22. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1975. — 203 с.
23. Разумовский, В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 1996. — 208 с.
24. Саяаматов, Ю. П. Как стать изобретателем. — М.: Просвещение, 2006. — 271 с.
25. Соколов, Б. А. Технические и технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках специальной технологии. — М.: ВНМ Центр Госпрофобра СССР, 1988. — 35 с.
26. Столяров, Ю. С. Техническое творчество школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
27. Тайнщкий, В. А. Моделирование и конструирование в обучении физике. — Челябинск: Рекпол, 2009. - 179 с.
28. Татур, Ю. Г. Системное проектирование высшего образования : автореф. дис. ...докт. пед. наук. — СПб., 2000. — 52 с.
29. Узнадзе, А. Н. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. — 412 с.
30. Фарапонтова, Э. А. Психологические вопросы совершенствования подготовки школьников к труду. — М., 1982. — 42 с.
31. Хорошавин, С. А. Физико-техническое моделирование. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
32. Шапкин, А. В. Формирование технического мышления курсантов вузов внутренних войск на занятиях по огневой подготовке : автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2005. — 24 с.
33. Якиманская, М. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1979. — 87 с.
34. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивация: Избранные труды. — Воронеж, 1998. — 304 с.
УДК 355.51
О.Л. Поминова*, Е.А. Курочкин**
Создание условий для военно-эстетического воспитания в курсантских подразделениях вуза внутренних войск
Статья посвящена раскрытию средств, способствующих повышению эффективности военноэстетического воспитания курсантов военных институтов.
Ключевые слова: военно-эстетическое воспитание, процесс воинской деятельности, образовательная деятельность, воинский быт, искусство, самодеятельное художественное творчество.
O.L. Pominova*, E.A. Kurochkin**. Creation of conditions for military and aesthetic upbringing of cadets in the sub-units of the institute of internal troops. The article show the measures which favor the effectiveness of military and aesthetic up-bringing of the cadets of the military institutes.
Keywords: military and aesthetic up-bringing; the process of military activity; educational activity; army; art; amateur art creative work.
Духовная культура офицера внутренних войск, обеспечивающая ему адаптацию к обществу и стабилизирующая его деятельность, проявляется не только через морально-этическую сущность. Ее военно-эстетический компонент способствует выработке особого эмоционального отношения офицера к миру. Поэтому основными задачами военно-эстетического воспитания в военном вузе является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное во всех сферах жизни: службе, труде, общении, природе, искусстве и др.
Основу военно-эстетического в воинской деятельности составляет выразительность предметов и явлений действительности, т.е. то, что имеет определенную форму и стало объектом бескорыстного созерцания. Имеются в виду возвышенность ратного дела в России, красота и изящность внешнего вида и военной формы одежды, красота оружия и техники, красота чёткой дисциплины, чести, достоинства военного человека, красота человеческих отношений, войсковой дружбы и товарищества, красота разнообразных добрых поступков будущих офицеров.
Процесс «военно-эстетического распредмечивания» начинается с первых дней учебы будущего офицера в вузе — с влияния на его сознание облика ближайшей военной предметной среды: обстановки в
* Поминова, Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент. Санкт-Петербург ул. Пилютова, д. 1. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Курочкин, Евгений Александрович, преподаватель кафедры педагогики Пермского военного института внутренних войск МВД России, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д.1. E-mail: [email protected].
* Pominova, Olga Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chain of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Military, associate professor.
** Kurochkin , Eugeny Alexandrovich, military post-graduate student correspondence at St Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces.
© Поминова О.Л., Курочкин E.A., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
вузе и своей казарме; внешнего вида окружающих его военнослужащих и гражданского персонала вуза; их общения между собой; затем его собственной одежды и быта; предоставленных ему прав и обязанностей и связанных с этим ограничениями и лишениями, и, наконец, осознания им своего места и роли в этой сложной системе. Само осознание рождающихся при этом ощущений и переживаний должно приходить и от офицеров, и от сержантов: «Красив в строю — силен в бою!», «Товарищ курсант, посмотрите, как красиво заправлена соседняя кровать...», «Строевые приемы должны выполняться красиво.» и т. д. В России офицера потому всегда считали главным носителем прекрасного и героического, что в нем идеалы людей проявились непосредственно, будучи представлением о совершенстве их собственного бытия.
Подгонка обмундирования каждому индивидуально, требования уставов к выправке, внешнему виду, общение курсантов, соблюдение воинских ритуалов, наглядное военно-патриотическое оформление территории части, казарм, рабочих мест, музейное дело, концертная деятельность и культурно-досуговая работа создают широкие условия для военно-эстетического воспитания и самовоспитания каждого будущего офицера. Правильная организация службы и быта подчиненных, личный пример в выполнении воинского долга, образованности и собственные военно-эстетические установки и вкусы и стремление их удовлетворять позволяют воздействовать на будущих офицеров с целью эмоционально насыщенного и духовно-возвышенного восприятия окружающей его действительности, внедрять в него установку на военно-эстетическое формообразование во всех сферах воинской деятельности, а также умение передавать другим свой военно-эстетический опыт.
Важнейшим из средств военно-эстетического воспитания будущих офицеров является сам процесс воинской деятельности. Давно замечено, что беспорядок, нестройность, несогласованность рождают отрицательную реакцию, производят отталкивающее впечатление. И, напротив, порядок, стройность, согласованность оказывают положительное воздействие, вызывают благоприятное впечатление. Первым признаком красоты какого-либо предмета считается согласованность частей целого. Слаженность, организованность всех частей целого, соответствие внешнего облика предмета его внутренней сущности называется гармонией.
Соответствие представлений будущего офицера о воинской деятельности (идеальное), сформированное обществом через семью, школу и средства массовой информации, существующему воинскому порядку в части и подразделении (реальное) вызывает в нем чувства восхищения и чувственноэмоционального удовлетворения. И в то же время осознание курсантом возвышенных целей службы способствует формированию у него чувства гордости за то, что он является вооруженным защитником интересов личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств.
Многие военные профессии, в т.ч. и офицера внутренних войск, привлекают молодежь потому, что требует напряженной и творческой деятельности, высокого мастерства. Военно-эстетическое воспитание будущих офицеров будет проходить более успешно, если в процессе воинской деятельности поощряется творческое начало, поддерживаются передовые начинания. Борьба за повышение классности, достижение высокого профессионального мастерства, рационализация и изобретательство раскрывают творческие силы курсантов, дают возможность познать и переживать радость успехов в ратном труде, будят творческую мысль и вдохновляют на новые успехи.
Важное значение в процессе военно-эстетического воспитания будущих офицеров имеет образовательная деятельность. Обучение — основа профессиональной подготовки специалистов, важная часть процесса воспитания, в т.ч. военно-эстетического.
В процессе обучения имеются благоприятные возможности и условия для военно-эстетического воспитания будущих офицеров.
Военно-эстетическое выражается в красоте и привлекательности как теоретической, так и практической деятельности обучаемых и обучающих, в красоте логического построения мысли, уровне знаний предмета преподавателем, каждого яркого и интересного занятия, каждого умного и тонкого педагогического приема. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Говоря об эстетическом воздействии занятия, следует отметить не только специфику каждого предмета, но и влияние межпредметных связей. Именно благодаря многообразию и стройной последовательности изучаемых предметов, достигается глубокое единство научно-теоретического, военноприкладного и эстетического способов освоения действительности. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное — в этом состоит задача любого учителя, какой бы предмет он ни преподавал. Задача офицера состоит в том, чтобы, раскрывая эстетические качества изучаемых предметов и явлений, всемерно способствовать развитию чувства красоты, позволяющего восхищаться и наслаждаться глубиной, стройностью и внутренней гармонией не только научных теорий и положений, но и изучаемых предметов и явлений. Генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов в своей работе «О потребности познаний в науках для офицеров генерального штаба» писал по этому поводу так: «Военная история очищает рассудок от бесплодных пустых теорий, из книг в голову набитых, выгоняет из оной все излишнее, все педантское и возвышает дух воинов, представляя им великих мужей и поощряя к подражанию оным. “Да будем таковы, как были они”. Мысль сию в каждом, духом возвышенном воине возбуждает чтение геройских подвигов великих мужей прошедших веков или же современников. Ради сего, и по глубочайшему убеждению нашему, изо всех офицеру Генерального штаба необходимых познаний признаем военную историю за важнейшую и ставим ее свыше всех прочих».
Особую роль в военно-эстетическом воспитании будущих офицеров играет общественногосударственная подготовка, которая позволяет насыщать содержание других занятий следующими военно-эстетическими аспектами: а) воспитание умения руководствоваться теоретическими положениями
при анализе любых явлений социально-политической жизни, а также в воинской службе и любой другой деятельности, формирование у курсантов эстетических отношений к воинской службе. Решение этой задачи неотделимо от развития у воинской молодежи ярких представлений и глубоких понятий о совершенном образе нашей воинской жизни, о прекрасном и возвышенном в защите Отечества, в выполнении воинского долга; б) раскрытие эстетических аспектов любых общественных явлений. Здесь важно прививать будущим офицерам умение давать не только политическую оценку, но и эстетическую оценку любым социальным явлениям и фактам; в) воспитание критического подхода к недостаткам и отрицательным явлениям в армейской действительности, личной недисциплинированности. Важно при этом воспитывать у курсантов такое отношение к проступкам, чтобы он избегал их не под страхом наказания, а потому что видит и понимает всю антиэстетичность воинских нарушений; г) формирование высоких морально-боевых качеств военно-эстетическими средствами, и в первую очередь силой искусства, через литературные, художественные образы, используя требования одного из методов воспитания — метода примера; д) воспитание будущих офицеров на ярких примерах жизни и деятельности выдающихся русских полководцев, на боевых традициях Вооруженных сил и внутренних войск, на примерах подвигов солдат и офицеров в мирное и военное время. Именно здесь уместно разъяснение военно-эстетических категорий «героическое», «трагическое», «возвышенное», «романтичное»; е) формирование отношения к учебе и труду как первейшей жизненной потребности, доставляющей моральное и эстетическое удовлетворение. В этом плане существенную помощь могут оказать и умело использованные примеры подвигов и героических поступков военнослужащих внутренних войск; ж) привитие будущим офицерам навыков и умений говорить не только правильно, но и хорошо, красиво — ярко, ясно, четко, выразительно, увлеченно, эмоционально. Научить будущих офицеров высказывать и отстаивать свое мнение, вести полемику, деловой спор; и) отражение социальных проблем в литературе и искусстве, использование средств искусства в обучении; к) оказание помощи будущим офицерам в военно-эстетическом самообразовании и самовоспитании, а также руководство этим процессом. Целесообразно рекомендовать будущим офицерам прочитать то или иное произведение, просмотреть ту или иную телепередачу и т.д.
Таким образом, в ходе учебной деятельности и общественно-государственной подготовки имеются все возможности по формированию у будущих офицеров военно-эстетических знаний и убеждений, выработке военно-эстетических привычек поведения. Наиболее эффективно решение этой задачи возможно лишь тогда, когда военно-эстетическое воспитание будет осуществляться на каждом занятии.
Одним из важных средств военно-эстетического воздействия на будущих офицеров является воинский быт. Жизнь будущего офицера не ограничивается служебно-боевой деятельностью. Он повседневно нуждается в удовлетворении самых различных материальных и духовных потребностей — в жилище, одежде, отдыхе, пищи, коммунальном обслуживании, физическом развитии и т.д. Точное выполнение в быту уставных требований создает внутренний режим жизни подразделения (вуза), который и вызывает у них определенное военно-эстетическое отношение к нему. Взаимоотношения между военнослужащими, основанные на взаимном уважении, тактичность и вежливость в общении командиров и подчиненных, восхищают своей красотой. Генерал-лейтенант Э.-Л. Ф. Свидзинский в своем труде «Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии» об этом писал так: «Для удовлетворения другого условия жизни собраний — доставления офицерам возможных развлечений — необходимо позаботиться выбором в число старшин хотя одного, достаточно предприимчивого в этом отношении лица, так как в делах такого рода необходима энергия и инициатива. Литературные, музыкальные и танцевальные вечера, устраиваемые в полковых собраниях, могут быть весьма оживлены, если в них будет семейный оттенок, без чопорности и мелких соперничеств. Увеселения такого рода, если ими заняться как следует, внесут много удовольствий в семейный быт офицеров и привяжут массу молодежи к своему полковому кружку, а отсюда и началу этого кружка — военной службе. Человек всегда остается человеком, и никакая специальность не поможет заглушить в нем потребностей общественности и семейных удовольствий. Человек привязывается к тому кружку, в котором он разделяет радости и горе и отдыхает после трудов; и чем кружок этот больше гармонирует с сферой его деятельности, тем более он привязывается к этой деятельности, особенно если последняя имеет характер корпоративный; никакие силы не свяжут отдельных лиц сильнее, как общность личных интересов, взаимных радостей и удовольствий».
Образцовый порядок на территории части, в казармах и служебных помещениях, удобная и хорошая мебель в комнатах отдыха и досуга, клубах, библиотеках, комнатах боевой славы — все это воспитывает военно-эстетический вкус и личную дисциплинированность. В то же время неуставные взаимоотношения, грубость, хамство вызывают у будущих офицеров разочарование, обиду и должны пресекаться и изживаться из воинской жизни. Вот как об этом писал в своей работе «О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках (заметки ротного командира)» генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский: «Полезным в смысле венном может быть только занятие содержания военного, помимо своего содержания, оно уже потому будет иметь воспитательное значение, что займет дурно растрачиваемое время; занимательным же оно может быть только тогда, когда будет представлять живое, легкое изложение в форме популярного чтения или беседы. К такому типу могут быть отнесены: чтение и устные рассказы из военного быта, преимущественно художественные или написанные с нравственной целью; популярное изложение сражений, подвигов частей и лиц, сцен из жизни полководцев и проч. ... Полезны также и не военные чтения, к которым могут быть отнесены: духовно-нравственные популярные беседы».
Делу военно-эстетического воспитания служат различные воинские ритуалы. Организованные в соответствии с уставными требованиями, они воспринимаются будущими офицерами как возвышенное и красивое действо, как часть общего целого дела служения Отечеству. Ритуалы приведения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
к Военной присяге, подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации, вручения Боевого Знамени воинской части и др. своей эмоциональной силой, красотой и величием способны возбуждать истинные военно-эстетические чувства наслаждения и сопереживания, вызывать у них гордость за принадлежность к внутренним войскам МВД России, к службе и учебе в своем вузе и подразделении. Большое внимание использованию воинских ритуалов в процессе военно-эстетического воспитания уделял вице-адмирал С.О. Макаров. Так, в приказе «Об ознаменовании 50-летия Синопского боя» от 17 ноября 1903 г. им указывалось: «Предписываю 18 ноября, в день 50-летия Синопской победы, в учебных заведениях морского ведомства в Кронштадте ... занятий не производить и на работы нижних чинов не высылать. Утром во всех командах объяснить значение и подробности Синопского боя».
Одной из сторон эстетики воинского быта является соблюдение правил ношения военной формы одежды. По внешнему виду будущего офицера часто можно судить о многих чертах его духовного облика. Хорошо подогнанная, аккуратно заправленная военная форма характеризует и подчеркивает высокий уровень нравственного и физического развития будущего офицера. Плохо подогнанная форма портит настроение, задевает его самолюбие, а неряшливая заправка и уродование военной формы одежды отдельными будущими офицерами в угоду “моде” свидетельствует об их дурных вкусах и плохом военноэстетическом воспитании. Генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в своей работе «Воспитательные задачи командира роты» писал так: «Храбрости, составляющей природное достоинство человека ... не может дать никакая система воспитания; но мы все-таки верим в возможность развить в человеке военную лихость, бесстрашие перед мелкими опасностями и, наконец, готовность не отставать от людей, увлекающих массу своей решимостью идти навстречу смерти. Мы положительно утверждаем, что внешний лихой вид солдата ... играет очень важную роль в критические минуты боя. Солдаты не станут читать в такие минуты того, что происходит у их товарищей в душе; им прежде всего бросится в глаза общий молодецкий вид массы, и этого уже довольно, чтобы масса не дрогнула. Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для устранения этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье: играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью. Как приятно видеть даже со стороны бравые и оживленные лица солдат, блистающие довольством своего положения».
Огромная роль в воспитании военно-эстетических чувств будущих офицеров принадлежит искусству. Отражая жизнь в живых, художественных образах, искусство имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Художественные чувства — эстетические чувства, возбуждаемые произведениями искусства, — органически включены в комплекс высших человеческих способностей. Эти чувства связаны и с образами фантазии, и с деятельностью интеллекта, и с волевыми стремлениями к совершенству, воплощенными в идеалах, и с игрой духовных сил будущего офицера, вызывающей необычайное наслаждение.
Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на будущего офицера в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно, и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить его к тому или иному конкретному поступку.
Наконец, важным средством военно-эстетического воспитания является самодеятельное художественное творчество. Это творчество проявляется в различных направлениях: коллективы художественной самодеятельности, кинолюбительство, изобразительное искусство, литературные объединения и другие всевозможные кружки.
Участие в художественной самодеятельности воспитывает у будущих офицеров потребность в познании жизни, учит правильно понимать ее, открывать в ней то, что не замечалось раньше.
В военно-педагогической практике императорской армии досугу и отдыху солдата много уделено внимания, так как это во многом способствовало поддержанию высокого боевого духа и служило залогом победы над любым врагом. Вице-адмирал О.С. Макаров в одном из своих приказов наставлял подчиненных: «Придавая особо важное значение бодрому духу в командах и ловкости нижних чинов, прошу принять в этом отношении все возможные меры. Желал бы, чтобы на судах были заведены хоры песенников, а если возможно, и балалаечников, а также отобраны танцоры. Необходимо вводить игры, развивающие ловкость, как, например, старая и теперь забытая игра в рыбку ... Дело это надо устроить, заведя необходимую принадлежность, и игру эту надо поощрять». Не оставил без внимания вопросы досуга подчиненных и генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский. Так, в своей работе «Воспитательные задачи командира роты» он писал так: «Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызывать веселость в солдатской среде: самого некрасивого и неуклюжего человека непременно нужно хвалить при всякой его попытке проявить чем-нибудь свою молодцеватость; после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызывать песенников, заставлять играть музыку ... Неприятно смотреть, когда люди возвращаются с ученья, повесив головы; то ли дело, когда в голове колонны загремит веселый марш или удалая солдатская песня, слышен аккомпанемент бубна и тарелок, а иногда и лихой посвист. Солдатские песни, особенно старинные, исполнены глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата; слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах».
В этой связи необходимо напомнить требование главнокомандующего внутренними войсками МВД России: «Всячески способствовать развитию художественного самодеятельного творчества военнослужащих и членов их семей, как проявление общественно-полезной инициативы личного состава в организации культурного досуга, формирования высоких нравственных качеств, повышении культурного уровня.
Создать в каждом подразделении дееспособный коллектив (группу) художественной самодеятельности».
В целях активизации самодеятельного художественного творчества будущих офицеров регулярно организуются смотры художественной самодеятельности, выставки произведений живописи и художественного ремесла, публикуются литературные произведения. Этим достигается массовость и непрерывность творческой работы будущих офицеров, ее тесная связь с задачами частей и подразделений, повышается идейно-художественный уровень их творчества.
Несомненно, что будущий офицер, обладающий военно-эстетическими потребностями и имеющий возможности их удовлетворять, способен качественно и на высоком уровне профессионализма выполнять поставленные перед ним задачи.
Работа по военно-эстетическому воспитанию будущих офицеров ведется в различных формах, многообразными средствами и приемами воздействия. Она помогает им лучше и глубже осознать величие воинского долга, выработать в себе правильное отношение к воинской службе, способствует всестороннему развитию личности, формированию высоконравственного поведения.
Список литературы
1. Лшев, Г. Л. Культура воинской деятельности. — М.: Воениздат, 1976.
2. Воякогонов, А. Л. Воинская этика. — М.: ВПА, 1984.
3. Городов, П. Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. — М.: ВПА, 1990.
4. Михайлов, В. Г. Проблемы развития военного образования. — М.:ВАД 1995.
5. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. — М., 1981.
УДК 378.1 Р.В. Стрельцов*
Программа учебной дисциплины «Конфликтологическая культура» как содержание воспитания конфликтологической культуры у курсантов военного вуза
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки курсантов военного вуза по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава, раскрывается сущность понятия «конфликтологическая культура», а также представлено содержание учебной дисциплины «Конфликтологическая культура».
Ключевые слова: конфликтологическая культура; конфликт; педагогика; военнослужащий; воспитание; образовательный процесс; рабочая программа дисциплины.
R.V. Streltsov*. Program discipline “Conflict Management Culture” as the content of education conflictological culture among students of military high school. The article is focused on problems of military students training in some aspects of conflict management among servicemen to be developed. The term “conflict culture” is defined here, and the curriculum of the subject discipline “Conflict of culture” is given.
Keywords: conflict; culture of conflicts; pedagogy; servicemen; development; teaching and learning process; curriculum.
Мы рассматриваем вопрос профессиональной подготовки курсантов военного вуза по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава сквозь призму проблемы, связанной с зарождением, развитием конфликтов и конфликтных ситуаций между военнослужащими.
Не секрет, что неразрешенный конфликт может привести к пагубным последствиям, а т.к. современный армейский социум является пространством повышенного напряжения, неумение военнослужащих конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, как правило, и приводит к таким последствиям.
В последнее время на конфликт смотрят, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, ибо наличие конфликтов есть показатель нормального процесса развития. В системе образования высших военных учебных заведениях не уделяется должное внимание процессу воспитания конфликтологической культуры, о чем свидетельствуют наши исследования.
* Стрельцов, Роман Вячеславович, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614030, г. Пермь, ул. Янаульская 14 кв. 102. E-mail: [email protected]
* Streltsov, Roman Vyacheslfvovich, post graduate student of the Perm Military Institute of Interior Army of the Home Affairs Department of the Russian Federation. Address: Russia, 614030, Perm, street Yanaulskia 1 4—102. E-mail: [email protected]
© Стрельцов Р.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012