Следовательно, рабочая гипотеза исследования полностью подтверждена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании I Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2. Бунак, Б.Б. Методика антропометрических исследований I Б.Б. Бунак. - 3-е изд. - М., Л. : Медиздат, 1931. - 222 с.
3. Медицинский справочник тренера I сост. В. А. Геселевич. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 271 с.
4. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии I В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.
REFERENCES
1. Ashmarin, B.A. (1978), The theory and technique of pedagogical researches in physical training, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russia.
2. Bunak, B.B. (1931), Technique of anthropometrical researches, publishing house “Medizdat”, Moscow-Leningrad, Russia.
3. Geselevich, V.A, (1981), Medical directory of the trainer, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russia.
4. Zatsiorsky, V.M. (1979), Bases of sports metrology, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russia.
5. Approximate programs on subjects. Elementary school (2011), publishing house “Education”, Moscow, Russia.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2012.
УДК 378
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНОБОЕВЫХ ЗАДАЧ
Александр Эдуардович Болотин, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
института по научной работе,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по выявлению требований, предъявляемых к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебнобоевых задач. Авторами установлено, что профессионально подготовленные офицеры - являются главной силой внутренних войск МВД России. Опыт боевого применения подразделений внутренних войск МВД России в современных условиях показал, что они должны постоянно находиться в состоянии боевой готовности к выполнению поставленных задач.
Проведенный анализ служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что к их профессиональной подготовленности предъявляются высокие требования. Особенно высоки эти требования к умению управлять подразделением в ходе боя, к уровню развития общей, скоростной, силовой выносливости и силе; аналитическим способностям; долговременной, оперативной, зрительной памяти; умению быстро принимать правильные решения; собранности; гибкости; хорошо сформированным навыкам ориентирования на местности.
Ключевые слова: требования; боевая готовность; служебно-боевые задачи; профессиональная подготовленность; выпускники вузов; внутренние войска.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p30-35
REQUIREMENTS SHOWN TO GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF OFFICE AND
FIGHTING TASKS
Alexander Eduardovich Bolotin, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor,
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences, deputy chief of institute on scientific work,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the results of researches on detection of the requirements shown to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks. It has been established by the authors that professionally prepared officers - are the main force of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Experience of fighting application of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions showed that they should be constantly in an alert for performance of the objectives.
The carried-out analysis of office and fighting activity of officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia testifies that high requirements are imposed to their professional readiness. These requirements are especially strict in relation to ability to operate division in a course of war actions, to level of development of the general, high-speed, power endurance and force; to analytical skills; longterm, short term memory, visual memory; to ability to make the correct decisions quickly; to concentration; flexibility; to well created skills of land navigation.
Keywords: requirements, combat readiness, office and fighting tasks, professional readiness, graduates of higher education institutions, internal troops.
В современных условиях задача повышения уровня профессиональной подготовленности офицерских кадров для внутренних войск МВД России приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню индивидуальной подготовленности офицера внутренних войск МВД России. Усложнившийся характер обучения и воспитания подчиненного личного состава в обстановке резкого снижения качества призывного контингента требует целенаправленного профессионального развития личности курсанта при обучении в вузах внутренних войск МВД России. Кроме того, повышение ответственности при принятии решений в процессе руководства личным составом в сложных условиях службы в горячих точках, необходимость овладения новыми методами работы по руководству подчиненными в особых условиях такой службы требуют высокого уровня профессионального развития у выпускников вузов внутренних войск МВД России. Поэтому проблема, улучшения качества профессионального развития личности курсанта в вузах внутренних войск МВД России тесно связана с особенностями их служебно-боевой деятельности.
Специфическими особенностями служебно-боевой деятельности офицера внутренних войск МВД России, являются ее непрерывность и резкая динамичность, обусловленные особенностями оперативной обстановки. Особенно напряженная обстановка складывается в ночное время суток и в условиях непогоды, что связано с особенностями тактики действий бандитских групп. В связи с этим, у офицера внутренних войск МВД России не может быть устойчивого распорядка труда и отдыха, в своей деятельности он должен быть готов к немедленному принятию важных служебных решений. В любое время суток и в любых условиях офицер внутренних войск МВД России обязан эффек-
тивно решать свои военно-профессиональные задачи [1-13]. При этом необходимо учитывать, что внутренние войска МВД России, как правило, действуют войсковым, оперативно-войсковым и оперативным способами.
Войсковой способ включает действия подразделений внутренних войск МВД России, в пределах назначенных им участков (районов, зон) по своевременному обнаружению и уничтожению бандитских формирований.
Оперативно-войсковой способ включает разведывательно-поисковые действия подразделений внутренних войск МВД России, которые проводятся на определенных направлениях (участках, в районах, секторах) в целях «зачистки» территории, выявления и задержания боевиков. Они проводятся на всю глубину местности, в пределах района «зачистки».
Оперативный способ включает оперативно-розыскные действия сил и средств, подкрепленные действиями специальных подразделений внутренних войск МВД России по реализации полученных данных в целях своевременного пресечения действий преступников и их задержания.
Поиск боевиков и бандитских групп осуществляется в прикрытом или блокированном районе. Основными способами действий войсковых сил и средств по поиску являются: преследование, прикрытие, блокирование, окружение.
Преследование боевиков осуществляется разведывательно-поисковыми группами, внутренних войск МВД России и вертолетами. Преследование проводится с целью настигнуть и задержать боевиков. Преследование ведется непрерывно с максимальной скоростью и может быть прекращено только по приказу старшего начальника.
Прикрытие заключается в занятии подразделениями внутренних войск МВД России выгодных рубежей на направлениях вероятного движения бандитских групп.
Блокирование заключается в изоляции района вероятного нахождения боевиков войсковыми силами и средствами по определенному рубежу в целях недопущения прорыва бандитских групп за его пределы, ограничения района поиска и обеспечения их задержания или уничтожения.
Проведенный анализ служебно-боевой деятельности выпускников вузов внутренних войск МВД России свидетельствует о большом разнообразии решаемых служебнобоевых задач. Кроме того, офицер внутренних войск МВД России лично отвечает за обеспечение высокой боевой готовности своего подразделения и каждого подчиненного, соблюдение высокой дисциплины, уставного порядка, правильное применение всех сил и средств, использующихся в интересах решения служебно-боевой задачи.
С целью уточнения требований, предъявляемых к выпускникам вузов внутренних войск МВД России, нами был проведен опрос 137 офицеров, имеющих опыт ведения боевых действий.
В результате проведенного опроса была выявлена ранговая структура наиболее важных физических, психофизиологических качеств и военно-прикладных навыков, необходимых выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач (табл.1).
Таким образом, проведенный опрос и анализ служебно-боевой деятельности свидетельствуют о том, что именно профессионально подготовленные офицеры - являются главной силой внутренних войск МВД России. Опыт боевого применения подразделений внутренних войск МВД России в современных условиях показал, что они должны постоянно находиться в состоянии боевой готовности к выполнению поставленных задач.
ВЫВОД. Проведенный анализ служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что к их профессиональной подготовленности предъявляются высокие требования. Особенно высоки эти требования к умению управлять подразделением в ходе боя, к уровню развития общей, скоростной, силовой выносливости и силе; аналитическим способностям; долговременной, оперативной, зри-
тельной памяти; умению быстро принимать правильные решения; собранности; гибкости; хорошо сформированным навыкам ориентирования на местности.
Таблица 1
Ранговая структура наиболее важных качеств и профессиональных навыков, необходимых выпускникам вузов внутренних войск МВД России _______для эффективного выполнения служебно-боевых задач (п=137)______
Значимость (ранговое место) Качества и военно-прикладные навыки Ранговый показатель, %
I. Профессиональные навыки и умения
1 Принимать обоснованные управленческие решения в штатных, нештатных и экстремальных ситуациях 34,7
2 Прогнозировать возможные последствия от принятых решений 25,3
3 Целенаправленно регулировать свою военно-профессиональную активность 18,2
4 Оперативно перестраивать сформировавшиеся социальные и профессиональные стереотипы 14,4
5 Адекватно осознавать свою профессиональную и личную ответственность за результаты своей военно-профессиональной деятельности 7,4
II. Физические качества
1 Общая выносливость 28,6
2 Силовая выносливость 22,4
3 Сила 17,4
4 Ловкость 14,1
5 Координация движений 11,3
6 Остальные физические качества 6,2
III. Военно-прикладные навыки
1 Преодоление препятствий 32,4
2 Метание гранат 27,6
3 Совершение марш-бросков по сильнопересеченной местности 25,2
4 Рукопашный бой 12,3
5 Остальные навыки 2,5
IV. Психофизиологические качества
1 Способность к быстрому переключению внимания 37,2
2 Эмоциональная устойчивость 32,8
3 Быстрота мышления 17,5
4 Остальные психофизиологические качества 12,5
V. Личностные качества
1 Патриотизм, преданность воинскому долгу 34,3
2 Исполнительность, дисциплинированность 25,7
3 Трудолюбие, активность 18,2
4 Требовательность к подчиненным 14,3
5 Честность, справедливость 7,5
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода / А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 14-18.
2. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
3. Зайцев, О.С. Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО / О.С. Зайцев, А. А. Голубев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 78-84.
4. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 46-48.
5. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.
6. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
7. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
8. Сивак, А.Н. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, М.П. Стародубцев, А.Е. Эрастов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 2 (15). - С. 261-267.
9. Сивак, А.Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.
10. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
11. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
12. Строгас, М.В. Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Строгас М.В. - СПб., 1998. - 24 с.
13. Шайхуллин, Т.Д. Методика комплексного применения средств физической подготовки для повышения уровня работоспособности летчиков-инструкторов армейской авиации / Т. Д. Шайхуллин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2009. - № 6 (52). - С. 93-98.
REFERENCES
1. Borisov, A.V. (2007), “Pedagogical technology of the organization physical preparations of officers of radio engineering parts air defense Air Force with use functional differentiated approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.33, No. 11, pp. 14-18.
2. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
3. Zaytsev, O.S. and Golubev, A.A. (2011), “Technology of the readiness formation for service activity among the cadets of antiaircraft defense higher schools”, Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 78-84.
4. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. б0-б3.
5. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.
6. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No.4, pp. 133-13б.
7. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-8б.
8. Sivak, A.N., Starodubtsev, L.S. and Erastov, A.E. (2012), “Technique of carrying out physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions on fight against”, Scientific reviewed journal “Actual problems of physical and special preparation ofpower structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 2б1-2б7.
9. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.
10. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp. 14б-148.
11. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
12. Strogas, M.V. (1998), Formation combat crew readiness command post area air defense to the profession: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
13. Shajhullin, T.D. (2009), “The technique of complex application of physical training to improve health of pilots-instructors of Army aviation”,Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.6, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2012.
УДК 796.07
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
Известно, что более 50% нарушений безопасности движения на сети дорог и нроизвод-ственных браков, связанны с человеческим фактором. Ограниченно годные по психофизиологическим показателям специалисты, компенсируя недостаточно развитые профессионально важные качества, перегружают другие функциональные системы организма, что приводит к повышенному