УДК 378
Ryabkov D.V., adjunct, postgraduate military course, Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army
I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Belovolov V.A., Doctor of Science (Pedagogy) Professor, Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army
I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Belovolova S.P., Doctor of Science (Pedagogy) Professor, Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army
I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
A PHENOMENON OF SERVICE AND PROFESSIONAL DUTIES AS A QUALITY OF AN OFFICER: AN ONTOLOGICAL ANALYSIS. The article shows necessity of updating the system of training military specialists in improving the conditions of Russian troops of the National Guard, the development of its new structure and modern service and combat missions. The authors formulate directions to effectively address challenges facing the Russian troops of the National Guard. The work reveals methods to form professional moral qualities, including debt service and professional future officers how to implement the system in the direction of the training of officers in the military institutions. The research also reveals a phenomenon of professional service and duty officers as special values of the society, which is not only a historical phenomenon, but also a way of socialization and development of students, future officers, as a condition for the functioning of the state and society, the national security of Russia and its territorial integrity.
Key words: duty, call of professional duty officer, profession, professional activity, values, personality traits, Russian troops of National Guard.
Д.В. Рябков, адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: v. [email protected]
C.П. Беловолова, д-р пед. наук, проф., Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА
КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье обоснована необходимость обновления системы профессиональной подготовки военных специалистов в условиях совершенствования войск национальной гвардии России, разработки ее новой структуре и современных служебно-бо-евых задач. Сформулированы направления эффективного решения задач, стоящих перед войсками национальной гвардии России. Рассматривается формирование профессионально нравственных качеств, в том числе служебно-профессионально-го долга у будущих офицеров, как имплементированное направление в системе профессиональной подготовки офицеров в военных институтах. Раскрывается феномен служебно-профессиональный долга офицеров как особой ценности общества, представляющий собой не только историческое явление, но и способ социализации и развития курсантов - будущих офицеров как условие функционирования государства и общества, национальной безопасности России, ее территориальной целостности.
Ключевые слова: долг, служебно-профессиональный долг офицера, профессия, профессиональная деятельность, ценности, качества личности, войска национальной гвардии России.
Войска национальной гвардии Российской Федерации являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Обеспечивая законность и правопорядок в Российской Федерации, ее суверенитет и стабильность в обществе, безопасность граждан, они выступают одной из важных составляющих правоохранительной системы российского государства, одной из его неотъемлемых составных частей. Глубокие преобразования и изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего государства, неизбежно затрагивают и сферу деятельности войска национальной гвардии России. В условиях современного строительства и реформирования войск национальной гвардии России и воинских формирований других силовых структур и ведомств, всё более серьезное внимание уделяется совершенствованию системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров.
С реформой войск национальной гвардии России на современном этапе развития государства и общества необходимо одновременно совершенствовать, обновлять, систему профессиональной подготовки военных специалистов, которая будет отвечать совершенно новой структуре и современным задачам войск национальной гвардии России, обеспечивать военный профессионализм офицеров, способных грамотно, безукоризненно, на высоком уровне выполнять возложенные на них служебно-бо-евые задачи.
Таким образом, те существенные изменения, которые происходят в жизни российского общества за последние годы, требуют от выпускников образовательных учреждений войск национальной гвардии России ответственного отношения к своему служебному и профессиональному долгу, умения принимать осознанные решения, выполнять задачи с учетом интересов государства и общества.
Формирование профессионально нравственных качеств в том числе воинского, служебно-профессионального долга у будущих офицеров рассматривается как существенное направление в системе профессиональной подготовки военных специалистов и имеет особое значение для успешного выполнения задач, стоящих перед войсками национальной гвардии с учетом требований и запросов государства и общества в целом. Это ставит перед военными вузами задачи по обобщению сложившегося опыта работы по формированию служебно-профессионального долга у будущих офицеров войск национальной гвардии России, переосмысления путей, средств и методов его совершенствования в быстро меняющихся условиях развития нашего общества.
Эффективное решение задач, стоящих перед войсками национальной гвардии России, во многом определяется качеством подготовки офицерских кадров, важностью формирования у будущих офицеров ценностей служебно-боевой деятельности офицера войск национальной гвардии России.
Одна из насущных проблем, возникших за последнее время в образовательной среде военных вузов страны, является формирование служебно-профессионального долга будущих офицеров войск национальной гвардии России, которая оказывается одной из актуальнейших и приоритетных в ряду решаемых задач по модернизации образовательного процесса в системе военного образования.
Это определяется зависимостью специфики выполнения служебно-боевых задач, выдвигаемыми требованиями к будущему офицеру в их будущей служебно-боевой деятельности, выполнением функциональных задач, требующих от военнослужащих высокого нравственно-этического потенциала, и устойчивого морально-психологического состояния и строгой воинской дисциплины и исполнительности, необходимых эмоционально-волевых качеств в выполнении своего долга как военнослужа-
щего, глубокого осознания важности активного, положительного отношения офицеров к обществу, государству, людям и высокой ответственности за выполнение своего профессионального долга [1; 2; 3; 4].
Современный офицер войск национальной гвардии должен обладать не только достаточной компетентностью для решения задач служебно-боевой деятельности в мирное и военное время, но и необходимыми качествами личности. Характер служеб-но-боевых задач, выполняемых войсками национальной гвардии России, требует от офицера войск национальной гвардии умения быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям, обязывают его обеспечивать эффективное управление деятельностью подчиненных её направленность на защиту интересов общества и государства, определяют высокую степень социальной ответственности офицера войск национальной гвардии и требуют наличия у него определенной системы ценностных ориентаций, активного положительного отношения к своей профессиональной деятельности, уверенности в её необходимости для общества [3; 5].
Чтобы успешно и качественно решать различные по своему характеру профессиональные задачи, современный офицер войск национальной гвардии РФ должен обладать качествами личности, которые помогут ему в различных аспектах осуществляемой им профессиональной деятельности, способностью находить и реализовывать эффективные решения профессиональных задач. Профессиональная деятельность офицера войск национальной гвардии, её ценности, смыслы, эталоны поведения задают определенную социальную «матрицу профессионального поведения» человека как субъекта, выходящую за границы и порою «перекрывающую» другие «поведенческие матрицы» - нормативную этику, личностные отношения, правовые отношения, присяги, клятвы и т. д. Выражаясь словами К.А. Абульхановой-Славской, происходит «превращение профессии в форму индивидуальной жизни» [6, с. 112].
Профессиональная деятельность офицера внутренних войск отличается высокой степенью социальной ответственности, консервативности ценностных ориентаций, строгой регламентацией условий её осуществления. В такой профессиональной среде значительно возрастает роль социально обусловленных характеристик и условий деятельности [1].
Из этого следует, что профессия офицера - это не только, принятие будущим офицером соответствующего образа жизни, образа мыслей, системы норм и ценностей, но и способность эффективно выполнять свои служебные и профессиональные обязанности, не только регламентированные руководящими документами но и под влиянием своих внутренних убеждений и своего нравственного долга. Говоря о профессиональной мотивации, следует отметить, что исторически сложилось понимание офицерского призвания как подвижничества во благо Отечества. Об этом М.И. Драгомиров писал так: «Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто этого не понимает, кто не может поступиться своей личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным» [7, с. 89].
Таким образом, понятием, отражающим всю совокупность свойств личности, характеризующих данный компонент обусловливающую такие качества личности офицера как преданность, стойкость и верность патриотическим принципам и идеалам, способность к активной деятельности во имя идеалов и ценностей, по нашему мнению, будет являться военно-профессиональная направленность личности будущего офицера [2; 5; 8].
К.К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Качества, определяющие психологическую готовность, относятся автором к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности [9].
Эти исследования интересны нам тем, что они снимают нередко возникающие вопросы о значимости служебно-про-фессионального долга как качества личности в условиях военно-профессиональной деятельности. Сошлемся на мнение С.Л. Рубинштейна: «Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Единство деятельности в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности» [10].
Исследователи особо подчеркивают, что служебно-профес-сиональный долг не только социальное понятие, но и интегра-тивное, ценностное качество личности, которое характеризует
личность будущего офицера не только с правовой стороны, но и с социальной и нравственно-этической.
Это говорит о том, что служебно-профессиональный долг офицера занимает важное место в структуре ценностей военной службы.
В связи с тем, что профессиональная деятельность офицера отличается высокой степенью общественной активности и ответственности перед обществом, патриархальностью по отношению к нравственно-этическим ценностям, строгим регулированием и упорядоченностью условий её реализации в действительность и воплощения в жизнь, в такой профессиональной среде значительно возрастает роль социально вызванных и зависимых от условий деятельности офицера определённых качеств личности, таких как служебно-профессиональный долг [2; 3; 4].
Служебно-профессиональный долг является одним из важнейших качеств личности офицера войск национальной гвардии РФ. Вопрос о формировании служебно-профессионального долга офицеров, воинских ценностей в процессе профессиональной подготовки военных специалистов имеет большую социально-педагогическую значимость. От его успешного решения во многом будет зависеть выполнение офицером своих служебно-профес-сиональных обязанностей, реализации своей нравственной позиции, ответственного общегражданского поведения.
Формирование служебно-профессионального долга в современных условиях является одним из важнейших факторов обеспечения общественной стабильности и конституционности развития современной России, ее национальной безопасности.
Но моральное поведение индивида осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, миру через призму высших моральных ценностей.
Потенциалом для успешного выполнения служебно-боевых задач военнослужащими является наличие у них сформированных нравственных качеств личности офицера, готовности к самопожертвованию ради защиты Отечества, выполнения воинского долга. Важно формирование духовно-нравственных качеств личности офицера, его ценностно-смысловых ориентиров, строгой военной дисциплины, высокой социальной ответственности, воспитание чувства долга, готового к самопожертвованию ради защиты Отечества, приумножающего лучшие воинские традиции России, своим профессионализмом и достижениями выполнять свой служебно-профессиональный долг офицера.
Понимание офицерского долга как защитника Отечества сложилось исторически. Об этом М.И. Драгомиров писал так: «Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто этого не понимает, кто не может поступиться своей личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным» [7].
Качества личности будущего офицера войск национальной гвардии России - это формирующееся в процессе профессиональной подготовки в военном институте целостное личностное образование, обеспечивающее выполнение им функций, адекватных потребностям профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии России, и представляющее собой систему качеств личности будущего офицера, выражающуюся в активном положительном отношении к профессиональной деятельности офицера, стремлении заниматься ею, наличии адекватного целостного представления о своём служебном и профессиональном долге. Указанная система качеств личности представлена совокупностью взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятель-ностного, рефлексивного [4; 8; 11; 12].
Кроме того, имеет значение и тот факт, что готовность будущего офицера к профессиональной деятельности признается нами в качестве цели и результата профессиональной подготовки. Поскольку главная цель любого вуза - это подготовка своих выпускников к профессиональной деятельности, то главным ориентиром и основой для решения проблем формирования готовности будущих офицеров к выполнению своего служебно-про-фессионального долга, несомненно, должна стать сущность этой деятельности, отражающая совокупность её глубинных связей, отношений и внутренних законов [8; 11; 12].
Анализ различных научных источников, в которых рассматривается проблема служебно-профессионального долга, использование и трактовка самого термина «служебно-про-
фессиональный долг» характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется онтологически сложной, противоречивой природой данного социально-культурного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры и многообразия форм проявления служебно-профессионального долга. Кроме того, проблема слу-жебно-профессионального долга рассматривается разными авторами в различных исторических, социально-экономических и политических условиях в зависимости от их личной, гражданской позиции, отношения к своему Отечеству и народу, от использования ими различных сфер знаний и т. п. Между тем, исследование заявленной нами проблемы по формированию у курсантов военных институтов служебно-профессионального долга позволило отметить, актуальность её для современного этапа реформирования войск национальной гвардии России.
Исследование проблемы служебно-профессионального долга курсантов-будущих офицеров, как явления духовно-практической жизни предполагает системный, междисциплинарный анализ данного феномена. Для исследования проблемы слу-жебно-профессионального долга имеются определенные теоретико-методологические предпосылки, представленные в различных научных дисциплинах, практической деятельности.
Тема служебно-профессионального долга во все исторические времена занимала особое место в духовной, нравственной жизни общества, - в идеологии, политике, культуре, экономике вообще и в особенности в воспитании подрастающего поколения.
В рамках предмета нашего исследования служебно-профес-сиональный долг рассматривается как исторически сложившаяся система духовно-нравственных, морально-этических, гражданских ценностей, учитывая которые формируется жизненная направленность личности, законодательство, а также регулируются общественные отношения в государстве и обществе.
Приведённые выше теоретико-методологические положения свидетельствуют, что служебно-профессиональный долг курсанта является особой ценностью общества, она представляет собой не только историческое явление, но и способ социализации и развития курсантов как условие нормального функционирования государства и общества.
Анализ представленных подходов позволяет констатировать, что служебно-профессиональный долг офицера - это ценность, которая является неотъемлемой составляющей в структуре личности офицера, ценность, которая немаловажна для достойного существования и деятельности офицеров в интересах государства, людей и общества в целом [1; 2; 3; 11; 12].
Служебно-профессиональный долг предполагает образование таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту воз-
Библиографический список
можность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности [1; 2; 11; 12].
В современных социокультурных условиях, когда образование все более ориентировано на гуманизацию личности, значительно возросла роль личностного фактора в деятельности, все чаще акцент переносится с физического аспекта деятельности на морально-психологический. В связи с этим всё большую роль приобретает качества личности офицера.
Исходя из этого, формирование служебно-профессиональ-ного долга курсантов - одно из приоритетных, имплементарных в ряду решаемых задач по совершенствованию процесса формирования личности будущего офицера, что обусловлено спецификой профессии офицера и спецификой его служебно-боевой деятельности.
Проведённый теоретико-методологический анализ научной литературы позволил нам определить служебно-профессио-нальный долг будущих офицеров войск национальной гвардии России как интегративное, профессионально значимое качество личности офицера, ориентированное на специфику служеб-но-боевой деятельности.
В то же время, проведённый нами теоретический анализ литературы, изучение практического опыта формирования слу-жебно-профессионального долга офицера войск национальной гвардии России позволяет утверждать, что служебно-про-фессиональный долг как качество личности офицера является нравственной необходимостью выполнения военнослужащим обязанностей перед обществом, государством, народом, обусловленной заинтересованностью и желанием качественного выполнения своих служебных и профессиональных обязанностей, по успешному и устойчивому решению служебных и профессиональных задач, регламентированных должностными инструкциями или другими нормативно-правовыми актами, связанными с профессией. Эти обязанности отличаются высокой значимостью для общества, высокой степенью сложности и требуют определённой подготовки и должны выполняться не по принуждению, а под влиянием общественного мнения и на основе своих внутренних нравственных убеждений, выражающихся во внутренне-осознаваемом чувстве ответственности за конкретный участок работы. Следование обязанностям выражается в понимании необходимости общественной полезности и чёткости в выполнении порученного дела на определённом направлении или участке выполнения работ и связано с осознанностью объективной необходимости своего труда и готовности к преодолению трудностей в своей профессии и воспринимающийся специалистом-профессионалом уже не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая личная убежденность в необходимости совершения определённых действий.
1. Беловолов В.А., Левин Е.М., Беловолова С.П. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России: понятие, содержание, особенности. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 1 (13): 40 - 48.
2. Шадрин В.А., Беловолов В.А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45):171 - 173.
3. Беловолов В.А., Матвеев Д.Е, Беловолова С.П., Султанбеков Т.И. Культура межнационального общения: категоризация, интерпретация и социокультурный подход. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 6 (18): 155 - 160.
4. Беловолова С.П., Матвеев Д.Е., Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 4 (16): 44 - 52.
5. Нургалеев В.С., Беловолов В.А., Лубочников П.Г. Психологический анализ понятия «экстремальная деятельность». Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014;1(13): 55-60.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
7. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. Москва, 1956.
8. Нургалеев В.С., Беловолов В.А., Лубочников П.Г. Построение безопасного психологического пространства личности студента в вузе как психологическое явление. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 3 (15): 95 - 99.
9. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, Наука, 1969.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
11. Лепин П.В., Беловолова С.П., Беловолов В.А. Развитие методологической рефлексии педагога-исследователя. Вопросы образования. 2008; 1: 52.
12. Сластенин В.А., Лепин П.В., Беловолов В.А., Беловолова С.П. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании. Педагогическое образование и наука. 2002; 4: 28.
References
1. Belovolov V.A., Levin E.M., Belovolova S.P. Professional'naya deyatel'nost' oficera VV MVD Rossii: ponyatie, soderzhanie, osobennosti. Gumanitarnye naukii obrazovanie v Sibiri. 2014; 1 (13): 40 - 48.
2. Shadrin V.A., Belovolov V.A. Cennostno-patrioticheskie orientacii voennosluzhaschego: ponyatie, soderzhanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45):171 - 173.
3. Belovolov V.A., Matveev D.E, Belovolova S.P., Sultanbekov T.I. Kul'tura mezhnacional'nogo obscheniya: kategorizaciya, interpretaciya i sociokul'turnyj podhod. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 6 (18): 155 - 160.
4. Belovolova S.P., Matveev D.E., Belovolov V.A. Obogaschenie vospitatel'noj raboty 'etnokul'turnym komponentom kak odno iz uslovij formirovaniya 'etnicheskoj tolerantnosti kursantov v voennom institute. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 4 (16): 44 - 52.
5. Nurgaleev V.S., Belovolov V.A., Lubochnikov P.G. Psihologicheskij analiz ponyatiya «'ekstremal'naya deyatel'nost'». Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014;1(13): 55-60.
6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
7. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Moskva, 1956.
8. Nurgaleev V.S., Belovolov V.A., Lubochnikov P.G. Postroenie bezopasnogo psihologicheskogo prostranstva lichnosti studenta v vuze kak psihologicheskoe yavlenie. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 3 (15): 95 - 99.
9. Platonov K.K. Lichnostnyj podhod kak princip psihologii. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva, Nauka, 1969.
10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
11. Lepin P.V., Belovolova S.P., Belovolov V.A. Razvitie metodologicheskoj refleksii pedagoga-issledovatelya. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 52.
12. Slastenin V.A., Lepin P.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P. Metodologicheskaya refleksiya v pedagogicheskom issledovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002; 4: 28.
Статья отправлена в редакцию 11.07.16
УДК 37.014.5
Anohin I.A., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF EDUCATIONAL POLICY IN THE ALTAI REPUBLIC IN 1990s. The article covers a question of analyzing the formation of educational policy in the Altai Republic in 1990s. The author differentiates periods of formation and development of the educational policy. The author also analyzes legal documents in the sphere of education that influenced the development of school education in the Altai Republic. These documents include: "The program of public education development in the Altai Republic in the 1990s"; "The concept of national schools in the Altai Republic"; "The Law of education in the 1999s" and other documents. In conclusion, the author proves the importance of the search for strategies and tactics to provide modernization and improvement of the school education in the studied region.
Key words: modernization of educational system, regional educational policy, school, education contents, regulatory framework.
И.А. Анохин, аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА
В статье предпринята попытка рассмотрения региональной образовательной политики в период 90-х гг. XX в, выделены периоды её формирования и развития. Автор проводит анализ принятых нормативно-правовых документов в сфере образования, повлиявших на развитие школьного образования в Республике Алтай в вышеотмеченный период, среди них «Программа развития народного образования Республики Алтай на переходный период», «Концепция национальных школ Республики Алтай», закон «Об образовании» 1999 года и ряд других документов. В заключении автором приводятся доводы, в которых он обосновывает значимость поиска стратегии и тактики в области образовательной политики региона для модернизации и улучшения школьного образования.
Ключевые слова: модернизация, система образования, региональная образовательная политика, школа, содержание образования, нормативно-правовая база
От проводимой государством политики в области образования во многом зависит развитие образования в нашей стране и в его конкретном регионе. Благодаря исследованию региональной образовательной политики определяются перспективные направления развития и модернизации системы образования, формируется образовательный вектор, выделяются основные ориентиры и механизмы для придания целостности и стабильности российскому образованию. Поэтому исследование образовательной политики является актуальным.
Ключевым понятием данной статьи выступает «образовательная политика». В настоящее время существуют различные трактовки такого определения. Для нашего исследования наиболее приемлемой является формулировка, предложенная О.Н. Смолиным, который под образовательной политикой понимает «определённый комплекс мер государства, целью которых является создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций системы образования, включая воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей» [1, с. 9].
С целью изучения вопроса становления региональной образовательной политики Республики Алтай (далее также: РА) в период 90-х гг. XX столетия рассмотрим степень её изученности.
Так, на сегодняшний момент нами выявлено небольшое количество научных работ, посвящённых проблеме образовательной политики в различных регионах России. Наиболее исследованными являются такие субъекты РФ как Удмуртская Республика, Республика Тыва, Республика Татарстан.
В статье Н.М. Очур [2] выделяются ключевые этапы и особенности проводившейся образовательной политики, анализируются нормативно-правовые документы и программы, принятые в
Республике Тыва, направленные на развитие и совершенствование образования в регионе.
В работе И.Ю. Даниловой [3] рассматривается содержание понятия региональной образовательной политики, приводятся различные точки зрения ученых на трактовку данного термина, автор в качестве иллюстративного примера развития образования приводит образовательную модель Республики Татарстан, здесь же анализируются принятые нормативно-правовые документы, направленные на развитие образования в Республике Татарстан.
В диссертации под названием «Эволюция системы общего образования Удмуртской Республики в 1991 - 2000 гг.» О.В. Стрелкова [4] акцентирует внимание на формировании образовательной политики в Удмуртии в 1991 - 2000 гг., выделяет главные особенности её развития, проводит анализ нормативно-правовых документов, закона УР «О народном образовании» принятого в 1995 году, Программы стабилизации и развития народного образования УР в переходный период на 1991 - 1995 гг., Программы развития народного образования УР на 1995 -2000 гг.
Рассмотрим степень разработанности вышеотмеченного вопроса в Республике Алтай.
А.П. Беликова [5] в своих исследованиях рассматривала развитие школьного образования в Республике Алтай в 90-е гг., охарактеризовала некоторые тенденции развития общего образования в Республике Алтай, дала анализ Концепции национальных школ Республики Алтай.
В научных трудах В.К. Кыпчакова [6] рассмотрена и выявлена сущность регионализации образования в Республике Алтай, показан анализ имеющихся проблем в системе образования региона в 90-е гг. XX в, раскрывается значимость изменения со-