REFERENCES
1. Bordovskaya, N.V. (2009), Systemology of education: manual, publishing house “Drofa”, Moscow, Russian Federation. ISBN 978-5-358-05175-1
2. Balsevich, V.K. (1991) “Intellectual vector of physical culture of human (the issue of development of physical culture)”, Theory and Practice of Physical Culture, No 7, pp. 37-41.
3. Vydrin, V.M. and Nikolaev, I.M. (1974), “The content, volume and structure of “physical culture” term”, Theory and Practice of Physical Culture, No 9, pp. 8-10.
4. Vydrin, V.M. and Nikolaev, I.M. (1979), “About the value aspect of physical culture”, Theory and Practice of Physical Culture, No 5, pp. 13-15.
5. Kagan, M.S. (1974), Human activity (systems analysis experience), publishing house of political literature, Moscow, USSR
6. Lubysheva, L.I. (1997) “Modern value potential of physical culture and sport, and the ways of its comprehension by society and individuals”, Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 10-15.
7. Nikolaev, I.M. (1976), Physical culture as a part of the socialist culture: dissertation, Leningrad, USSR
8. Nikolaev, I.M. (1999), “Physical culture: human space”, Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 24-31.
9. Ponomarev, N.I. (1971), “Physical Culture as one of the needs of the public development”, Theory and Practice of Physical Culture, No 10, pp. 10-15.
10. Ruzavin, G.I. (1999), Methodology of scientific research, publishing house UNITY, Moscow, Russian Federation. ISBN 5-238-00085-5
11. Stepin, V.S. (2000) Theoretical knowledge, publishing house “Progress-Tradition”, Moscow, Russian Federation. ISBN 5-89826-053-6
Контактная информация: m.a.safronova.science@gmail.com
Статья поступила в редакцию 01.03.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Николаевич Татамиров, адъюнкт,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для обеспечения готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.
В качестве основных психолого-педагогических условий, автор отмечает следующие: направленность обучения курсантов на воспитание высоких морально-боевых и личностных качеств. При этом большое внимание должно уделяться использованию методических приёмов во время подготовки курсантов, раскрывающих смысл и особенности будущей профессиональной деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение достижения высокого уровня профессиональной подготовленности у курсантов, способствующего росту уверенности в своих силах, формированию у них мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к будущей профессиональной деятельности, создание эффективной системы контроля над формированием навыков деятельности в экстремальных ситуациях. При этом особое внимание следует уделять формированию умений, позволяющих успешно достигать поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность; мотивация; профессиональная деятельность; курсанты вузов внутренних войск МВД России; психолого-педагогические условия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p162-167 PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ENSURING READINESS OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO PROFESSIONAL ACTIVITY
Maxim Nikolaevich Tatamirov, graduated in a military academy,
St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of researches of the author on identification of the psychological-pedagogical conditions necessary for ensuring the readiness of graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to professional activity. As the main psychological-pedagogical conditions, the author notes the following: orientation of training of cadets on education of high moral, combat, and personal qualities. Thus, much attention has to be paid on use of methodical tools during preparation of the cadets, opening sense and features of future professional activity. Important psychological-pedagogical conditions are: ensuring achievement of high level of professional readiness at the cadets, promoting growth of confidence in own forces, formation of the motives at them connected with growth of informative interests to future professional activity, creation of the effective monitoring system over formation of skills of activity in extreme situations. Thus, the special attention should be paid to formation of the abilities allowing reaching successfully a goal by creative change of generalized ways of professional activity.
Keywords: readiness, motivation, professional activity, cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, psychological-pedagogical conditions.
Решение задач усиления борьбы с преступностью и незаконными бандитскими формированиями диктует необходимость дальнейшего совершенствования подготовки будущих профессионалов в вузах внутренних войск МВД России. В настоящее время перед вузами внутренних войск МВД России стоят конкретные задачи по формированию у будущих офицеров способностей к активной профессиональной деятельности [1-19].
Анализ действий выпускников вузов внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях показывает, что имеют место случаи слабой подготовленности в вопросах владения оружием, неумение быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и действовать тактически грамотно. Зачастую причинами срыва выполнения боевых задач при проведении военных операций на Северном Кавказе являлись недостаточная огневая, физическая и морально-психологическая подготовленность выпускников вузов внутренних войск МВД России [9-13].
Важнейшим направлением улучшения процесса профессиональной подготовки в вузах внутренних войск МВД России является выявление психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения высокого уровня готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности [1-19].
С целью выявления психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности [6-19] проводился опрос преподавательского состава вузов внутренних войск, Министерства внутренних дел России. Всего в опросе приняло участие 77 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности отмечается направленность обучения курсантов на воспитание высоких моральнобоевых и личностных качеств. При этом большое внимание должно уделяться использованию методических приёмов во время подготовки курсантов, раскрывающих смысл и особенности будущей профессиональной деятельности.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности (п=77)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Направленность обучения курсантов на воспитание высоких моральнобоевых и личностных качеств 19,3
2 Использование методических приёмов во время подготовки курсантов, раскрывающих смысл и особенности будущей профессиональной деятельности 17,7
3 Обеспечение достижения высокого уровня профессиональной подготовленности у курсантов, способствующего росту уверенности в своих силах 15,2
4 Формирование мотивов у курсантов, связанных с ростом познавательных интересов к будущей профессиональной деятельности 14,1
5 Создание эффективной системы контроля над формированием навыков деятельности в экстремальных ситуациях 10,9
6 Направленность обучения курсантов на применение различных приемов, снижающих степень напряженности 9,8
7 Совершенствование содержания и методов профессионального обучения, с целью формирования навыков практической деятельности у курсантов 7,3
8 Формирование умений, позволяющих успешно достигать поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов профессиональной деятельности 5,7
Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение достижения высокого уровня профессиональной подготовленности у курсантов, способствующего росту уверенности в своих силах, формированию у них мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к будущей профессиональной деятельности, Создание эффективной системы контроля над формированием навыков деятельности в экстремальных ситуациях. Большое значение в процессе подготовки курсантов должно уделяться направленности обучения на снижение степень напряженности, а также совершенствование содержания и методов профессионального обучения, с целью формирования навыков практической деятельности у курсантов. При этом особое внимание следует уделять формированию умений, позволяющих успешно достигать поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов профессиональной деятельности.
Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия жизненно необходимы для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности. Создание этих условий позволяет в значительной степени повысить качество профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России к будущей профессиональной деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования показали необходимость создания психолого-педагогических условий для обеспечения готовности выпускников вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности . Эти условия инициируют соответствующую направленность и энергию выпускников вузов внутренних войск МВД России на эффективную военно-профессиональную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
4. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.
6. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 46-48.
7. Ключникова, Н. Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
8. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С.110-113.
9. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.
10. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
11. Сивак, А.Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.
12. Сивак, А. Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.
13. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
14. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
15. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
16. Стародубцев, М. П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (S6). - С. 153-156.
17. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г. В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (S7). - С. 159-163.
1S. Щеголев, В. А. Воспитание и развитие личностных качеств студентов средствами культуры и спорта / В. А. Щеголев // Актуальные вопросы физического воспитания студентов : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. техн. ун-та, 2011. - С. 154-159.
19. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи : монография / В. А. Щеголев, ЮЛ. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 216 с.
20. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel",
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S0, No. 10, pp. 1S5-1S7.
2. Bolotin, A.E. and (2012) Layshev R.A., "Model of process of preparation of draft youth to military service" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
3. Bolotin, A.E. and Zaitsev, O.S. (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 3S-42.
4. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 3S-42.
6. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S2, No. 12, pp. 60-63.
7. Kljuchnikova, N.N. (200S), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. S, pp. 4S-53.
S. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S3, No. 1, pp. 135-13S.
9. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S6, No.4, pp. 133-136.
10. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions
necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.
11. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.
12. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
13. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
14. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
15. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
16. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.
17. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues of physical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.154-159.
18. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student's youth: monograph, publishing house “SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation
19. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2012.
УДК 371.73
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ЕДИНОБОРСТВАХ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Владимир Владимирович Цепелев, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
В статье анализируются показатели технической подготовленности 180 мальчиков, обучающихся в 7-9 классах, в единоборствах на уроках физической культуры, характеризуется взаимосвязь данных результатов и показываются перспективные направления в процессе формирования технических приемов в единоборствах. У мальчиков, обучающихся в седьмом классе, наиболее высокие показатели технической подготовленности (5-балльная шкала оценок) достигнуты при выполнении приемов освобождения от захватов. Учащиеся 8 классов наиболее результативно выполняют стойки и передвижения в стойке, борьбу за предмет, а ученики 9 классов - стойки и передвижения в стойке, борьбу за предмет.
Ключевые слова: учащиеся, единоборства, техническая подготовка, урок физической