УДК 372.8
УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
PUBLIC SPEAKING: METHODOLOGY OF TEACHING CADETS
© 2017
О.А. Попова
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
(Россия, Пермь)
O A. Popova
Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation
(Russia, Perm)
Е.Б. Каныгин
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
(Россия, Москва)
E.B. Kanygin
Federal Service of the National Guard's Forces of the Russian Federation
(Russia, Moscow)
В статье рассматриваются основные принципы формирования у курсантов военного вуза навыков публичного выступления. Актуальность развития навыков устной речи обосновывается необходимостью выступления перед различной ааудиторией в дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащих (при исполнении командирских обязанностей, при проведении морально-психологической работы, на служебных совещаниях, собраниях, инструктажах и т.д.). Отмечается, что процесс обучения курсантов правилам публичного выступления носит межпредметный характер и является одной из важнейших задач преподавания учебных дисциплин: русского языка и культуры речи, военной педагогики и психологии, методики морально-психологического обеспечения, философии, тактики и служебно-боевого применения войск. Авторами выделяются основные стадии подготовки устного выступления (предтекстовая, стадия первичного текста, стадия вторичного текста, стадия подготовки к произнесению текста и произнесение текста) и рассматриваются особенности их реализации в условиях военного вуза. С точки зрения авторов статьи, процесс подготовки курсантов к публичному выступлению должен включать ознакомление обучающихся с традициями и лучшими образцами ораторского искусства; изучение особенностей композиции текста; последовательное освоение речевых и стилистических норм русского литературного языка; работу над техникой речи; овладение профессиональной культурой офицера и воинским этикетом.
The article considers the main principles of developing a military higher educational institition cadets' public speaking skills. The importance of the developing speaking skills is justified by the need of presentations before various types of audience in the future professional activity of servicemen (during the execution of the commander's duties when carrying out psychological work, when speaking at internal meetings, conferences, briefings, etc.). It is noted that the process of teaching students the rules of public speaking is interdisciplinary in nature and is one of the most important tasks of many disciplines: the Russian Language and Speech Culture, Military Pedagogy and Psychology, Methodology of Moral and Psychological Support, Philosophy, Tactics and Service and Combat Use of Troops. The authors highlight the main stages of preparing an oral presentation (activities before speaking, draft text version stage, second draft text version stage, training to present the speech, presenting the speech) and the features of their implementation at a military higher educational institution. From the point of view of the authors, the process of preparing students for giving a public talk should include: introducing the rules and patterns of oratories; teaching the peculiarities of text composition; highlighting the speech and stylistic norms of the Russian literary language; work on speech production; gaining experience in the professional culture of the officer and military etiquette.
Ключевые слова: публичное выступление; устное выступление; методика подготовки; междисциплинарные связи; курсанты военного вуза; военный вуз; образование; высшее образование; ораторское искусство; техника речи; коммуникация; воинский этикет; речевая культура; риторика.
Keywords: public speaking; oral presentation; methodology; interdisciplinary interaction; the cadets of a military higher educational institution; military higher educational institution; education; higher education; public speaking ; speech production; communication; military etiquette; speech culture; rhetoric.
Задачи войск национальной гвардии, определенные в Федеральном законе 226-ФЗ, корректируют профессионально-ориентированное обучение в военных институтах, предвосхищая дальнейшую профессиональную деятельность, требующую сформированных навыков выступления перед различной аудиторией. Характер задач, заданий, формирующих навыки устного выступления посредством проблемно-деятельностного метода, может быть различным: проведение информирования, сообщения на семинарских и практических занятиях, доклады на научно-практических конференциях, проведение занятий по предметам обучения согласно программам боевой подготовки в ходе войсковой стажировки.
Сегодня многие исследователи отмечают недостаточность речевой подготовки военнослужащих, несформирован-ность у выпускников военных вузов коммуникативной компетенции, что создает проблемы в их дальнейшей профессиональной деятельности (И.А. Алехин, Т.С. Сливин [1], С.Э. Зверев [2], Л.Н. Лазуткина [3], С.В. Лычагина [4] и др.). В связи с вышесказанным формирование у курсантов навыков устного выступления является одной из важнейших задач преподавания русского языка и культуры речи, военной педагогики и психологии, методики морально-психологического обеспечения, философии, тактики и служебно-боевого применения войск. Изучение каждой из вышеперечисленных дисциплин вносит свой вклад в развитие умений и формирование навыков устного выступления, способствуя выработке техники речи, знакомству с лучшими образцами ораторского искусства, расширяя и приближая к условиям профессиональной деятельности кругозор и лексический запас обучающихся.
Важно помнить, что успех любого устного выступления зависит от соблюдения ряда требований как к вербальной речи, так и к невербальному речевому поведению, с которыми преподаватель должен ознакомить обучающихся.
Перед тем как курсанты самостоятельно начнут разрабатывать текст доклада или сообщения, целесообразно познакомить их с основными правилами ора-
торского искусства, которые были сформулированы еще в Древней Греции: «При подготовке речи необходимо заботиться о пяти вещах: что сказать, в каком порядке сказать, как запомнить, как произнести; о четырех разделах - вступлении, изложении, доказательствах, заключении; о трех достоинствах стиля: яркости, красоте и уместности» [5, с. 271]. Полезным для курсантов будет также ознакомление с трудами таких древнегреческих авторов, как Аристотель [6], Цицерон [7], с работами выдающегося русского ученого, филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее Н.Ф. Кошанского (1784-1831) [8], а также с современными исследованиями как научно-учебного, так и научно-популярного характера А.А. Волкова [9], Л.В. Смехова [10], Д.В. Аксенова и В.А. Борисовой [11] и др. Изучение трудов по риторике и ораторскому искусству поможет курсантам овладеть основами подготовки к публичному выступлению, узнать о многих тонкостях ораторского искусства.
Следуя традициям классической риторики, дополненным разработками современных научных дисциплин, таких как психолингвистика, лингвопрагматика, теория речевой деятельности, психология и др., отметим, что процесс подготовки устного выступления включает в себя несколько стадий, первой из которых является предтекстовая стадия, или инвентаризация. На этой стадии следует очень ответственно подойти к выбору темы.
Рассмотрим подробнее процесс выбора темы на примере подготовки курсанта Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации к выступлению на межвузовской научно-практической конференции. В связи со спецификой военного учебного заведения тема доклада должна соответствовать нескольким требованиям: во-первых, она должна отражать военную тематику; во-вторых, вызывать интерес у курсанта и быть посильной для разработки в достаточно короткие сроки; в-третьих, соответствовать уровню конференции и быть конкурентоспособной на фоне тем других участников, многие из которых являются студентами не техни-
ческих, а гуманитарных специальностей различных вузов [12, с. 85]. Как правило, предварительный вариант темы формулируется преподавателем и предлагается курсантам для обсуждения, а затем корректируется в ходе дальнейшей работы над докладом. При подготовке к выступлению на конференции могут быть утверждены, например, такие темы исследований: «Оформление служебной документации: военная и гражданская среда», «Особенности невербальной коммуникации в военной среде (на материале языка жестов подразделений специального назначения)», «Жаргонная лексика» и т.п.
Подготавливая курсантов к участию в научно-практических конференциях, преподавателю следует принимать во внимание тот факт, что для многих из них русский язык не является родным (в Пермском военном институте учатся носители русского, белорусского, татарского, башкирского, чувашского, калмыцкого, чеченского, балкарского, осетинского, аварского, даргинского, кумыкского, лакского, ногайского, табасаранского, лезгинского, азербайджанского, казахского, киргизского, таджикского и других языков). В связи с этим уместно подбирать такую тематику научно-исследовательских работ, чтобы в ней находили отражение аспекты взаимодействия русского языка и языка, родного для курсанта. Подобные исследования, с одной стороны, знакомят обучающегося с грамматикой и лексикой русского языка, помогают понять процессы взаимодействия и взаимовлияния языков, с другой - вызывают наибольший интерес курсанта, поскольку затрагивают языковые и социокультурные реалии, близкие и понятные ему. К примеру, можно предложить курсантам рассмотреть процессы проникновения русской военной лексики в казахский, киргизский или таджикский языки. Анализ различных словарей показывает, что данными языками было заимствовано очень большое количество русских слов, относящихся к названной тематической группе. В частности, в таджикский язык вошли наименования воинских званий (генерал, лейтенант, майор, полковник, сержант и т.д.), названия воинских подразделений (рота, дивизия, батальон, полк, взвод и т.д.), названия военной техники, орудий, боеприпасов (танк, автомат, пулемет,
граната, мина и т.д.). Проникая в иной язык, русская лексика подвергается процессу ассимиляции, и курсанты имеют возможность проследить процесс изменения произношения и написания русских слов, выявить степень включения их в грамматическую систему принимающего языка. Проведя теоретическую часть исследования, обучающиеся посредством анкетирования носителей языка могут выявить степень освоения русской военной лексики принимающим языком, сделать выводы, насколько органично она входит в его систему и в какой степени носителями языка осознается ее чужеродность.
После выбора и утверждения темы выступления на предтекстовой стадии происходит поиск и накопление необходимой информации. Чтобы процесс ее сбора проходил более плодотворно, желательно составить предварительный план доклада и совместно с научным руководителем определить опорные точки, ориентируясь на которые курсант будет подбирать необходимые для раскрытия темы сведения. На инвентаризационной стадии курсант должен обратиться к книгам, журналам, электронным ресурсам и другим источникам. Важно объяснить обучающемуся, что основным правилом на данном этапе является следующее: всю важную и нужную информацию необходимо сразу же записывать, сохранять, не надеясь на свою память и на то, что к данному источнику можно будет вернуться через некоторое время (можно, во-первых, больше не найти его в огромном информационном потоке, во-вторых - просто забыть о его существовании). В зависимости от предпочтений исследователя фиксировать информацию можно разными способами: складывать в папку; делать записи на черновике, чтобы затем включить их в текст доклада; сохранять на компьютере в отдельном файле. Кроме того, записывая различные цитаты, выдержки из книг, журналов, интернет-ресурсов, следует сразу же делать пометку об источнике информации, что в дальнейшем найдет отражение в списке литературы и позволит сэкономить много времени при подготовке доклада к публикации.
Подбирая информацию по теме доклада, будущий офицер должен понимать, что на предтекстовой стадии он должен изучить больше материала, чем предпола-
гает объем выступления, чтобы получить глубокое и разностороннее представление об исследуемом предмете или явлении. Только в этом случае он сможет осмыслить полученный материал, пропустить его через призму своего сознания, а затем выбрать из собранных им фактов наиболее важные для выступления.
Если тема исследования предполагает сбор языкового материала (например, в случае изучения жаргона курсантов или ошибок, совершаемых военнослужащими в устной или письменной речи), преподавателю необходимо познакомить курсанта с основами его анализа. Обучающемуся важно понимать, что сбор языкового материала - лишь начало работы; главная задача заключается в систематизации и классификации собранных лексических единиц. Так, жаргонизмы могут быть распределены по тематическим группам и в дальнейшем проанализированы с точки зрения отражения в языке особенностей мировоззрения его носителей. Кроме этого, можно рассмотреть особенности происхождения и образования жаргонной лексики военнослужащих, сопоставив ее с единицами молодежного, студенческого и уголовного жаргона. Одним словом, языковой материал военной сферы предоставляет широкие возможности для исследования, позволяя курсанту реализовать свой научный и творческий потенциал.
Когда материал собран и отбор сведений окончен, наступает следующий этап подготовки выступления - стадия первичного текста. На этой стадии обучающемуся необходимо перевести приобретенные знания в письменную форму, выдержав логику и композицию доклада, который должна включать введение, основную часть и заключение.
Кроме этого, важно уделить большое внимание языку выступления, соблюсти грамматические нормы русского языка при образовании форм различных частей речи, при построении словосочетаний и предложений и т.д. Курсанта целесообразно познакомить с существующими электронными словарями и справочными материалами по русскому языку, обращение к которым позволит ему создать грамотный текст доклада [13, с. 188]. В том случае если обучающийся готовит выступление научного характера, ему необ-
ходимо знать и соблюдать языковые особенности научного стиля речи, грамотно употреблять термины, придерживаться безличности языкового выражения (использовать местоимение мы), применять вводные слова и сложные предлоги для придания логичности изложению и т.д.
Большое значение имеет написание введения и заключения. Согласно наблюдениям, впечатление, произведенное докладчиком во время вступительной части доклада, будет доминировать на всем его протяжении. В связи с этим введение необходимо построить таким образом, чтобы оно помогло заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Для этого, к примеру, можно упомянуть о каких-либо интересных фактах или исторических событиях, связанных с темой выступления. Не менее важную роль играет заключение, которое предусматривает подведение итогов доклада, повторение ключевых проблем и идей. Емкое, глубокое, эмоционально насыщенное заключение ставит логическую точку в устном выступлении и способствует тому, что информация, изложенная докладчиком, наиболее полно усваивается слушателями.
Оформляя текст выступления, необходимо помнить о соблюдении временных рамок. Так, доклад на научно-практической конференции, как правило, должен быть рассчитан на 8-10 минут, что при оптимальном темпе речи (примерно 100 слов в минуту) составит от 4 до 5 машинописных страниц.
Подготовив первичный текст (другими словами - черновик), курсант приносит его научному руководителю для обсуждения и согласования. Преподаватель, ознакомившись с текстом, вносит предложения по его правке и корректировке, после чего начинается следующий этап работы над выступлением - так называемая стадия вторичного текста, предполагающая создание окончательного варианта доклада, соответствующего основным требованиям, предъявляемым к устному публичному выступлению. На этой стадии курсант вносит в текст необходимые исправления и дополнения, если необходимо - производит поиск и анализ дополнительной информации, после чего вновь предоставляет материал преподавателю. Правка и редактирование текста
может происходить неоднократно - до тех пор, пока научным руководителем не будет утвержден окончательный вариант доклада.
После внесения в текст необходимых исправлений и дополнений курсант переходит к следующему, очень ответственному этапу подготовки публичного выступления - к репетиции его произнесения. Несмотря на то, что ораторы Древней Греции выделяли пять частей подготовки речи, самой главной частью они считали именно произнесение. Курсанту важно понимать, что впечатление от любого, даже очень актуального, замечательно выстроенного сообщения будет испорчено, если докладчик не сумеет эффективно донести информацию до слушателей. Как было отмечено выше, действенность выступления будет зависеть от целого ряда факторов как вербального, так и невербального характера [14, с. 12].
Начнем с того, что эффективность выступления и полнота его восприятия слушателями во многом определяется способом подачи материала. При выступлении на научно-практической конференции допустимо пользоваться записями и периодически зачитывать определенные фрагменты текста. Но обучающемуся важно понимать, что чем меньше он будет привязан к тексту, тем результативнее будет его выступление, тем лучшее впечатление он произведет на аудиторию. Однако в другой ситуации (к примеру, на каком-либо собрании) курсанту, а в будущем - офицеру крайне нежелательно зачитывать доклад. Ему необходимо выучить текст наизусть, свободно владеть материалом. Если курсанту сложно выступать без обращения к тексту, он может составить для себя опорный конспект или план речи, а также записать основные тезисы на отдельных карточках.
В настоящее время существует большое количество литературы, в которой даются рекомендации по развитию памяти и успешному запоминанию большого количества информации, и преподаватель может познакомить курсанта с этими методиками [15-18 и др.].
При запоминании текста важно обратить внимание на правильность произношения отдельных слов и терминов, на постановку ударения, интонационное выделение ключевых слов и фраз. Случается, что интонация, с которой произнесены
слова, бывает гораздо важнее их самих. Курсанту нужно научиться владеть интонацией, делать логические ударения, паузы, повышать и понижать громкость голоса, менять темп речи и пр. Когда человек впервые приступает к подготовке доклада, он, как правило, практически не следит за темпом своей речи, старается прочитать текст как можно быстрее. Преподавателю следует объяснить курсанту, что такая речь не будет услышана и воспринята аудиторией и что необходимо тщательно продумать и отрепетировать все паузы и интонационные акценты.
Большое значение при произнесении речи имеет также дикция докладчика. Очень редко кому из людей исключительные речевые данные присущи от рождения; как правило, всем приходится работать над своей речью, чтобы говорить отчетливо и выразительно. Поэтому курсант должен научиться произносить все слова четко, с правильной артикуляцией, понятно для окружающих людей. Хорошая дикция способствует донесению информации до аудитории, улучшает ее восприятие и запоминание. Выработка четкой дикции требуется курсанту не только для выступлений на семинаре или конференции: приобретенные речевые навыки будут чрезвычайно необходимы ему в дальнейшей профессиональной деятельности (при исполнении командирских обязанностей, при проведении морально-психологической работы, при выступлении на служебных совещаниях, собраниях, инструктажах и т.д.).
В мире накоплен богатый опыт по развитию правильной дикции и артикуляции. Вспомним Демосфена, который устранял дефекты своего произношения, декламируя с камнями во рту. Существует огромное количество упражнений, которые можно порекомендовать курсанту для тренировки речи: это и артикуляционная гимнастика, и задания, направленные на приобретение навыков правильного произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний, и тренировка богатой и выразительной интонации (Б. Ляшенко [19], В. Аннушкин [20] и др.). Во время работы над техникой речи надо помнить, что идеальной дикции невозможно добиться без правильного речевого дыхания и правильной осанки. Выполнение курсантом
различных упражнений будет также способствовать выработке командного голоса, который необходим всем военнослужащим для успешного профессионального роста.
При подготовке к устному публичному выступлению нельзя забывать и о невербальных компонентах, которые также во многом влияют на восприятие речи. Военнослужащему особое внимание следует уделить военной выправке (прямая спина, развернутые плечи и т.д.) и форме одежды. Внешний вид военнослужащего, в частности курсанта, должен соответствовать требованиям общевоинских уставов; одежда должна быть тщательно отглажена, обувь вычищена [21, с. 29]. Важным для военнослужащего является также учет различных внешних элементов: знаков различия, наград и т.п. Аккуратный внешний вид выступающего в сочетании с правильной речью, поставленным голосом и хорошими манерами способствует созданию благоприятного отношения аудитории и более успешному восприятию доклада. Курсанту необходимо помнить, что по его поведению и по его речи окружающие будут судить не только о нем самом, но и о национальной гвардии Российской Федерации в целом. В связи с этим, как сказано в Уставе внут-
ренней службы Вооруженных Сил РФ, курсант должен «служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, защищать свое достоинство и уважать достоинство других» [22, с. 26]. В качестве основных правил воинской культуры общения курсант должен усвоить такие, как вежливость и тактичность.
Нормы речевого и неречевого этикета должны усваиваться и соблюдаться курсантами как в период обучения в военном вузе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Важно помнить, что залогом и основой успешности данного процесса является личный пример командиров и преподавателей, принимающих непосредственное участие в обучении и воспитании курсантов [23, с. 90].
Таким образом, на занятиях по дисциплинам, преподаваемым в Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, в ходе научной и иной деятельности у курсантов формируются военно-профессиональные и общекультурные компетенции, необходимые выпускникам-офицерам в повседневной и служебно-боевой деятельности при выполнении задач войск национальной гвардии Российской Федерации.
* * *
1. Алехин И.А., Сливин Т.С. Перспективы военного образования в России // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2. С. 32-36.
2. Зверев С.Э. Методологические принципы военной риторики [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2(54). С. 206-209. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/metodologicheskie-printsipy-voennoy-ritoriki (дата обращения 30.05.2017).
3. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 46 с.
4. Лычагина С.В. Формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД России на интегративной основе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 26 с.
5. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре. М. : Новое литературное обозрение, 1998. 384 с.
6. Аристотель. Поэтика. Риторика. М. : Азбука, 2015. 320 с.
7. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М. : Наука, 1972. 71 с.
8. Кошанский Н.Ф. Риторика. М. : Русская панорама : Кафедра, 2013. 320 с.
9. Волков А.А. Курс русской риторики. М. : Русская панорама, 2013. 415 с.
10. Смехов Л.В. Популярная риторика. М. : Просвещение, 2011. 128 с.
11. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения. М. : Академический Проект : Трикста, 2004.112 с.
12. Соболева О.В. Обучающий потенциал научно-популярного текста: к вопросу об экспрессивности научной речи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3(107). С. 84-87.
13. Соболева О.В. Использование электронных словарей русского языка в научно-исследовательской работе студентов (на материале интернет-конкурса «Знатоки русского языка») // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 1. С. 188-196.
14. Алехин И.А., Кудрявцев Ю.М., Чистяков В.В. Психолингвистические особенности педагогической коррекции недостаточного развития речи // Казанская наука. 2015. № 2. С. 10-13.
15. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Электронный ресурс]. М. : Книга по Требованию, 2013. Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/154/1537797.pdf (дата обращения 30.05.2017).
16. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург : Несси-пресс, 1992.191 с.
17. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. Минск : Попурри, 2008.
240 с.
18. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб. : Питер, 1995. 224 с.
19. Ляшенко Б. Хочу к микрофону : профессиональные советы диктору. М. : Аспект Пресс, 2007. 128 с.
20. Аннушкин В. Техника речи : учеб. пособие. М. : Флинта, 2017. 64 с.
21. Рябуха Е.В. Профессиональная культура офицера и воинский этикет : учеб. пос. Владикавказ : СКВИ ВВ МВД РФ, 2009. 51 с.
22. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М. : Эксмо, 2008.
608 с.
23. Каныгин Е.Б. Дисциплинированность и личная примерность командира как основа успеха педагогического процесса в учебных заведениях внутренних войск МВД России // Мир образования - образование в мире. 2016. №1. С. 89-95.