5. Sabirova I.A., Sedochenko S.V., Lomakin A.A.(2011), "Computer stabilografiya in research of statokinetichesky stability in bullet firing ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 140-143.
6. Sabirova I.A., Germanov G.N. (2014), "Formation of a rational izgotovka of shooters when using means of urgent information", Teorija ipraktika fizicheskoj kultury, No. 3, pp. 66-68.
7. Shestakov, M.P. (2007), Stabilometriya use in sports, publishing house "Divizion", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2014.
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Юрий Андреевич Напалков, преподаватель, Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности. Результаты ранжирования показателей готовности курсантов к боевой деятельности свидетельствуют, что основным из них являются: высокие показатели стрельбы из автомата АКМ, ручного пулемета, гранатомета и пистолета ПМ, а также высокая точность в стрельбе из разных видов штатного оружия на фоне значительного утомления. Сюда же можно отнести высокие показатели развития общей и скоростной выносливости, а также показатели в развитии навыков преодоления препятствий и совершении маршей с полной выкладкой. Большое значение имеют показатели в развитии силы и силовой выносливости, переноске различных видов оружия, а также хорошо развитые умения эффективного использования рельефа местности для скоростной стрельбы. Выявленные показатели готовности курсантов к боевой деятельности позволяют определить направленность педагогического процесса в вузах внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: показатели готовности; вузы внутренних войск МВД России; курсанты; боевая деятельность; средства физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p40-44
INDICATORS OF READINESS OF THE CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO FIGHTING ACTIVITY
Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Yury Andreevich Napalkov, the teacher, Saratov Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the indicators of readiness of cadets of the higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity. Results of ranging of the indicators of readiness of cadets to fighting activity testify that high rates of firing from the AKM machine gun, the manual machine gun, the grenade launcher and the gun PM, and high precision in firing from the different types of the regular weapon against considerable exhaustion are the basic among them. Here it is possible to carry the high rates of development of the general and high-speed endurance, and indicators in development of skills for overcoming of the
obstacles and commission of marches with the full pack. Indicators in development of force and power endurance, in carrying of different types of the weapon, and well-developed abilities for effective use of the configuration of the ground are of great importance for high-speed firing. The revealed indicators of readiness of the cadets to fighting activity allow defining the orientation of the pedagogical process in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: readiness indicators, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, fighting activity, means of physical preparation.
В настоящее время на внутренние войска МВД России возлагаются серьезные задачи по борьбе с терроризмом и бандитскими формированиями. Эти войска находятся в постоянной боевой готовности и участвуют в боевых действиях по наведению конституционного порядка в стране. Поэтому в вузах внутренних войск МВД России на первый план выдвигается подготовка курсантов к боевой деятельности. Сложившаяся система профессиональной подготовки курсантов в вузах внутренних войск МВД России требует оптимизации с целью уточнения показателей, обеспечивающих формирование готовности курсантов к боевой деятельности. Основным недостатком, сложившейся системы профессиональной подготовки курсантов в вузах внутренних войск МВД России, является слабая связь между разными элементами профессиональной подготовки с показателями, обеспечивающими формирование готовности курсантов к боевой деятельности. Знание этих показателей обеспечит более качественное протекание учебного процесса в вузах внутренних войск МВД России.
В боевой деятельности офицера внутренних войск МВД России выделяются действия, которые основываются на применении вооружения и техники с целью своевременного обнаружения и пресечения деятельности бандитских групп и формирований. Большое значение имеет оперативная деятельность, которая включает оперативно-розыскную и разведывательную деятельность. Она проводится соответствующими подразделениями на основе особых положений. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется для выявления и пресечения действий бандитских групп. В ходе этой деятельности выявляется круг лиц, подготавливающих террористические акты и другие преступления, связанные с угрозой внутренней безопасности Российской Федерации.
Формами боевой деятельности подразделений внутренних войск МВД России являются поиск бандитских групп и специальные действия по их уничтожению. Важное место в подготовке курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности принадлежит выявлению показателей их готовности к боевой деятельности. Основываясь на результатах анализа опроса специалистов (n=154), а также корреляционной связи эффективности боевой деятельности с основными показателями готовности к ней, были установлены эти показатели (табл. 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности боевой деятельности с основными
показателями готовности к ней у курсантов вузов внутренних войск МВД России
№ п/п Показатели готовности курсантов к боевой деятельности Эффективность боевой деятельности
1 Высокие показатели стрельбы из автомата АКМ, ручного пулемета, гранатомета и пистолета ПМ +0,71
2 Высокая точность в стрельбе из разных видов штатного оружия на фоне значительного утомления +0,68
3 Высокие показатели развития общей и скоростной выносливости +0,53
4 Высокие показатели в развитии навыков преодоления препятствий и совершении маршей с полной выкладкой +0,49
5 Высокие показатели в развитии силы и силовой выносливости, переноске различных видов оружия +0,47
6 Высокие показатели в скорости стрельбы, передвижения по полю боя, создания инженерных заграждений +0,38
7 Высокие показатели в развитии навыков эффективного использования рельефа местности для стрельбы +0,29
Исследования показали, что основным из них являются: высокие показатели стрельбы из автомата АКМ, ручного пулемета, гранатомета и пистолета ПМ, а также высокая точность в стрельбе из разных видов штатного оружия на фоне значительного утомления. Сюда же можно отнести высокие показатели развития общей и скоростной выносливости [1-17], а также показатели в развитии навыков преодоления препятствий и совершении маршей с полной выкладкой. Большое значение имеют показатели в развитии силы и силовой выносливости, переноске различных видов оружия, а также хорошо развитые умения эффективного использования рельефа местности для скоростной стрельбы. Выявленные показатели готовности курсантов к боевой деятельности позволяют оптимизировать направленность педагогического процесса в вузах внутренних войск МВД России. Вышеперечисленные показатели очень важны для поиска и уничтожения боевиков и бандитских групп. Специфическими особенностями боевой деятельности выпускников вузов внутренних войск МВД России, являются ее непрерывность и резкая динамичность. Практика показывает, что особенно напряженная обстановка складывается в ночное время суток и в условиях непогоды. Это связано с особенностями тактики действий бандитских групп. В связи с этим, выпускники вузов внутренних войск МВД России должны профессионально решать боевые задачи в любое время суток и в любых условиях. Боевые действия с бандитскими формированиями показали, что они проходят с очень высокой интенсивностью. Очень часто победа достигается распылением и истощением сил противника. Современная боевая деятельность требует от выпускников вузов внутренних войск МВД России новой тактики и высокого уровня огневой и физической подготовленности для осуществления новых форм боевых действий.
ВЫВОД. Таким образом, проведенные исследования показали необходимость систематического и комплексного использования физических упражнений и огневой подготовки для формирования у курсантов вузов внутренних войск МВД России готовности к боевой деятельности в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.
4. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
5. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
6. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.
7. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99).
- С. 16-21.
8. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.
- № 3 (37). - С. 3-9.
9. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального
снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В. Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116 .
10. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.
11. Таймазов, В. А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
12. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
13. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека /
B.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
14. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
15. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. -
C. 83-86.
16. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
17. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), "Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation", Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.
2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
4. Bolotin, A.E. and Layshev R. A.(2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
6. Bolotin, A.E. and Rudenko G.V. (2013), "The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.
7. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
8. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), "Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.
9. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), "The organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.
10. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), "The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations", Uchenye zapiski universiteta
imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.
11. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
12. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
13. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
14. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
15. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Simulation in the field of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
16. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
17. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2014.
УДК 796.853.234
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ (КАТА) В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Артем Владимирович Ильин, аспирант Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В процессе выполненного исследования было осуществлено изучение и анализ современного состояния литературы по теоретическим и практическим аспектам подготовки дзюдоистов, применяющих в своем тренировочном процессе комплекс соревновательных упражнений (ката). В соответствии с поставленной целью внимание было сосредоточено на разработке методики подготовки дзюдоистов 15-16 лет, с применением комплекса соревновательных упражнений (ката). Данная методика включала в себя впервые разработанные технико-тактический и теоретический планы подготовки. На основании статистического анализа качественных и количественных результатов эксперимента, проявляющиеся в улучшении результатов выступления на соревнованиях, повышении показателей соревновательной деятельности, сделано заключение об эффективности разработанной методики подготовки для дзюдоистов 15-16 лет, включающей комплекс соревновательных упражнений (ката). Результаты работы могут быть использованы в СДЮСШОР, ДЮСШ и других спортивных клубах, ориентированных на подготовку дзюдоистов юношеского возраста.
Ключевые слова: комплекс соревновательных упражнений (ката), тренировочный процесс, юноши и девочки 15-16 лет.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p44-48
APPLICATION OF THE COMPLEX OF COMPETITIVE EXERCISES (KATA) IN THE TRAINING OF JUDOISTS AT THE AGE OF 15-16
Artem Vladimirovich Ilyin, the post-gradient student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The study and analysis of the current state of the literature on theoretical and practical aspects of the preparation of judoists, applying in their training process the complex of the competitive exercises