личности с такими качествами, как толерантность, дисциплинированность, коммуникативная компетентность и т.д. Валеологическое направление направлено на укрепление здоровья обучающихся. Данные направления могут быть реализованы как в рамках основных занятий по физической культуре, так и секционных.
Организационно-деятельностный компонент. Интегративную технологию (процессуальную модель) формирования физической культуры личности возможно подразделить на частные технологии формирования её компонентов, т.к. формирование каждого компонента - отдельная социально-педагогическая задача (особенно с учётом возвращения физкультурно-спортивного комплекса ГТО).
Оценочно-результативный компонент. Физическая культура личности может быть сформирована на одном из пяти уровней: творческом, образованности, грамотности, ситуативном и нулевом. Дефицит объёма статьи не позволяет привести критерии оценки и градации уровней компонентов физической культуры личности, а также взаимосвязи между ними. Высшие уровни физической культуры личности не могут быть диагностированы без должного уровня взаимосвязи с иными качествами и социально-профессиональной компетентностью в целом.
Заключение. Авторами разработана педагогическая модель формирования физической культуры личности студентов, составленная с учётом современных моделей физического воспитания. Она соответствует всем целям образовательного процесса, а её применение способствует формированию всесторонне развитой личности обучающегося.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.
REFERENCES
1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students' personal physical culture as life activity resource", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 32-35.
2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Factor risk models of weak education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2014.
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Анатолий Васильевич Петренко, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию показателей готовности подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Результаты ранжирования показателей готовности подразделений свидетельствуют, что основным из них являются: высокий уровень специальной готовности к ведению боевых действий у личного состава подразделения и отличные качественные характеристики систем вооружения и
техники. Сюда же можно отнести высокую степень физической готовности личного состава к ведению боевых действий, а также наличие опыта ведения боевых действий и выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп. Большое значение имеет высокая степень готовности к применению правильной тактики при ведении боевых действий в районе вооруженных конфликтов, уровень развития морально-боевых качеств у личного состава подразделения, а также хорошо развитые умения командиров управлять подразделениями в нестандартных ситуациях боевой деятельности. Выявленные показатели готовности подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций позволяют оптимизировать направленность педагогических мероприятий.
Ключевые слова: показатели готовности; подразделения внутренних войск МВД России; контртеррористические операции; ранговая структура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p116-120
INDICATORS OF READINESS OF DIVISIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR CARRYING OUT THE COUNTER-TERRORIST OF OPERATIONS
Anatoly Vasilyevich Petrenko, the competitor, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of researches of the author on justification of the indicators of readiness of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for carrying out the counter-terrorist operations. Results of ranging of the indicators of readiness of divisions testify that the basic from them are: high level of the special readiness for conducting the combat operations at staff of division and excellent qualitative characteristics of the systems of arms and equipment. Here it is possible to carry high degree of the physical readiness of staff for conducting the combat operations, and also experience of the conducting the combat operations and performance of the complex challenges of liquidation of gangster groups. High degree of readiness for application of the correct tactics at conducting the combat operations around armed conflicts, the level of development of the moral and combat qualities at staff of division, and also well-developed abilities of commanders to operate divisions in non-standard situations of the fighting activity is of great importance. The revealed indicators of readiness of the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for carrying out counter-terrorist operations allow optimizing the orientation of the pedagogical actions.
Keywords: readiness indicators, divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, counter-terrorist operations, rank structure.
Начало XX1 века ознаменовано тяжелой общественно-политической обстановкой в мире. На первый план вышел международный терроризм во всех его проявлениях. Об этом говорят события и на Ближнем Востоке, и в Европе, и, к сожалению, на территории Российской Федерации. Террористическая война выражается как в точечных террористических актах, так и локальном терроризме в форме вооруженных конфликтов. Можно предположить, что в настоящее время и в обозримом будущем вероятность возникновения военных конфликтов различного масштаба будет возрастать. Это обусловлено рядом противоречий как глобального, так и регионального уровней. [2, 5, 6, 8, 9].
Ситуация в России позволяет оценить военно-политическую обстановку внутри страны, особенно в южных регионах, как нестабильную, которая при соответствующих условиях может перерастать в вооруженные конфликты. Внутренние войска МВД России наряду с другими силовыми ведомствами принимают самое непосредственное участие в урегулировании вооруженных конфликтов. [2, 5, 6, 8, 9].
За последние годы внутренние войска приобрели значительный опыт по действиям в районах межнациональных конфликтов. Этот опыт в определенной степени нашел свое отражение в рекомендациях, учебно-методических материалах, был опробован в ходе тактико-специальных и командно-штабных учений и закрепляется на практике. [1-
9].
Конфликт в Северо-Кавказском регионе привел к существенным изменениям во взглядах на подготовку к участию и тактику действий войск при урегулировании вооруженных конфликтов, выявил проблемные вопросы, потребовал отказаться от некоторых старых подходов в боевом использовании войск. Это обусловлено изменением тактики упорным сопротивлением незаконных вооруженных формирований, большим пространственным размахом боевых действий, применением бандитами тактики партизанской войны, упорным сопротивлением незаконных вооруженных формирований и другими факторами. В свою очередь, это вызвало необходимость пересмотра вопросов подготовки внутренних войск МВД России к ведению ими боевых действий применительно к сложившимся условиям. Ключевым вопросом в решении данной проблемы является выявление показателей, характеризующих готовность подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций.
Основываясь на результатах анализа опроса специалистов, а также корреляционной связи эффективности боевой деятельности с основными показателями готовности подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций, нами была определена ранговая структура корреляционной зависимости эффективности боевых действий от этих показателей (таблица 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности боевой деятельности подразделений,
внутренних войск МВД России во время проведения _контртеррористических операций_
Ранг Показатели готовности подразделений к проведению контртеррористических операций Эффективность боевой деятельности
1 Высокий уровень специальной готовности к ведению боевых действий у личного состава подразделения +0,81
2 Отличные качественные характеристики систем вооружения и техники у личного состава подразделения +0,78
3 Высокая степень физической готовности личного состава к ведению боевых действий +0,63
4 Наличие опыта ведения боевых действий и выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп +0,59
5 Высокая степень готовности к применению правильной тактики при ведении боевых действий в районе вооруженных конфликтов +0,47
6 Высокий уровень развития морально-боевых качеств у личного состава подразделения +0,43
7 Высокая эффективность управления подразделениями в нестандартных ситуациях боевой деятельности +0,38
8 Высокая степень владения военным искусством командирами подразделений +0,29
Исследования показали, что основным показателями являются: высокий уровень специальной готовности к ведению боевых действий у личного состава подразделения и отличные качественные характеристики систем вооружения и техники. Сюда же можно отнести высокую степень физической готовности личного состава подразделений внутренних войск МВД России, а также наличие опыта ведения боевых действий и выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп. Большое значение имеет высокая степень готовности к применению правильной тактики при ведении боевых действий в районе вооруженных конфликтов, уровень развития морально-боевых качеств у личного состава подразделения, а также хорошо развитые умения командиров управлять подразделениями в нестандартных ситуациях боевой обстановки. Выявленные показатели готовности подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций позволяют оптимизировать направленность педагогических мероприятий.
ВЫВОД. Таким образом, проведенные исследования показали значимую роль специальной и физической готовности личного состава подразделений внутренних войск
МВД России к проведению контртеррористических операций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А. Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.
6. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
7. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 24-28.
8. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
9. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) for fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Erastov A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
6. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
7. Bolotin, A.E. and Skripachev, S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of a training load during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
8. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
9. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2014.
УДК 338.46
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Анатолий Сергеевич Полынский, кандидат исторических наук, проректор, Евгения Викторовна Кулагина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Омский государственный институт сервиса
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития туризма Тарского муниципального района Омской области, на территории которого расположены значимые памятники истории, архитектуры и искусства, археологии. Согласно программным документам, характеризующим стратегию социально-экономического развития Омской области, для развития региональной туристской отрасти планируется формирование туристского кластера, и Тарский муниципальный район определен как под-кластерная территория. На основе анализа компонентов туристского потенциала Тарского района сделано заключение о наличии структурных условий кластеризации региональной туристской сферы и показана необходимость создания процессных условий для активизации производственно-функционального взаимодействия участников кластерных связей. Опыт проведенного исследования может быть использован при развитии туристского потенциала территории с позиции кластерного подхода.
Ключевые слова: кластерный подход, туристские ресурсы, Тарский муниципальный район.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p120-126
DEVELOPMENT OF TOURIST POTENTIAL TARSKI MUNICIPAL DISTRICT OF OMSK REGION FROM THE POSITION OF THE CLUSTER APPROACH
Anatoliy Sergeevich Polynskiy, the candidate of historical science, Vice-Rector, Eugenia Viktorovna Kulagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Omsk State Institute of Service
Annotation
In this article we are talking about the development of tourism Tarski municipal district of Omsk region. The area has significant historical monuments, art and architecture, archeology. On the territory of the Omsk region is planned to create a tourism cluster. It will promote the development of regional tourism. Tarski municipal district is defined as the structure of the cluster territory. Analysis of the components of the tourist potential of the territory Tarski district revealed the presence of the structural conditions clustering of the regional of the tourism sector and the need to create conditions for the production and activation of functional interaction between members of the cluster compounds. Experience of research can use during the development of tourist potential of the area from the position of the cluster approach.
Keywords: cluster approach, tourist resources, Tarski municipal district.