УДК 378
СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ОФИЦЕРА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ
Рябков Д.В.
Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме междисциплинарного подхода к изучению понятия служебно-профессионального долга будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации. В статье также рассмотрены различные подходы к интерпретации понятия «долг» с точки зрения философии, социологии, психологии и педагогики. Предпринята попытка раскрыть данные понятия с точки зрения междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: долг; служебно-профессиональный долг офицера; офицер войск национальной гвардии России; междисциплинарны! t подход.
CALL OF PROFESSIONAL DUTY OF OFFICER: A MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT
RyabkovD.V
The article is dedicated to modern military education problem interdisciplinary approach to the study of the concept of a service-the professional duty of an officer of National Guard troops of the Russian Federation. The article also describes the various approaches to the interpretation of the concept of "duty "from the point ofview ofphilosophy, sociology, psychology and pedagogy. Attempts to identify these concepts from the point of view of interdisciplinary approach.
Keywords: duty; call ofprofessional duty officer; officer of National Guard of the Russia; interdisciplinary approach.
Актуальность проблемы исследования служебно-профессио-нального долга у военнослужащих, в частности у офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, обусловлена необходимостью рассмотрения различных подходов к трактовке понятия служебно-профессионального долга, в том числе и с точки зрения междисциплинарного подхода.
В основе явления междисциплинарности лежит мысль о том, что в какой-то момент научные изыскания внутри конкретной узкой специальности наталкивается на некоторую границу. Эта преграда удерживает взгляд внутри данной специальности и не позволяет взглянуть на проблему под иным углом, изучить явление всесторонне. По такой причине в последние годы много говорится о необходимости открыть научные границы для притока нового, о «свежей крови», «смене парадигм» [2].
Как утверждают многие учёные, междисциплинарный подход основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве составных частей [3; 7]. Например, с точки зрения междисциплинарного подхода, человека следует рассматривать как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей. Для изучения этих особенностей применяются только соответствующие им дисциплинарные подходы и методы.
Более продуктивным в этом смысле современные специалисты, мнение которых мы разделяем, считают междисциплинарный подход, на основе которого как раз и предполагается развитие и формирование человека гармоничного и нравственного.
В научной литературе междисциплинарность рассматривается как форма организации научного знания, основанного на определенных связях между научными дисциплинами (отраслями знаний), методами и технологиями, которые обеспечивают решение комплексных научных проблем. Междисциплинарность характеризуется свойствами интегративности дисциплин, основанными на переносе методов исследований по одной дисциплине в другую.
Междисциплинарность требует синтеза полученных в рамках различных научных дисциплин результатов [6].
По своей сути междисциплинарный подход подразумевает такое использование многообразия подходов, методов и приёмов, которые дают качественно иной, чем традиционный (монопредметный) подход, результат.
По мнению В.А. Сластёнина, междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе исследуемого предмета. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов изучения, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление [12].
Целесообразность применения междисциплинарного подхода в рамках нашего исследования обусловлена необходимостью изучения феномена «долг» во всей его многоаспектности. К проблемам изучения долга имеют отношение многие науки. Все они имеют свой особый предмет, свои методы, свой специфический язык. Поэтому мы остановимся лишь на одном важном для нашего исследования вопросе - соотнесении понятийных систем различных наук, вовлеченных в исследование проблематики этого феномен [7; 13].
Как отмечал Б.Н. Миронов, междисциплинарность в исследовании позволяет «выразить многомерный взгляд на многомерный мир, проникнуть в суть вещей, которая никогда не лежит на поверхности, понять её сокровенный смысл [8].
Потенциалом для успешного выполнения служебно-боевых зацач военнослужащими является наличие у них сформированных нравственных качеств, готовности к самопожертвованию ради защиты Отечества, выполнения своего служебно-профессионального долга [18]. Проблема воспитания служебно-профессионального долга как базового ценностного свойства личности офицера занимает в настоящее время значительное место в философских, культурологических, социологических, психолого-педагогических исследованиях.
Анализ различных научных источников, в которых рассматривается проблема служебно-профессионального долга, использование
и трактовка самого термина «служебно-профессиональный долг» характеризуются многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется онтологически сложной, противоречивой природой данного социально-культурного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры и многообразия форм проявления служебно-профессионального долга. Кроме того, проблема служебно-профессионального долга рассматривается разными авторами в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от их личной, гражданской позиции, отношения к своему Отечеству и народу, от использования ими различных сфер знаний и т.п.
В настоящее время при исследовании феномена «служебно-профессиональный долг» используется междисциплинарное, системное взаимодействие различных общенаучных подходов, включая философский, социологический, психологический и педагогический. Понятие служебно-профессионального долга является видовым понятием долга и вытекает из категории долга. Для определения сущности служебно-профессионального долга офицера войск национальной гвардии России необходимо установить его значение и роль в сфере военной деятельности. С этой целью, прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие «долг». В этой связи с этим необходимо обратиться к теоретическому анализу понятия «долг».
Анализ различных источников показал, что понятие долга впервые получило свое обоснование в философии, а в дальнейшем рассматривалось рядом наук: социологических, культурологических, в том числе психологией и педагогикой.
Изучение современных исследований по проблемам долга показывает, что на протяжении веков термином «долг» обозначались самые разнообразные явления. В изучении «долга» как социального явления сложно определить приоритетную научную сферу - целесообразнее рассматривать «долг» как объект междисциплинарного знания, каждое из которых раскрывает ту или иную сторону данного феномена.
В философских словарях под долгом понимается одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно
аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым.
В педагогических словарях подчеркивается, что долг - это совокупность определенных качеств личности, которые необходимо воспитывать у индивида. При этом важно иметь в виду, что «воспитание чувства долга не должно подменяться формированием исполнительности или послушания, наоборот, оно должно включать развитие способности к самосознанию, ответственности, требовательности к себе, чувства сострадательности, терпимости по отношению к другим людям».
В этических теориях прошлого долг рассматривается как проявление либо божественной воли, либо вечных и неизменных свойств человеческой природы. В этике стоиков, например, долг является покорностью судьбы, волей бога, и стоичный идеал мудрецов, поднимающийся выше материальных интересов и страстей, выводится из воли божества [5].
В собственно моральном значении, около 2400 лет назад древнегреческий философ-материалист Демокрит впервые ввел в научный обиход понятие «долг», призывая воздерживаться от дурных поступков «не из страха, но из чувства долга». Будучи представителем эллинской философии, Демокрит ни в коей мере «не рассматривал долг как нечто довлеющее над человеком, изначально противостоящее ему. Он связывал долг с внутренними благородными мотивами и считал наиболее нравственными те человеческие действия, которые совершаются по убеждению, а не по принуждению».
При всем разнообразии подходов к определению места и роли долга в жизнедеятельности человека и общества можно заключить, что приоритет интересов общества над частными интересами лич-
ности очевиден. Менее явно прослеживается идея единства интересов личности и общества.
Средневековый философ Ф. Аквинский обосновал долг, исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на её достижение, тоже становятся необходимыми, то есть обязанностями [11].
Философы Нового времени сводили содержание и критерий долга к земной основе, связывали нравственные обязанности человека с его личными интересами и потребностями. П.А. Гольбах отмечал что, «...истинные основы морального долга» лежат в сфере «...собственного интереса, собственного счастья и обязанности...» каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом; «нравственная обязанность - это необходимость прибегать к средствам, способным сделать счастливым существа, с которыми мы живем, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих» [5].
У известного немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля в качестве долга для субъекта выступает «добро в себя и для себя», «абсолютная цель мира», достигаемая в процессе развития абсолютного духа. Субъект «должен своим намерением и осуществлять это в своей деятельности». Основанием долга он считает законы государства и пытается согласовать долг со склонностями и чувствами человека. Однако требования долга являются для него не только высшими законами и предписаниями авторитета, но получают одобрение и признание в сердце, образе мыслей и совести человека [4].
Выдающийся философ-теоретик Нового времени И. Кант, отрицает общественное происхождение нравственного долга, подчеркивая его формальный характер и независимость от интересов и желаний людей. Он утверждает что, «высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью», и «долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой» [1].
Другой философ Нового времени И. Бентам сделал попытку соединить в своем учении благо и пользу, что отличает его подход от многих этических учений. Для И. Бентама при «правильном» понимании блага не существует заметной разницы между удовольстви-
ем, счастьем, пользой и добродетелью. И. Бентама, как и других античных философов - Платона, Аристотеля, Эпикура и других, интересовали проблемы формирования человеческого поведения, его мотивов, совместимости социально необходимого и индивидуально значимого в поступках человека. И. Бентам сделал вывод о том, что мораль, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения наивысшего счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей.
В дальнейшем философы И.Г. Фихте, Шопенгауэр, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Шелер, Г. Райнер, Дж. Мур, Э. Айер и др. развивали учение о долге с разных мировоззренческих позиций либо отвергая, либо поддерживая положения о долге И. Канта.
Краткий обзор этических учений показывает, что вопросы долга, не являясь центром внимания исследователей прошлых веков, все же не могли не встать перед ними, поскольку этическое учение в целом непременно включает в себя представления о должном поведении и ответственности личности как субъекта деятельности.
Значительный вкггад в разработку категории долга внесли такие советские философы, как Д.А. Волкогонов, В.А. Ребрин, А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, J1.B. Коновалова, В.И. Селиванов, JIM. Архангельский, В.Г. Иванов, Э.В. Соколов, A.C. Миловидов, В.И. Игнатовский и др. Долг относится к группе категорий, выражающих внутренние стимулы нравственного поведения. Он наиболее тесно связан с понятием ответственности, которая рассматривается рядом исследователей как «конкретное проявление чувства долга», как «свободная реализация верно осознанного долга» [15].
Современные психолого-педагогические учения также не могли остаться в стороне от изучения и решения вопросов долга и ответственности. Отечественные исследователи Г.В. Дубова, П.А. Кропоткин, A.B. Опалева, З.К. Сокова, В.Д. Шадриков и др. видели в долге выражение внутренних потребностей и стремлений человека. H.A. Добролюбов писал: «...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое, как «нравственные вериги», а именно того,
кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего...» [14].
В психолого-педагогической науке долг рассматривается как один из основных мотивов социального поведения индивида, как стержень его моральной направленности, возникающий лишь на определенной стации развития личности. Такую позицию занимают в своих исследованиях С Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, B.C. Мерлин, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, B.C. Ильин, A.B. Зосимовский и др.
В связи с этим формирование долга в его психолого-педагогическом значении детерминируется степенью усвоения ценностного содержания офицерской профессии через ее активное познание, ин-тенциональность, способность к рефлексии и генерализацию внешних воздействий, которые, по образному выражению А.Н. Леонтьева, «вместились в личность» и начали определять отношение к миру и открывать новые возможности для ценностно-познавательной и социально ответственной деятельности.
Воспитанием порядочности, трудолюбия, добросовестности занимались педагоги советского времени с помощью развития убеждений и чувства долга человека, формирования его знаний в различных областях науки, ответственности перед Родиной и согражданами (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Большое значение воспитанию долга у учащихся придавал В. А. Сухомлинский. «Красной нитью через весь процесс воспитания проходит идея нравственного долга. Настоящее воспитание - это воспитание в человеке долга перед другими людьми» [17].
Следовательно, в воспитательно-образовательном процессе вуза войск национальной гвардии России ответственность курсанта должна проявляться в учебно-профессиональной деятельности в виде устойчивого повторения важности действий, выполняемых на основе осознания служебно-профессионального долга и требований к будущей профессии, основываясь на самоконтроле действий, поступков и оценке значимости учебной деятельности как основы для высокой результативности будущей профессиональной деятельности [9; 16].
Анализ отечественной литературы ио философии, этике, психологии, педагогике, позволяет сделать вывод о том, что, в целом, долг является нравственной задачей каждой личности, группы лиц, социальной группы или народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, которая становится для них внутренним принимаемым обязательством или обязанностью.
Этика Нового времени обнаруживает попытки преодолеть односторонность античной и средневековой этики. Основной проблемой, решаемой в ней, становится проблема преодоления узости эгоистических установок личности, что сделает возможным объединение отдельных личностей в общество. Можно видеть, что основная де-онтологическая идея античных философов - приоритет общего над частным - находит свое отражение в философии Нового времени.
Долг является одной из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста, совокупность его обязанностей перед государством.
Личность выступает носителем определённых моральных обязанностей перед обществом, осознаёт их и реализует в своей деятельности. Сферу морали с достаточным основанием можно именовать сферой должного.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что служебно-про-фессиональный долг офицера выступает онтологическим основанием существования и развития как социума в целом, так и отдельной человеческой личности.
Если в требованиях долга выражено отношение общества к личности, то долг - это отношение личности к обществу. Личность офицера выступает как активный носитель определенных моральных прав и обязанностей, перед обществом, осознает, их и реализует в практической деятельности.
Приведенные выше теоретико-методологические положения свидетельствуют, что служебно-профессиональный долг офицера войск национальной гвардии России является особой ценностью, она представляет собой не только историческое явление, но и спо-
соб социализации и развития офицеров как сознательных субъектов общества, готовых к выполнению задач по защите Отечества.
Структура служебно-профессионального долга офицера войск национальной гвардии России представляет собой устойчивую, закономерную взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, поведенческого, рефлексивного компонентов. Выделяемые компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и в равной степени зависят друг от друга. Их единство и степень развития одновременно являются результатом и критерием профессионально-нравственной зрелости офицера войск национальной гвардии России. Чем выше его уровень, тем более едиными являются сознание, чувство служебно-профессионального долга и его практическая реализация.
Проведенный теоретико-методологический анализ научной литературы позволил нам определить служебно-профессиональный долг офицера как интегративное, профессионально-значимое ценностное качество личности офицера войск национальной гвардии России, выражающееся во внутренней ориентированности на специфику его служебно-боевой деятельности, которая является отражением объективных служебных и профессиональных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и непосредственным воплощением их в практической повседневной деятельности [10]. Её высокую социальную ответственность, ценностно-смысловую доминанту, выражающуюся в мотивационном, деятельностном, когнитивном и рефлексивном компонентах. Формируемое с учётом структурных компонентов образовательной среды военного института войск национальной гвардии России, с целью эффективного выполнения служебно-боевых задач по обеспечению личности, общества и государства, защиты Отечества.
Список литературы 1. Архангельский Л.М. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека / Архангельский Л.М. // Вопросы философии. 1977. № 1.
2. Бальчушв С.Г. Формирование готовности курсантов военных институтов внутренних войск к научно-исследовательской деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) [Электронный ресурс]. 2015. № 9 (53). С. 690-697.
3. Боруха С.Ю. Технология междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства / Боруха С.Ю., Верзунова J1.B. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 267.
4. Гегель Г.В. Собрание сочинений/ Гегель Г.В. Т.З. М.: Знание, 1956.
5. Гольбах П.А. Система природы / Гольбах П.А. М.: Соцэкгиз, 1940. 454 с.
6. Каменев А.И. Современная высшая военная школа / Каменев А.И. М.: ВПА, 1991.
7. Лепин П.В. Развитие методологической рефлексии педагога-иссле-дователя / Лепин П.В., Беловолов В.А., Беловолова С.П. // Вопросы образования. 2008. №1. С. 52.
8. Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях/Под ред. академика Коваленко И.Д. Л., Наука. 1991. С. 100.
9. Нургалеев B.C. Построение безопасного психологического пространства личности студента в вузе как психологическое явление / Нургалеев B.C., Беловолова С.П., Беловолов В.А. // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. №3(15). С. 95-99.
10. Нургалеев B.C. Психологический анализ понятия «экстремальная деятельность» / Нургалеев B.C., Лубочников П.Г., Беловолов В.А. // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. №1(13). С. 55-60.
11. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов и педагогич. колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Российское педагогическое общество, 1996. 602 с.
12. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагогич. учеб. заведений/ Сла-стенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
13. Сластенин В.А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании / Сластенин В.А., Лепин П.В., Беловолов В.А., Беловолова С.П. // Педагогическое образование и наука. 2002. №4. С. 28.
14. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций/ Сокова З.К. М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2009. 208 с.
15.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 291.
16. Султанбеков Т.И. Структура образовательной среды военного вуза / Султанбеков Т.И., Беловолов В. А. // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 4 (53). С. 48-50.
17. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика // Избранные сочинения в 3-х томах/Сухомлинский В. А. М.: Просвещение, 1981. Т.1. 360 с.
18. Шадрин В.А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание / Шадрин В.А., Беловолов В.А. // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 171-173.
References
1. Arkhangcl'skiy L.M. Roi" i mesto nravstvennogo vospitaniya v sisteme fonnirovaniya novogo cheloveka [Roi and the place of moral education in system of forming of the new person] / Arkhangcl'skiy L.M. // Vo-prosy filosofii. 1977. № 1.
2. Bal'chugov S.G. Fonnirovanie gotovnosti kursantov voennykh institu-tov vnutrennikh voysk k nauchno-issledovaterskoy deyaternosti [Formation of readiness of cadets of military institutes of internal troops for research activity] // Sovremennye issledovaniya sotsiaFnykh problem (elektronnyy zhurnal) [Modem researches of social problems (online magazine)]. 2015. № 9 (53). S. 690-697.
3. Borukha S.Yu. Tekhnologiya mezhdistsiplinamoy operezhayushchey pod-gotovki professionarnykh kadrov v usloviyakh integratsii obrazovaniya, nauki i proizvodstva [Technology of the cross-disciplinary advancing preparation of a professional personnel in the conditions of integration of education, science and production] / Borukha S.Yu., Verzunova L.V. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modem problems of science and education], 2012. № 4. S. 267.
4. Gcgcl' G.V. Sobranie sochineniy [Collected works] / Gcgcl' G.V. T.3. M.: Znanie, 1956.
5. GoFbakh P.A. Sistema prirody [System Nature] / GoFbakh P.A. M. : So-tsekgiz, 1940. 454 s.
6. Kamenev A.I. Sovremennaya vysshaya voennaya slikola [Modem higher A.I military school] / Kamenev A.I. M.: VPA, 1991.
7. Lepin PV. Razvitie metodologicheskoy refleksii pedagoga-issledovate-lya [Development of a methodological reflection teacher-researcher] / Lepin P.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P // Voprosy obrazovaniya [Questions of education], 2008. №1. S.52.
8. Mironov B.N. Istoriya v tsifrakh. Matematika v istoricheskikh issledo-vaniyakh [History in figures. Mathematics in historical researches] / Pod red. akademika Kovalenko I.D. L., Nauka, 1991. S. 100.
9. Nurgaleev V.S. Postroenie bezopasnogo psikhologicheskogo prostranst-va liclmosti studenta v vuze kak psikhologicheskoe yavlenie [Creation of safe psychological space of the identity of the student in higher education institution as the psychological phenomenon] / Nurgaleev V. S., Belovolova S.P, Belovolov V.A. // Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri [The humanities and education in Siberia]. 2014. №3(15). S. 95-99.
10.Nurgaleev V.S. Psikhologicheskiy analiz ponyatiya «ekstremarnaya dcyatcl'nost'» [Psychological analysis of the concept "Extreme activities"] /Nurgaleev V.S., Lubochnikov P.G., Belovolov V.A. // Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri [The humanities and education in Siberia], 2014. №1(13). S. 55-60.
11. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud, vuzov i pedagogich. Kolledzhey [Pedagogics: studies, benefit for student, higher education institutions and pedagogical colleges] / Pod red. Pidkasistogo P.I. M.: Rossiyskoe pedagogicheskoe obshchestvo, 1996. 602 s.
12. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud, pedagogich. ucheb. Zavedeniy [Pedagogics: studies, benefit for student, pedagogical studies. Institutions] / Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. M.: Shkola-Press, 1997. 512 s.
13. Slastenin V.A. Metodologicheskaya refleksiya v pedagogicheskom issle-dovanii [A methodological reflection in pedagogical research] / Slastenin V.A., Lepin P.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P. // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002. №4. S.28.
14. SokovaZ.K. ProfessionaTnayaetika: kurs lektsiy [Professionalethics: Course of lectures] / Sokova Z.K. M.: TsIiNMO KP MVD Rossu, 2009. 208 s.
15. Spirkin A.G. Soznanie i samosoznanie [Consciousness and consciousness], M., 1972 S. 291.
16. Sultanbekov T.I. Struktura obrazovaternoy sredy voennogo vuza [Structure of the educational circle of the military of higher education institution] / Sultanbekov T.I., Belovolov V.A. // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical magazine of Bashkortostan]. 2014. № 4 (53). S. 48-50.
17. Sukhomlinskiy V.A. Roditcl'skaya pedagogika [Parent pedagogics] // Izbraimye sochineniya v 3-kli tomakh [the Chosen compositions in 3 volumes] / Sukhomlinskiy V.A. M.: Prosveshchenie, 1981. T.l. 360 s.
18. Shadrin V.A. Tsennostno-patrioticheskie orientatsii voennosluzhashche-go: ponyatie, soderzhanie [Valuable and patriotic orientations of the serviceman: concept, Content] / Shadrin V.A., Belovolov V.A. // Mir nauki, kuFtury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2014. № 2 (45). S. 171-173.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Рябков Дмитрий Владимирович, адъюнкт очного обучения
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национального гвардии России ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск Новосибирская область, 630114, Россия belousmpgu(a)mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR Ryabkov Dmitriy Vladimirovich, post-graduate student
Novosibirsk military institutes named after General of the Army I.K. Yakovlev National Guard of the Russian 6/2, Kljuch-Kamyshenskoe plato St.. Novosibirsk, 630114, Russian Federation belousmpgu(a)mail. ru