signing ofprograms by improving types of aerobics, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Manuylenko E.V.(2009), "Individual programmers forming healthy life style for students", Theory and practice of the physical culture, No. 2, pp. 44-46.
5. Saikina, E.G. (2008), "Fitness in physical training system", News of Herzen University,, Vol. 68, No. 2, pp. 182-190.
Контактная информация: dance-mania@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.08.2012.
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
института по научной работе, Игорь Николаевич Зюкин, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления. В качестве основных организационно-педагогических условий, авторы отмечают следующие: обоснование и разработка структурно-функциональной педагогической модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления; включение в процесс боевой подготовки отдельных планов, программ по воспитанию психологической и нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности. Кроме того, к числу важных условий соискатели относят постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.
Ключевые слова: внутренние войска; мотивация; профессиональное становление; офицеры; организационно-педагогические условия; личностные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p83-86
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE EDUCATION OF PERSONAL QUALITIES AT OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL FORMATION
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate ofpsychological sciences, deputy chief of institute
on scientific work, Igor Nikolaevich Zyukin, the competitor, St.-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of researches of the author on identification of the organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of professional formation. As the main organizational and pedagogical conditions, authors mark the following: justification and development of structurally functional pedagogical model of education of personal qualities at officers of internal troops of
the Ministry of Internal Affairs of Russia in process of their professional formation; inclusion in the process of combat training of separate plans, programs on education of psychological and neuroemotional stability to influence of adverse factors of office and fighting activity. Besides, the competitors refer the continuous search of ways of increase of level of motivation to service at young officers to number of important conditions; active application of means of physical preparation for development of courage, determination, persistence, insistence and other moral and strong-willed qualities; development of pedagogical measures for reduction of terms of adaptation of young officers to service in internal troops.
Keywords: internal troops, motivation, professional formation, officers, organizational and pedagogical conditions, personal qualities.
Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.
Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: межнациональные конфликты, борьба с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе, организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и «кадровый ресурс». Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.
Эти проблемы особенно актуализировались в последние годы в условиях попыток государственной власти и ее верховных институтов провести конкретные мероприятия по укреплению государственности, наведению порядка в системе государственного управления. В таких условиях на офицеров внутренних войск МВД России возлагается большая ответственность по наведению порядка в стране. Практика службы офицеров внутренних войск МВД России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высоким уровнем развития личностных качеств. Служба в частях внутренних войск требует от офицеров проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, взаимовыручки и других. Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволяет нам сделать вывод о том, что формирование личностных качеств у выпускников вузов внутренних войск МВД России является важным этапом на пути их становления как профессионалов [1-4].
Между тем, сложившаяся к настоящему времени система воспитательной работы в подразделениях внутренних войск не соответствует требованиям современного общества, не обеспечивает эффективного решения служебных задач. В приказах Командующего внутренними войсками отмечаются недостатки в воспитательной работе, особенно с молодыми офицерами, выпускниками вузов внутренних войск МВД России. Им не хватает профессионализма и достаточного уровня развития личностных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. Все вышесказанное требует пересмотра воспитательной работы с офицерами внутренних войск в период их профессионального становления. Главной целью воспитательной работы в настоящее время должно стать формирование всесторонне и интеллектуально развитой, профессионально подготовленной, морально и нравственно устойчивой личности офицера внутренних войск.
Анализ практики показывает, что во внутренних войсках все еще имеются существенные недостатки в воспитательной работе с выпускниками вузов внутренних войск МВД России. У некоторых молодых офицеров отмечается безразличие к службе, отсут-
ствие стремления к профессиональному росту. Основными причинами наличия этих недостатков являются: низкий нравственно-интеллектуальный уровень, недостаточный уровень развития личностных качеств у молодых офицеров внутренних войск МВД России к решению служебных задач. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации воспитательного процесса в частях и подразделениях внутренних войск, слабого использования психолого-педагогического потенциала офицерских коллективов.
В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием и созданием условий для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления.
С целью выявления организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления был проведен опрос опытных офицеров, имеющих стаж службы 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования личностных качеств у офицеров внутренних войск _МВД России в период профессионального становления (п=78) _
Ранговое место (значимость) Организационно-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Обоснование и разработка структурно-функциональной педагогической модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления 19,7
2 Включение в процесс боевой подготовки отдельных планов, программ по воспитанию психологической и нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности 17,1
3 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров 15,2
4 Активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств 14,3
5 Применение коллективных тактических и физических упражнений для воспитания командно-методических умений и качеств коллективного взаимодействия в боевой обстановке 11,7
6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств 9,8
7 Выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств 7,9
8 Разработка педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках 5,3
В качестве основного организационно-педагогического условия, необходимого для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления, отмечается необходимость обоснования и разработки структурно-функциональной педагогической модели воспитания у них личностных качеств. Кроме того, к числу важных условий респонденты отнесли постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.
Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия жизненно необходимы для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних
войск МВД России в период профессионального становления. Создание этих условий позволит в значительной степени улучшить процесс воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально -личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 60-61.
2. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 48-53.
3. Сошкин, П. А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Kaysin A.S. (2011) "Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 60-63.
2. Sivak, A.N. and Andreev, Y.Y (2012), "Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations in cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 48-53.
3. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.08.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОФИЦЕРОВ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педаго-