Научная статья на тему 'Развитие государственно-патриотических качеств личности будущего офицера войск национальной гвардии РФ: военно-эстетический аспект'

Развитие государственно-патриотических качеств личности будущего офицера войск национальной гвардии РФ: военно-эстетический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВОЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / NATIONAL GUARD / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY-AESTHETIC IMPACT / MILITARY-AESTHETIC VALUES / MILITARY-AESTHETIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкин Евгений Александрович

Статья посвящена актуальной проблеме государственно-патриотического воспитания будущих офицеров в военном вузе посредством воздействия на их эмоционально-чувственную сферу в ходе образовательного процесса. Выявлена и обоснована детерминация государственно-патриотического и военно-эстетического воспитания. В статье предпринята попытка раскрыть педагогические пути и условия военно-эстетического воздействия на будущих офицеров войск национальной гвардии РФ с целью формирования офицера-патриота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STATE-PATRIOTIC QUALITIES OF THE FUTURE OFFICER’S PERSONALITY IN NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION: MILITARY-AESTHETIC ASPECT

The article is devoted to a topical problem of the state-patriotic education of future officers in military institutions of higher education through the influence on their emotional and sensual sphere in the course of the educational process. The paper identifies and substantiates the determination of state-patriotic and military-aesthetic education. The article attempts to reveal the pedagogical ways and conditions of military-aesthetic impact on the future officers of the National Guard Troops of the Russian Federation with the aim of forming a patriotic officer.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-патриотических качеств личности будущего офицера войск национальной гвардии РФ: военно-эстетический аспект»

Курочкин Евгений Александрович

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОМ ГВАРДИИ РФ: ВОЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИИ АСПЕКТ

Статья посвящена актуальной проблеме государственно-патриотического воспитания будущих офицеров в военном вузе посредством воздействия на их эмоционально-чувственную сферу в ходе образовательного процесса. Выявлена и обоснована детерминация государственно-патриотического и военно-эстетического воспитания. В статье предпринята попытка раскрыть педагогические пути и условия военно-эстетического воздействия на будущих офицеров войск национальной гвардии РФ с целью формирования офицера-патриота. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/12-4/61 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 4. C. 210-213. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

210

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4

УДК 371.486

Статья посвящена актуальной проблеме государственно-патриотического воспитания будущих офицеров в военном вузе посредством воздействия на их эмоционально-чувственную сферу в ходе образовательного процесса. Выявлена и обоснована детерминация государственно-патриотического и военно-эстетического воспитания. В статье предпринята попытка раскрыть педагогические пути и условия военно-эстетического воздействия на будущих офицеров войск национальной гвардии РФ с целью формирования офицера-патриота.

Ключевые слова и фразы: национальная гвардия; государственно-патриотическое воспитание; военно-эстетическое воздействие; военно-эстетические ценности; военно-эстетическое восприятие.

Курочкин Евгений Александрович, к. пед. н.

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации kurochkin. 74@mail.ru

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ: ВОЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Создание Федеральной службы войск национальной гвардии в нашем государстве и характер преобразований, происходящих в соединениях и воинских частях, с особой важностью ставят вопрос о личности будущего офицера Росгвардии. Высокие требования к содержанию и уровню развития личностных качеств у курсантов предъявляются во всех направлениях воспитания в военном вузе (военно-профессиональное, государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое) [8], но наиболее актуальны они в государственно-патриотическом аспекте, которое на современном этапе призвано формировать и в дальнейшем развивать качества, необходимые для успешного и качественного выполнения задач, поставленных перед войсками национальной гвардии, в том числе для эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом в России [3].

Проведенные А. Т. Абдуллаевым, О. А. Овчинниковым, В. Я. Гожиковым, В. Е. Уткиным, С. Н. Томили-ной, С. В. Манецкой и др. авторами исследования патриотического воспитания курсантов и военнослужащих показывают, что их современное состояние, условия и средства не позволяют достичь того уровня патриотизма, который требуется для эффективного выполнения обязанностей офицерами в России, в том числе офицерами войск национальной гвардии РФ, созданных на базе внутренних войск МВД России. Актуализирует данную тему также и то, что в большей степени курсантами вузов войск национальной гвардии РФ становятся выпускники общеобразовательных школ без специализированной военной подготовки, где «патриотическое» возводится на уровень государственного, а не только этнического или регионального.

Важным для раскрытия темы является определение сущности патриотизма как результата педагогического воздействия на личность будущего офицера в целостном образовательном процессе.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что патриотизм является ценностной ориентацией будущего офицера, формируемой у него в процессе обучения в военном вузе. При этом Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации детализирует данное понятие, определяя патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [5].

Сегодня нашему государству «необходимы офицеры-патриоты с развитыми профессионально-личностными качествами и государственным мышлением, для которых служение Отчизне - дело, которому они отдают себя полностью, без остатка. В этой связи государственно-патриотическая идея призвана стать важнейшим элементом духовной атмосферы военного вуза. Однако возможности традиционных форм подготовки будущих офицеров ограничены и не могут в полной мере обеспечить у будущего офицера требуемый уровень государственно-патриотического сознания» [4, с. 76].

Под государственно-патриотическим воспитанием в войсках правопорядка понимается «деятельность командиров (начальников) и должностных лиц органов военного управления по воздействию на сознание военнослужащих в целях воспитания гражданской ответственности, формирования и развития чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением конституционных прав и обязанностей по защите интересов Родины» [9, с. 13].

Сущность государственно-патриотического воспитания состоит в «организованной, целенаправленной, систематической деятельности государственных институтов, командиров, штабов, органов по работе с личным составом, учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности» [1, с. 22].

При этом воспитание курсантов в военном вузе рассматривается как целостная педагогическая система, сущность которой заключается в обеспечении совокупности взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития каждого курсанта как личности с высокоразвитыми качествами гражданина-патриота, готовой к самосовершенствованию

гражданских, патриотических и профессиональных качеств, необходимых для успешной реализации задач будущей профессиональной деятельности [10].

Таким образом, государственно-патриотическое воспитание в вузе войск национальной гвардии РФ направлено на формирование патриотических качеств личности будущего офицера: любви к Отечеству и народу России, осознания глубокой связи и единства с ними, а также умения и готовности к их проявлению в различных сферах служебно-боевой деятельности [9].

Результативность процесса государственно-патриотического воспитания можно повысить, если постоянно воздействовать на курсанта военно-эстетическими средствами, имеющимися в военном вузе, так как именно эмоционально-чувственное переживание и оценивание идеального и реального побуждает к выработке и закреплению ценностных ориентаций и убеждений. Именно сопереживая и восхищаясь окружающей значимой и героической действительностью, военной историей страны и войск, примерами самоотверженного служения государству, можно искренне полюбить Россию и ее народ, уважать ее историю, гордиться подвигами и делами воинов и офицеров, определяя их за образцы поведения!

Важнейшим из военно-эстетических средств государственно-патриотического воспитания будущих офицеров является сам процесс военной службы в ходе обучения в вузе. Организованность, напряженность и динамизм воздействуют на эмоционально-чувственную сферу будущего офицера, побуждая его к творческой деятельности по принятым образцам.

Профессия офицера в России, в том числе и офицера войск национальной гвардии РФ, привлекает потому, что требует самоотверженной и напряженной деятельности, решительности и самостоятельности, высокого мастерства и профессионализма. Эти стороны деятельности восхищают и всецело формируют в будущем офицере качества патриота своей страны.

Государственно-патриотическое воспитание будущих офицеров будет проходить более успешно, если в процессе военной службы и обучения поощряется творческое начало, поддерживаются передовые начинания в служебно-боевой деятельности, при этом необходимо помнить, что «эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к любому виду деятельности» [6, с. 414].

Большое значение в процессе государственно-патриотического воспитания будущих офицеров имеет образовательный процесс. Обучение - основа профессиональной подготовки специалистов, неотъемлемая часть процесса воспитания, где государственно-патриотическому воспитанию будет способствовать воздействие на эмоционально-чувственную сферу будущих офицеров всех сторон образовательного процесса.

Военно-эстетический аспект обучения заключен в гармоничности и стройности теоретической и практической деятельности будущих офицеров и научно-педагогического состава, в красоте насыщенного и интересного занятия, умного и тонкого педагогического приема. «Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти...» [Там же].

Задача научно-педагогического состава состоит в том, чтобы, раскрывая военно-эстетические качества изучаемых предметов и явлений, всемерно способствовать развитию чувства возвышенного в защите Отечества, позволяющего восхищаться и наслаждаться глубиной, стройностью и внутренней гармонией не только патриотических теорий и положений, но и местом и ролью в данном деле каждого курсанта. Так, генерал-фельдмаршал М. С. Воронцов в своей работе «О потребности познаний в науках для офицеров генерального штаба» писал по этому поводу так: «Военная история очищает рассудок от бесплодных пустых теорий, из книг в голову набитых, выгоняет из оной все излишнее, все педантское и возвышает дух воинов, представляя им великих мужей и поощряя к подражанию оным. "Да будем таковы, как были они". Мысль сию в каждом, духом возвышенном воине возбуждает чтение геройских подвигов великих мужей прошедших веков или же современников. Ради сего, и по глубочайшему убеждению нашему, изо всех офицеру Генерального штаба необходимых познаний признаем военную историю за важнейшую и ставим ее свыше всех прочих» [7, с. 81].

Особую роль в государственно-патриотическом воспитании будущих офицеров, наряду с процессом обучения, играет воспитательная работа, проводимая командирами и органами по работе с личным составом в установленное распорядком дня время и вне его.

Воспитательная работа всегда была и остается составной частью образовательной деятельности высших военно-учебных заведений. Ее основными задачами являются: формирование и развитие у курсантов государственно-патриотического сознания, верности Отечеству, конституционному и воинскому долгу [11].

Разнообразие и возможности воспитательной работы в военном вузе войск национальной гвардии РФ позволяют насыщать проводимые мероприятия эмоционально-чувственным содержанием, при этом военно-эстетический аспект воспитания патриотизма включает [2]:

- формирование и развитие у курсантов военно-эстетического отношения к службе и учебе через преодоление физических и морально-психологических трудностей, осознание и переживание единения себя со значимой для нашего народа великой целью - защитой Отечества. Решение этой задачи неотделимо от развития у курсантов ярких представлений и понятий о совершенном, идеальном образе будущей деятельности офицера войск национальной гвардии РФ, о прекрасном и возвышенном в защите Отечества, в выполнении воинского долга перед народом России;

- эмоциональный показ и раскрытие государственно-патриотических сторон всех общественных процессов в российском обществе. Важно развить у будущих офицеров взгляды, вкусы и потребности в созидании значимой и творческой деятельности во благо Родины, при этом давать не только нравственную, но и эстетическую оценку любым социальным явлениям и фактам;

212

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4

- развитие критического подхода к недостаткам и отрицательным явлениям в служебно-боевой деятельности, личной недисциплинированности воинов войск национальной гвардии России. Важно при этом формировать у будущих офицеров такое отношение к нарушениям, чтобы они в последующем сдерживали себя от совершения их не под страхом наказания, а потому что видели и эстетически переживали их негативность, а значит, и их безнравственность, сводящуюся к предательству делу служения обществу;

- формирование высоких морально-боевых качеств, в том числе государственно-патриотических, военно-эстетическими средствами и, в первую очередь, силой искусства, через художественные образы военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии России - героев страны, проявивших мужество и отвагу при исполнении обязанностей военной службы, путем использования требования одного из методов воспитания - метода примера;

- воспитание будущих офицеров на ярких примерах жизни и деятельности выдающихся русских полководцев, на боевых традициях войск национальной гвардии России, на примерах подвигов солдат и офицеров в мирное и военное время. Именно здесь уместно разъяснение военно-эстетических категорий: «героическое», «трагическое», «возвышенное», «романтичное»;

- формирование отношения к качественной учебе и ратному труду как первейшей жизненной потребности будущего офицера, доставляющей моральное и эстетическое удовлетворение. В этом плане существенную помощь могут оказать умело использованные примеры подвигов и героических поступков военнослужащих войск национальной гвардии РФ в разные периоды развития страны и по всем направлениям служебно-боевого применения воинских частей и подразделений, самостоятельное изучение обучающимися жизненного пути командующих и главнокомандующих войсками национальной гвардии РФ, их заместителей, а также генералов, внесших неоценимый вклад в дело защиты государства и граждан от посягательств на их интересы, развитие войск и формирование их авторитета;

- оказание помощи будущим офицерам в военно-эстетическом самообразовании и самовоспитании, а также руководство этим процессом. Целесообразно создавать условия, при которых на будущих офицеров воздействует государственно-патриотическая среда окружающей действительности, применяя военно-эстетические средства и методы ее восприятия и переживания. В таких условиях курсанты самостоятельно будут готовить себя к будущей деятельности, развивать в себе морально-психологические и боевые качества личности, необходимые для формирования компетенций военного специалиста войск национальной гвардии России.

Таким образом, в ходе образовательного процесса в военном вузе имеются все возможности по формированию у будущих офицеров государственно-патриотических взглядов и убеждений военно-эстетическими средствами, выработке привычек поведения в соответствии с предложенными идеальными образцами офицера-патриота в государстве. Наиболее эффективное решение этой задачи возможно лишь тогда, когда воспитание патриотических качеств будет осуществляться военно-эстетическими средствами и методами на каждом занятии и мероприятии. Государственно-патриотическое воспитание будущих офицеров национальной гвардии РФ в военном вузе необходимо осуществлять в различных формах, многообразными средствами и приемами воздействия, что способствует глубокому осознанию величия воинского долга, выработке правильного отношения к службе во благо государства, разностороннему развитию личности будущего офицера, формированию высоконравственного поведения.

Список литературы

1. Абдуллаев А. Т. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России: дисс. ... к. пед. н. М., 2006. 191 с.

2. Военная педагогика [Электронный ресурс]: учебник. М.: ГУВР МО РФ, 2008. URL: http://guap.ru/guap/kaf71/meth/ 1_3.pdf (дата обращения: 30.09.2016).

3. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. 523 с.

4. Гожиков В. Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2001. 203 с.

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-1:he-basis-of-the-state-program-/1:he-concept-of-pa1:riotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program (дата обращения: 01.10.2016).

6. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 583 с.

7. О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов и статей / сост. Ю. А. Галушко, А. А. Колесников; под ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. 368 с.

8. Положение об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. М.: ГКВВ МВД России, 2005. 48 с.

9. Руководство по организации информационно-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России.

М.: ГКВВ МВД России, 2014. 87 с.

10. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-kursantov-morskogo-vuza-suschnost-i-opredelenie (дата обращения: 04.10.2016).

11. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание: компетентностный подход [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 04.10.2016).

THE DEVELOPMENT OF STATE-PATRIOTIC QUALITIES OF THE FUTURE OFFICER'S PERSONALITY IN NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION: MILITARY-AESTHETIC ASPECT

Kurochkin Evgenii Aleksandrovich, Ph. D. in Pedagogy Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation kurochkin. 74@mail.ru

The article is devoted to a topical problem of the state-patriotic education of future officers in military institutions of higher education through the influence on their emotional and sensual sphere in the course of the educational process. The paper identifies and substantiates the determination of state-patriotic and military-aesthetic education. The article attempts to reveal the pedagogical ways and conditions of military-aesthetic impact on the future officers of the National Guard Troops of the Russian Federation with the aim of forming a patriotic officer.

Key words and phrases: National Guard; state-patriotic education; military-aesthetic impact; military-aesthetic values; military-aesthetic perception.

УДК 378.1

Статья содержит описание организации проектной деятельности в Южном федеральном университете. Особое внимание отводится модулю «Введение в проектную деятельность», его теоретической и практической составляющим. Рассмотрены три этапа работы над проектом: подготовительный этап (лекции и семинары), основной этап (реализация проектов), заключительный этап (защита проектов). Особое внимание отведено методической оценке проектной деятельности и анализу полученного практического опыта.

Ключевые слова и фразы: неделя академической мобильности; введение в проектную деятельность; проектная деятельность; погружение в проект; реализация проекта; защита проекта.

Нешенко Анна Владимировна, к. филол. н.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону 2290305@mail. т

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В настоящее время перед российскими вузами стоит задача разработки трендов научно-образовательного процесса, способствующих повышению качества обучения, оптимизации образовательного процесса, развитию междисциплинарных исследований, созданию конкурентоспособных образовательных программ, дающих преимущества на рынке научных и образовательных услуг.

В рамках Недели академической мобильности (далее - НАМ), обязательного компонента образовательного процесса при освоении образовательных программ всех факультетов и направлений бакалавриата, специа-литета и магистратуры, реализуемого два раза в год, Южным федеральным университетом в 2015 году была внедрена учебная дисциплина «Введение в проектную деятельность» [2]. Следует отметить, что дисциплина «Введение в проектную деятельность» - часть модуля проектной деятельности, предполагающая реализацию одного проекта каждый год на протяжении всего обучения в бакалавриате и специалитете (всего три проекта за обучение) и 1 проекта за два года обучения в магистратуре [5].

Дисциплина «Введение в проектную деятельность» реализована в 2015-2016 учебном году в ЮФУ в виде лекций и семинаров. Лекции руководителя образовательной программы в период осенней НАМ были призваны сформировать представление студентов о проектной деятельности. Под проектной деятельностью понимается:

- комплекс поисковых (информационных), исследовательских (научных), практических (ориентированных на результат), творческих (оригинальных) действий, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы;

- деятельность, предназначенная для создания уникального, не существовавшего ранее результата, имеющего социальное значение [2].

На конкретных примерах студентам была продемонстрирована разница между видами проектов: информационно-аналитическим (ознакомительно-ориентированным), исследовательским, прикладным (практико-ориентированным) и творческим. Особое внимание было отведено этапам работы над проектом: подготовительному, основному и заключительному [Там же].

Семинары, подготовительный этап работы над проектом или погружение в проект проводились под руководством консультантов-тьюторов, преподавателей кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков ЮФУ в виде круглых столов. Семинары были разработаны согласно трем шагам: 1) презентация проектных тем участникам, 2) формирование проектных групп и планирование проекта, 3) утверждение плана работы проектных групп.

С целью знакомства с проектными темами было создано пять круглых столов, согласно количеству заявленных тем. В 2015-2016 учебном году студентам-бакалаврам 1 курса Института филологии, журналистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.