Научная статья на тему 'Генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей'

Генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE / PROFESSIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / AXIOLOGICAL THEORY / ЦЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

В статье, на основании анализа различных источников представлен генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей. Обосновано, что решение научных задач, связанных с целенаправленным формированием профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, имеет под собой определенные концептуальные и методологические основания. Рассмотрено содержание и структура данных оснований, приведены мнения современных ученых по данному вопросу. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF SCIENTIFIC IDEAS ABOUT PROFESSIONAL VALUES

The article, based on an analysis of different sources presented the genesis of scientific concepts about the nature of professional values. It is proved that the solution of scientific problems related to the targeted formation of professional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard is under a certain conceptual and methodological grounds. Considered the content and structure of data bases, given the views of modern scholars on the subject. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Текст научной работы на тему «Генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-24-33 УДК 13+378.02

ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

о сущности профессиональных ценностей

Лаптев А.А., Наумов П.Ю.

В статье, на основании анализа различных источников представлен генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей. Обосновано, что решение научных задач, связанных с целенаправленным формированием профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, имеет под собой определенные концептуальные и методологические основания. Рассмотрено содержание и структура данных оснований, приведены мнения современных ученых по данному вопросу. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

Ключевые слова: ценность; профессиональные ценности; система ценностей; аксиологические теории.

GENESIS OF SCIENTIFIC IDEAS ABOUT PROFESSIONAL VALUES

LaptevA.A., NaumovP.Y.

The article, based on an analysis of different sources presented the genesis of scientific concepts about the nature of professional values. It is proved that the solution of scientific problems related to the targeted formation of professional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard is under a certain conceptual and methodological grounds. Considered the content and structure of data bases, given the views of modern scholars on the subject. The

results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Keywords: value; professional values; system of values; axiological theory.

Формирование и развитие профессиональных ценностей имеет существенное значение для деятельности и нормального функционирования современного российского общества. Несмотря на то, что в трудовую деятельность вовлечено большое количество трудоспособных граждан, по уровню эффективности труда наша страна не относится к группе лидеров. При этом, как показывает анализ эмпирических исследований, опросов общественного мнения, анализ научных источников, странам, которые принято считать наиболее успешными в области производительности труда (например, Норвегия, Япония), его высокого уровня удалось добиться не только за счет внедрения соответствующих передовых технологий в структуру общественного производства, который являлся скорее необходимым «фоновым» фактором. Прорыв, совершенный в производительности труда, был связан, прежде всего, со сменой идейно-ценностных ориентиров и формирования аксиологических установок на добросовестную трудовую деятельность с одной стороны, так и на открытое неприятие трудовым коллективом тех субъектов трудовой и профессиональной деятельности, которые «отбывают номер» на глазах у своих коллег.

Проблема эффективности и результативности трудовой деятельности актуальна не только для коммерческих организаций, результаты которых можно измерить непосредственно, за счет оценки объема произведенного товара или получения прибыли. В данном случае, речь идет еще об эффективности профессиональной деятельности в силовых структурах, к которым полноправно с 2016 года относится и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, нарастание социально-политической напряженности как внутри страны, так и на внешнеполитической арене, как нельзя актуализирует необходимость эффективного, ре-

зультативного, целенаправленного и законодательно обусловленного решения широкого круга задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, что в конечном итоге зависит в первую очередь от профессионализма военнослужащих и сотрудников, а прежде всего офицеров как непосредственных организаторов служебно-боевой и управленческой деятельности подчиненных воинских коллективов.

При этом важным является то, что образ офицера - профессионала определяет не только уровень его профессиональной компетентности, профессионального мастерства и профессионального опыта. В большей степени основным фактором эффективного решения служебно-боевых задач становится уровень ценностного отношения руководителя к успешной профессиональной деятельности, его лидерской позиции и осознания необходимости добросовестного исполнения воинского долга и своих почетных обязанностей по защите Родины. Все это определенным образом характеризует особенности его профессионального труда, уровня дисциплинированности, личной примерности, профессиональной компетентности, психоэмоциональной устойчивости и готовности выполнить служебно-боевые задачи точно, в срок и в любых условиях обстановки.

Решение научных задач, связанных с целенаправленным формированием профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, должен иметь под собой определенные концептуальные и методологические основания. Одним из таких оснований становится изучение генезиса научных представлений о ценностях и формировании системы профессиональных ценностей.

Прежде чем приступить к анализу современных социально-гуманитарных подходов к формированию профессиональных ценностей, необходимо рассмотреть генезис представлений о ценностях и аксиологических теориях. Так, одна из ведущих современных ученых в данном направлении Л.В. Баева [1] довольно успешно свела данные представления к трем основным позициям. Их научная характеристика представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Анализ основных аксиологических позиций

№ п/п Основные представители Характеристика научных представлений

1. 1) Платон, Г Лотце, М. Шелер, Н. Гартман, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, Э. Трельч, B. Франкл и др.); 2) В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Г. Зиммель, Г. Мар-кузе, Л.Н. Столович, А.А. Ивин, В.С. Сте-пин, М.А. Розов и др.; 3) Т. Гоббс, Дж. Локк, C.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, П.Р. Леиашвили и др.; 4) А. Шопенгауэр, Ю. Вейденгаммер, З. Фрейд, Э. Фромм и др. Это понимание ценности как объективного бытия, усматриваемого или усваиваемого субъектом в процессе практической, познавательной, нравственной или эстетической вида деятельности. Этот подход неоднороден и включает в себя как материалистические, биологические, так и объективно идеалистические теории: 1) ценность как вневременная и внепространственная объективная сущность, имеющая трансцендентальный характер и иррациональное происхождение; 2) ценность как социокультурный феномен, имманентно присущий развитию общественного бытия, выражающий направление его развития, суть которого состоит в трансформации природных потребностей в нравственно-рациональные; 3) ценность как идеальный продукт материальных и духовных потребностей личности, формирующихся объективно под влиянием экономического фактора; 4) ценность как продукт интеллектуально-психологических потребностей личности, формирующийся преимущественно под воздействием биологического фактора.

2. 1) А. Шефтсбери, И. Кант, Ф.М. Достоевский и др.; 2) Д. Юм, Дж. Дьюи, В.П. Тугаринов и др.; 3) Ф. Ницше, Р.Б. Перри, Дж. Сантая-на и др. Это понимание ценности как субъективного феномена, имеющего своим источником совокупность интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности проявляющихся вовне: 1) ценность как нравственно-эстетический феномен, выражение индивидуальной души субъекта, уникальной и единичной по своей сути; 2) ценность как результат развития сознания индивида, продукт его рациональной деятельности; 3) ценность как продукт эмоционально-волевого, биологического развития индивида, являющегося определяющим для индивидуального и общественного бытия.

Окончание табл. 1. Это понимание ценности как субъективно-объективного или объективно-субъективного феномена, имеющего свою природу и проявляющегося только в отношениях между субъектом и объективным бытием: 1) ценность как переживание субъектом объективных условий своего существования; 2) ценность как ориентир жизнедеятельности субъекта в объективном бытие, связывающий его индивидуальность с мировым многообразием форм существования, как способ самореализации человека, включающий его субъективную сущность во внешний мир объектов; 3) ценность как выражение понимания, объяснения, истолкования мира.

Еще один современный отечественный философ-аксиолог Н.Л. Худякова в структуре исторического компонента изучения ценностей приводит следующие характеристики основных научных аксиологических теорий (табл. 2). Она отмечает, что дальнейшее развитие аксиологии связано с возникновением аксиологических теорий, в которых в качестве источников возникновения ценностей рассматривались различные сферы бытия человека. В связи с этим произошло уточнение качеств и функций ценностей [5].

Таблица 2.

Анализ аксиологических теорий (по Н.Л. Худяковой)

№ п/п Наименование теории Основные представители Характеристика научных представлений

1. Теории аксиологического нормативизма Ранний В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс, О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов, М.С. Каган и др. (Источник возникновения ценностей - общество, общественные отношения). Теории аксиологического нормативизма выявили нормативный характер ценностей. Согласно этим теориям ценности всегда отражают такую форму отношений человека с миром в тех или иных видах отношений, которая, согласно общественному опыту, выделяется как необходимая и достаточная; ценности также являются для людей эталоном построения отношений.

1) В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль, И. Хей-де и др.; 2) М. Вебер, Р. Арон, Ж.П. Сартр, А. Маслоу, М.С. Каган и др.; 3) М. Хайдеггер, Э. Левинас, Д. фон Гиль-дебранд и др.

Окончание табл. 2.

2. Теории аксиологического психологизма В. Вунд, Ф. Брентано, А. Мейнонг, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, В. Васильев и др.) (источник возникновения ценностей - индивид, его психика). Теории аксиологического психологизма выявили роль индивида в возникновении ценностей, поставив в зависимость результат оценивания действительности от личностных качеств и способностей человека.

3. Теории аксиологического онтологизма Н. Гартман, М. Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт, Б. Вышеславцев, В.И. Плотников, А.Б. Невелев, Н.Л. Худякова и др. (источник возникновения ценностей - сознание человека, воспринимающее мир как целостность). Теории аксиологического онтологизма, рассматривая развитие человека в структуре развития Мира, выявляют закономерности возникновения и развития ценностей человека, исходя из целостности бытия (мира), что позволяет согласовать характеристики ценностей, выделяемые другими аксиологическими теориями. Эти теории показывают, что изучение сущностных качеств человека позволяет понять все особенности его ценностного мира.

4. Теории аксиологического трансцендентализма В. Виндельбанд, Г. Риккерт, И. Кант, Ф. Ницше (происхождение ценностей трансцендентно). Теории аксиологического трансцендентализма выявили трансцендентный характер ценностей - они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.

В современной философской науке существует определенная типология аксиологических учений. Например, отечественный ак-сиолог Л.Н. Столович выделяет семь типов точек зрения к пониманию сущности и природы ценностей: натуралистический, психологический и социологический, объективно - онтологический, феноменологический, логико-семантический, семиотический, эк-зистенциалистический и теологический. По мнению А.К. Рычко-

ва и Б.Л. Яшина в современной философии выделена следующая типизация ценностных систем: натуралистический психологизм (Р. Перри, Дж. Дьюи), аксиологический трансиндентализм (Г. Коген, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), культурно-исторический релятивизм (В. Дильтей), персоналистический онтологизм (М. Шелер) и социологизм (М. Вебер). Данные классификации весьма интересны и содержательны, однако учитывают в себе не все ценностные подходы и теории, особенно отечественные [2].

В настоящее время имеется множество классификаций ценностных систем. Так, в философии и аксиологии выделяются духовные и материальные (Г. Гегель), а также общечеловеческие, высшие, базовые, цивилизационные, государственные, общественные, гуманистические, нравственные и другие ценностные системы. В социологии - терминальные системы (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич). В отечественной педагогике - общечеловеческие и национальные (Г.Н. Волков, В.А. Ка-раковский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), политические и т.д. Психологическое знание вводит ценности в мотивационную структуру личности (В.П. Зинченко, М.С. Яницкий и др.) [2].

По мнению Скворцова И.М. ценность офицера заложена в субъективном отношение его к своей профессиональной деятельности, обусловленной профессиональной субъектностью, которая представляется, как системное качество личности, овладевающей многообразной новой деятельностью и контролирующей определенный круг социальных отношений, при этом офицер обладает определенной системой индивидуально-психологических составляющих и собственных, индивидуально-личностных механизмов осуществлении собственной активности, призванных определить и отразить результативность осуществляемой профессиональной деятельности, при этом в ней же происходит развитие, и детерминация его сущностной, отличительной характеристики - способность к осмысленному, самостоятельному, целенаправленному, самоуправляемому преобразованию исходных задатков и способностей, свойств и качеств личности в профессионально необходимые качества [4].

С.И. Рабазанов под «ценностным отношением к профессиональной деятельности» понимает формирующееся в процессе учебно-познавательной и практико-ориентированной деятельности психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания и принятия человеком специфики выбранной профессиональной деятельности как средства самоактуализации и саморазвития, эмоционально-личностную оценку ее социальной значимости, а также формы поведенческих реакций в ситуации решения профессионально-значимых задач. Ценностное отношение к профессиональной деятельности выступает интегративным, социально-психологическим, когнитивным, оценочно-эмоциональным действенно-поведенческим образованием личности, отражающем степень интериоризации ею социальных ценностей в процессе профессионального развития и самореализации. Ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности есть результат практической реализации целей обучения, воспитания и самоактуализации на основе личностно ориентированного, аксиологического, компетентностного, акмеологического подходов [3].

Итак, мы выяснили, что решение научных задач, связанных с целенаправленным формированием профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, должно иметь под собой определенные концептуальные и методологические основания. Одним из таких оснований становится изучение генезиса научных представлений о ценностях и формировании системы профессиональных ценностей.

Проблема возникновения, сущности, структуры и особенностей формирования и развития ценностей и отдельных ценностных компонентов имеет довольно глубокую историю и весьма широко разработана. Однако в современной социокультурной и внешнеполитической ситуации большое значение приобретает изучение генезиса научных представлений о сущности профессиональных ценностей, а также всестороннее исследование профессиональных ценностей будущих офицеров и военнослужащих, с целью их целенаправленного формирования и развития в стенах военного вуза при условиях быстроменяющейся обстановки и возникновения новых вызовов для нашей страны.

Список литературы Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. М.: Прометей; МПГУ, 2003. 240 с.

Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России. Новосибирск: САФБД, 2014. 164 с. Рабазанов С.И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студента вуза МВД России: дис. .. .канд. пед. наук. Москва, 2010. 285 с.

Скворцов И.М. Профессиональная субъектность будущего офицера как ожидаемый результат военного образования / И.М. Скворцов, А.А. Лаптев // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016, Вып. XII. С. 285-287.

Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособ. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. 109 с.

References

1. Baeva L.V. Cennostnye osnovanija individual'nogo bytija: Opyt jekzistencial'noj aksiologii [Valuable bases of individual existence: existential axiology Experience]. M.: Prometej; MPGU, 2003 g. 240 p.

2. Naumov P.Ju., Skibickij Je.G. Pedagogicheskie uslovija i sredstva razvitija sistemy cennostej budushhih oficerov vnutrennih vojskMVD Rossii [Pedagogical conditions and means of the system of internal armies of the future officers values the Russian Interior Ministry]. Novosibirsk: SAFBD, 2014. 164 p.

3. Rabazanov S.I. Formirovanie cennostnogo otnoshenija kprofession-al'noj dejatel'nosti u studenta vuza MVD Rossii [Formation of the valuable relation to a profes-sional activities of the student university Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, 2010. 285 p.

4. Skvortsov I.M., Laptev A.A. Aktual'nyeproblemyprava, ekonomiki i upravleniya [Actual problems of law, Economics and management] 2016, Vol. XII, pp. 285-287.

2.

3.

4.

5. Hudjakova N.L. Aksiologicheskie osnovypovedenija cheloveka [Axio-logical foundations of human behavior]. Cheljabinsk: Izd-vo ChelGU, 2010. 109 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630114, Российская Федерация lapteff_aa@mail.ru

Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал) ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Российская Федераци petr.naumov. 777@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Laptev Aleksey Anatolyevich, Senior Lecturer in Constitutional and Administrative Law

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation

6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plateau, Novosibirsk, Novosibirsk

region, 630114, Russian Federation

lapteff_aa@mail.ru

Naumov Petr Yurevich, Ph.D., Assistant Professor of General Pedagogy

Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin St., Novosibirsk, 630064, Russian Federation petr.naumov. 777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.