Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования индивидуального стиля общения будущего офицера в военном вузе'

Педагогические условия формирования индивидуального стиля общения будущего офицера в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / COMMUNICATIVE CULTURE / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS STUDENTS / INDIVIDUAL COMMUNICATION PATTERN / MILITARY PEDAGOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Африкантов Константин Петрович, Ушаков Дмитрий Алексеевич

Исследуется проблема развития коммуникативной компетенции будущих офицеров. Раскрывается сущность понятия «индивидуальный стиль общения курсанта», доказывается актуальность его формирования в связи с новыми профессиональными требованиями. Особое внимание уделяется анализу педагогических условий, позволяющих эффективно формировать данную компетенцию в учебном процессе военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Африкантов Константин Петрович, Ушаков Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования индивидуального стиля общения будущего офицера в военном вузе»

K.P. Afrikantov, D.A. Ushakov

Pedagogical Conditions of a Future Officer's Individual Communication Pattern Formation in a Military Higher Education Institution

The issue of developing future officers' communicative competence is studied. The essence of the concept "military student's individual communication pattern" is revealed, and the applicability of its formation due to the new professional requirements is grounded. Special attention is paid to the analysis of pedagogical conditions that allow forming the competence efficiently in the military higher education institutions training process.

Key words and word-combinations: communicative culture, military higher education institutions students, individual communication pattern, military pedagogies.

Исследуется проблема развития коммуникативной компетенции будущих офицеров. Раскрывается сущность понятия «индивидуальный стиль общения курсанта», доказывается актуальность его формирования в связи с новыми профессиональными требованиями. Особое внимание уделяется анализу педагогических условий, позволяющих эффективно формировать данную компетенцию в учебном процессе военных вузов.

Ключевые слова и словосочетания: коммуникативная культура, курсанты военных вузов, индивидуальный стиль общения, военная педагогика.

УДК 378:174 ББК 74.58+87.754

К.П. Африкантов, Д.А. Ушаков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ВВ современных общественно-политических условиях, характеризующихся значительной трансформацией конфигурации межсубъектного взаимодействия в изменяющемся социокультурном пространстве, осложнением международной обстановки, эскалацией военных действий в разных регионах мира, увеличением активности террористических организаций, к силовым структурам предъявляются повышенные требования, а для их выполнения необходимы качественно подготовленные и профессионально компетентные солдаты и офицеры. Обеспечение соответствующего уровня боеспособности подразделений внутренних войск МВД России предполагает организацию эффективного взаимодействия между военнослужащими подразделений, в том числе между офицерами и подчиненными. Эффективное взаимодействие находит выражение в разнообразных формах как служебного, так и неслужебного общения, которое оказывает серьезное влияние на результативность выполнения служебных и боевых задач, сплочение воинских коллективов, состояние воинской дисциплины, удовлетворенность службой.

Общению отводится особая роль в процессе развития поведенческой культуры,

2015 • № 6 (51) 149

поскольку оно способствует формированию у личности ориентиров в окружающей действительности. В процессе общения осуществляется процесс передачи и восприятия не только социальных, но и культурных и нравственных ценностей, а также обеспечивается развитие духовного мира человека, оказывается воздействие на сознание и поведение людей.

Роль общения в служебной деятельности офицера велика. Оно решает задачи социально-психологического обеспечения трудовой деятельности, помогает организации взаимоотношений с подчиненными и коллегами, способствует передаче информации. Воспитательно-педагогическая ориентированность общения предполагает способность офицера в любых условиях продолжать выполнение основной педагогической задачи, приспосабливая формы и методы работы с подчиненными к конкретной обстановке, и поэтому культура общения для него — это, по существу, культура его повседневного военно-педагогического труда.

Проведенное исследование научных работ доказывает актуальность темы коммуникативной культуры курсантов военных вузов. Только за последние десять лет по разным аспектам данной темы были защищены диссертации В.Е. Акинтьевой [1], А.В. Верещак [2], Д.И. Новоселецкой [3], А.В. Почепа-евой [4], А.В. Соловьевой [5]. Проанализированные работы свидетельствуют о том, что обучение курсантов в образовательных учреждениях высшего образования является частью единого военно-педагогического процесса с присущими ему определенными закономерностями.

Научные исследования и практический опыт показывают, что далеко не у всех будущих офицеров сформирован индивидуальный стиль общения, а у большинства молодых военных специалистов имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности [6]. Многими из них не осознается ценность и значимость культуры общения; недостаточно проявляется направленность в общении на другого человека; не в полном объеме сформированы коммуникативные умения.

Коммуникативная компетентность может быть охарактеризована как способность использовать язык в виде средства общения, что предполагает грамотное владение как устной, так и письменной речью, обладание навыками общения в конкретной ситуации, техникой анализа своего поведения в процессе общения. Маркерами сформированности коммуникативной компетентности при этом могут выступать: степень соответствия ситуации используемых курсантом языковых средств, четкость и логичность изложения своих мыслей, разнообразие используемых коммуникативных приемов, соответствие стиля общения и занимаемой ролевой позиции; отсутствие конфликтно-деструктивных элементов в ходе процесса общения [7; 8].

В то же время процесс формирования коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов отличается определенной спецификой. Так, на формирование личности специалиста, получающего образование в гражданском вузе, оказывают воздействие следующие факторы: нацеленность на развитие творческих способностей студентов, предоставление возможности осущест-

150 2015 • № 6 (51)

влять выбор деятельности в условиях рынка, значительная самостоятельность в процессе обучения, вариативность средств и способов обучения. В образовательном процессе военного вуза перечисленные факторы играют меньшую роль, а наиболее значимыми обстоятельствами являются: узкая специализация будущих офицеров, сильно насыщенная военно-специальными дисциплинами программа обучения, наличие принципа субординации, специальные условия функционирования военного вуза и другие факторы военно-профессиональной деятельности.

Современное образование развивается в сторону гуманизации, когда индивидуальность человека начинает восприниматься как наивысшая ценность, и в этих условиях формирование индивидуальности курсанта как будущего офицера становится важнейшей целью профессиональной подготовки (учебного процесса) в условиях военного вуза. Процесс индивидуализации будущего офицера в профессиональной деятельности в условиях военного вуза может иметь разные выражения; индивидуальные отличия могут рассматриваться: а) как спорадические проявления собственной уникальности в профессиональном поведении и деятельности; б) как индивидуальный стиль, воспринимаемый как устойчиво сохраняющееся продолжительное время разнообразие в профессиональной деятельности, уникальная комбинация способов и задач профессиональной деятельности; в) индивидуальность как выражение исключительности, своеобразности личности офицера в военном деле, персональный профессиональный взгляд на мир, а также индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

На наш взгляд, наибольшим потенциалом для использования обладает рассмотрение процесса индивидуализации будущего офицера через призму становления и развития индивидуального стиля общения, поскольку остальные перечисленные категории в большей степени предполагают наличие врожденных талантов у курсанта и минимизируют вклад педагогической составляющей. Следовательно, можно, по-нашему мнению, определить курсанта военного вуза как относительно зрелую личность, обладающую собственной сформированной системой взглядов на мир, целенаправленно приобретающую знания в профессиональной сфере. В то же время будущий офицер имеет потребность утвердиться в собственном профессиональном выборе и в полной мере реализовать свои возможности для профессионального роста. Представляется, что период обучения в военном вузе наиболее благоприятен для формирования жизненной и профессиональной стратегии развития с опорой на рефлексию, формирования отношений к военной профессии, сопоставления своих личностных склонностей, черт и амбиций с требованиями, предъявляемыми со стороны общества, а также осознания того, что индивидуальный потенциал и достижения являются базисом нового самовыражения, саморазвития, открытия и формирования в самом себе новых способностей, качеств, в частности индивидуального стиля общения.

Проанализировав научную литературу по проблеме развития личности курсантов, мы выявили наиболее существенные признаки индивидуального стиля общения. Во-первых, индивидуальный стиль общения — это

2015 •

151

не отдельные элементы общения, а определенное его сочетание, система. Во-вторых, это такая уникальная комбинация способов, которая определяет наиболее оптимальную реализацию своей трудовой функции конкретным человеком. Таким образом, индивидуальный стиль общения представляет собой средство наилучшего приспособления человека к реально существующим требованиям той или иной деятельности. В-третьих, индивидуальный стиль общения не абсолютно определяется индивидуально-типологическими особенностями (познавательными стилями, свойствами темперамента, личностными качествами) субъекта, а складывается в результате взаимодействия человека с предметной и социальной средой; может трансформироваться, если условия взаимодействия претерпевают изменения; вырабатывается в ходе развития, обучения и воспитания.

Теоретический анализ научных работ по проблеме индивидуального стиля общения позволил нам сформулировать свое определение индивидуального стиля общения будущего офицера, под которым мы понимаем сочетание особенностей, полученных от природы, и образовавшихся в период обучения военному ремеслу качеств личности, детерминированных контактами курсанта с социально-предметной средой, в пределах которой осуществляется процесс его личностно-профессионального становления на основе повторения наиболее часто встречаемых способов решения профессиональных задач и внутренних процессов развития.

Представляется важным определить педагогические условия, необходимые для формирования индивидуального стиля общения курсанта, которые представляют собой совокупность специально смоделированных профессиональных ситуаций, действия конкретных факторов и обстоятельств, оказывающих прямое и опосредованное влияние на эффективность деятельности по управлению и самоуправлению процессом становления и последующего развития индивидуального стиля общения будущего офицера МВД России.

Условия, способствующие, по нашему мнению, формированию индивидуального стиля общения, стоит распределить на две группы: надситуативные (устойчивые, обобщенные) и конкретно-ситуативные. Устойчивые, обобщенные условия можно характеризовать как набор тесно связанных мер, сопровождающих процесс развития индивидуального стиля общения будущего офицера. Перечислим эти условия, дав общую характеристику.

Создание адаптивной информационно-динамической образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для формирования индивидуального стиля общения, подразумевает использование параметров и возможностей среды (в частности, анализ влияния сложившихся отношений, специфических ценностей, символов, вещей, предметов) в целях наиболее сильного влияния (воздействия) на формирование личности будущего офицера. Адаптивная информационно-динамическая среда представляет собой образовательную среду, способную варьировать свои свойства в ходе процесса формирования стиля в зависимости от активности будущего офицера. По способу организации взаимодействия в обучающей ситуации основное внимание уделяется развитию игровых, тренирующих и формирующих адаптивных информационно-дина-

152 2015 • № 6 (51)

мических сред, способствующих усилению внутренней активности будущих офицеров, направленной на актуализацию их внутреннего мира, личностного роста и самореализацию.

Эффективное взаимодействие педагога и курсанта по поводу планирования траектории формирования процесса становления индивидуального стиля общения предполагает разработку содержания, показывающего многоаспект-ность процесса развития индивидуального стиля, институционализацию подготовки курсантов, адресное соуправление процессом развития индивидуального стиля общения будущего офицера через непосредственное воздействие на разрозненные, несформированные или частично сформированные компоненты стиля для побуждения осуществления сознательной деятельности по их структурированию. Научно-методическое сопровождение процесса развития индивидуального стиля является управленческой технологией и содержит в себе дидактическую, психологическую и эргономическую составляющие. Выбор типа сопровождения осуществляется исходя из ориентации на принципы индивидуализации и дифференциации.

Конкретно-ситуационные условия формирования индивидуального стиля общения будущего офицера представляют собой систему созданных стимулирующих мер, осуществление которых имеет целью осознание необходимости формирования стиля, определение трудностей и проблем данного процесса, способствует его целенаправленному протеканию, базируясь на модели создания ситуации успеха.

Субъект-субъектные отношения, на наш взгляд, представляются одними из наиболее важных педагогических условий формирования индивидуального стиля общения будущего офицера, так как трансляция (введение) этого условия в собственную профессиональную деятельность позволит специалисту выстраивать и поддерживать партнерские отношения со всеми акторами образовательного процесса. Основой для возникновения эффективных межсубъектных взаимодействий являются субъектная позиция сторон педагогического процесса и принятие педагогом ролей модератора, тьютора, супервизора, что позволяет раскрывать, реализовывать и развивать потенциал будущего офицера и заключается: а) во включении личного опыта курсанта в общую структуру сопровождения; б) в обеспечении условий для преодоления препон и формировании у будущего офицера умений и навыков групповой работы; в) в осуществлении подбора необходимых дидактических материалов с учетом индивидуальных особенностей курсантов, специфической социокультурной среды и индивидуального плана; г) в перенаправлении внимания на решение будущими офицерами конкретных задач саморазвития.

Мониторинг становления индивидуального стиля общения ориентирован на оценку по количественным и качественным параметрам трех взаимосвязанных подсистем: педагогической, научно-методической и социальной — в результате входящей диагностики, текущего и итогового контроля на внутреннем и внешнем уровнях. Результаты проводимого мониторинга развития индивидуального стиля общения и определение тенденций его из-

2015 • № 6 (51) 153

менения на каждом отрезке позволяют скорректировать технологии учебной работы и задания, тем самым совершенствуя дидактический процесс, обеспечивающий достижение намеченного результата в строго установленные временные промежутки. Востребована на практике методика оценки уровней сформированности психолого-педагогической компетенции у младших командиров; система педагогических (проблемных, логических и др.) заданий, внедрение программ для ЭВМ, позволяющих выявить «ядро» ценностных ориентаций личности, уровень овладения психолого-педагогической компетенцией.

Комплексное использование указанных условий, на наш взгляд, дает возможность более полно и разносторонне организовать направленную работу по проблеме формирования индивидуального стиля общения у будущих офицеров МВД, применять позитивный опыт, накопленный современной наукой, и тем самым позволяет эффективнее использовать имеющиеся ресурсы в условиях военного вуза. В результате все это должно обеспечить формирование качественной коммуникативной компетенции у курсантов, овладеть умениями объективно контролировать процесс коммуникации, стимулировать активность обучающихся в военном вузе, правильно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу, проявлять инициативность и конкурентоспособность.

Библиографический список

1. Акинтьева В.Е. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в образовательном пространстве военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008.

2. Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010.

3. Новоселецкая Д.И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.

4. Почепаева А.В. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

5. Соловьева А.В. Профессионально-личностное развитие курсантов в условиях образовательной среды учреждения военной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

6. Немушкин А.В., Сыромятников И.В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки вуза // Инновации в образовании. 2003. № 3. С. 114-132.

7. Машин В.Н., Свиридов А.А. Коммуникативная культура курсантов военных вузов как междисциплинарный феномен // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 143-148.

8. ГолубевЮ.В. Структура модели коммуникативной компетентности офицера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (96). С. 17-20.

154 2015 • № 6 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.