добросовестных действий, а также направленность воспитательных воздействий на формирование позитивных мировоззренческих установок по отношению к занятиям, преподавателям и командирам. Респонденты обратили внимание также на использование воспитательных средств, для создания ясного представления о характере учебных и служебных задач, а также способах их эффективного решения. Большое значение имеют планирование мероприятий для обеспечения моральной поддержки со стороны преподавателей, командиров и товарищей по добросовестному выполнению учебных задач, а также воспитание негативного эмоционального отношения к несоответствиям соблюдения норм и правил поведения требованиям морали. Важными условиями являются создание объективных критериев для оценки проявления инициативы, настойчивости, энергии курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса и направленность воспитательных воздействий на выработку способности у курсантов к выдержке и самообладанию.

Ключевые слова: педагогические условия; курсанты вузов внутренних войск МВД России; воспитание; офицерская честь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p197-201

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EDUCATION AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA OF OFFICER HONOR

Anatoly Petrovich Sharukhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Pavlovich Legayev, the competitor, St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

Results of researches of authors on justification of the pedagogical conditions necessary for education at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of officer honor are presented in article. As the main pedagogical conditions necessary for education at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of officer honor, the respondents noted the creation of prerequisites for education of requirements at cadets for implementation of the conscientious actions, and also the orientation of the educational impacts on formation of the positive world outlook settings in relation to occupations, teachers and commanders. Respondents paid attention also to use of the educational means for creation of the fair idea of character of the educational and office tasks, and also ways of their effective decision. Great importance is given to the planning of the actions for ensuring the moral support from teachers, commanders and companions at conscientious performance of the educational tasks, and also education of the negative emotional attitude to the discrepancies of the observance of norms and rules of the conduct to requirements of morals. Important conditions are creation of the objective criteria for the assessment of manifestation of the initiative, persistence, and energy of cadets during the teaching and educational process and orientation of educational impacts on development of the ability to endurance and self-control at cadets.

Keywords: pedagogical conditions, cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, education, officer honor.

Участие в обеспечении безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств [1, 3, 6, 7, 8] накладывает на офицеров внутренних войск МВД России особые моральные обязательства, выполнение которых предполагает, чтобы выпускники вузов отвечали требованиям высокой нравственной зрелости. В связи с этим одной из приоритетных задач военных учебных заведений внутренних войск МВД России выступает формирование будущих офицеров не только как профессионально подготовленных, но и воспитанных на ценностях офицерской чести, доблести, мужества, патриотизма.

Вместе с тем, анализ отзывов из региональных командований внутренних войск МВД России на офицеров-выпускников, прослуживших во внутренних войсках один год, изучение деятельности молодых офицеров свидетельствует, что не все они и не всегда

отвечают нормам моральной устойчивости, показа примера образцового отношения к службе, выполнения требований нормативных документов и т.д.

Это требует создания в вузах внутренних войск МВД России высокоэффективных воспитательных систем, обеспечивающих необходимое нравственное развитие курсантов, ядро которого составляет понятие «чести» будущего офицера. Таким образом, воспитание офицерской чести у курсантов вузов внутренних войск МВД России является важной практической задачей, которая требует научного решения. Проводимый анализ научно-педагогической литературы говорит о том, что воспитание офицерской чести у курсантов вузов внутренних воск МВД России не находит должного отражения в научных публикациях, хотя в целом о проблеме офицерской чести написано достаточно много. [1-8]. Понятие «офицерская честь» отражено в законах и уставах российской и советской армий [8]. До 29 ноября 2001 года в Вооруженных силах Российской Федерации действовало Положение о товарищеских судах чести офицеров, в соответствии с которым одним из первых предписаний стояла охрана чести и достоинства офицерского звания. С нашей точки зрения, этическое понятие «честь» близко к понятиям «долг», «ответственность», «достоинство личности», «самоуважение», но не сводится к ним.

В чести отражаются характеристики офицера с позиций того, насколько честно он относится к выполнению офицерского долга и как при этом оценивает себя. Ядро честности, ее регулятивный механизм составляет добросовестность, как способность соответствовать нравственным требованиям.

Ответственный офицер всегда готов держать ответ перед собой, начальниками, подчиненными, коллективом за свои действия и поступки на основе самокритичной и объективной оценки. [8]. Достоинство отражает осознание необходимой меры уважения к себе за честное исполнение офицерского долга как со стороны начальников, подчиненных, других людей, так и со стороны самого себя (самоуважения). Исходя из этого, можно сказать, что честь офицера представляет собой моральное качество, отражающее степень добросовестности при исполнении офицерского долга. Для воспитания офицерской чести необходимо создание соответствующих педагогических условий. С целью выявления этих условий был проведен опрос 78 преподавателей вузов внутренних войск МВД России, имеющих опыт службы более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для воспитания

у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести (п=78)

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Создание предпосылок для воспитания потребности у курсантов в осуществлении добросовестных действий 19,2

2 Направленность воспитательных воздействий на формирование позитивных мировоззренческих установок по отношению к занятиям, преподавателям и командирам 17,1

3 Использование воспитательных средств, для создания ясного представления о характере учебных и служебных задач, а также способах их эффективного решения 15,3

4 Нацеленность на воспитание уверенности у курсантов в возможности успешного решения поставленных задач 14,2

5 Планирование мероприятий для обеспечения моральной поддержки со стороны преподавателей, командиров и товарищей по добросовестному выполнению учебных задач 10,8

6 Воспитание негативного эмоционального отношения к несоответствиям соблюдения норм и правил поведения требованиям морали 9,7

7 Создание объективных критериев для оценки проявления инициативы, настойчивости, энергии курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса 7,9

8 Направленность воспитательных воздействий на выработку способности у курсантов к выдержке и самообладанию 5,8

В качестве основных педагогических условий, необходимых для воспитания у курсантов вузов внутренних войск МВД России офицерской чести респонденты отметили создание предпосылок для воспитания потребности у курсантов в осуществлении добросовестных действий, а также направленность воспитательных воздействий на формирование позитивных мировоззренческих установок по отношению к занятиям, преподавателям и командирам. Респонденты обратили внимание также на использование воспитательных средств, для создания ясного представления о характере учебных и служебных задач, а также способах их эффективного решения. Большое значение имеют планирование мероприятий для обеспечения моральной поддержки со стороны преподавателей, командиров и товарищей по добросовестному выполнению учебных задач, а также воспитание негативного эмоционального отношения к несоответствиям соблюдения норм и правил поведения требованиям морали. Важными условиями являются создание объективных критериев для оценки проявления инициативы, настойчивости, энергии курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса и направленность воспитательных воздействий на выработку способности у курсантов к выдержке и самообладанию.

ВЫВОД. К основным воспитательным задачам по реализации выявленных педагогических условий следует отнести: развитие мотивационных и целевых установок у курсантов на добросовестное поведение в ходе решения учебных, служебных, бытовых и военно-социальных задач; выработку умений и привычек добросовестного поведения в ходе подготовки к занятиям. Кроме того, воспитательные воздействия должны быть сосредоточены на формировании у курсантов эмоционально-чувственной сферы, связанной с проявлениями добросовестности в поведении. Для этого необходимо сплочение учебной группы на здоровой морально-психологической основе, направление ее внимания и усилий на обеспечение добросовестных действий входящих в коллектив курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

4. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

5. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-35.

6. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 40-44.

7. Зюкин, А.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

8. Шарухин, А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания : монография / А.П. Шарухин. - СПб. : [б. и.], 2002. - 97 с.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

4. Bolotin, A.E. and Bukhanov A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.

5. Bolotin, A.E. and Panchenko I.A., Volkov A.V. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.

6. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.

7. Zyukin, A.V. and Bolotin, A.E., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

8. Sharukhin, A.P. (2002), History of formation and development of the Russian school of military education: monograph, publishing house "SPb VI VV Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", St Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2015.

УДК 796.011

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,

Санкт-Петербург

Аннотация

Креативно-оздоровительная деятельность - это своеобразная реконструкция оптимальной для своего времени физкультурно-оздоровительной деятельности, рассматриваемая как синтез нескольких областей научного знания (искусства, науки, культуры). В статье излагаются результаты изучения функционального состояния кардиореспираторной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности. Произведена оценка функционального состояния кардиореспираторной системы, которая позволяет контролировать характер происходящих изменений в организме ребёнка в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности, и даёт возможность корректировать программы занятий, добиваясь их выраженного оздоровительного воздействия. Проанализированы данные педагогических наблюдений по овладению детьми дыхательными упражнениями. Представлено мнение специалистов по физической культуре учреждений дополнительного и основного общего образования об оценке функционального состояния детей.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, кардиореспираторная система, функционально-нагрузочные пробы, дошкольники, дети младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.