УДК 378
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Анатолий Владимирович Косолап, преподаватель, Новосибирский военный институт им. Генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (НВИ войск национальной гвардии), Новосибирск; Петр Юрьевич Наумов, кандидат педагогических. наук, Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии России, г. Балашиха; Алексей Анатольевич Дьячков, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (СПВИ войск национальной гвардии),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассмотрена сущность и структура педагогической программы по формированию информационной компетентности будущих офицеров и технология ее реализации, а также критерии оценки эффективности их внедрения. Авторы обращают особое внимание на актуальность и своевременность проведения такой работы. Новизна полученных научных результатов заключается в обосновании педагогической программы формирования информационной компетентности будущих офицеров.
Ключевые слова: информационная компетентность; педагогическая технология; информация; педагогическая программа.
ESSENCE AND STRUCTURE OF PEDAGOGICAL PROGRAM ON FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS AND TECHNOLOGY FOR
ITS IMPLEMENTATION
Anatoly Vladimirovich Kosolap, the teacher, Novosibirsk Military Institute named after general of Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation, Novosibirsk; Petr Yurievich Naumov, the candidate of pedagogical sciences, Main Military Clinical Hospital of National Guard Troops of the Russian Federation, Balashikha; Alexey Anatolevich Dy-achkov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, St. Petersburg
Annotation
The essence and structure of the pedagogical program on the formation of the information competence of future officers and the technology for its implementation, as well as the criteria for assessing the effectiveness of their implementation, are considered. The authors pay special attention to the relevance and timeliness of such work. The novelty of the scientific results obtained lies in the justification of the pedagogical program for the formation of the information competence of future officers.
Keywords: information competence, pedagogical technology, information, pedagogical program.
Сегодня важным направлением развития образовательной системы Росгвардии становится ориентация на высококвалифицированные кадры, которые отвечают строгим требованиям профессиональной деятельности в отношении уровня профессиональной компетентности и психологических качеств личности. Профессиональную позицию в познавательной деятельности детерминирует решаемая задача, корректирует ее психолого-педагогический тезаурус будущего профессионала.
В настоящее время накоплен значительный опыт подготовки будущих офицеров. Решены многие вопросы профессиональной подготовки будущих военных кадров, однако в основном они имеют узкоспециальный, утилитарный характер, не рассматривая многие возникающие противоречия нашего быстро меняющегося информационного общества. Поэтому необходим поиск новых путей, технологий, условий и средств организации
подготовки будущих офицеров, обладающих компетентностью в области информации и информационных процессов.
При этом, курсанты могут быть активно задействованы в конструктивном процессе оценивания учебных результатов своих сослуживцев, что формирует коммуникативные навыки, потому что итоговая оценка компетентности каждого курсанта «выкристаллизовывается» в течение длительного времени, благодаря активному обсуждению результатов каждого участника процесса обучения. Самооценка и взаимооценка формируются на основе анализа тестов, сочинений, опросов, анкет и т. д., наполняют учебный портфолио курсанта и развивают способность ведения полемики, воспитывают толерантность и культуру общения [3].
Под информационной компетентностью будущего офицера мы понимаем интегральное (синтетическое) качество его личности, представляющее набор определенных знаний, приемов и навыков, а также способность, готовность и самостоятельность в их получении, объяснении и применении необходимой информации и на ее основе прогнозирование дальнейшей деятельности исходя из задач стоящих перед подразделением и специфики служебно-боевого применения.
Понимание сущности и структуры информационной компетентности будущего офицера, а также диагностика развития данного процесса в условиях военного вуза, позволили нам перейти к решению задач по ее успешному формированию. Основой данного процесса стала педагогическая программа формирования информационной компетентности будущего офицера. Структура программы формирования информационной компетентности будущего офицера представлена следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура педагогической программы формирования информационной компетентности будущего
офицера
Системообразующим компонентом в структуре педагогической программы, является наличие педагогической технологии формирования информационной компетентности будущего офицера, которая выступает как деятельностная основа ее реализации.
Педагогическая технология формирования информационной компетентности будущего офицера представлена совокупностью содержательного (объем профессиональных
знаний, когнитивные способности курсантов), процессуального (система умений и навыков, определяющих уверенности в себе, определение путей оптимальной организации жизни), рефлексивный (соответствующие знаниям мотивы и установки, объединяющие основные потребности, сформированность установок на достижения успеха), оценочный (объединяющий систему переживаний и чувств, ценностного отношения к себе и своей жизни, ориентация на высокие нравственно-духовные ценности жизни, физического и психического здоровья) модулей, а также механизмы обратной связи, что позволяет добиваться ожидаемых результатов с приемлемой точностью даже в условиях неопределённости. Педагогическая технология содержит: цели образовательного проекта; операциональное представление результатов образования для каждой категории участников; модель исходного состояния участников процесса; средства диагностики промежуточных и итоговых результатов и замеров; набор моделей образования; критерии выбора и построения оптимальной модели обучения для имеющихся конкретных условий; механизм обратной связи, корректирующий выбор модели образования в соответствии с данными диагностики. Одной из основ обучения в рамках разработанной нами педагогической технологии, являются спецкурсы по учебным дисциплинам.
При структурировании содержания учебной дисциплины необходимо учитывать и принцип логичности, который предполагает, что все элементы научного знания должны занимать в ней свое место. Нельзя сначала изложить все принципы, потом законы, понятия, факты, доказательства и т.п. Все эти элементы знаний должны органично входить как составные части в разные темы, которые отражают содержание учебной дисциплины. В структурном плане учебная дисциплина, моделируемая на интегративной основе, может быть представлена двумя взаимосвязанными блоками - содержательным и процессуальным [1].
Для доказательства результативности предложенной педагогической программы формирования информационной компетентности будущего офицера нами была разработана система критериев: мотивационно-личностный, когнитивный, аксиологический, результативный. По результатам внедрения в образовательный процесс военного вуза разработанной нами педагогической программы формирования информационной компетентности будущих офицеров, технологии ее реализации и критериев оценки проведения данной работы, необходимо отметить, что они подтвердили свою педагогическую целесообразность, эффективность и результативность [2], и могут быть использованы при организации образовательного и воспитательного процесса в других вузах Росгвардии по формированию информационной компетентности будущих офицеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косолап, А.В. Учебная дисциплина как целостная модель организации обучения курсантов на интегративной основе / А.В. Косолап // В мире научных открытий. - 2013. - № 3.1 (39). - С. 193-204.
2. Косолап, А.В. Экспериментальные результаты формирования информационной компетентности будущих офицеров внутренних войск на различных уровнях в соответствии с критериальной базой / А.В. Косолап, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 6 (50). - С. 444-461.
3. Косолап, А.В. Профессиональная компетентность курсантов как результат военно-профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России / А.В. Косолап, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 6 (5). -С. 473-485.
REFERENCES
1. Kosolap, A.V. (2013), "Subject matter as complete model of the organization of training of cadets at an integrative basis ", In the world of discoveries, No. 3.1 (39), pp. 193-204.
2. Kosolap, A.V. Dyachkov, A.A. and Naumov, P.Yu. (2015), "Experimental results of formation of information competence of future officers of internal troops at various levels according to criteria base",
Modern researches of social problems, No. 6 (50), pp. 444-461.
3. Kosolap, A.V. Dyachkov, A.A. and Naumov, P.Yu. (2015), "Professional competence of cadets as result of military vocational training at military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Modern researches of social problems, No. 6 (5), pp. 473-485.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2018
УДК 796/799
СРЕДСТВА СПОРТИВНОГО КЛУБА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СПОРТИЗАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель, Александр Валерьевич Зайцев, преподаватель, Михаил Михайлович Громов, преподаватель, Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрывается содержание разработки инновационного проекта спортизации: «Работа спортивного клуба в структуре кафедры физического воспитания» на основе проведённой апробации в Санкт-Петербургском горном университете исследования: «Система организационно-педагогического управления спортизацией физического воспитания студентов технического вуза средствами спортивного клуба».
Ключевые слова: спортивный клуб, кафедра физического воспитания, спортизация физического воспитания, средства спортивного клуба.
MEANS OF SPORTS CLUB IN ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF
TECHNICAL UNIVERSITY
Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher, Alexander Valerievich Zaitsev, the teacher, Mikhail Mikhailovich Gromov, the teacher, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the contents of development of the innovative project of sportization: "Work of sports club in the structure of department of physical training" on the basis of the carried-out approbation in the St. Petersburg Mining University of the research: "System of organizational and pedagogical management of the sportization of physical training of the students of technical university by means of sports club".
Keywords: sports club, department of physical training, sportization of physical training, means of sports club.
Идея спортивно-ориентированного физического воспитания стала отправной точкой целого ряда научных исследований по созданию инновационных педагогически технологий, способных в современных условиях общества вернуть школьников и студенческую молодёжь к истинным ценностям спорта. Наиболее значимыми в рамках концепции спортизации стали проекты и инновационные педагогические технологии: «спортивно ориентированное физическое воспитание»; «спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы»; «школьный спортивный клуб»; «каждой школе - спортивную команду»; «спортивная ориентация школьников»; «соревнование для всех» и «средо-вый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи» и работа в данном направлении продолжается [1].
В Санкт-Петербургском горном университете было проведено исследование по новому проекту спортизации физического воспитания, которое можно определить, как