Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров'

Педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECT / SUBJECTIVITY / PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / CONDITIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUTURE OFFICER / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Игорь Михайлович, Наумов Петр Юрьевич, Дьячков Алексей Анатольевич

Основной целью нашего исследования является формирование профессиональной субъектности будущих офицеров внутренних войск МВД России. В связи с чем, считаем, что важным моментом для нашего исследования будет являться определение субъекта профессиональной деятельности выбранной нам категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Игорь Михайлович, Наумов Петр Юрьевич, Дьячков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL SUBJECTIVITY FUTURE OFFICERS

The main goal of our research is to develop professional subjectivity of the future officers of the Interior Ministry of Russia. In this connection, we believe that the important point for our research will be the definition of the subject of professional activity, we selected categories of persons.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-62 УДК 37.032

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Скворцов И.М., Наумов П.Ю., Дьячков А.А.

Основной целью нашего исследования является формирование профессиональной субъектности будущих офицеров внутренних войск МВД России. В связи с чем, считаем, что важным моментом для нашего исследования будет являться определение субъекта профессиональной деятельности выбранной нам категории лиц.

Ключевые слова: субъект; субъектность; профессиональная субъектность; условия; педагогические условия; будущий офицер.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL SUBJECTIVITY FUTURE OFFICERS

Skvortsov I.M., Naumov P.Y., Diachkov A.A.

The main goal of our research is to develop professional subjectivity of the future officers of the Interior Ministry of Russia. In this connection, we believe that the important point for our research will be the definition of the subject ofprofessional activity, we selected categories of persons.

Keywords: the subject; subjectivity; professional subjectivity; conditions; pedagogical conditions; future officer.

Проведя определенные изыскательные мероприятия по данному направлению, мы определили, что субъектом профессиональной деятельности в нашем исследовании будет являться личность будущего офицера внутренних войск МВД России, обладающая некоторыми качествами профессиональной субъектности. Данный феномен, исходя из изучения различных источников [2, 4-6, 7, 8, 13, 16, 23, 24, 31 и др.] позволяет понимать смысл деятельности, задавать и реализовывать в его рамках свои цели и инициализировать профессиональную коммуникацию. Однако, исследованные источники по современной социальной психологии и педагогике

высшей школы дают основание полагать, что не современная школа не располагает в достаточной мере необходимым инструментарием оценки процесса и результатов формирования профессиональной субъектности, в частности офицера внутренних войск. В военном образовании данная ситуация зачастую усугубляется множественностью сосуществующих параллельно с общепринятыми и отраженными в руководящих документах концептуальных оснований, на которых строится оценка необходимых профессионально важных качеств выпускника военного вуза, т.е. молодого офицера.

Поэтому, важнейшим этапом работы над нашим исследованием является выявление достаточных и необходимых педагогических условий формирования профессиональной субъект-ности будущих офицеров.

Прежде чем приступить к решению этой задачи, мы считаем необходимым выяснить и определить в дальнейшем для использования в исследовании содержание, основные принципы и понятия педагогического условия.

Общепринятыми в науке и повседневной жизнедеятельности являются условия необходимые и достаточные.

Необходимые условия - те, которые имеют место всякий раз, как только возникают действия. Без них существование различных предметов, как материальных, так и идеальных невозможно, и по своему иерархическому значению, они занимают более важное место по отношению к предпосылкам этих явлений. Достаточные, те, которые непременно вызывают различные явления или действия [12].

Так как мы поставили для себя задачу определение педагогических условий формирования, поэтому необходимым будет определиться со следующим понятием в выделенном нами словосочетании, а именно «педагогика». Ниже нами приведены основные определения понятия «Педагогика» различных авторов, на работы которых было нами решено опираться при проведении нашего исследования (табл. 1).

Таблица 1

Основные определения авторов на понятие «Педагогика»

№ п\п Автор Определение понятия Ключевые слова

1. П.И. Пидкасистый Под педагогикой понимает науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества [19] Наука, личностно детерминированная деятельность, человеческие существа, жизнь общества

2. В.А. Сластенин Под педагогикой понимает науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей жизни [20] Наука, сущность, закономерности, пед. процесс, развитие человека

3. В.И. Волынкин Под педагогикой понимает науку об общих закономерностях воспитания, образования и обучения людей, формах и методах специально социально-организованных педагогических взаимодействий, построения педагогических систем и педагогического процесса на основе определенной парадигмы [10] Наука, общие закономерности, воспитание, образование, обучение, пед. взаимодействие, пед. система, парадигма

4. О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека и его социального опыта, на протяжении всей жизни [32] Наука, сущность, закономерности, принципы, пед. процесс, развитие человека, социальный опыт

В свою очередь ряд авторов исследовали проблему педагогических условий [ 11, 17, 28, и др.]. Эти ученые приходят к своему определению понятия педагогических условий, их характеристик и принципов функционирования.

Для В.А. Ермолаева совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, учет выполнения которых обеспечит достижение предполагаемого педагогического результата во многом определяет сущность педагогических условий [28].

В свою очередь, для О.Л. Назаровой педагогические условия, выступают как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [28].

Рассматривая педагогические условия как необходимый компонент педагогической системы, который отражает возможность образовательной и материально-пространственной среды, Н.В. Ипполитова и Н.А. Стерхова пришли к выводу, что они воздействуют на личностный и

процессуальный аспекты данной системы, обеспечивая ее эффективное функционирование и развитие [11].

Но наиболее отвечающее условиям проведения нашего исследования и задачам, стоящим перед ним, мы считаем определение педагогических условий, данное П.Ю. Наумовым, под которыми понимается совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием педагогически полезного обеспечения, разработанного на базе современных технологий с поставленной целью [17]. Данное определение было принято нами как рабочее и в дальнейшем использовалось нами при проведении исследования.

Проведя анализ обширного списка научной литературы по проблеме исследования, нами были выявлены следующие педагогические условия формирования профессиональной субъ-ектности будущих офицеров внутренних войск МВД России:

- реализация личностно-ориентированного подхода при организации образовательной деятельности курсантов;

- разработка и реализация педагогической модели формирования профессиональной субъектности будущих офицеров;

- развитие готовности к социокультурному самоопределению;

- развитие осознанности рефлексии военнослужащих.

Структурно выявленные нами педагогические условия представлены на рисунке 1.

Под реализацией личностно-ориентированного подхода мы понимаем взаимодействие педагогического состава с обучаемыми курсантами в ходе реализации диалогической стратегии, направленной на развитие личности курсанта, прослеживается равноправная позиция ученика и учителя в образовательном процессе. При ориентировании на данный подход используется весь имеющийся арсенал педагогических средств с учетом психологического состояния обучаемого, его индивидуальных особенностей [33]. Кроме того важным моментом является учет личных запросов личности, дающее возможность для ее самореализации, выбора приоритетов и формирования собственного личностного восприятия изучаемого материала [9, 25-27, 29, 33 и др.].

Рис. 1. Педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров внутренних войск МВД России

Раскрытие второго выявленного педагогического условия «разработка и реализация педагогической модели формирования профессиональной субъектности будущих офицеров» будет в следующем параграфе диссертации 2.2.

На основании исследования литературных источников [1, 3, 14, 15, 18, 30 и др.] мы представили следующее выявленное педагогическое условие «развитие готовности к социокультурному самоопределению» как достижение определенной фазы развития творчества [18], характеризующейся достижением определенного возраста выбранной категории исследуемых в котором открываются абсолютные ценности, следование которым становится обязательным требованием, как к самому себе, так и к окружающим. Эти ценности уже осмыслены и интерпретированы в контексте обыденной реальности, раскрыта собственная индивидуальность, которая также сопоставлена с индивидуальностями других людей.

При развитии осознанности рефлексии военнослужащих мы предполагаем выделение личности будущего офицера как некоторой особости, отдельности, выявление его уникальности, выделение его как субъекта. Обязательным компонентом данного условия будет являться включенность будущего офицера в социокультурный контекст и наличие социокультурного контекста любой его активности [5, 6, 21, 22].

Тем самым, выявление и обоснование необходимых и достаточных педагогических условий формирования профессиональной субъектности будущих офицеров является необходимым этапом для организации этого процесса.

Список литературы

1. Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С.Р. Аллахвердян. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 24 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 1-18.

3. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592 с.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 192-193.

5. Большунова Н.Я. Понятие субъектности и текст как средство ее развития / Н.Я. Большу-нова // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 года / Под ред. П.Д. Шабанова, О.В. Заширинской. Спб., 2003. С. 82 -85.

6. Большунова Н.Я. Система ценностных ориентаций как условие развития субъектности / Н.Я. Большунова // Общество и коммуникация: сб. науч. ст. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. С. 153-157.

7. Брушлинский А.В. Психология субъекта [Текст]. М.: ИП РАН; СПб.: Изд-во «Алетея», 2003. 272 с.

8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. 392 с.

9. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.

10. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. С. 11-12.

11. Ипполитова Н.В., Стерхова, Н.А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.

12. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика: учеб. пособие. М.: Изд. Юристъ, 1997. 254 с.

13. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

14. Косолап А.В. Профессиональная компетентность курсантов как результат военно-профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России / А.В. Косолап, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных проблем. (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №6(50), 2015. С. 473-485.

15. Косолап А.В. Экспериментальные результаты формирования военно-профессиональной компетентности будущих офицеров внутренних войск на различных уровнях в соответствии с критериальной базой / А.В. Косолап, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных проблем. (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №6(50), 2015. С. 444-461.

16. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды [Текст] / Б.Ф. Ломов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 424 с.

17. Наумов П.Ю.

18. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В.В. Павловский. М.: Академический проект, 2001. 304 с.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей/ Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. Общество России 1998. С. 6-7.

20. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2004. С. 61-62.

21. Россохин А.В. Основная функция рефлексии: смыслопорождение или управление /

A.В. Россохин // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. №12. С. 119-122.

22. Россохин А.В. Рефлексия измененных состояний сознания:психолингвистический анализ / А.В. Россохин // Вестник Московского государственного областного университета. 2009. №1. С. 12-20.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.

24. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального [Текст] / Э.В. Сайко. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2006. 424 с.

25. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст]: Монография /

B.В. Сериков. М.: Логос, 2012. 448 с.

26. Синягина Н.Ю. Личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности [Текст]: Mетодическое пособие / Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская; под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. M.: «Вузовская книга», 2001. 131 с.

27. Синягина Н.Ю. Современные аспекты воспитания и социализации личности [Текст]: Mето-дическое пособие / Н.Ю. Синягина, Т.Ю. Райфшнайдер. M.: Арманов-центр, 2011. 128 с.

28. Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г., Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы [Текст]: монография. Новосибирск: СИБФД, СГА, 2004. 208 с.

29. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. M.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

30. Суровцева А.В. Воспитание воли детей / А.В. Суровцева. M.: Учпедгиз, 1952. 120 с.

31. Теплов Б M. Избр. труды. Т. 1. / БМ. Теплов // Собр. соч.: в 2-х т. M.: Педагогика, 1985. 365 с.

32. Терминологический словарь молодого исследователя. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. 100 с.

33. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. M., 1996. 96 с.

References

1. Allahverdjan S.R. Referentnoe obshhenie kak faktor razvitija adekvatnoj samoocenki lichnosti (na materiale podrostkovogo vozrasta): avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.01 / S.R. Allahverdjan. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2005. 24 c.

2. Ancyferova L.I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh uslovijah: pereosmyslivanie, preobrazovanie situacij i psihologicheskaja zashhita // Psihologicheskij zhurnal. 1994. Vol. 15. № 1. Р. 1-18.

3. Arsen'ev A.S. Filosofskie osnovanija ponimanija lichnosti / A.S. Arsen'ev. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001. 592 р.

4. Bozhovich L.I. Jetapy formirovanija lichnosti v ontogeneze // Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: Teksty. M.: Izd-vo Mosk. Un-ta, 1992. Р. 192-193.

5. Bol'shunova N.Ja. Ponjatie sub#ektnosti i tekst kak sredstvo ee razvitija / N.Ja. Bol'shunova // Fundamental'nye problemy psihologii: lichnost' i kul'tura : materialy nauchnoj konferencii 23-25 aprelja 2002 goda / Pod red. P.D. Shabanova, O.V. Zashirinskoj. Spb., 2003. Р. 82-85.

6. Bol'shunova N.Ja. Sistema cennostnyh orientacij kak uslovie razvitija sub'ektnosti / N.Ja. Bol'-shunova // Obshhestvo i kommunikacija : sb. nauch. st. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2003. P. 153157.

7. Brushlinskij A.V. Psihologija sub#ekta [Tekst]. M.: IP RAN; SPb.: Izd-vo «Aleteja», 2003. 272 p.

8. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Tekst]. M.: Izd-vo «Institut prak-ticheskoj psihologii», 1996. 392 p.

9. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija [Tekst] / A.A. Ver-bickij. M.: IC PKPS, 2004. 84 p.

10. Volynkin V.I. Pedagogika v shemah i tablicah: ucheb. posobie. Rostov-n/D: Feniks, 2007. P. 1112.

11. Ippolitova N.V., Sterhova N.A. Analiz ponjatija «pedagogicheskie uslovija»: sushhnost', klassifi-kacija // Generaland Professional Education. 2012. №1. P. 8-14.

12. Kirilov V.I., Starchenko A.A. Logika: ucheb. posobie. M.: Izd. Jurist', 1997. 254 p.

13. Kon I.S. V poiskah sebja: Lichnost' i ejo samosoznanie. M.: Politizdat, 1984. 335 p.

14. Kosolap A.V. Professional'naja kompetentnost' kursantov kak rezul'tat voenno-professional'noj podgotovki v voennom institute vnutrennih vojsk MVD Rossii / A.V. Kosolap, P.Ju. Naumov, A.A. D'jachkov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhur-nal), Modern Research of Social Problems, №6(50), 2015. P. 473-485.

15. Kosolap A.V. Jeksperimental'nye rezul'taty formirovanija voenno-professional'noj kompetent-nosti budushhih oficerov vnutrennih vojsk na razlichnyh urovnjah v sootvetstvii s kriterial'noj bazoj / A.V. Kosolap, P.Ju. Naumov, A.A. D'jachkov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), Modern Research of Social Problems, №6(50), 2015. P. 444-461.

16. Lomov B.F. Sistemnost' v psihologii: Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / B.F. Lomov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD-JeK», 2003. 424 p.

17. Naumov P.Ju.

18. Pavlovskij V.V. Juventologija: proekt integrativnoj nauki o molodezhi / V.V. Pavlovskij. M.: Aka-demicheskij proekt, 2001. 304 p.

19. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih VUZov i pedagogicheskih kolledzhej / Pod. red. P.I. Pidkasistogo. M.: Ped. Obshhestvo Rossii 1998. P. 6-7.

20. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: «Akademija», 2004. P. 61-62.

21. Rossohin A.V. Osnovnaja funkcija refleksii: smysloporozhdenie ili upravlenie / A.V. Rossohin // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2008. №12. Р. 119-122.

22. Rossohin A.V. Refleksija izmenennyh sostojanij soznanija:psiholingvisticheskij analiz / A.V. Rossohin // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2009. №1. Р. 12-20.

23. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst]. SPb: Izd-vo «Piter», 2000. 712 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sajko Je.V. Sub'ekt: sozidatel' i nositel' social'nogo [Tekst] / Je.V. Sajko. M.: MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «Modjek», 2006. 424 р.

25. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe [Tekst]: Monografija / V.V. Serikov. M.: Logos, 2012. 448 р.

26. Sinjagina N.Ju. Lichnostno orientirovannyj uchebno-vospitatel'nyj process i razvitie odarennosti [Tekst]: Metodicheskoe posobie / N.Ju. Sinjagina, E.G. Chirkovskaja; pod red. A.A. Derkacha, I V. Kalish. M.: «Vuzovskaja kniga», 2001. 131 р.

27. Sinjagina N.Ju. Sovremennye aspekty vospitanija i socializacii lichnosti [Tekst]: Metodicheskoe posobie / N.Ju. Sinjagina, T.Ju. Rajfshnajder. M.: Armanov-centr, 2011. 128 р.

28. Skibickij Je.G., Shabanov A.G. Distancionnoe obuchenie: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Tekst]: monografija. Novosibirsk: SIBFD, SGA, 2004. 208 р.

29. Slobodchikov V.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psi-hologiju sub'ektivnosti [Tekst]: Uchebnoe posobie / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. M.: Shkola-Press, 1995. 384 р.

30. Surovceva A.V Vospitanie voli detej / A.V. Surovceva. M.: Uchpedgiz, 1952. 120 р.

31. Teplov B.M. Izbr. trudy. Vol. 1. / B.M. Teplov // Sobr. soch.: v 2 vol. M.: Pedagogika, 1985. 365 р.

32. Terminologicheskij slovar' molodogo issledovatelja. - Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005. 100 р.

33. Jakimanskaja I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole [Tekst] / I.S. Ja-kimanskaja. M., 1996. 96 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Скворцов Игорь Михайлович, заместитель начальника кафедры гражданского права, кандидат психологических наук

Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия

Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал)

ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Россия

petr.naumov. 777@mail.ru

Дьячков Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета (морально-психологического обеспече-

Санкт-Петербургский военный институт

ул. Летчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Skvortsov Igor Mikhailovich, deputy head of the department of civil law, Ph.D. Novosibirsk military institute of internal armies named after Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior Ministry

6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plato st., Novosibirsk, 630114, Russia Naumov Petr Yurevich, Ph.D., assistant professor of general pedagogy Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin st., Novosibirsk, 630064, Russia petr.naumov.777@mail.ru

Diachkov Alexei Anatolevich, Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology, Faculty of (moral and psychological support) St. Petersburg Military Institute 1, LetchikPilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.