DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-39 УДК 159.22
ВИДЫ, СТРУКТУРА УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОФИЦЕРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Некрасов В.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А.
В статье, на основании анализа данных полученных эмпирическим путем, представляются виды, структура уровни развития профессиональной компетенции офицеров в педагогической психологии. Авторы обосновывают актуальность проведения такой работы, рассматривают результаты формирования каждого из компонентов профессиональной компетентности и обозначают, какие они выполняют функции в системе. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы, которые можно использовать в образовательной практике военного вуза.
Ключевые слова: компетентность; профессиональная компетентность; военно-профессиональная компетентность; офицер.
TYPES, STRUCTURE LEVELS OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF OFFICERS IN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Nekrasov V.V., Naumov P.Ju., Dyachkov A.A.
The article, based on an analysis of data obtained empirically represented species, the structure of the levels of development of the professional competence of officers in educational psychology. The authors substantiate the relevance of such work, consider the results of the formation of each of the components ofprofessional competence and indicate what function they perform in the system. On the basis of these conclusions are drawn, which can be used in educational practice of military high school.
Keywords: competence; professional competence; professional competence of military officer.
Профессионализм офицера включает в себя такие составляющие как: «духовно-нравственное совершенство, офицерский менталитет, военно-профессиональную компетентность, психолого-педагогическую подготовленность» [6].
Духовно-нравственное совершенство предполагает сформированность нравственно-ценностной концепции по овладению лучшими образцами и опытом человеческой культуры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей.
Офицерский менталитет, проявляется в самостоятельном стремлении к активному саморазвитию и наращиванию креативного (творческого потенциала), инициативном обогащении себя в общении с другими субъектами воинского труда и на этой основе культивирование своего стиля деятельности как статусного руководителя, признанного лидера, компетентного профессионала [8].
Для успешного осуществления военной службы, на сегодняшний день необходимым является наличие у военнослужащего сформированной профессиональной компетенции, как способности к эффективному решения задач возникающих в ходе осуществления военной службы.
Копейкин М.А. пишет, - «... сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда».
«Военно-профессиональная компетентность, - интегративное качество будущих офицеров, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в служебно-боевой деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, образованная системой ключевых компетент-ностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности», - пишет в диссертационном исследовании Тухватуллин Б.Т. (2013).
«Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных (профессиональных) компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности» [2].
Специфика профессиональной компетенции офицера обусловлена особенностями военной службы, социальным заказом общества и закреплением целей и задач военной службы в законах, воинских уставах и приказах, боеготовностью воинских подразделений и частей, находящихся в подчинении, собственной физической и психологической готовности к выполнению военных задач, морально-психологического состояния личного состава, соответствие индивидуальных качеств и действий военнослужащего выдвигаемым целям, задачам и функциям.
Таким образом, профессиональная компетентность офицера, это подготовленность его и его подразделения к выполнению боевых задач, несению воинской службы.
А.Г. Караяни так определяет профессиональную компетеность офицера: «Профессиональная компетентность офицера -воспитателя - это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий ему самостоятельно выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям» [5].
А.К. Маркова [7] выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- специальную;
- социальную;
- личностную;
- индивидуальную.
А в качестве одного из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
В учебном пособии под редакцией В.Д. Симоненко [9] среди основных компонентов профессиональной компетентности называются следующие:
- социально-правовая компетентность (профессиональное общение и поведение);
- персональная компетентность (профессиональная рост);
- специальная компетентность (самостоятельное приобретение новых профессиональных знаний и навыков);
- аутокомпетентность (преодоление профессиональной деструкции);
- экстремальная компетентность (способность действовать во внезапно усложнившихся условиях).
А.С. Дружилов исследуя профессиональную компетентность педагога (как и офицер в системе «человек-человек»), выделяет следующие компоненты:
- мотивационно-волевой;
- функциональный;
- коммуникативный;
- рефлексивный.
М.А. Копейкин среди структурных компонентов профессиональной компетенции военнослужащих предлагает следующие:
- «военно-профессиональные знания;
- система профессионально важных навыков и умений;
- военно-профессиональные позиции;
- личностные качества (особенности);
- готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности».
О.Ю. Ефремов [2] в учебном пособии «Военная педагогика», подчеркивает важность двух составляющих профессиональной компетенции: мотивационного и технологического аспектов.
Р.С. Федюк в структуре профессиональной компетнтности молодого офицера выделяет две другие важные на его взгляд составляющие: «когнитивно-операциональную, отражающую «стратегию» воинского труда и включающую в себя: военно-профессиональные знания, умения и навыки, которые являются, с одной стороны, предпосылками успешной деятельности будущего офицера (без них трудно стать командиром), с другой - новообразованиями (они сами развиваются и обогащаются знаниями в ходе учебы и службы будущего специалиста); профессионально-личностную, объединяющую интегральные характеристики формирующейся личности и включающую профессиональное самосознание, индивидуальный стиль деятельности и общения, творческий потенциал будущего военного специалиста».
Мы предлагаем следующую структуру профессиональной компетентности офицера МВД:
Рис. 1. Структура профессиональной компетенции офицера внутренних войск МВД России
Военно-профессиональная компетентность определяет характер профессиональных действий, отношений и взаимосвязей в армейских условиях.
Служебно-этическая компетентность отражает нравственно-статусные отношения офицера.
Адаптивная компетентность - способность к быстрому реагированию на меняющиеся условия военной службы и адаптации к ним.
Ценностно-нравственная компетентность - основа духовного потенциала служения Родине.
Нормативно-правовая компетентность - осознание справедливости, разумности, целесообразности правовых границ, устанавливаемых законами и документами военного управления, понимание их соответствия интересам Отечества, и законным правам и обязанностям военнослужащего.
Коммуникативная компетентность - отражает возможности офицера к общению внутри четкой военной иерархии, навыки организации и руководства личным составом военнослужащих, личные лидерские качества.
Проектировочная компетентность - отражает проектирование и следование жизненной стратегии, обеспечивают профессиональное и субъективно-личностное благополучие офицера.
Проектировочная компетентность является смыслообразующей профессионально-личностной компетентностью современного офицера внутренних войск, психологическая структура которой включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, представляющий систему смысложизненных ориентаций личности офицеров, имеющих как профессиональную, так и общеличностную значимость; деятельностный, представленный системой профессиональных проектировочных действий, смыслом которых является конструирование профессионально-личностных стратегий и разработка психологических механизмов их реализации; рефлексивно-оценочный компонент, позволяющий офицеру планировать свою личностную и профессиональную деятельность, корректировать соотношение внутренних индивидуально-психологических и внешних социально-психологических факторов с целью достижения профессионального и субъективно-личностного благополучия.
Технологическая компетентность - наличие знаний военной и компьютерной техники, технических характеристик, возможностей применения и управления в различных боевых условиях.
Физическая подготовленность - физическое соответствие офицера выполнению военной службы.
Для успешного формирования профессиональной компетентности офицера необходимо, чтобы были достаточно развиты все ее структурные элементы.
А.А. Довганенко [4] выделяет три уровня подготовки офицера-воспитателя:
Первый уровень формируют ключевые компетенции, свидетельствующие об уровне общей культуры и подготовке офицера-воспитателя, его мировоззрении, нравственных идеалах, кругозоре и эрудиции.
Ко второму уровню можно отнести базовые компетенции, необходимые для выполнения основных видов профессиональной деятельности (информационно-пропагандистская, управленческая, социально-педагогическая (преподавательская), культурно-просветительская (культурно-досуговая), коррекционно-развивающая), и поэтому в целом привязанные к организации всего комплекса воспитательной работы в подразделении. Военно-профессиональная компетенция офицера-воспитателя раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность различных качеств и действий, которые соотносятся с функциями психолого-педагогической деятельности.
Третий уровень образуют специальные компетенции, которые помогают решать задачи предметной подготовки, т.е. обеспечивают привязку офицера-воспитателя к конкретному предмету профессиональной деятельности. Специальная подготовка офицера-воспитателя требует наличия у него специальных военных, предметных и прикладных знаний, морально-боевых и психологических качеств, профессиональных навыков и умений организации морально-психологического обеспечения подразделения [4].
Мы в корне не согласны с данным разделением на уровни подготовки, так как считаем, что становление ключевых базовых и специальных компетенций происходит параллельно. Нельзя сначала сформировать мировоззрение (которое является динамическим образование и развивается всю жизнь), а затем перейти к «учению устава».
О.Ю. Ефремов [2], видит две стадии формирования профессиональной компетентности военнослужащего: подготовку и непосредственно обучение.
«На первой стадии подготавливаются условия для предстоящего овладения воином специальностью или профессией с известными заранее показателями. Основную работу здесь выполняет командир, преподаватель, методист, инструктор, которые должны создать необходимую мотивацию у обучаемых и подготовить учебно-методические средства (системы задач, ситуаций и вопросов, учебно-тренировочные комплекты, компьютерные симуляторы и другие).
Вторая стадия процесса формирования профессиональной компетентности представляет собой собственно технологию обучения, которая состоит в реализации стратегии, тактики и техники использования эффективных сил, средств и способов обучения с учетом действия всего комплекса условий и факторов» [2].
З.В. Бородин [1] в своей статье выделяет причины недостаточной профессиональной подготовленности военнослужащих:
- отсутствие должной мотивации у военнослужащих к освоению профессиональных действий;
- несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций у преобладающего числа военнослужащих;
- формирование специальных знаний, навыков и умений без достаточного потенциала к саморазвитию у военнослужащих;
- декларирование формирования необходимых профессиональных качеств военных специалистов тыла для выполнения боевых задач ... и отсутствие педагогических технологий их развития в войсках;
- отсутствие эффективных методов моделирования военно-профессиональной деятельности специалистов тыла при выполнения боевых задач.
Далее автором в ходе эмпирического исследования выявлены факторы, влияющие на профессиональную подготовленность военнослужащих:
- оптимизация процесса военно-профессиональной подготовки военнослужащих;
- моделирование военно-профессиональной деятельности военнослужащих при выполнении боевых задач;
- создание условий для саморазвития военнослужащих
- развитие самоопределенческих позиций и установок у военнослужащих;
- увеличение удельного веса практических занятий, связанных с решением боевых задач;
- повышение уровня методической подготовленности специалистов-офицеров, проводящих занятия;
- совершенствование системы управления процессом профессиональной подготовки военнослужащих;
- создание эффективной системы контроля за развитием военно-профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач
- развитие мотивации к военно-профессиональной деятельности;
- развитие творческих способностей, поискового характера профессиональной деятельности, способности к оперативной реакции на экстремальную обстановку;
- повышение уровня физической подготовленности;
- способность к саморазвитию.
О.Ю. Ефремов [2] обосновывает психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности военнослужащих:
- «реальное обеспечение единства теории и практики, для чего осуществляется одновременность формирования необходимого действия и соответствующих знаний о нем, о способах, путях и методах овладения им;
- практическое формирование всех компонентов воинского мастерства через действие, с помощью действия, поскольку компоненты военно-профессиональной компетентности формируются через организацию опыта и участие в практических действиях по решению конкретных практических ситуаций;
- максимальное обеспечение самостоятельности, инициативы и творческого характера действий обучаемого в процессе как первоначального овладения профессией, так и в ходе повышения его воинского мастерства;
- прохождение формируемого действия через все формы, объективно необходимые и психологически целесообразные для успешного овладения воинским мастерством;
- управляемое н контролируемое сокращение формируемого действия в процессе обучения и повышения воинского мастерства;
- укрепление сплоченности воинских коллективов;
- развитие у военнослужащих военно-профессиональной направленности и стремления к профессиональному самосовершенствованию;
- ликвидация шаблона, механического заучивания и стимулирование инициативы и творчества;
- укрепление эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих;
- выполнение задач боевой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым» [2].
С.А. Бацман пишет о необходимости комплексного использования различных образовательных технологий, а именно «образовательных (традиционные - воспитание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и инновационное - обучающее сотворчество), самообразова-
тельных и информационных технологий», для формирования профессиональной компетенции офицера. Мы бы добавили к сказанному С.А. Бацмана, необходимость психологического сопровождения, процесса формирования профессиональной компетенции, как способствующего развитию адаптивных способностей военнослужащих, решению проблем субъектного благополучия офицера, выстраиванию жизненной стратегии связанной с профессиональной военной службой, предотвращение профессионального «выгорания» и т.д.
Подводя итог, можно резюмировать, что залогом успешного выполнения воинских обязанностей офицером МВД является сформированность всех компонентов профессиональной компетентности [10].
Успешное выполнение военно-профессиональных обязанностей, невозможно без личностной успешности офицера, осознания им важности и необходимости профессиональной деятельности, удовлетворенности профессиональным трудом, общего субъективного благополучия.
«Становление офицера как военного профессионала тесно связано с развитием его личности. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность офицера обычно оказывает обратное влияние на ход его профессионального становления .... Личность офицера может препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных способностей, мотивов, барьеров и др.). Вместе с тем профессиональные качества офицера-воспитателя по мере их становления начинают оказывать обратное позитивное влияние на личность: успехи в профессиональном становлении стимулируют личность будущего офицера (психологические позиции, мотивация, установки, индивидуальные особенности)» [3].
Список литературы
1. Бородин З.В. Педагогическая технология профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №8.
2. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова / учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. 640 с.
3. Григорьев С.Ю., Лукин В.Б., Ставицкий С.Н. Профессионально-личностные качества как показатель профессиональной компетености офицера-воспитателя. Специальные образовательные технологии // Ин ВестРегион. №4. 2013. С. 77-80.
4. Довганенко А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов - будущих офицеров-воспитателей в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2008. 181 с.
5. Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.
6. Коленко Ю.В. Использование информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005 23 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
8. Наумов П.Ю. Изучение проблем влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): Монография / П.Ю. Наумов, Д.Е. Матвеев, А.В. Вальков, А.А. Дьячков. - Saint-Louis, MO: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 с.
9. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн. 1. 174 с.
10. Утюганов А.А. Ценностно-смысловой аспект изучения боевого стресса // Сибирский педагогический журнал. 2009. №13. С. 345-353.
References
1. Borodin Z.V. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2009. №8.
2. Voennajapedagogika / Ed. O.Ju. Efremov. - SPb.: Piter, 2008. 640 p.
3. Grigor'ev S.Ju., Lukin V.B., Stavickij S.N. In VestRegion. №4. 2013, pp. 77-80.
4. Dovganenko A.A. Voenno-professional'naja podgotovka kursantov - budushhih oficerov-vospi-tatelej v voennom vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - SPb., 2008. 181 p.
5. Karajani A.G. Vvedenie v professiju voennogo psihologa / A.G. Karajani, I.V. Syromjatnikov. -M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. 208 p.
6. Kolenko Ju.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij kak sredstva formirovanija professio-nal'noj kompetentnosti kursantov voennyh vuzov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropol', 2005. 23 p.
7. Markova A.K. Psihologijaprofessionalizma. - M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996. 312 p.
8. Naumov P.Ju. Izuchenie problem vlijajushhih na obrazovatel'nyj process v VOUVPO VV MVD Rossii (opyt avtorskogo analiza) / P.Ju. Naumov, D.E. Matveev, A.V. Val'kov, A.A. D'jachkov. -Saint-Louis, MO: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 p.
9. Obshhaja i professional'naja pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhih-sja po special'nosti «Professional'noe obuchenie»: V 2-h knigah / Pod red. V.D. Simonenko, M.V. Retivyh. - Brjansk: Izd-vo Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. Kn. 1. 174 p.
10. Utjuganov A.A. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009. №13, pp. 345-353.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Некрасов Василий Васильевич, адъюнкт (аспирант) очного обучения Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия
Наумов Петр Юрьевич, начальник группы по работе с личным составом, кандидат педагогических наук
Войсковая часть 3498 внутренних войск МВД России ул .Озерная, г. Миасс, 456311, Россия
Дьячков Алексей Анатольевич, заместитель командира батальона по работе с личным составом, кандидат психологических наук
Войсковая часть 3468 внутренних войск МВД России ул. Чкаловская 1а, г. Снежинск, 456773, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Nekrasov Vasiliy Vasil'evich, post-graduate full-time study Novosibirsk military institute of internal armies Kljuch-Kamyshenskoe plato str, 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia Naumov Petr Yur'evich, head of the group to work with the staff, Ph.D. 3498 Branch of the Russian Interior Ministry Ozernaja str., Miass, 456311, Russia
Dyachkov Aleksey Anatol'evich, deputy battalion commander for work with personnel, Ph.D. 3468 Branch of the Russian Interior Ministry Chkalovskaja str, 1a, Snezhinsk, 56773, Russia