Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России посредством занятий единоборствами'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России посредством занятий единоборствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СРЕДСТВА ЕДИНОБОРСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Андрей Владимирович

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств, респонденты отметили разработку специальных комплексов физических упражнений, с использованием единоборств по воспитанию морально-волевых качеств, а также увеличение доли физических упражнений, направленных на воспитание морально-волевых качеств в ходе занятий единоборствами. Респонденты обратили внимание на наличие таких психолого-педагогических условий как разработку отдельных планов по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе единоборств, а также на необходимость создания благоприятной обстановки для проявления морально-волевых качеств во время единоборств. Большое значение в воспитании морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России имеют привлечение к процессу воспитания морально-волевых качеств ветеранов боевых действий, а также разработка объективных критериев оценки уровня развития морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России. Важными психолого-педагогическими условиями являются постоянная пропаганда высокой значимости морально-волевых качеств, для боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России и дифференцированный подход к выбору средств единоборств, для воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology-pedagogical conditions needed for moral and volitional qualities formation among the military personnel of the Interior troops of the Russian Ministry of internal affairs through the course of martial arts

Results of researches of the author on identification of the psychology and pedagogical conditions needed for increase of efficiency in training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities by the means of single combats are presented in article. As the main psychology and pedagogical conditions needed for increase of efficiency in training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities by the means of single combats, respondents noted the development of the special complexes of physical exercises with use of single combats in training to the moral and strong-willed qualities, and also expanding of share of the physical exercises directed at education of the moral and strong-willed qualities during occupations by the single combats. Respondents paid crucial attention to the existence of such psychology and pedagogical conditions as development of separate plans for the education of moral and strong-willed qualities among the military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of the single combats, and also to need in modeling of the favorable situation for manifestation of the moral and strong-willed qualities during the single combats practice. There is a great importance in frames of training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities given to the attraction of the veterans of the military operations into the process of the moral and strong-willed qualities formation, and also development of the objective criteria for assessment of the level of the moral and strong-willed qualities development among the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Critical psychology and pedagogical conditions include the continuous promotion of the high importance of the moral and strong-willed qualities for fighting activity of the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the differentiated approach to the choice of means of the single combats for training the military personnel to the moral and strong-willed qualities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России посредством занятий единоборствами»

УДК 796.011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Андрей Владимирович Семенов, соискатель,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств.

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств, респонденты отметили разработку специальных комплексов физических упражнений, с использованием единоборств по воспитанию морально-волевых качеств, а также увеличение доли физических упражнений, направленных на воспитание морально-волевых качеств в ходе занятий единоборствами. Респонденты обратили внимание на наличие таких психолого-педагогических условий как разработку отдельных планов по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе единоборств, а также на необходимость создания благоприятной обстановки для проявления морально-волевых качеств во время единоборств. Большое значение в воспитании морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России имеют привлечение к процессу воспитания морально-волевых качеств ветеранов боевых действий, а также разработка объективных критериев оценки уровня развития морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России. Важными психолого-педагогическими условиями являются постоянная пропаганда высокой значимости морально-волевых качеств, для боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России и дифференцированный подход к выбору средств единоборств, для воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; военнослужащие внутренних войск МВД России; морально-волевые качества; средства единоборств.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p168-171

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NEEDED FOR MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES FORMATION AMONG THE MILITARY PERSONNEL OF THE INTERIOR TROOPS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS THROUGH THE COURSE OF MARTIAL ARTS

Andrey Vladimirovich Semenov, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

Results of researches of the author on identification of the psychology and pedagogical conditions needed for increase of efficiency in training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities by the means of single combats are presented in article. As the main psychology and pedagogical conditions needed for increase of efficiency in training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities by the means of single combats, respondents noted the development of the special complexes of physical exercises with use of single combats in training to the moral and strong-willed qualities, and also expanding of share of the physical exercises directed at education of the moral and strong-willed qualities during occupations by the single combats. Respondents paid crucial attention to the existence of such psychology and pedagogical conditions as development of separate plans for the education of moral and strong-willed qualities among the military personnel of internal troops of the Min-

istry of Internal Affairs of Russia in the course of the single combats, and also to need in modeling of the favorable situation for manifestation of the moral and strong-willed qualities during the single combats practice. There is a great importance in frames of training the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the moral and strong-willed qualities given to the attraction of the veterans of the military operations into the process of the moral and strong-willed qualities formation, and also development of the objective criteria for assessment of the level of the moral and strong-willed qualities development among the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Critical psychology and pedagogical conditions include the continuous promotion of the high importance of the moral and strong-willed qualities for fighting activity of the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the differentiated approach to the choice of means of the single combats for training the military personnel to the moral and strong-willed qualities.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, moral and strong-willed qualities, means of single combats.

Проведённый анализ теории и практики воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России свидетельствует, что традиционная педагогическая система работает не эффективно. В настоящее время режим и содержание работы по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России, формы деятельности преподавателей вошли в противоречие с новыми требованиями, предъявляемыми боевой деятельностью к проблеме воспитания этих качеств. [1-7]. В этих условиях актуальной становится проблема подготовки и воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России на занятиях единоборствами. Это предполагает выявление психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств.

При обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств мы исходили из того, что создаваемая система должна быть мобильной. Эти условия должны оптимизировать процесс воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России, при согласовании психолого-педагогических и организационно-управленческих факторов [1, 2, 4, 5].

Для определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств, был проведён опрос 79 специалистов по физической подготовке и спорту. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.

В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России на занятиях единоборствами. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств, респонденты отметили разработку специальных комплексов физических упражнений, с использованием единоборств по воспитанию морально-волевых качеств, а также увеличение доли физических упражнений, направленных на воспитание морально-волевых качеств в ходе занятий единоборствами.

Респонденты обратили внимание на наличие таких психолого-педагогических условий как разработку отдельных планов по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе единоборств, а также на необходимость создания благоприятной обстановки для проявления морально-волевых качеств во время единоборств. Большое значение в воспитании морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России имеют привлечение к процессу

воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России ветеранов боевых действий, а также разработка объективных критериев оценки уровня развития морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих

внутренних войск МВД России средствами единоборств (п=79)

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Разработка специальных комплексов физических упражнений, с использованием единоборств по воспитанию морально-волевых качеств 19,9

2 Увеличение доли физических упражнений, направленных на воспитание морально-волевых качеств в ходе занятий единоборствами 17,3

3 Разработка отдельных планов по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе единоборств 14,7

4 Создание благоприятной обстановки для проявления морально-волевых качеств во время единоборств 12,8

5 Разработка объективных критериев оценки уровня развития морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России 12,2

6 Привлечение к процессу воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России ветеранов боевых действий 10,3

7 Постоянная пропаганда высокой значимости морально-волевых качеств, для боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России 7,7

8 Дифференцированный подход к выбору средств единоборств, для воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих 5,1

Важными психолого-педагогическими условиями являются постоянная пропаганда высокой значимости морально-волевых качеств, для боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России и дифференцированный подход к выбору средств единоборств, для воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих.

Проведенное исследование позволяет заключить, что под «психолого-педагогическими условиями» следует понимать:

- совершенствование структуры воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;

- совершенствование управления воспитанием морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России, с использованием средств единоборств;

- введение в учебный процесс гибких, вариативных учебных планов и программ, позволяющих максимально использовать личностно-ориентированный подход к воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;

- привлечение к педагогическому процессу воинских коллективов;

- повышение педагогической квалификации преподавателей в вопросах воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств;

- научно и учебно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

Таким образом, предложенная классификация педагогических условий позволяет в

целом успешно осуществлять воспитание морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России. Выявленные в ходе исследований психолого-педагогические условия в наибольшей степени влияют на эффективность воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий, для эффективного воспи-

тания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

5. Болотин, А. Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 35-38.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

7. Болотин, А. Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Layshev, R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

5. Bolotin, A.E. and Panchenko, I.A., Volkov, A.V. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.

6. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

7. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.