DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-59 УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Казаков М.И., Лаптев А.А.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и структуры педагогической модели профессионального сознания будущих офицеров. Представленная педагогическая модель формирования профессионального сознания будущих офицеров, включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-технологический, диагностический, результативный и прогностический. К основным результатам исследования относится выявление сложного компонентного содержания модели формирования профессионального сознания будущих офицеров и подробный анализ каждого из компонентов. Данные результаты можно использовать в современной педагогике высшей военной школы и образовательной практике.
Ключевые слова: педагогическая модель; профессиональное сознание; система; структура; будущие офицеры.
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE OFFICERS IN THE MILITARY COLLEGE
Kazakov M.I., Laptev A.A.
The purpose of this paper is to examine the nature and structure of the pedagogical model of professional consciousness of the future officers. Presented pedagogical model of the formation of professional consciousness of the future officers, includes the following components: a target, a substantive, procedural and technological, diagnostic, and prognostic score. The main results of the study is the identification of a component of a complex content model of the formation ofprofessional consciousness of the future officers and detailed analysis of each of the components. These results can be used in modern pedagogy higher military schools and educational practice.
Keywords: pedagogical model; professional identity; system; structure; future officers.
Изучение и глубокий структурный и компонентный анализ сложившейся педагогической ситуации сложившейся в системе высшей военной школы внутренних войск МВД России позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний момент наше государство и общество предъявляет принципиально новые требования к характеристикам личности офицера внутренних войск и прежде всего к его профессионализму, позволяющему
Решать самые сложные вопросы возникающие в процессе служебно-боевой деятельности. Системообразующим компонентом в структуре профессионализма офицера внутренних войск является его профессиональное сознание, которое позволяет «сцементировать» - связать все профессиональные качества офицера в единую, полифункциональную, динамическую и устойчивую систему, которая функционирует эффективно.
В структуре служебно-боевой деятельности офицера внутренних войск МВД России профессиональное сознание выполняет важнейшие функции и решает ключевые задачи, способствуя всестороннему и эффективному построению профессионального пути [8].
По нашему мнению ключевую роль в формировании профессионального сознания будущего офицера играет педагогическая модель данного процесса, в своих свойствах полностью отображая данный процесс.
Моделирование в науке (в т. ч. и в педагогике) начали активно применять далеко не сегодня. На сегодняшнем этапе развития педагогической науки в ней накопилось большое количество исследований от методологических до прикладных, которые посвящены моделированию [9].
Классическим методологическим трудом в области моделирования считается книга советского философа В.А. Штоффа, который определения понятия модели трактует как мысленно или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [10]
Еще одним классическим философским трудом является исследование В.Г. Афанасьева, посвященное системному подходу, в рамках которого применяется метод моделирования «... моделирование - непрерывный процесс, не ограничивающийся, как правило, одной обособленной моделью. Это скорее последовательная разработка серии сменяющих друг друга моделей, что обеспечивает все большее приближение модели к моделируемому оригиналу. Последовательность разработки являет собой конкретное проявление движения познания от относительной к абсолютной истине» [1].
При проведении теоретического исследования появляется возможность с помощью моделирования конструировать новое, ранее несуществующее. По определению В.В. Краевского,
модель является средством научного познания, которое создано по особым правилам и характеризуется эвристическими свойствами [6].
Ю.К. Бабанский отмечает, что использование методов моделирования способствует упорядочиванию знания об исследуемом объекте или явлении, указывает на пути наиболее целостного его описания, выявляет все существующие связи между компонентами и вскрывает потенциал для формирования целостных классификаций [2].
Любопытное исследование проблем моделирования представлено в работе Б.Г. Глинского, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, где моделирование как процесс научного поиска включает в себя следующие этапы: обобщение имеющихся знаний об объекте исследования и выявление противоречий, отражающих невозможность на данный момент получить коммуникативные знания востребованные в современном мире; выбор известных моделей для получения желаемого результата; исследование модели; подтверждение истинности приобретенных данных, определяющих необходимые нам знания и включение их в систему знаний об объекте исследования [4].
В.И. Загвязинский пишет, что объект исследования представляет определенную сложность (заставляет исследователя искать более простые аналогии) поиска решения, которые выражаются в построении модели по отношению к системе. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом состоит сущность одного из специфических методов теоретического уровня-метода моделирования [5].
В.А. Беликов понятие модели понимает как наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а также особенностей функционирования и развития объекта [3].
Структурные компоненты выступают в качестве основных характеристик педагогической системы, вместе доказывающих факт их существования и отличающих от остальных (непедагогических) систем [7].
Моделирование имеет свои этапы. Ученые выделяют пять этапов:
1) выяснение существа проблемы, постановка цели, определение задач, требующих решения;
2) перевод общественных процессов на абстрактный математический язык - язык формул, уравнений, т.е. нахождение количественного выражения качественного содержания того или иного процесса;
3) ввод числовых данных в электронно-счетную машину или создание электронной модели на основании этих количественных показателей;
4) подсчет и сравнение вариантов подсчета, вариантов размещения компонентов системы, их взаимодействия, объекта и субъекта упражнения и т.д.;
5) перевод численных результатов, полученных счетной машиной, или графического изображения, полученного на электронном аналоге того или иного процесса, на язык социальных процессов [1].
Представленная нами педагогическая модель формирования профессионального сознания будущих офицеров имеет следующий вид (рис. 1).
Структура спроектированной и сконструированной нами в процессе исследования педагогической модели формирования профессионального сознания будущего офицера в военном вузе внутренних войск МВД России, представлена совокупностью следующих компонентов: целевой, содержательный, процессуально-технологический, диагностический, результативный и прогностический компоненты, которые выполняют целевую, методологическую, гносеологическую, воспитывающую развивающую, формирующую, деятельностную, диагностическую, коррекционную и прогностическую функции.
Рассмотрим указанные нами компоненты педагогической модели более подробно.
Целевой компонент способствует формированию в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в военном вузе, такого уровня правового воспитания курсантов, который требуется для эффективного выполнения ими в будущем служебно-боевой деятельности, а также в повседневной жизни. Он органично включает в себя компоненты находящиеся на другом иерархическом уровне модели: задачи, подходы и принципы. Что касается задач в модели, то они сфокусированы вокруг одной «центральной» задачи в роли, которой выступает эффективное формирование профессионального сознания будущего офицера, на основе предложенного нами инструментария. В роли основных методологических подходов исследования процесса формирования профессионального сознания будущих офицеров внутренних войск МВД России нами определены системный, деятельностный, эпистемологический и субъектный подходы, которые выступают необходимой научной платформой для достижения предполагаемого результата при внедрении сконструированной нами модели.
К основным принципам относятся: принцип системности, динамичности, функциональности, эффективности и результативности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ заказ
Квалификационные требования
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Задачи Подходы Принципы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ +
Компоненты
Обеспечение
§
CQ
0
§
1
lu
5 S
I
Субъекты
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Совокупность педагогических средств Формы и методы формирования проф. сознания Алгоритм деятельности (технолог. процесс)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Критерии Показатели, уровни Методикиизмерения
1 г
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Совершенствование системы военного образования на основании рекомендаций Повышение эффективности служебно-боевой деятельности Повышение уровня профессионального сознания будущего офицера
CQ
5
и
S3
>35 Ï S
I §
ü lu
5 i
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
TT
военный профессионал
Рис. 1. Модель формирования профессионального сознания будущего офицера в военном вузе внутренних войск МВД России
Содержательный компонент представлен совокупностью: элементов профессионального сознания будущего офицера, к которым относятся: когнитивно-операциональный; мотиваци-
онно-ценностный; эмоционально-волевой; интеллектуальный; деятельностный и рефлексивный. Также данный компонент разработанной нами педагогической модели представлен обеспечением такого процесса и субъектами, которые в нем учувствуют.
Процессуально-технологический компонент включает в себя: совокупность педагогических средств, форм и методов формирования профессионального сознания будущих офицеров МВД России и алгоритма построения педагогической деятельности который осуществляется в ходе технологического процесса.
Диагностический компонент нашей модели предназначен для своевременной, полной и объективной оценки на различных этапах формирования профессионального сознания и включает в себя следующие компоненты: критерии, показатели, уровни и диагностические психолого-педагогические методики.
Результативный компонент выступает как объективное отражение итогов педагогической деятельности по формированию профессионального сознания. Он включает в себя соответствующие направления: повышение уровня профессионального сознания будущего офицера; повышение эффективности служебно-боевой деятельности; совершенствование системы военного образования на основании выработанных в ходе работы рекомендаций.
Прогностический компонент позволяет на основании полученных теоретических и эмпирических данных позволяет довольно точно спрогнозировать эффективность проводимой работы по формированию профессионального сознания будущих офицеров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное и результативное формирование профессионального сознания будущего офицера возможно на основании педагогической модели. При этом данная модель включает в себя целевой, содержательный, процессуально-технологический, диагностический, результативный и прогностический компоненты.
Список литературы
1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. 368 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблема повышения педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Беликов В.А. Модель организации образовательного процесса в образовательном учреждении: пос. аспирантам и соискателям / А.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. 20 с.
4. Глинский, Б.Г., Дынин Б.С., Никитин Е.П., Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. 568 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязин-ский. - М., 1982. 160 с.
6. Краевский, В.В. Моделирование в педагогических исследованиях / В.В. Краевский // Введение в научные исследования по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. С. 107.
7. Кузьмина, Н.В. Методы системного исследования в педагогических исследованиях / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 1980. С. 10.
8. Метелицкий, В.В. Основные подходы к анализу структуры профессионального сознания будущих офицеров внутренних войск МВД России [Текст] / П.Ю. Наумов, А.З. Халимбе-ков, В.В. Метелицкий // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). С. 412-425.
9. Наумов, П.Ю. Модель развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России [Текст] / П.Ю. Наумов // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец: Елецкий гос. ун-т имени И.А. Бунина. 2013. № 2. С. 37-41.
10. Штофф, В.А. Моделирование и философия. - М.-Л.: Наука, 1966. 311 с.
References
1. Afanas'ev, V.G. Sistemnost' i obshhestvo. - M.: Politizdat, 1980. 368 р.
2. Babanskij, Ju.K. Problema povyshenija pedagogicheskih issledovanij. - M.: Pedagogika, 1982. 192 р.
3. Belikov V.A. Model' organizacii obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'nom uchrezhdenii: pos. aspirantam i soiskateljam / A.A. Belikov, N.G. Krivoshhapova. - Magnitogorsk: MaGU, 2001. 20 р.
4. Glinskij, B.G., Dynin B.S., Nikitin E.P., Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija: v 3-h vol. / Pod red. S.Ja. Batysheva. - M.: APO, 1998. 568 р.
5. Zagvjazinskij, V.I. Metodologija i metodika didakticheskogo issledovanija / V.I. Zagvjazinskij. -M., 1982. 160 р.
6. Kraevskij, V.V. Modelirovanie v pedagogicheskih issledovanijah / V.V. Kraevskij // Vvedenie v nauchnye issledovanija po pedagogike / Pod red. V.I. Zhuravleva. - M.: Prosveshhenie, 1988. Р. 107.
7. Kuz'mina, N.V. Metody sistemnogo issledovanija v pedagogicheskih issledovanijah / Pod red. N.V. Kuz'minoj. - L.: LGU, 1980. Р. 10.
8. Metelickij, V.V. Osnovnye podhody k analizu struktury professional'nogo soznanija budushhih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii [Tekst] / P.Ju. Naumov, A.Z. Halimbekov, V.V Metelickij // V mire nauchnyh otkrytij. 2015. № 7.1 (67). Рр. 412-425.
9. Naumov, P.Ju. Model' razvitija sistemy cennostej budushhih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii [Tekst] / P.Ju. Naumov // Psihologija obrazovanija v polikul'turnom prostranstve. - Elec: Eleckij gos. un-t imeni I.A. Bunina. 2013. № 2. Рр. 37-41.
10. Shtoff, V.A. Modelirovanie i filosofija. - M.-L.: Nauka, 1966. 311 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Казаков Максим Игоревич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия nsk_vivv@mail.ru
Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия nsk_vivv@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Kazakov Maksim Igorevich, senior lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia nsk_vivv@mail.ru
Laptev Aleksey Anatol'evich, senior lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia nsk_vivv@mail.ru