Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий формирования профессионального сознания будущих офицеров'

Комплекс педагогических условий формирования профессионального сознания будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / FUTURE OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков Максим Игоревич, Лаптев Алексей Анатольевич, Казаков М.Н.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и содержания основных подходов к анализу структуры профессионального сознания будущих офицеров. Представлена базовая модель формирования профессионального сознания будущих офицеров, включающая в себя содержательно-профессиональный, организационно-педагогический и психологический компоненты. К основным результатам исследования относится выявление сложного компонентного содержания профессионального сознания будущих офицеров и подробный анализ каждого из компонентов. Данные результаты можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаков Максим Игоревич, Лаптев Алексей Анатольевич, Казаков М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE OFFICERS

The purpose of this paper is to examine the nature and content of the main approaches to the analysis of the structure of professional consciousness of the future officers. It is a basic model of formation of professional consciousness of the future officers, including a content-professional, organizational, educational and psychological components. The main results of the study is the identification of a complex component content of professional consciousness of the future officers and detailed analysis of each of the components. These results can be used in modern military pedagogy and educational practice.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий формирования профессионального сознания будущих офицеров»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-58 УДК 378.02

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Казаков М.И., Лаптев А.А.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и содержания основных подходов к анализу структуры профессионального сознания будущих офицеров. Представлена базовая модель формирования профессионального сознания будущих офицеров, включающая в себя содержательно-профессиональный, организационно-педагогический и психологический компоненты. К основным результатам исследования относится выявление сложного компонентного содержания профессионального сознания будущих офицеров и подробный анализ каждого из компонентов. Данные результаты можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

Ключевые слова: сознание; профессиональное сознание; структура; будущие офицеры.

COMPLEX PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE OFFICERS

Kazakov M.I., Laptev A.A.

The purpose of this paper is to examine the nature and content of the main approaches to the analysis of the structure of professional consciousness of the future officers. It is a basic model of formation of professional consciousness of the future officers, including a contentprofessional, organizational, educational and psychological components. The main results of the study is the identification of a complex component content of professional consciousness of the future officers and detailed analysis of each of the components. These results can be used in modern military pedagogy and educational practice.

Keywords: consciousness; professional identity; structure; future officers.

Системообразующей функцией в структуре формирования профессионального сознания будущих офицеров обладают педагогические условия, на основании внедрения и соблюдения которых, возможно его результативное осуществление в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

Вслед за Э.Г. Скибицким и А.Г. Шабановым под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного на базе современных технологий с целью развития системы ценностей курсантов [5].

Педагогические условия рассмотрены в трудах различных авторов [см. например 1, 4].

Для эффективного формирования профессионального сознания будущего офицера нами разработан комплекс педагогических условий положительно влияющий на данный процесс, подробную характеристику которого рассмотрим ниже.

1. Представление о профессиональном сознании как конечного ожидаемого результата военно-профессиональной деятельности, позволяющего субъекту военного образования авторское проектирование собственного профессионального опыта.

Для такого рода представления необходимо поэтапное формирование составляющих военно-профессиональной компетентности военнослужащего, организующих собой такую таксономию, которая приведёт развитие профессионального опыта курсанта готовности авторства в культуре военнослужащего. Собственно опыт будущего офицера состоит из достаточно традиционных компонентов, а само профессиональное сознание формируется при соответствующей структурно-содержательное работе преподавательского состава [3].

Структура профессионального сознания будущего офицера описана нами совокупностью следующих взаимосвязанных составляющих компонентов личности военнослужащего: когнитивно-операционального; мотивационно-ценностного; эмоционально-волевого; интеллектуального; деятельностного; рефлексивного.

Мы полагаем, что недостаточный уровень сформированности или дефицит названных личностных характеристик в наибольшей степени связаны со склонностью личности к воздействию негативных факторов и провоцируют отсутствие профессионального роста. При этом волевые процессы и характеристики имеют решающее значение для психологической зрелости военнослужащего, поскольку их специфика происходит из ключевого для военнослужащего качества способности к сопротивлению любым видам и формам трудностей и риска для жизни [2].

2. Подбор и структурирование содержания военно-профессионального образования на основе задач, развивающих профессиональное сознание будущего офицера.

Под данным педагогическим условием мы понимаем набор определенного содержательного материала, учебно-методических комплексов, учебных пособий, модулей и других видов педагогических материалов, сущность которых заключается в предоставлении необходимой информации о специфике воинского труда, на основании представлений о котором формируются основы профессионального сознания будущего офицера.

Данное педагогическое условие в структуре формирования профессионального сознания будущего офицера выполняет следующие функции:

- содержательную;

- адаптивную;

- смысловую;

- оценочную.

3. Организация совместной творческой деятельности педагогов и курсантов, направленной на построение образа будущего военного профессионала, готового к выполнению служебно-боевых задач в различных условиях обстановки.

Данное условие предполагает создание комплекса взаимосвязанных между собой педагогических ситуаций направленных на моделирование будущих профессиональных задач.

В данном случае достаточно уместно эффективно организовать совместную деятельность преподавателей и курсантов, которая будет включать в себя следующие виды педагогического взаимодействия: анализ основополагающих категорий и культурных артефактов, их совместное обсуждение; выражение мнений по пониманию содержательного материала, языковые «игры» и приемы; моделирование профессионально-личностных задач; постоянная рефлексия над результатами обучения, решение социокультурных ситуаций; анализ метафоричных рассуждений.

В ходе таких занятий, курсанты учатся выделять профессиональные задачи из социальных ситуаций, ставить вопросы по существу, моделировать учебные действия и реализовывать их, рефлексивно относиться к служебно-боевой деятельности и к себе как субъекту этой деятельности.

Выявление динамики становления профессионального образа будущего офицера необходимо проводить на всех этапах эксперимента. Курсантам необходимо предоставлять возможность проводить экспертизу своего понимания профессиональной модели современного

офицера и сравнить свои актуальные достижения с предыдущими учебными результатами. При проведении эмпирического исследования с этими же курсантами важно использовались повторная диагностика.

Данное педагогическое условие в структуре формирования профессионального сознания будущего офицера выполняет следующие функции:

- ориентационную;

- информационную;

- конструктивную;

- рефлексивную.

4. Конструирование, проектирование и внедрение комплекса профессионально-ориентированных педагогических средств и алгоритма их применения в качестве педагогической технологии формирования профессионального сознания будущих офицеров.

Под педагогическими средствами формирования профессионального сознания будущих офицеров мы, прежде всего, имеем в виду учебно-методический комплекс «Сформированное профессиональное сознание - залог успешного выполнения служебно-боевых задач офицером» с педагогическим сопровождением данного комплекса, модульных заданий и заданий предназначенных для итогового контроля успешности обучения.

При этом вся совокупность педагогических целей, средств, форм, методов, этапов организованных по заранее заданному алгоритму в своей совокупности представляли собой педагогическую технологию формирования профессионального сознания будущих офицеров.

Данное педагогическое условие в структуре формирования профессионального сознания будущего офицера выполняет следующие функции:

- организационную;

- обучающую;

- диагностическую;

- результативную.

Исследования показали, что результативность проведения мероприятий, связанных с разработкой и реализацией в педагогическом процессе военного вуза мероприятий, по формированию профессионального сознания будущих офицеров, возможна при выявлении, внедрении и соблюдении в комплексе вышеназванных педагогических условий.

Список литературы

1. Ипполитова Н.В., Стерхова НА. Aнализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Aкадемия, 2004. 240 с.

3. Наумов П.Ю. и др. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): монография / П.Ю. Наумов, Д.Е. Матвеев, A3. Вальков, A.A. Дьячков. - Saint-Louis, MO, USA: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 с.

4. Наумов, П.Ю. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России [Текст] / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т. 2013. № 3. С. 157-162.

5. Скибицкий Э.Г., Шабанов A.r., Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: монография.- Новосибирск: СИБФД, ŒA. 2004. 208 с.

References

1. Ippolitova N.V., Sterhova N.A. Analiz ponjatija «pedagogicheskie uslovija»: sushhnost>, klassifi-kacija // Generaland Professional Education. 2012. № 1. Рр. 8-14.

2. Kraevskij V.V. Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie. - 2-e izd., ispr. - M.: Akademija, 2004. 240 р.

3. Naumov P.Ju. i dr. Izuchenie problem, vlijajushhih na obrazovatel>nyj process v VOUVPO VV MVD Rossii (opyt avtorskogo analiza): monografija / P.Ju. Naumov, D.E. Matveev, A.V. Val'kov, A.A. D'jachkov. - Saint-Louis, MO, USA: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 р.

4. Naumov, P.Ju. Pedagogicheskie uslovija razvitija sistemy cennostej budushhih oficerov vnutren-nih vojsk MVD Rossii [Tekst] / P.Ju. Naumov, Je.G. Skibickij // Sibirskij pedagogicheskij zhur-nal. - Novosibirsk: Novosib. gos. ped. un-t. 2013. № 3. Рр. 157-162.

5. Skibickij Je.G., Shabanov A.G., Distancionnoe obuchenie: teoretiko-metodologicheskie osnovy: monografija.- Novosibirsk: SIBFD, SGA. 2004. 208 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Казаков Максим Игоревич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия nsk_vivv@mail.ru

Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия nsk_vivv@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kazakov Maksim Igorevich, senior lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia nsk_vivv@mail.ru

Laptev Aleksey Anatol'evich, senior lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia nsk_vivv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.