DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-61 УДК 37.032
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Скворцов И.М., Дьячков А.А., Наумов П.Ю.
В данной работе, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы, представлены научные результаты формирования профессиональной субъектности будущих офицеров. Авторы обосновывают основные критерии оценки такой работы, рассматривают полученные результаты, приводят собственные мнения по данному вопросу. Исходя из данных полученных в ходе педагогического эксперимента сформулированы соответствующие выводы. Научные результаты, полученные авторами можно успешно внедрять в образовательную практику военного вуза.
Ключевые слова: экспериментальное исследование; педагогические условия; педагогический инструментарий; профессиональная субъектность; критерии профессиональной субъектности.
EMPIRICAL STUDIES FORMATION PROFESSIONAL SUBJECTIVITY
FUTURE OFFICERS
Skvorcov I.M., Diachkov A.A., Naumov P.Y.
In this paper, based on our experimental work, presented research results subjectivity formation of professional future officers. Authors vayut substantiation, the main criteria to evaluate this work, considering the results, lead their own views on the matter. Based on the data obtained in the course ofpedagogical experiment formulated conclusions. The scientific results obtained by the authors can be successfully implemented in educational practice of military high school.
Keywords: experimental studies; pedagogical conditions; pedagogical tools; professional subjectivity; subjectivity professional criteria.
При исследовании профессиональной субъектности наступает этап, когда необходимо проверить эмпирическим путем полученные теоретические данные.
Предметом нашего исследования были педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров внутренних войск МВД России В ходе исследования были выявлены следующие педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров:
- реализация личностно-ориентированного подхода при организации образовательной деятельности курсантов;
- разработка и реализация педагогической модели формирования профессиональной субъектности будущих офицеров;
- развитие готовности к социокультурному самоопределению;
- развитие осознанности рефлексии военнослужащих.
При организации опытно-экспериментальной работы первоначальным звеном была разработка критериев оценки уровня сформированности профессиональной субъектности у будущих офицеров.
Разработка критериев осуществлялась на основании трудов следующих авторов: Ю.К. Ба-банского [6], В.И. Загвязинского [2], Н.В. Кузьминой [5], В.В. Краевского [4], М.Н. Скаткина [7], А.А. Дьячкова [1], А.В. Косолапа [3] и др.
В результате проделанной работы были разработаны следующие критерии (табл. 1).
Таблица 1
Критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональной субъектности у будущих офицеров
Критерий Показатель
Когнитивный Отражает способность к анализу, переработке, проектированию различных альтернатив применения различных данных для определения целей деятельности и прогнозирование перспективных и оптимальных способов профессиональной деятельности на основе имеющейся информации Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова Тест Равена
Деятельностный Представляет готовность к осуществлению профессиональной деятельности на основе определения оптимальных фор, способов и методов реализации этого процесса Тест «Прогностическая задача» (Л.А. Регуш Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (Батаршев А.В., 2005))
Коммуникативный Определяет способность субъекта обеспечить взаимодействие с социумом для получения необходимой информации для выполнения поставленных задач для достижения цели Методика КОС Авторская анкета готовности к сотрудничеству в воинском коллективе
Ценностно-мотивационный Оценивает сформированность необходимых духовных потребностей и идеалов будущего офицера, необходимых и способствующих овладению профессиональными компетенциями 1. Тест «Мотивационный профиль» (Ричи Ш., Мартин П.); 2. Опросник «Определение общей эмоциональной направленности» (Б.И. Додонов); 3. Методика «Ценностные ориентации личности - 8» (Г.Е. Леевика)
По всем критериям были приняты показатели «высокий», «средний», «низкий».
Следующим этапом работы по эмпирической проверке гипотезы исследования было проведение эксперимента с последующей интерпретацией результатов по ранее принятым критериям.
Для проведения экспериментального исследования нами были сформированы две группы курсантов - контрольная группа (КГ) 148 человек и экспериментальная группа (ЭГ) 152 человека из числа курсантов одного и того же курса обучения Новосибирского военного института внутренних войск МВД России.
До начала эксперимента курсанты обеих групп находились в равных условиях, занимались согласно образовательной программы. Никаких подготовительных мероприятий да начала эксперимента ни с той, ни с другой группой не проводилось.
В данной статье будут приведены показатели первоначального уровня сформированности профессиональной субъектности и результат, полученный по итогам формирующего эксперимента.
Первоначальная диагностика представлена в таблицах 2-3 и на рисунке 1.
Таблица 2
Результаты диагностики первоначального уровня сформированности профессиональной субъектности у курсантов КГ(N=148) по четырем принятым критериям
Группа Уровни
Низкий Средний Высокий
Курсанты Кол-во % Кол-во % Кол-во %
98 66,22 45 45,41 5 3,38
Таблица 3
Результаты диагностики первоначального уровня сформированности профессиональной субъектности у курсантов ЭГ(N=152) по четырем принятым критериям
Группа Уровни
Низкий Средний Высокий
Курсанты Кол-во % Кол-во % Кол-во %
103 67,76 46 30,26 3 1,97
Рис. 1. Данные уровня сформированности профессиональной субъектности
до проведения эксперимента
Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что:
- уровень сформированности профессиональной субъектности у курсантов КГ и ЭГ находятся примерно на одинаковом уровне;
- уровень сформированности профессиональной субъектности у респондентов находится на низком уровне;
- выявленная нами проблема о необходимости формирования профессиональной субъектности и отсутствием педагогического инструментария подтверждается эмпирическими исследованиями;
- предположительно, что эффективному решению выявленной проблемы будут способствовать внедрение выявленных педагогических условий и разработанного педагогического инструментария в образовательный процесс военного вуза.
В результате проведения эксперимента, который длился пять лет, в котором были соблюдены выявленные педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих офицеров, внедрен в образовательный процесс военного вуза разработанный педагогический инструментарий были получены результаты, которые представлены в таблицах 4-5 и на рисунке 2.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня сформированности профессиональной субъектности у курсантов КГ (N=148) по четырем принятым критериям по итогам формирующего эксперимента
Группа Уровни
Низкий Средний Высокий
Курсанты Кол-во % Кол-во % Кол-во %
56 37,84 64 43,24 28 18,92
Таблица 5
Результаты диагностики уровня сформированности профессиональной субъектности у курсантов ЭГ (N=152) по четырем принятым критериям по итогам формирующего эксперимента
Группа Уровни
Низкий Средний Высокий
Курсанты Кол-во % Кол-во % Кол-во %
9 5,92 82 53,95 61 40,13
Рис. 2. Данные уровня сформированности профессиональной субъектности по итогам проведения формирующего эксперимента
Таким образом, соблюдение выявленных педагогических условий развития профессиональной субъектности будущих офицеров и применение в образовательном процессе разработанного педагогического инструментария позволили получить необходимые результаты, позволяющие сказать, что цели, поставленные перед исследованием по формированию профессиональной субъектности будущих офицеров внутренних войск МВД России были достигнуты.
Список литературы
1. Дьячков А.А. Экспериментальные исследования связи индивидуальных особенностей личности с развитием практического мышления (на примере будущих офицеров) [Текст] / А.А. Дьячков // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. - 2013. Т. 2. №22. С. 37-44.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. М.: Академия, 2001. 208 с.
3. Косолап А.В. Экспериментальные результаты формирования военно-профессиональной компетентности будущих офицеров внутренних войск на различных уровнях в соответ-
ствии с критериальной базой / А.В. Косолап, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных проблем. (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №6 (50), 2015. С. 444-461.
4. Краевский В.В. Методология педагогики [Текст]: Новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. / Краевский В.В., Бережнова Е.В. М.: Издательский центр «Академия». 2008. 400 с.
5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ. -970. 164 с.
6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. 432 с.
7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1986. 267 с.
References
1. D'jachkov A.A. Jeksperimental'nye issledovanija svjazi individu-al'nyh osobennostej lichnosti s razvitiem prakticheskogo myshlenija (na primere budushhih oficerov) [Tekst] / A.A. D'jachkov // Psihologija obrazovanija v polikul'turnom prostranstve. - Elec: Eleckij gos. un-t im. I.A. Bunina. 2013. Vol. 2. №22. Р. 37-44.
2. Zagvjazinskij V.I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija [Tekst] / VI. Zagvjazinskij, R.A. Atahanov. M.: Akademija, 2001. 208 р.
3. Kosolap A.V. Jeksperimental'nye rezul'taty formirovanija voenno-professional'noj kompetent-nosti budushhih oficerov vnutrennih vojsk na razlichnyh urovnjah v sootvetstvii s kriterial'noj bazoj / A.V. Kosolap, P.Ju. Naumov, A.A. D'jachkov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), Modern Research of Social Problems, №6(50), 2015. Р. 444-461.
4. Kraevskij V.V. Metodologija pedagogiki [Tekst]: Novyj jetap: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - 2-e izd., ster. / Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. 400 р.
5. Kuz'mina N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / N.V. Kuz'mina. L.: Izd-vo LGU. 1970. 164 р.
6. Pedagogika [Tekst] / Pod red. Ju.K. Babanskogo. M.: Pedagogika, 1988. 432 р.
7. Skatkin M.N. Metodologija i metodika pedagogicheskih issledovanij [Tekst] / M.N. Skatkin. M.: Pedagogika, 1986. 267 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Скворцов Игорь Михайлович, заместитель начальника кафедры гражданского права, кандидат психологических наук
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия
Дьячков Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета (морально-психологического обеспечения)
Санкт-Петербургский военный институт
ул. Летчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Россия
Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал)
ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Россия
petr.naumov. 777@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Skvortsov Igor Mikhailovich, deputy head of the department of civil law, Ph.D. Novosibirsk military institute of internal armies named after Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior Ministry
6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plato st., Novosibirsk, 630114, Russia
Diachkov Alexei Anatolevich, Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology, Faculty of (moral and psychological support) St. Petersburg Military Institute 1, LetchikPilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia Naumov Petr Yurevich, Ph.D., assistant professor of general pedagogy Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin st., Novosibirsk, 630064, Russia petr.naumov. 777@mail.ru