5. При сердечно сосудистых заболеваниях наиболее «опасными» являются «зоны риска», однако у людей и спортсменов с проблемами в состоянии сердца и сосудов с повышенным артериальным давлением 10-й месяц ЭГЦ (стрессовый) особенно опасен. Статистически значимое количество внезапной смерти при гипертонии отмечено в 10-й месяц ЭГЦ (1-й месяц от даты рождения).
6. Медицинские обследования спортсменов в зоны риска» позволяют выявлять скрытые недостатки в состоянии здоровья спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь между датами рождения и смерти в популяции Киева / А.М. Вайсерман, П.Е. Григорьев, И.И. Белая, В.П. Войтенко // Геронтология. - 2003. - Т. 12. - № 1. - С. 3-10.
2. Таймазов, В.А. Биоэнергетика спорта / В.А. Таймазов, А.Т. Марьянович. - СПб. : Шатон, 2002. - 122 с.
3. Таймазов, В.А Спорт и иммунитет / В.А Таймазов, В.Н Цыган, Е.Г. Мокеева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 197 с.
4. Шапошникова, В.И. Временная генетическая программа, эндогенного годового цикла индивидуального развития человека и явление ее квантования в процессе онтогенеза / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов, Р.П. Нарциссов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 189-201.
REFERENCES
1. Vayserman A.M., Grigoriev P.E., Belaya, I.I. and Voitenko V.P. (2003), "Interrelation between dates of birth and death in population of Kiev", Gerontology, Vol. 12, No. 1, pp.3-10.
2. Taymazov V.A. and Maryanovich A.T. (2002), Bio-energetics of sport, publishing house "Shaton", St. Petersburg.
3. Taymazov, V.A, Tsigan, V.N and Mokeeva E.G. (2003), Sport and immunity, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
4. Shaposhnikova, V.I., Taymazov, V.A. and Nartsissov, R.P. (2014), "The temporary genetic program of the endogenous annual cycle of individual development of the person and the phenomenon of its quantization in the course of ontogenesis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 1, pp. 189-201.
Контактная информация: shaposhvalentina@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2015.
УДК 37:355
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОМПЛЕКСНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Васильевич Гребенюк, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих комплексность воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России. В качестве основных факторов, определяющих комплексность воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России, респонденты отметили объективную необходимость добросовестного освоения служебно-боевой деятельности, а также необходимость перевода образцов действий из внешнего мира во внутренний план психической реальности военнослужащих. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие недостаточного уровня воспитательного влияния отдельных средств на военнослужащих, а также на недостаточное применение комплексных средств воспитательного влияния на военнослужащих. Большое значение имеют зависимость выработки новых способов и приемов деятельности от комплексного воспитательного влияния на военнослужащих, а также необходимость регулирования активности и
направленности действий военнослужащих. Важными факторами являются не одинаковая степень воспитательного влияния разных средств на военнослужащих и наличие волевого потенциала, позволяющего преодолевать возникающие интеллектуальные, духовные, психологические и физические трудности.
Ключевые слова: факторы; военнослужащие внутренних войск МВД России; комплексность воспитательного влияния; служебно-боевая деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p191-195
FACTORS DEFINING THE COMPLEXITY OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON THE MILITARY PERSONNEL OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Anatoly Petrovich Sharuhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Vasilyevich Grebenuk, the competitor, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the complexity of the educational influence on the military personnel of the internal troops of the ministry of internal affairs of Russia. Article explains the approach to the study of the soldier of the Russian Interior Ministry as an individual, stakeholder with personality and individuality. The conclusion has been done about the need to provide the environment contributing to individual comprehensive development.
Keywords: factors, ministry of internal affairs of Russia, comprehensive educational influence.
В современных условиях на военнослужащих внутренних войск МВД России возлагается большая ответственность по наведению конституционного порядка в стране. [110]. В этом и состоит их социальная составляющая деятельности. Социальная составляющая военнослужащего внутренних войск МВД России проявляется при его взаимодействии с природным миром, социальным и внутренним миром [1].
Природный мир - это мир, в котором господствуют законы природы, с которыми военнослужащий постоянно сталкивается и пытается их использовать для решения слу-жебно-боевых и повседневных задач в ходе предметной деятельности. Без изучения и знания законов природы невозможно успешно решать служебно-боевые задачи.
Социальный мир и его составная часть - военно-социальный мир - это тот мир, в котором военнослужащие пытаются наладить взаимодействие между собой; мир, основным способом включения в который является предметная деятельность, связанная с освоением в процессе специально организованного обучения служебно-должностных обязанностей и выполнением воинского долга. Основная единица предметной деятельности - целенаправленное действие, осуществляемое для достижения полезного прагматического результата при решении стоящих задач.
Взаимодействие военнослужащего с природным и социальным миром выступает фактором становления его профессиональной деятельности и развития в качестве субъекта. С содержательной точки зрения данная линия развития связана, прежде всего, с овладением военнослужащим способами действий, представленными в совокупном слу-жебно-боевом опыте, профессиональном мастерстве, с формированием общих и специальных знаний, умений и навыков, с обучением.
Таким образом, развитие военнослужащего как субъекта индивидуальной служеб-но-боевой деятельности связано первоначально с присвоением военно-социального опыта. После завершения этапа освоения, интериоризованные способы действий включаются в индивидуальную служебно-боевую деятельность, экстериоризуются, и далее военнослужащий как субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, а также вырабатывать новые способы и приемы деятельности, развивать творческие способности [8].
В этом развитии следует выделить следующие компоненты:
а) интеллектуально-познавательный, отражающий то, как военнослужащий осознает различные стороны действительности, в том числе военно-социальной;
б) эмоционально-чувственный, определяющий, как выстраивается и переживается эмоционально-окрашенная картина окружающего мира;
в) ценностно-мотивационный, отражающий систему ценностей, смысловое содержание мотивации (во имя чего, каких высших идеалов военнослужащий осуществляет свои действия) и характеризующий побуждения к соответствующим поступкам;
г) потребностно-целевой, регулирующий активность и направленность действий военнослужащего;
д) волевой, позволяющий преодолевать возникающие интеллектуальные, духовные, психологические и физические трудности;
е) операциональный, дающий возможность с определенной степенью мастерства решать поставленные задачи.
В процессе военной социализации происходит интеграция отношений и способов их реализации в рамках определенного служебно-должностного положения военнослужащего. Лежащие в основе этих отношений мотивы и цели деятельности образуют целостную структуру - направленность личности, которая формируется в процессе комплексного воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России.
Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих комплексность воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 70 преподавателей вузов внутренних войск МВД России, имеющих опыт службы более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих комплексность воспитательного
влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России (п=70)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Объективная необходимость добросовестного освоения служебно-боевой деятельности 18,1
2 Необходимость перевода образцов действий из внешнего мира во внутренний план психической реальности военнослужащих 17,3
3 Наличие недостаточного уровня воспитательного влияния отдельных средств на военнослужащих 15,2
4 Недостаточное применение комплексных средств воспитательного влияния на военнослужащих 14,5
5 Зависимость выработки новых способов и приемов деятельности от комплексного воспитательного влияния на военнослужащих 10,5
6 Необходимость регулирования активности и направленности действий военнослужащих 9,8
7 Наличие волевого потенциала, позволяющего преодолевать возникающие интеллектуальные, духовные, психологические и физические трудности 7,7
8 Не одинаковая степень воспитательного влияния разных средств на военнослужащих 6,9
В качестве основных факторов, определяющих комплексность воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России, респонденты отметили объективную необходимость добросовестного освоения служебно-боевой деятельности, а также необходимость перевода образцов действий из внешнего мира во внутренний план психической реальности военнослужащих. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие недостаточного уровня воспитательного влияния отдельных средств на военнослужащих, а также на недостаточное применение комплексных средств воспитательного влияния на военнослужащих. Большое значение имеют зависимость выработки новых способов и приемов деятельности от комплексного воспитательного влияния на военнослужащих, а также необходимость регулирования активности и
направленности действий военнослужащих. Важными факторами являются не одинаковая степень воспитательного влияния разных средств на военнослужащих и наличие волевого потенциала, позволяющего преодолевать возникающие интеллектуальные, духовные, психологические и физические трудности.
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость комплексного воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России.
ВЫВОД. Смысл воспитания военнослужащего состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное становление его как индивидуальности, которое позволит наиболее успешно самореализоваться ему как воину-гражданину. А комплексность воспитательного влияния на военнослужащего предполагает внимательное изучение индивидных, субъектных, личностных и индивидуально-самобытных его характеристик и создание учебно-методической, социально-психологической, материально-технической, служебно-практической, информационно-убеждающей среды, способствующей разностороннему индивидуально-самобытному росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
6. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.
7. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-35.
8. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 1721.
9. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 40-44.
10. Зюкин, А.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirement made to graduâtes of higher éducation institutions of internai troops of the Ministry of Internai Affairs of Russia to effective implementation of
office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
6. Bolotin, A.E. and Bukhanov A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.
7. Bolotin, A.E., Panchenko I.A. and Volkov, A.V. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.
8. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.
9. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.
10. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.01.2015.
УДК 796.011
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
Основными составляющими концептуального подхода к конструированию креативно-оздоровительной деятельности на общенаучном уровне являются исторический, системный и дея-тельностный подходы, на конкретно-научном - культурологический, антропологический, синерге-тический подходы и на предметно-тематическом - личностный, феноменологический, герменевтический, социологический и когнитивно-поведенческий подходы. Именно эти составляющие концептуального подхода могут показать, что образование, культура и здоровье представляют собой фундаментальную основу здоровьесберегающей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка, а так же способны актуализировать педагогический потенциал танцевального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. Обобщая представленные подходы, необходимо отметить, что ни один из них не предстаёт в «чистом» виде, все они взаимосвязаны общим основанием - творческой деятельностью обучающихся и педагогов, дополняют друг друга. Именно в таком процессе возможно получение нового знания об изучаемом