Научная статья на тему 'Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России'

Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2104
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / ADAPTATION OF CADETS / PROFESSIONAL TRAINING / MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MILITARY INSTITUTE / SERVICE AND COMBAT MISSIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поликанов А.В.

Статья посвящена военно-профессиональной деятельности как фактору адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России. Раскрываются требования к личности офицера, определяемые спецификой службы во внутренних войсках МВД России. Актуальность изучения условий адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России обусловлена развитием гуманистической концепции современного военного образования. Автором проанализирован процесс адаптации курсантов, выявлены его этапы, раскрыты основные кризисы периода адаптации (мотивационный кризис, кризис деятельности, кризис целей, кризис отношений, кризис способностей) и пути их преодоления. Показано, что адаптация курсантов к образовательной среде военного института включает различные одновременно протекающие и взаимообусловливающиеся процессы. Автор делает вывод, что значительную роль в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров играет их военно-профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поликанов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and Professional Activity as a Factor of Adaptation of Cadets to the Educational Environment of the Military Institute of Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the military and professional activity as a factor of adaptation of cadets to the educational environment of military institute of Interior troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article reveals the requirements to the identity of the officer determined by the specifics of service in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the study of the conditions of adaptation of cadets to the educational environment of military institute of Interior troop is due to the development of humanistic concept of modern military education. The author has analyzed the process of adaptation of cadets, revealed its stages and major crises adaptation period (motivational crisis, activity crisis, crisis of objectives, crisis of relations, skills crisis) and the ways to overcome them. It is shown that the adaptation of cadets to the educational environment of military institute includes various simultaneously occurring and mutually conditioning processes. The author concludes that a significant role in the training of future officers plays their military professional activity.

Текст научной работы на тему «Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России»

УДК 37.035.7 ББК 74.00

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

I А.В. Поликанов

Аннотация. Статья посвящена военно-профессиональной деятельности как фактору адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России. Раскрываются требования к личности офицера, определяемые спецификой службы во внутренних войсках МВД России. Актуальность изучения условий адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России обусловлена развитием гуманистической концепции современного военного образования. Автором проанализирован процесс адаптации курсантов, выявлены его этапы, раскрыты основные кризисы периода адаптации (мотивационный кризис, кризис деятельности, кризис целей, кризис отношений, кризис способностей) и пути их преодоления. Показано, что адаптация курсантов к образовательной среде военного института включает различные одновременно протекающие и взаимообусловливающиеся процессы. Автор делает вывод, что значительную роль в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров играет их военно-профессио- 229 нальная деятельность.

Ключевые слова: адаптация курсантов, профессиональная подготовка, военно-профессиональной деятельность, образовательная среда военного института, служебно-боевые задачи.

MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR OF ADAPTATION OF CADETS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTE OF INTERIOR TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

| A.V. Polikanov

Abstract. The article deals with the military and professional activity as a factor of adaptation of cadets to the educational environment of military

institute of Interior troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article reveals the requirements to the identity of the officer determined by the specifics of service in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the study of the conditions of adaptation of cadets to the educational environment of military institute of Interior troop is due to the development of humanistic concept of modern military education. The author has analyzed the process of adaptation of cadets, revealed its stages and major crises adaptation period (motivational crisis, activity crisis, crisis of objectives, crisis of relations, skills crisis) and the ways to overcome them. It is shown that the adaptation of cadets to the educational environment of military institute includes various simultaneously occurring and mutually conditioning processes. The author concludes that a significant role in the training of future officers plays their military professional activity.

Keywords: adaptation of cadets, professional training, military-professional activity, the educational environment of military institute, service and combat missions.

230

В силу своей специфики, служба во внутренних войсках МВД России всегда предъявляла свои особые требования к личности офицера.

Во-первых, служба во внутренних войсках имеет высокую общественную значимость для общества и государства. В силу ее значимости и необходимости для государства данный вид деятельности признается одним из важных видов в системе государственной службы.

Во-вторых, служба во внутренних войсках способствует углубленному пониманию таких слагаемых культуры, как осознание личной ответственности за судьбу страны, способствует формированию патриотизма, гордости за принадлежность к своему Отечеству и внутренним войскам МВД России. Это объективно способствует выработке у офицера внутренних войск таких качеств, как дисциплинированность, ответственность за судьбу подчиненных, войсковое товарищество, способность к самопо-

жертвованию ради других, отношение к подчиненным с позиции гуманизма [1, с. 122].

Автор данной статьи исходит из важного теоретико-методологического положения о том, что образовательная среда военного института обеспечивает эффективную профессиональную подготовку будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач в мирное и военное время с учетом высоких требований, предъявляемых к офицерам внутренних войск [2, с. 57].

Процесс профессионального становления курсантов, как военных специалистов, происходит в период обучения в военном институте. И именно на первом курсе обучения происходит основная часть процесса адаптации курсантов к образовательной среде военного института. Сложность и противоречивость процесса адаптации курсантов к образовательной среде военного института чревата возникновением острых кризисов в поведении и учебе курсантов.

ЕК

К основным кризисам периода адаптации курсантов относятся:

1. Мотивационный кризис. Первичная мотивация поступления в военно-учебное заведение, сформированная под влиянием рассказов других лиц, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телесериалов, сообщений СМИ, очень скоро подвергается серьезной проверке в процессе реальной воинской службы. Особенно это характерно для курсантов, поступивших в военно-учебное заведение сразу же после школы. Мотивационный кризис проявляется в безразличии к учебе, проявлении социальной незрелости, разочаровании в будущей профессии.

2. Кризис деятельности. Проявляется в трудностях в выполнении распорядка дня, отсутствии умения подготовить форму одежды, почистить обувь, точно соблюдать распорядок дня и т.д.

3. Кризис целей. Проявляется в возникновении конфликта между заманчивостью «далекой цели» — получения офицерского звания — и необходимостью на протяжении длительного периода изо дня в день преодолевать специфические для военно-учебного заведения трудности (острый лимит учебного и свободного времени, напряженность армейской службы, необходимость нести караулы и суточные наряды и т.д.).

4. Кризис отношений. Заключается в несоответствии между требуемыми в армейских условиях формами поведения и сложившимися до поступления в военный институт привычками и интересами. Это несоответствие может проявляться в трудностях взаимоотношений с сержантским составом, товарищами по взводу (учебной группе).

5. Кризис способностей. Проявляется в склонности некоторых курсантов недооценивать свои способности, в повышенном страхе перед практическими и контрольными занятиями, экзаменами и зачетами, а затем и возможным в случае низких результатов в учебе отчислением из военного института. Данный кризис может быть вызван также недостаточным уровнем школьной подготовки и трудностями при переходе к новой системе обучения, применяемой в военном вузе.

Большинство курсантов в конечном счете успешно справляются с данными кризисами периода адаптации.

Путями преодоления кризисов периода адаптации курсантов к обучению в военном институте являются:

1. Совершенствование военно-профессионального отбора кандидатов для поступление в высшие военно-учебные заведения, усиление связи со школами и другими средними учебными заведениями, проведение дней «открытых дверей» для будущих абитуриентов.

2. Воспитание у курсантов с первого дня пребывания в военном институте чувства гордости за принадлежность к защитникам своего Отечества, пропаганда лучших боевых традиций офицерского состава страны.

3. Организация индивидуально-воспитательной работы с каждым курсантом, особенно первого курса, регулярное проведение психологического обследования курсантов и психолого-педагогической коррекции поведения тех, кто в ней нуждается.

4. Оказание необходимой психолого-педагогической помощи курсан-

231

232

там в выработке у каждого из них знаний, умений и навыков воинской службы.

5. Учет и реализация в ходе проведения занятий профессорско-педа-гогическим составом воспитательных аспектов всех видов учебного процесса.

6. Обучение командиров курсантских подразделений и сержантского состава практике воспитательной работы с подчиненными, с учетом при этом индивидуальных особенностей каждого курсанта.

7. Создание в каждом курсантском коллективе атмосферы справедливой требовательности и уважения личности военнослужащего, заботы о становлении его как высококлассного военного специалиста [3, с. 324-326].

В связи с этим, актуальность изучения условий адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России обусловлена развитием гуманистической концепции современного военного образования, тенденцией перехода военной школы от традиционной «знаниевой» парадигмы к компетентностной.

Адаптация к образовательной среде военного института — сложнейший, многофакторный процесс активного приспособления курсантов к условиям новой среды жизнедеятельности, новой системы требований и контроля, новому коллективу. Это довольно длительный процесс, протекающий в течение всего первого курса обучения и принимающий порой острые формы, вплоть до грубых нарушений воинской дисциплины и принятия решения об отчислении из военного института.

Период адаптации курсанта к образовательной среде военного института включает следующие одновременно протекающие и взаимообу-словливающиеся процессы:

а) психофизиологической адаптации организма к воздействию кли-мато-географических, исторических, этнографических и других особенностей;

б) психологической адаптации к воздействию условий службы и быта в военном институте;

в) микросоциальной (социально-психологической) адаптации (знакомство с социально-психологическими особенностями воинского коллектива, вхождение и установление межличностных отношений в нем);

г) профессиональной (трудовой) адаптации в ходе групповой, коллективной учебной и служебной деятельности.

Весь период адаптации к образовательной среде военного института можно разделить на три этапа:

• собственного приспособления (ломка старого динамического стереотипа);

• становления (формирование нового динамического стереотипа);

• стабилизации (через совершенствование свойств личности к качественным ее изменениям в целом и стабилизации нового динамического стереотипа).

Эти этапы присущи всем вышеперечисленным процессам адаптации курсанта, которые в целом происходят значительно быстрее, если он глубоко осознает свои задачи, постоянно закаляет и тренирует организм, активно участвует в жизни коллектива, сознательно готовит себя к активной учебной деятельности [4, с. 112].

Курсант, как человек определенного возраста и как личность, может характеризоваться с различных позиций:

1. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

2. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности курсанта. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного курсанта, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

3. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью курсанта к определенной социальной группе, национальности и т.д. [5, с. 89].

Одним из видов военно-профессиональной деятельности курсантов в период обучения в военном институте является деятельность в обычных, мирных условиях. С первого взгляда, она не существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до обучения в воен-

ном институте. Но данное мнение считаем ошибочным, так как молодой человек, поступивший в военный институт, прежде всего вынужден отказаться от бывших привычными для него моделей поведения. Это связывается с особыми условиями прохождения военной службы. Для примера приведем принцип единоначалия, реализация которого предусматривает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека — командира, сопровождающееся ограничением активности выбора в социально-психологическом плане и уменьшением степени личной свободы. Необходимость ограничении степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дни и т.п.).

Другой особенностью деятельности курсантов является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время — это деятельность, связанная с подготовкой к решению служебно-боевых задач. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в любых условиях обстановки [6, с. 218].

Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловливается и отрывом курсанта от привычного социального окружения (семьи, друзей и т.п.), адаптацией к во-

233

инскому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с поступлением в военный институт у молодого человека происходят изменения в режиме дня и системе питания, происходит увеличение физических нагрузок, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов. Из этого следует, что с поступлением в военный институт курсант попадает в совершенно новые, отличные от предыдущей жизни условия. Высокая динамичность военно-профессиональной деятельности в период обучения в военном институте обуславливает необходимость адаптации курсанта к ней.

Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что процесс адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности в период обучения в военном институте связан с мощной психологической нагрузкой. Военная профессия диктует жесткие требования к личностным характеристикам, которые определяют пригод-234 ность к военно-профессиональной деятельности. Курсанты чаще всего проявляют себя как сильные, психологически стабильные, уверенные в себе личности, но в то же время прослеживается тенденция психологической зависимости от группы. Для данной группы характерно возрастание уровня военно-профессиональной идентификации, сплоченности, что определяет стиль взаимодействия с другими людьми. Это также отражает специфику социально-психологической адаптации в воинском коллективе. Современная военная профессия — это не только овладение сложной техникой и оружием, но и

способность будущих офицеров ориентироваться в широком объеме информации, которая может обладать дестабилизирующей силой. В связи с этим можно говорить, что современная военно-профессиональная деятельность связана с информационными стрессорами и требует адаптации к информационным перегрузкам.

Таким образом, целенаправленное педагогическое обеспечение периода адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности играет важную роль в адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России. Эта деятельность должна быть приоритетной для командиров подразделений и педагогических работников, проводящих воспитательную работу с курсантами первого курса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорошенко, Е.В. Роль гуманитарной культуры в формировании этических и эстетических идеалов у курсантов военных институтов внутренних войск МВД России [Текст] / Е.В. Дорошенко // Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014): Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конфер. - Новосибирск: СГУПС, - 2014. - С. 120-125.

2. Бунин, С.В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач (на материале военного института внутренних войск МВД России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.В.Бунин. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 222 с.

3. Шемякин, Г.П. Характеристика кризисов периода адаптации курсантов к обучению в военно-учебном заведении внутренних войск и пути их разрешения [Текст] / Г.П. Шемякин // Профессиональная подготовка во внутренних войсках: развитие те-

ории и совершенствование практики: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. кон-фер. - Петропавловск: ВИ ВВ МВД Республики Казахстан, - 2014. - С. 324-326.

4. Воронов, М.С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.С. Воронов. - Саратов: СГУ, 2003. - 217 с.

5. Чемодуров, М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности (на материале подготовки специалистов по защите информации): дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.В. Чемодуров. - Орел: Академия ФСО, 2009. - 208 с.

6. Маклаков, А.Г. Психология и педагогика [Текст] / А.Г. Маклаков // Военная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 463 с.

REFERENCES

1. Bunin S.V., Sovershenstvovanie professional-noi podgotovki budushchikh ofitserov k vypol-neniyu sluzhebno-boevykh zadach (na mate-riale voennogo instituta vnutrennikh voisk MVD Rossii, PhD dissertation (Pedagogy), Novosibirsk, NGPU, 2005, 222 p. (in Russian)

2. Chemodurov M.V., Pedagogicheskie uslovi-ya adaptatsii kursantov voennogo vuza k

uchebno-professionalnoi deyatelnosti (na materiale podgotovki spetsialistov po zash-chite informatsii), PhD dissertation (Pedagogy), Orel, 2009, 208 p. (in Russian)

3. Doroshenko E.V., "Rol gumanitarnoi kultury v formirovanii eticheskikh i esteticheskikh idealov u kursantov voennykh institutov vnu-trennikh voisk MVD Rossii", in: Problemy razvitiya sovremennykh sotsialno-ekonomi-cheskikh sistem (PAUER-2014), Proceedings of the International Conference, Novosibirsk, 2014, pp. 120-125. (in Russian)

4. Maklakov A.G., "Psikhologiya i pedagogi-ka", in: Voennaya psikhologiya, St. Petersburg, Piter, 2007, 463 p. (in Russian)

5. Shemyakin G.P., "Kharakteristika krizisov perioda adaptatsii kursantov k obucheniyu v voenno-uchebnom zavedenii vnutrennikh voisk i puti ikh razresheniya", in: Profes-sionalnaya podgotovka vo vnutrennikh vois-kakh: razvitie teorii i sovershenstvovanie praktiki, Proceedings of the International Conference, Petropavlovsk, 2014, pp. 324326. (in Russian)

6. Voronov M.S., Psikhologo-pedagogicheskie usloviya adaptatsii kursantov pervogo kursa k uchebnoi deyatelnosti v voennom vuze, PhD dissertation (Pedagogy), Saratov, 2003, 217 p. (in Russian)

Поликанов Алексей Владимирович, адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних 235

войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, polikanov1978@mail.ru Polikanov A.V., Associate Assistant, Post-Graduate Military Course, General of the army, I.K. Yakovlev Novosibirsk Military Institute of Internal Troops, Ministry of Internal Affairs of Russia, polikanov1978@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.