Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки'

Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / СРЕДСТВА ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюкин Анатолий Васильевич, Болотин Александр Эдуардович, Напалков Юрий Андреевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по подготовке курсантов к боевой деятельности. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; средства, формы, методы огневой и физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые выпускнику вуза ВВ МВД России для эффективной боевой деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к эффективной боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюкин Анатолий Васильевич, Болотин Александр Эдуардович, Напалков Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of bb of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity, with use of means of fire and physical preparation

In article of researches of authors on justification of pedagogical model of formation of readiness of cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented in article to fighting activity, with use of means of fire and physical preparation. This model includes purposes, the content of activity of the faculty of higher education institution on training of cadets for fighting activity. Besides, it includes methodical system of preparation; means, forms, methods of fire and physical preparation in higher education institution, and the formed qualities necessary for the university graduate of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for effective fighting activity. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of the developed pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia to effective fighting activity is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки»

пенсаторности, допускались значительные потери качества в других фазах прыжка (взлет, полет), что существенно влияло на проигрыш в длине и в технике прыжков.

Отсутствие в практике подготовки российских прыгунов на лыжах специальных тренировок на аэродинамическом стенде и на тренажерных установках с биомеханическим контролем каждого прыжка с применением принципа сопряженного воздействия (техника - скоростно-силовые качества) не способствовало качественному и стабильному росту выполнения прыжков на лыжах с трамплина.

Контактная информация: azlydnev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2014.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ К БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Юрий Андреевич Напалков, соискатель, Саратовский военный институт внутренних

войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по подготовке курсантов к боевой деятельности. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; средства, формы, методы огневой и физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые выпускнику вуза ВВ МВД России для эффективной боевой деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к эффективной боевой деятельности.

Ключевые слова: педагогическая модель; формирование готовности; боевая деятельность; вузы внутренних войск МВД России; курсанты; средства огневой и физической подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p75-79

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF BB OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO FIGHTING ACTIVITY, WITH USE OF MEANS OF FIRE

AND PHYSICAL PREPARATION

Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University, Yury Andreevich Napalkov, the competitor, Saratov Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Annotation

In article of researches of authors on justification of pedagogical model of formation of readiness of cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are

presented in article to fighting activity, with use of means of fire and physical preparation. This model includes purposes, the content of activity of the faculty of higher education institution on training of cadets for fighting activity. Besides, it includes methodical system of preparation; means, forms, methods of fire and physical preparation in higher education institution, and the formed qualities necessary for the university graduate of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for effective fighting activity. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of the developed pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia to effective fighting activity is proved.

Keywords: pedagogical model; readiness formation; fighting activity; higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; cadets; means of fire and physical preparation.

В современных условиях значительно возросли требования к уровню боевой готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России. Специфика военно-профессиональной деятельности выпускников вузов внутренних войск МВД России заключается в противодействии терроризму, наведении конституционного порядка в стране, в ликвидации бандитских формирований. [1, 5, 9]. Это требует высокого уровня готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к эффективной боевой деятельности. Имеющиеся научные данные свидетельствует, что при формировании готовности курсантов к эффективной боевой деятельности большое внимание должно уделяться применению средств огневой и физической подготовки. [1-5, 7, 9].

Вместе с тем, практика показывает, что не все выпускники вузов внутренних войск МВД России обладают высокой степенью готовности к эффективной боевой деятельности. [1, 5, 9]. Многие выпускники вузов внутренних войск МВД России испытывают большие трудности при перенесении физических нагрузок во время боя. Это негативно сказывается на меткости стрельбы из разных видов оружия во время ликвидации бандитских формирований. [1, 5, 9]. Недостаточный уровень физической подготовленности, меткости стрельбы на фоне утомления, а также готовности к эффективной боевой деятельности в целом требуют новых подходов к организации огневой и физической подготовки с курсантами во время их обучения в вузах внутренних войск МВД России. Данная проблема не нашли серьезного научного обоснования в методической литературе. До настоящего времени не разработана педагогическая модель формирования готовности у курсантов к эффективной боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. Не раскрыт комплекс дидактических средств, форм и методов комплексного использования средств огневой и физической подготовки для повышения уровня готовности курсантов к боевой деятельности. Не исследованы и не определены показатели, а также критерии, по которым можно определить степень готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к эффективной боевой деятельности

Таким образом, проведенный анализ проблемы формирования готовности курсантов к эффективной боевой деятельности в вузах внутренних войск МВД России позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями современного боя к уровню готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России и недостаточным научным обоснованием комплексного использования средств огневой и физической подготовки при обучении курсантов;

- между необходимостью повышения готовности курсантов к боевой деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием комплекса педагогических мероприятий, стимулирующих эту готовность;

- между большими возможностями комплексного использования средств физической и огневой подготовки для формирования готовности у курсантов к эффективной боевой деятельности и недостаточными возможностями их применения непосредственно в учебной деятельности вузов внутренних войск МВД России.

Для разрешения вышеуказанных противоречий нами была разработана педагогическая модель формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к эффективной боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки (рис.).

Рис. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки

Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по подготовке курсантов к боевой деятельности. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; средства, формы, методы огневой и физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые

выпускнику вуза внутренних войск МВД России для эффективной боевой деятельности [1-10].

Разработанная педагогическая модель прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к эффективной боевой деятельности явились положительные сдвиги в оценке уровня успешности овладения испытуемыми навыками боевой деятельности. Количество испытуемых с «высоким» уровнем развития навыков меткой стрельбы на фоне утомления в экспериментальной группе было достоверно больше на 23,7% по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к эффективной боевой деятельности.

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России, разработанной педагогической модели формирования готовности к эффективной боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10(92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

6. Болотин, А. Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

7. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-35.

8. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 1721.

9. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 40-44.

10. Пашута, В. Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ / В. Л. Па-шута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. -№ 5 (9) - С. 224-230.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

6. Bolotin, A.E. and Bukhanov, A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.

7. Bolotin, A.E., Panchenko, I.A. and Volkov, A.V. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.

8. Bolotin, A.E. and Skripachev, S.A. (2014), "The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.

9. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.

10. Pashuta, V.L. (2010) "Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation", Actual problems ofphysical and special preparation ofpower structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2014.

УДК 796.6

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ

Чингис Тагирович Иванков, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта, Игорь Станиславович Зенченко, Глеб Дмитриевич Костин, Михаил Владимирович Арустамян, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ)

Аннотация

В статье приводятся экспериментальные результаты технологии формирования технического мастерства юных единоборцев 12-14 лет. Утверждается, что процесс совершенствования техники должен основываться на поиске элементов двигательных структур, соответствующих по своей трудности исполнения и главному звену кинематико-динамическим характеристикам соревновательной деятельности, что предусматривает моделирование соревновательных ситуаций с учетом соответствующих требований. Одним из таких подходов является моделирование динамических соревновательных ситуаций на основе тренажерных устройств.

Ключевые слова: единоборцы, юные спортсмены, ситуативный подход, моделирование,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.