Научная статья на тему 'Проблема структурирования системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации'

Проблема структурирования системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE / PROFESSIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / FUTURE OFFICER / COMPONENT / ЦЕННОСТЬ / КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

В статье представлена структура профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, объединяющая ценностное сознание, ценностные отношения и ценностную деятельность. Приведены концептуальные основания такого исследования, отмечено, что изучение различных компонентов ценностной системы общества (в т.ч. и профессиональных ценностей), давно находиться в фокусе широкого круга философских (этических, аксиологических, эстетических, позитивистских и др.) и социально-гуманитарных исследований (педагогических, психологических, социологических, экономических и др.), и интересны большому кругу исследователей. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM STRUCTURING A SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the structure of the professional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard uniting value consciousness, values, attitudes and value activities. Presents the conceptual bases of the study, noted that the study of the various components of the value system of society (including professional values), has long been the focus of a wide range of philosophical (ethical, axiological and aesthetic, positivist, etc.) And socio-humanitarian researches (pedagogical, psychological, sociological, economic, etc.), and interesting to a large circle of researchers. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Текст научной работы на тему «Проблема структурирования системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-34-40 УДК 13+378.02

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии

РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ Лаптев А.А., Наумов П.Ю.

В статье представлена структура профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, объединяющая ценностное сознание, ценностные отношения и ценностную деятельность. Приведены концептуальные основания такого исследования, отмечено, что изучение различных компонентов ценностной системы общества (в т.ч. и профессиональных ценностей), давно находиться в фокусе широкого круга философских (этических, аксиологических, эстетических, позитивистских и др.) и социально-гуманитарных исследований (педагогических, психологических, социологических, экономических и др.), и интересны большому кругу исследователей. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

Ключевые слова: ценность; компонент системы ценностей; ценностное сознание; ценностные отношения; ценностная деятельность.

PROBLEM STRUCTURING A SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

LaptevA.A., NaumovP.Y.

The article presents the structure of the professional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard uniting value consciousness, values, attitudes and value activities. Presents the conceptual bases of the study, noted that the study of the various compo-

nents of the value system of society (including professional values), has long been the focus of a wide range of philosophical (ethical, axiological and aesthetic, positivist, etc.) And socio-humanitarian researches (pedagogical, psychological, sociological, economic, etc.), and interesting to a large circle of researchers. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Keywords: value; professional values; system of values; future officer; component.

Происходящие события, связанные с реформированием силовых структур, предъявляют серьезные требования к уровню подготовки профессионалов, осознающих свое место в системе профессиональной деятельности и эффективно выполняющих в ее структуре свои профессиональные функции, обладающих профессиональной идентичностью, в которую входит система профессиональных ценностных ориентиров, которые направлены на его профессиональную позицию и роль в обществе.

Переход внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к новому облику Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации принципиально по новому ставит проблемы подготовки профессиональных офицерских кадров в условиях военного института. Это детерменировано, прежде всего, законодательным расширением выполняемых задач, введение общих и специальных полномочий.

Теперь бывшим внутренним войскам необходим профессионал, обладающий не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, профессиональной компетентностью, но и сформированной и развитой системой ценностных координат, определяющих офицера войск национальной гвардии Российской Федерации как основное управленческое звено - организатора служебно-боевой деятельности своего подразделения (группы, службы) или воинской части.

Кроме того, офицерам и военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации придется участвовать в выполнении служебно-боевых задач за территорией страны, где они будут лицом не только войск, но и всей страны, что требует от офицера и воен-

нослужащего быть не только профессионалам не только своего дела, но и относится к выполнению обязанностей как к главной ценности и идеалу деятельности.

Исходя из вышеизложенного, исследование формирования и развития профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, обладает высокой теоретической и практической значимостью.

Прежде, чем переходить к анализу системы и структуры профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, необходимо определится с концептуальной основой проведения данного исследования.

Здесь следует отметить, что изучение различных компонентов ценностной системы общества (в т.ч. и профессиональных ценностей), давно находиться в фокусе широкого круга философских (этических, аксиологических, эстетических, позитивистских и др.) и социально-гуманитарных исследований (педагогических, психологических, социологических, экономических и др.), и интересны большому кругу исследователей.

К наиболее ярким представителям изучения аксиологических идей за рубежом относятся работы И. Канта, В. Виндельбанда, Г. Лотце, Г. Риккерта, М. Рокича, М. Шелера, В. Франкла и т.д. В отечественной аксиологической науке вопросы ценностей и ценностных ориентаций рассмотрены в трудах Л.В. Баевой, С.С. Бубновой, О.Г. Дробницкого,

B.П. Зинченко, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, Л.А. Микешиной,

C.Л. Рубинштейна, Н.С. Розова, В.Н. Сагатовского, В.С. Степина, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, Н.Л. Худяковой, М.С. Яницкого и др. Отдельным вопросам изучения профессиональных ценностей (в т.ч. и будущих офицеров) в психолого-педагогической науке посвящены исследования следующих авторов (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.Ю. Новожилов, В.А. Сластенин, А.В. Спирин, А.А. Утюганов, Д.И. Фельдштейн, С.В. Сорокоумова, М.С. Яницкий и др.).

М.С. Яницкий по данному вопросу отмечает, что теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и

«личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом научного анализа [5].

Д.И. Фельдштейн, рассматривая приоритетные направления исследований в области педагогики и психологии, отмечает, что двадцатым по порядку, но важнейшим по своей сути является изучение условий и средств формирования ценностной базы развивающихся людей, их моральных установок [4].

Анализ вышеуказанных научных источников позволяет отметить, что проблема ценностей остается актуальной и имеет прямое отношение к подготовке военных кадров в условиях образовательной среды военного вуза.

Что касается структуры и содержания системы ценностей, то в ее основу, как правило, ложится субъект оценивания либо объект оценки или форма сознания, в которой ценности сосредотачиваются (например, мораль и нравственность), что подчеркивает субъективно-объективный характер ценностей. Природа ценностей субъективна в том смысле, что значимость того или иного объекта для человека, общества, социальной группы может зависеть не только от его реального содержания, но и от знаний субъекта о нём, его эмоционального и эстетического отношения, настроения, психофизиологического и социального самочувствия. Вместе с тем природа ценности объективна в том смысле, что значимость тех или иных материальных или идеальных объектов для общества или человека существует вне зависимости от оценивающего, благодаря способности этих объектов удовлетворять материальные или духовные потребности людей. Заметим, что некоторые ученые рассматривают ценности без их типологизации и классификации [2].

По нашему мнению, наиболее важным является выявление и описание структуры профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Как показывает приминение системного подхода, структура системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации изоморфна структуре системы ценностей личности.

При изучеении структуры профессиональной ценности, мы опирались на работы Л.В. Баевой [1], которая структуру ценности раскрывает совокупностью следующих компонентов: интенциональ-ность; символ; понятие, а также - три уровня, в которых существует и проявляется ценность: значимость; смысл; переживание.

Структуру профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, мы представляем в следующем виде (рис. 1).

Уровни профессиональных ценностей

1 1 1

Проф. ценностные отношения Проф. ценностное сознание Проф. ценностная деятельность

Субъекты ценностного отношения Экзистенциальные ценности Взаимодействие субъектов

1 1 1

Объекты ценностного отношения

Правовые ценности

I

Коммуникация

Моральные ценности

Образуемые значимости и смыслы

Собственно профессиональные ценности

х

Освоение, опредмечивание и распредмечивание ценностей

Субъект — носитель ценностей

Ценностные функции

Рис. 1. Структура профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации

Данный процесс можно организовать в рамках педагогической программы по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуре которой будет реализовываться прежде всего содержательный компонент, обеспечивающий формирование описанной выше системы профессиональных ценностей.

Объединить ценности в единое творческое образовательное пространство, в условиях которого будет происходить гармоничное развитие субъектно-личностных ценностных образований офицера, возможно при целенаправленном прогнозировании, планировании, проведении педагогической деятельности, осуществлении педаго-

гического контроля и оказание помощи при ее проведении, а также выработка соответствующих предложений и рекомендаций, возможно при создании педагогической программы способствующей достижению данного процесса [3].

Таким образом, проблема формирования и развития профессиональных ценностей является важной и актуальной. Она заключается в организации целенаправленного педагогического процесса, реализующего определенное содержание. Система профессиональных ценностей является структурным компонентом системы ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации и сама является сложной динамической и функциональной системой состоящей из совокупности компонентов, обеспечивающих ее единство и устойчивость.

Список литературы

1. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. М.: Прометей; МПГУ, 2003 г. 240 с.

2. Казарина-Волшебная Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи / Е.К. Казарина-Волшебная, И.Г. Комиссарова, В.Н. Турченко // Социолог-е иссл-я. 2012. № 6. С. 121-126.

3. Наумов П.Ю. Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.А. Егорова, П.Ю. Наумов, С.Н. Сорокоумова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2015. № 4 (69). С. 44-56.

4. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагог. ж-л. 2007. № 2. С. 67-75.

5. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.

References

1. Baeva L.V. Cennostnye osnovanija individual'nogo bytija: Opyt jekzis-tencial 'noj aksiologii [Valuable bases of individual existence: existential axiology Experience]. M.: Prometej; MPGU, 2003 g. 240 p.

2. Kazarina-Volshebnaja E.K., Komissarova I.G., Turchenko V.N. Socio-logicheskie issledovanija. 2012. № 6, pp. 121-126.

3. Naumov P.Ju., Naumov P.Ju., Sorokoumova S.N. Vestnik MGGU imeni M.A. Sholohova. 2015. № 4 (69), pp. 44-56.

4. Feldshtejn D.I. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2007. № 2, pp. 67-75.

5. Janickij M.S. Cennostnoe izmerenie massovogo soznanija [Valuable measurement of mass consciousness]. N.: Izd-vo SO RAN, 2012. 237 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630114, Российская Федерация lapteff_aa@mail.ru

Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал) ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Российская Федерация petr.naumov. 777@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Laptev Aleksey Anatolyevich, Senior Lecturer in Constitutional and Administrative Law

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation 6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plateau, Novosibirsk, Novosibirsk region, 630114, Russian Federation lapteff_aa@mail.ru

Naumov Petr Yurevich, Ph.D., Assistant Professor of General Pedagogy

Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin St., Novosibirsk, 630064, Russian Federation petr.naumov. 777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.