the order of the Government of the Russian Federation of December 1S, 2006 No. 1760-r (2006), available at: http://www.newurengoy.ru/youth_and_family/2016.
6. Federal state educational standard of the primary general education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2006), publishing house “Education”, Moscow, Russian Federation.
7. Thomas M. Dodge, Murray F. Mitchell, James M. Mensch. (2009), “Student Retention in Athletic Training Education Programs”, Journal of Athletic Training, Vol. 2, No. 4, pp. 197-207.
Контактная информация: selishcheva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.12.2012.
УДК 378
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
института по научной работе,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию модели педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Автор приходит к выводу, что модель педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов представляет собой целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность командования, преподавательского состава вуза и курсантов по последовательному, систематическому, поэтапному переносу в их сознание необходимых умений для эффективного выполнения служебных обязанностей. Проведенные автором исследования свидетельствуют, что между знаниями о практической деятельности офицера внутренних войск МВД России и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Поэтому формируемые качества, привычки только тогда можно считать развитыми, прочными, когда они осознаются и проявляются в практической деятельности, а также в повседневных условиях и в сложных ситуациях.
Ключевые слова: модель педагогического воздействия; служебно-боевые задачи; профессиональное развитие; курсанты; вузы внутренних войск МВД России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p114-119 MODEL OF PEDAGOGICAL IMPACT ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences, deputy chief of institute on scientific work,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the results of researches on justification of model of pedagogical impact on professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author comes to a conclusion that the model of pedagogical impact on professional development of cadets represents the purposeful, organized, constantly developing pedagogical process including interconnected activity of command, teaching staff of higher education institution and cadets on consecutive, systematic, stage-by-stage transfer in their consciousness of necessary abilities for effective implementation of official duties. The researchers conducted by the author testify that between knowledge of practical activities of the officer of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Rus-
sia and the activity there are certain contradictions. Therefore, formed qualities, habits only then can be considered developed, strong when they are realized and shown in practical activities, and also in daily conditions and in difficult situations.
Keywords: model of pedagogical influence, office and fighting tasks, professional development, cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Изучение основных компонентов системы профессиональной подготовки курсантов, вузов внутренних войск МВД России, является важнейшим направлением повышения эффективности их профессионального развития.
Необходимость разработки модели педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов в вузах внутренних войск МВД России обусловливается возрастающими требованиями к офицерскому составу, необходимостью подготовки профессионалов высокого класса. Правильно наметить направления улучшения профессионального развития курсантов поможет выработка четкого понятия сущности и структуры данного процесса в рамках соответствующей системы подготовки.
Профессиональное развитие тесно связано с поэтапным формированием профессиональных качеств у курсантов. Поэтапное формирование профессиональных качеств -это сознательная, целенаправленная, управляемая и самоуправляемая деятельность человека, основу которой составляет осознание задачи и смысла разучиваемых действий, умственное и физическое напряжение в целях их осуществления, анализа хода и результатов этих действий. Профессиональные качества развиваются поэтапно, их формирование, наполнение более совершенным содержанием происходит постепенно [1-14]. Целью формирования профессиональных качеств должно быть формирование у курсанта таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней необходимости вытекло бы моральное поведение. Только когда будет достигнут сплав твердых знаний, убеждений и практических дел, можно считать цели процесса профессионального развития личности курсантов достигнутыми [1-14].
Исходя из концепции поэтапного формирования умственных действий, следует, что формирование навыков, привычек поведения, профессиональных качеств у будущих офицеров внутренних войск МВД России должно осуществляться последовательно и поэтапно. Целенаправленное изучение данной проблемы показывает, что поэтапное профессиональное развитие курсантов предполагает понимание сущности профессиональной деятельности; уяснение и осознание важности профессиональных качеств самими курсантами; убеждение в возможности развить профессиональные качества до требуемого уровня; длительные, систематические упражнения в правильном поведении. Невозможно сформировать то или иное качество, если курсант не знает, что от него хотят, в чем смысл предъявляемых к нему требований. На базе усвоенных знаний о формируемых качествах должностного лица у курсанта формируются глубокие и прочные убеждения. Содержание и форма педагогического воздействия должны стимулировать мотивацию курсантов, активизировать учебную, служебную и общественную деятельность, самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Оно должно соответствовать характеру деятельности будущего офицера, его духовным потребностям и познавательным возможностям. Если воздействие воспринимается положительно, то оно существенно влияет на психику обучаемого, его сознание, чувства, волю, стимулирует самовоспитание. Поэтому, чтобы курсант положительно воспринимал психолого-педагогическое воздействие, оно должно быть разработано и проведено с учетом динамической функциональной структуры личности обучаемого и формируемых профессиональных качеств будущего офицера внутренних войск МВД России. Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана модель педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов вузов внутренних войск МВД России, которая представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов вузов внутренних войск МВД России
Проведенные нами исследования свидетельствуют, что между знаниями о практической деятельности офицера внутренних войск МВД России и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Поэтому формируемые качества, привычки только тогда можно считать развитыми, прочными, когда они осознаются и проявляются в практической деятельности будущего офицера внутренних войск МВД России, в повседневных условиях и в сложных ситуациях. Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные, систематические упражнения в правильных действиях, организацию жизни курсантов на основе их повседневной деятельности и общения. Длительные, многократные упражнения в правильных действиях порождают навыки и привычки требуемого поведения.
ВЫВОД. Таким образом, модель педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов в вузах внутренних войск МВД России определяется - как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность командования, преподавательского
состава вуза и курсантов по последовательному, систематическому, поэтапному переносу в их сознание необходимых умений для эффективного выполнения служебных обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода / А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 14-18.
3. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
4. Зайцев, О.С. Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО / О.С. Зайцев, А. А. Голубев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 78-84.
5. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 46-48.
6. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.
7. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
8. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
9. Сивак, А.Н. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, М.П. Стародубцев, А.Е. Эрастов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 2 (15). - С. 261-267.
10. Сивак, А. Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.
11. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
12. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
13. Строгас, М.В. Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Строгас М.В. - СПб., 1998. - 24 с.
14. Шайхуллин, Т. Д. Методика комплексного применения средств физической подготовки для повышения уровня работоспособности летчиков-инструкторов армейской авиации I Т. Д. Шайхуллин II Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2009. - № б (52). - С. 93-98.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), ’’Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Borisov, A.V. (2007), “Pedagogical technology of the organization physical preparations of officers of radio engineering parts air defense Air Force with use functional differentiated approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.33, No. 11, pp. 14-18.
3. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
4. Zaytsev, O.S. and Golubev, A.A. (2011), “Technology of the readiness formation for service activity among the cadets of antiaircraft defense higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 78-84.
5. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. б0-б3.
6. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.
7. б. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No.4, pp. 1ЗЗ-1Зб.
8. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 8З-8б.
9. Sivak, A.N., Starodubtsev, L.S. and Erastov, A.E. (2012), “Technique of carrying out physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions on fight against”, Scientific reviewed journal “Actual problems of physical and special preparation ofpower structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 2б1-2б7.
10. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.
11. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp. 14б-148.
12. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
13. Strogas, M.V. (1998), Formation combat crew readiness command post area air defense to the profession: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
14. Shajhullin, T.D. (2009), “The technique of complex application of physical training to improve health of pilots-instructors of Army aviation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.6, pp. 93-98.
Контактная информация: sdd@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
УДК 796.42
КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО УСТРОЙСТВА
Фанида Менихановна Соколова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой
физической реабилитации,
Георгий Станиславович Торшин, кандидат медицинских наук, доцент,
Татьяна Александрова Маркова, начальник сектора интеллектуальной и промышленной собственности научно-исследовательского отдела,
Татьяна Ивановна Улицкая, кандидат физико-математических наук, начальник научно-исследовательского отдела,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Целью исследования являлось изучение влияния электромагнитного устройства Гамма-7 НИЗ на центральную нервную систему высококвалифицированных спортсменов-легкоатлетов на предсоревновательном и соревновательном этапах тренировочного процесса. Использование электромагнитного устройства в группе «А» в значительной степени улучшило функционирование коры головного мозга легкоатлетов. Более выражено как по сравнению с фоном, так и по сравнению с группой «С» уменьшился латентный период ПСМР и ССМР. Критерии РДО, особенно точность реакции, средние арифметическая и алгебраическая величины свидетельствовали об усилении уравновешенности основных нервных процессов. Существенно улучшилась функциональное состояние коркового отдела зрительного анализатора. Выражено возросла устойчивость к гипоксии по пробе Генча (Р<0,05). Кроме этого, значительно повысились аэробные возможности организма, о чем свидетельствовали достоверные увеличения показателей PWC170 и МПК. Произошла экономизация реакции сердечно-сосудистой системы как на физическую нагрузку, так и на процессы восстановления. Интегральный показатель работоспособности через две недели увеличился на 6,4%, а через месяц - на 9,6% по сравнению с фоном.
Ключевые слова: лёгкая атлетика, центральная нервная система, методы коррекции, электромагнитное устройство, Гамма-7 Н-ИЗ, восстановление, возбуждение, лабильность, уравновешенность основных нервных процессов.