Научная статья на тему 'Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций'

Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Петренко Анатолий Васильевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Данная модель раскрывает содержание технологии военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций, а также средства, формы и методы обучения. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной модели военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Петренко Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model for the military vocational training of the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations

The article presents the results of authors researches on justification of the pedagogical model for the military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations. This model reveals the content of technology of the military vocational training for the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations, and also means, forms and methods of training. In the course of the pedagogical experiment high efficiency of the developed model for the military vocational training of the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations has been proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций»

5. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения : учебное пособие / С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2004. - 60 с.

6. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, И.М. Смоленская. -Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 27 с.

7. Тупицин, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И.О. Тупицын. - М. : Педагогика, 1985. - 85 с.

8. Тур, А.Ф. Анатомо-физиологические особенности детского возраста // Руководство по педиатрии / А.Ф. Тур. - М. : Медгиз, 1960. - Т. 1. - С. 136-146.

9. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации - 2010 [Электронный ресурс] // URL : http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/otchety/6. - Дата обращения 23.12.2013.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N., Levushkin S.P. and Smolenskaya I.M. (2007), Standards of morph-functional development of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

2. Blinkov, S.N. (2012), "Influence of physical activities of various orientation on a condition of regulation of vegetative functions of an organism of schoolgirls of 7-17 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 2, pp. 22-26.

3. Gasymov, I.I. (1973), To studying of a functional condition of cardiovascular system at children and teenagers with vascular dystonia hyper- and hypotonic type, dissertation, Baku.

4. Kositsky, G. I. (1959), Sound method of research of arterial pressure, publishing house "Medgiz", Moscow.

5. Levushkin, S.P. (2004), Standards of morph-functional development of school students of Ulyanovsk of different types of a constitution: Manual, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S.P., Blinkov, S.N. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morph-functional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk..

7. Tupitsin, I.O. (1985), Age dynamics and adaptation changes of cardiovascular system of school students, Pedagogics, Moscow.

8. Tur, A.F. (1960), "Anatomical and physiological features of children's age", Management on pediatrics, publishing house "Medgiz", Moscow, Vol. 1, pp. 136-146.

9. The state report on position of children in the Russian Federation - 2010, available at: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/otchety/6.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.12.2014.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Анатолий Васильевич Петренко, соискатель, Военный институт внутренних войск МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Данная модель раскрывает содержание технологии военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведе-

нию контртеррористических операций, а также средства, формы и методы обучения. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной модели военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций.

Ключевые слова: педагогическая модель; подразделения внутренних войск МВД России; военно-профессиональная подготовка; контртеррористические операции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p25-30

PEDAGOGICAL MODEL FOR THE MILITARY VOCATIONAL TRAINING OF THE DIVISIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO CARRYING OUT THE COUNTER-TERRORIST OPERATIONS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University, Anatoly Vasilyevich Petrenko, the competitor, Military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of authors researches on justification of the pedagogical model for the military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations. This model reveals the content of technology of the military vocational training for the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations, and also means, forms and methods of training. In the course of the pedagogical experiment high efficiency of the developed model for the military vocational training of the divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations has been proved.

Keywords: pedagogical model, divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, military vocational training, counter-terrorist operations.

В современных условиях, когда внутренние противоречия в государстве по-прежнему остаются острыми а, в отдельных регионах, находятся на гране межнациональных конфликтов, роль и значение внутренних войск МВД России, как войск обеспечивающих правопорядок, значительно возрастает. [2, 8, 9].

Соответственно, возрастают и требования к подготовке всего личного состава войск, задействованного для защиты прав и свобод граждан от преступных и иных посягательств. Без качественной и целенаправленной подготовки выполнить такие ответственные задачи невозможно. Поэтому, первоочередное значение придается подготовке войск к выполнению служебно-боевых задач при проведении контртеррористических операций. [1-7].

Современный командир должен четко осознать свое место и свою роль во всей сложной системе обучения, управлении подчинёнными, знать и всесторонне учитывать особенности конкретной обстановки и специфику боевых условий, вырабатывать способность принимать грамотные и инициативные решения и умение настойчиво проводить их в жизнь. Для того чтобы приобрести необходимые для этого качества командир должен знать основы науки управления и на основе теоретических знаний формировать практические умения, которые в последующем постоянно обогащать войсковым опытом.

Фундамент подготовки соединений и частей внутренних войск к выполнению возложенных задач, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах закладывается в процессе боевой подготовки.

Боевая подготовка внутренних войск - это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подразделений для проведения специальных операций и выполнения других задач в соответствии с предназначением. Боевая подготовка является одним из основных разделов служебно-боевой деятельности соединений, воинских ча-

стей и подразделений в мирное и военное время и при выполнении задач при проведении контртеррористических операций.

Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств к действиям при проведении контртеррористических операций. Ответственность за ее организацию и состояние несут командиры соединений и воинских частей внутренних войск. Она включает: обучение командиров (офицеров, прапорщиков, сержантов), подготовку органов управления и войск.

Постоянная готовность войск к действиям при чрезвычайных обстоятельствах является основной задачей и достигается проведением систематической, целенаправленной, комплексной подготовки к действиям в экстремальных условиях, всеобщим обучением личного состава, основу которого составляют практические занятия, тренировки и учения.

На тактических занятиях подразделения необходимо обучать выполнению задач по ликвидации групп незаконных вооруженных формирований и других задач, решаемых воинскими частями и подразделениями в непрерывно меняющейся обстановке, максимально приближенной к реальным условиям.

Занятия должны проводиться с учетом конкретных примеров действий войск и способов действий незаконных вооруженных формирований.

Напряженность в процессе боевой подготовки достигается увеличением физических и нервно-психических нагрузок путем создания обстановки с наличием таких трудностей, как:

- интенсивность световых и звуковых раздражителей, характерных для боя;

- проведение работы и выполнение функциональных обязанностей в трудных погодных и климатических условиях;

- выполнение нормативов в условиях, приближенных к боевой действительности;

- активная длительная деятельность в средствах защиты;

- проведение занятий и стрельб в ночных условиях;

- постоянное воздействие условного противника;

- применение средств имитации;

- быстрая смена вводных и тактической обстановки; неожиданное проведение тренировок по боевой готовности.

Для внесения в процесс боевой подготовки элементов опасности и риска на занятиях, командирам подразделений необходимо предусмотреть:

- преодоление различных препятствий;

- метание боевых гранат на ходу и из укрытия;

- форсирование водных преград вплавь и на подручных средствах;

- отработку способов отражения нападения в различных условиях обстановки.

В то же время проведенный нами анализ программ военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций показывает, что их содержание не в полной мере способствует эффективному повышению готовности подразделений к решению боевых задач. Это связано с низкой эффективностью системы их военно-профессиональной подготовки. Практика показывает, что не до конца решены вопросы, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций, повышением эффективности процесса подготовки подразделений, внутренних войск МВД России, к проведению контртеррористических операций. Изучение практики проведения контртеррористических операций свидетельствует, что низкое качество военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России, не способствует повышению уровня их готовности к боевой деятельности. Это приводит к снижению эффективности их военно-профессиональной деятельности при проведении контртеррористических операций.

В целях преодоления указанных противоречий, была разработана педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Данная модель представлена на рисунке 1._

Система военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций

I

Технология военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций

I этап «Прогностический» II этап «Планирования» III этап «Практический» IV этап «Итоговый»

Основные задачи этапов:

- определение степени готовности подразделений к боевым действиям; - изучение особенностей и тактико-технических действий подразделений при проведении контртеррористических операций. - планирование военно-профессиональной подготовки; - определение целей подготовки; - обеспечение процесса военно-профессиональной подготовки подразделений. - проведение процесса обучения подразделений, с учетом особенностей контртеррористических операций; - проведение учений, теоретических и практических занятий на полигоне в учебном центре. - анализ подученных результатов; - оценка уровня подготовленности подразделений для боевой деятельности; - корректировка процесса военно-профессиональной подготовки, с учетом недостатков.

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России

Организация военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России

Концептуальные основы военно-профессиональной подготовки: цель, задачи, принципы, содержание

I

Элементы организации военно-профессиональной подготовки подразделений ВВ МВД

России: планирование, обучение руководителей занятий, контроль, учет, мотивация и др.

I

Средства, методы и формы подготовки подразделений внутренних войск МВД России

+

Результат военно-профессиональной подготовки: оценка деятельности подразделений

ВВ МВД России при проведении контртеррористических операций

Рис.1. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций

Эта модель раскрывает содержание технологии военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций, а также средства, формы и методы обучения. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной модели военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. [2, 8, 9]. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели военно-профессиональной подготов-

ки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций служили показатели боевой деятельности во время учений. Испытуемые экспериментальной группы более эффективно решали боевые задачи во время учений. В экспериментальной группе эти результаты в среднем на 23-24% были выше по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

ВЫВОД. В ходе проведенного исследования выявлено, что организация военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России, с учетом решаемых боевых задач, является важнейшим условием для эффективного проведения контртеррористических операций. Разработанная модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России позволяет в значительной степени повысить уровень готовности личного состава к проведению контртеррористических операций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А. Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.

6. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

7. Болотин, А. Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.

8. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

9. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) for fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Erastov A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.

6. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

7. Bolotin, A.E. and Skripachev, S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of a training load during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.

8. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

9. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

УДК 797.122.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ

Константин Сергеевич Вишняков, старший тренер по гребле на байдарках и каноэ, ФГБУ Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва

Аннотация

В статье анализируются тренировочные программы молодежной и основной сборной команды России в гребле на байдарках. Выявлены положительные моменты и недостатки в построении годичного тренировочного цикла, особенно специально подготовительного и соревновательного этапов. Указан перспективный путь решения проблем, суть которого заключается в корректировке распределения объемов и интенсивности тренировочных средств на основе учета закономерностей развития и сохранения спортивной формы.

Ключевые слова: структура, содержание, годичный тренировочный цикл, гребля на байдарках, сборные команды России.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p30-34

ANALYSIS OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE ANNUAL TRAINING CYCLE OF THE RUSSIAN NATIONAL TEAM IN CANOEING

Konstantin Sergeevich Vishnyakov, the head coach in canoeing junior team, Center of sports preparation of National teams of Russia, Moscow

Annotation

The article analyzes the training programs for the youth and the main Russian national team in canoeing. It identified the positive aspects and disadvantages in the planning of one-year training cycle, especially the preparatory and competitive phases. It specified the promising way for the problems solving, the essence of which is to adjust the distribution of the volume and intensity of training means on the basis of patterns for development and preservation of the sports fitness.

Keywords: structure, contents, one-year training cycle, canoeing, national teams of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.