Научная статья на тему 'Функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации'

Функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC KNOWLEDGE / PROFESSIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / FUNCTION / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

В статье, на основании анализа различных источников представлены функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Авторы отмечают, что на исходе второго десятилетия двадцать первого века, еще раз оглядываясь в прошлое, очевидно, что ни один компонент культуры не оказал столь существенного и динамичного влияния на развитие общества, государства и личности, как наука и использование научных знаний. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями их развития и внедрения. Поэтому, логичным выглядит то, что исследуя проблему формирования профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации и поиску педагогических условий оптимизации данного процесса, авторы обратились к анализу функций научных знаний в решении задач исследования. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE FORMATION PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article, based on an analysis of various sources shows the functions of scientific knowledge in the formation of professional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard. The authors note that at the end of the second decade of the twenty-first century, again in hindsight, it is clear that none of the components of culture has not had such a significant and dynamic influence on the development of society, the state and the individual, as a science and scientific knowledge. And in our world view, and in the world around us things that we commonly have to deal with the consequences of their development and implementation. So, it looks logical that the problem of investigating the formation of professional values of the future officers of the National Guard troops of the Russian Federation and the search for pedagogical conditions of optimization of the process, the authors turned to the analysis of the functions of scientific knowledge in solving research problems. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Текст научной работы на тему «Функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-67-77 УДК 13+378.02

ФУНКЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лаптев А.А., Наумов П.Ю.

В статье, на основании анализа различных источников представлены функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.

Авторы отмечают, что на исходе второго десятилетия двадцать первого века, еще раз оглядываясь в прошлое, очевидно, что ни один компонент культуры не оказал столь существенного и динамичного влияния на развитие общества, государства и личности, как наука и использование научных знаний.

И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями их развития и внедрения. Поэтому, логичным выглядит то, что исследуя проблему формирования профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации и поиску педагогических условий оптимизации данного процесса, авторы обратились к анализу функций научных знаний в решении задач исследования.

Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

Ключевые слова: научные знания; профессиональные ценности; система ценностей; функция.

FUNCTION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE FORMATION PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Laptev A.A., Naumov P.Y.

The article, based on an analysis of various sources shows the functions of scientific knowledge in the formation ofprofessional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard.

The authors note that at the end of the second decade of the twenty-first century, again in hindsight, it is clear that none of the components of culture has not had such a significant and dynamic influence on the development of society, the state and the individual, as a science and scientific knowledge. And in our world view, and in the world around us things that we commonly have to deal with the consequences of their development and implementation. So, it looks logical that the problem of investigating the formation ofprofessional values of the future officers of the National Guard troops of the Russian Federation and the search for pedagogical conditions of optimization of the process, the authors turned to the analysis of the functions ofscientific knowledge in solving research problems.

The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Keywords: scientific knowledge; professional values; system of values; function.

В качестве общего вступления, рассматривая функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, хотелось бы отметить следующее. Сейчас, на исходе второго десятилетия двадцать первого века, еще раз оглядываясь в прошлое, очевидно, что ни один компонент культуры не оказал столь существенного и динамичного влияния на развитие общества, государства и личности, как наука и использование научных знаний. И в нашем

мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями их развития и внедрения. Поэтому, логичным выглядит то, что исследуя проблему формирования профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации и поиску педагогических условий оптимизации данного процесса, мы обратились к анализу функций научных знаний в решении задач нашего исследования.

Целью обучения курсантов в военном вузе является их подготовка к продолжению образования и формирование профессиональных и личностных качеств будущего офицера - лидера, получение научных знаний, необходимых для дальнейшей служебно-боевой деятельности на высоком уровне. В настоящее время активно происходит изменение профессионального сознания, переосмысление роли научных знаний в системе подготовки офицерских кадров, понимание этих знаний как методологической платформы для формирования профессионализма будущего офицера, что требует взаимопроникновения и взаимодействия этих знаний на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях, а значит, и интеграции научных знаний [1].

Рассматривая функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, необходимо определиться с тем, что такое наука и научные знания, как они развиваются и чем отличаются от других знаний.

Один из ведущих современных российских философов В.С. Сте-пин, по этому поводу, отмечает следующее. В историческом развитии науки можно зафиксировать эпохи, которые характеризуются изменениями типа научной рациональности. Можно выделить три таких типа: классическую, неклассическую и постнеклассическую рациональность. Критериями их различения выступают: 1) особенности системной организации объектов, осваиваемых наукой (простые системы, сложные саморегулирующиеся системы, сложные саморазвивающиеся системы); 2) присущая каждому типу рациональности система идеалов и норм исследования (объяснения, описания, обоснования, структуры и построения знаний); 3) спец-

ифика философско-методологической рефлексии над познавательной деятельностью, обеспечивающая включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи [5].

По мнению Скворцова И.М. ценность офицера заложена в субъективном отношение его к своей профессиональной деятельности, обусловленной профессиональной субъектностью, которая представляется, как системное качество личности, овладевающей многообразной новой деятельностью и контролирующей определенный круг социальных отношений, при этом офицер обладает определенной системой индивидуально-психологических составляющих и собственных, индивидуально-личностных механизмов осуществлении собственной активности, призванных определить и отразить результативность осуществляемой профессиональной деятельности, при этом в ней же происходит развитие, и детерминация его сущностной, отличительной характеристики - способность к осмысленному, самостоятельному, целенаправленному, самоуправляемому преобразованию исходных задатков и способностей, свойств и качеств личности в профессионально необходимые качества [3].

В данном контексте весьма правильным будет рассмотреть критерии научных знаний, отличающих их от других видов и форм человеческого знания. При выделении данной группы критериев мы опираемся на методолога и философа науки А.Л. Никифорова [2]. Коротко они мнение известного современного отечественного представлены в табл. 1.

Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными блоками научных дисциплин - математикой, естествознанием, техническими и социально-гуманитарными науками - завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова. В науке сложились внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы порождения знаний, которые обеспечили ее систематические прорывы в новые предметные миры. В свою очередь эти прорывы открывали новые возможности для технико-технологических инноваций в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности [4].

Таблица 1.

№ п/п Наименование критерия определения научных знаний Его содержание Представители

1. Критерий Демаркации. По-видимому, еще к Лейбницу восходит то определение тождества, согласно которому две вещи являются тождественными, если все свойства одной из них являются в то же время свойствами другой и обратно. Как известно, в философии науки ХХ века довольно большое место занимала «проблема демаркации» - проблема нахождения критериев, которые позволили бы отделить науку, научное знание от ненауки, от псевдонауки, от идеологии. Иначе говоря, речь шла об определении понятия «наука». К. Лейбниц, Рене Декарт и др.

2. Верификационный критерий Наука стремится подтверждать свои гипотезы, законы, теории с помощью эмпирических данных. Например, когда ученый утверждает, что все вороны черные, то он постарается найти какого-нибудь ворона и указать: «Видите, вон сидит ворон и обратите внимание - черный, следовательно, мое утверждение подтверждено». Многие философы науки и сами ученые считают, что все утверждения науки в той или иной степени подтверждены или должны быть подтверждены фактами, наблюдениями, экспериментами. Венский кружок Шлика и представители неопозитивизма

3. Фальсификаци-онный критерий Утверждения науки эмпирически проверяемы и в принципе могут быть опровергнуты опытом. Пусть проверка носит опосредованный характер, пусть опровержение достается с гораздо большим трудом, нежели полагал сам Поппер, однако опыт, факты, эмпирические данные все-таки ограничивают фантазии ученых-теоретиков, а порой даже опровергают их построения. Эмпирическая проверяемость - один из важнейших и общепризнанных критериев научности. К. Поппер и др.

Окончание табл. 1.

Парадигмальный критерий

В каждой науке существует одна (иногда несколько) фундаментальная теория - парадигма, которой в определенный период придерживается большинство ученых. При всех оговорках, связанных с неопределенностью понятия парадигмы, нельзя отрицать тот факт, что в науке имеются достижения, признаваемые всем научным сообществом. По-видимому, до тех пор, пока такой фонд общепризнанных достижений в некоторой области не сложился, в ней еще нет науки.

Т. Кун и др.

Таким образом, выяснив критерии научного знания на современном этапе бытия научной рациональности, необходимо теперь отметить какие функции научные знания выполняют в системе культуры, по отношению к формированию личности профессионала - будущего офицера. При этом обнаруживается изоморфизм выполняемых функций наукой по отношению к формируемым профессиональным качествам, в общем, и профессиональным ценностям будущего офицера.

Схему функций научных знаний по отношению к формированию профессиональных качеств будущих офицеров можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Функции научных знаний в формировании профессионала - будущего офицера

Рассмотрим научную характеристику представленных функций более подробно.

Методологическая функция. Научные знания, являются средством выработки принципов человеческого отношения к миру и средством фиксации этих знаний, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Термин «методология» используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом «методология» обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Ученые утверждают, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии [6]. Таким образом, научные знания выступают фундаментом к формированию и развитию профессиональных ценностей будущих офицеров, и позволяет их реализовывать в дальнейшей деятельности.

Эпистемологическая функция. Сущность этой функции заключается в способности научных знаний позволять на их основе осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика [6]. Таким образом, научные знания позволяют получать новые знания и давать информацию об имеющихся к формированию и развитию профессиональных ценностей будущих офицеров, и позволяет их реализовывать в дальнейшей деятельности.

Прогностическая функция. Наряду с вышеназванными функциями научные знания занимаются прогнозированием, выполняют прогностическую функцию. Она заключается в предпологании ре— 73 —

зультатов своей будущей деятельности, что позволяет определить краткосрочные и долгосрочные цели.

Коммуникативная функция. Характер усвоения научных знаний зависит от их способности передаваться от одних субъектов человеческой деятельности к другим и информировать последних о ее содержании. В этом и проявляется коммуникативная функция научных знаний. Во-первых она позволяет более правильно выстраивать свое общение, во-вторых научные знания являются фундаментом коммуникации и ее осуществления на сознательном уровне.

Творческая функция. Сущность данной функции научных знаний заключается в том, что знания с одной стороны выступают прообразом к действиям, с другой позволяют создавать новые образцы знаний опредмечивать реальный мир - творить.

Таким образом, коротко рассмотрев функции научных знаний, можно понять, как они влияют на формирование профессиональных качеств будущих офицеров. Как видно из рис. 1, организует в систему эти функции человеческая деятельность.

Научные знания призваны передавать квалифицированные научные кадры, преподающие в военных институтах. Здесь стоит отметить то обстоятельство, каким образом проводится подготовка научно-педагогических и научных кадров в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Аксиологическая функция. Сущность данной функции научных знаний заключается в том, что они позволяют выступать одним из критериев оценки окружающего мира, что позволяет более оправданно, осуществлять ценностно-ориентационную деятельность и получать ценности, которые потом становятся эталоном и руководителем поведения. Функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров (рис. 2).

Выполняя аксиологическую функцию научные занания направлены на формирование и развитие ценностного отношения к ним и процессу их получения и использования в своей служебно-боевой деятельности. Позволяет будущему офицеру, формировать ядро мировоззрения для регуляции профессионального поведения.

Рис. 2. Функции научных знаний в формировании профессионала - будущего офицера

Научные знания, выполняя аксиологическую функцию в структуре формирования профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации позволяют решать комплекс педагогических задач, связанных с эффективной профессиональной подготовкой, совершенстованию процесса адаптации будущего офицера к профессиональной деятельности. Ценностное отношение будущего офицера к научным знаниям позволяет ему максимально рационально, эффективно, целенаправленно и результативно выполнять поставленные задачи, пред ним и его подчиненными.

Список литературы

1. Бальчугов С.Г., Наумов П.Ю. Комплекс педагогических средств формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2014. № 4 (47). С. 175-182.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: учеб. пособ. М., 1998. 280 с.

3. Скворцов И.М. Профессиональная субъектность будущего офицера как ожидаемый результат военного образования / И.М. Скворцов, А.А. Лаптев // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016, Вып. XII. С. 285-287.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744.

5. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопр. философ. 2013. № 5. С. 18-25.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 400 с.

References

1. Balchugov S.G., Naumov P.Ju. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. Gor-no-Altajsk. 2014. № 4 (47), pp. 175-182.

2. Nikiforov A.L. Filosofija nauki: istorija i metodologija [Philosophy of science: history and methodology]. M., 1998. 280 p.

3. Skvortsov I.M., Laptev A.A. Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya [Actual problems of law, Economics and management]. 2016, Vol. XII, pp. 285-287.

4. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie [Teoreticheskoe znanie]. M.: Prog-ress-Tradicija, 2000. 744.

5. Stepin V.S. Vopr. filosof. 2013. № 5, pp. 18-25.

6. Stepin V.S., Gorohov V.G., Rozov M.A. Filosofija nauki i tehniki [Filo-sofiya nauki i tekhniki]. M., 1996. 400 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630114, Российская Федерация lapteff_aa@mail.ru

Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал)

ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Российская Федераци petr.naumov. 777@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Laptev Aleksey Anatolyevich, Senior Lecturer in Constitutional and Administrative Law

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation 6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plateau, Novosibirsk, Novosibirsk region, 630114, Russian Federation lapteff_aa@mail.ru

Naumov Petr Yurevich, Ph.D., Assistant Professor of General Pedagogy

Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin St., Novosibirsk, 630064, Russian Federation petr.naumov. 777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.